По общим вопросам
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
После распада СССР и завершения эпохи построения коммунизма нам в наследство остались пространства, принадлежавшие цивилизации, чье существование было прервано. Постсоветские пространства — общественные и частные — от самой страны, промышленных зон, ее городов и улиц, — до многоквартирных типовых домов, коммуналок и дач — это те места, с которыми мы продолжаем жить и взаимодействовать. Здесь появлялись и строились новый быт, новые традиции, новая эстетика. Часть этих пространств продолжали функционировать, изменялись, поновлялись, меняли функцию, другие выпадали из использования, разрушались, руинировались. Так или иначе, их присутствие в новом государстве было и остается доминирующим, а их влияние на нашу повседневность — существенным.
Именно распад СССР (в результате которого коммунизм вновь отправляется в небытие) послужил отправной точкой для написания в 1993 году Жаком Деррида книги «Призраки Маркса», где он формулирует понятие «хонтология». Теория хонтологии, «призраковедения» (от слова haunt, «призрак»), названной так по аналогии с онтологией, учением о бытии, описывает особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой (то есть «существующей»), ни неживой (то есть «существовавшей»). Хонтология занимается изучением того, как существует несуществующее: ведь призраки присутствуют, но не обладают реальностью. В русском языке ряд исследователей употребляют термин «призракология» как альтернативный, более понятный вариант и перевод термина «хонтология».
«Призрачный момент, момент, более не принадлежащий времени, если под этим словом мы понимаем последовательность различных модальностей настоящего (настоящего прошлого, актуального настоящего: „сейчас“, настоящего будущего). Этот момент нас смущает, оставляет в недоумении, интригует — неподвластный времени, по крайней мере, тому, что мы так называем», — Жак Деррида.
Именно пространства, «зияния» являются местом бытования призраков, но так же важно, что и сами пространства в известном смысле являются призрачными.
Мы живем во времени, когда все утопические проекты будущего остались в прошлом. ХХ век учил предвкушать будущее, в отечественном контексте — «светлое будущее». Наше же время новых проектов будущего не предлагает, словно отпала сама возможность вообразить вариант будущего, радикально отличающегося от настоящего.
В этой ситуации художники обращаются к прошлому как к источнику, содержащему альтернативные, фантомные, неслучившиеся варианты будущего. Движущими силами и методами этого ретроспективного взгляда становятся память, препарирование времени и ностальгия. Именно этими инструментами мы предлагаем воспользоваться художникам, которые захотят присоединиться к данному проекту.
Для участия в выставке необходимо представить:
Кураторки проекта: академический руководитель программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ Александра Кузнецова и художница, кураторка, студентка IV курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ, профиль «Дизайн и современное искусство» София Афанасьева.
Прием заявок проходит до 22 ноября 2020 года.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.