По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Старт в октябре 2025
Занятия вечером в пн, вт, чт и днём в среду
Можно оплатить долями или сразу одним платежом. Скидки студентам, выпускникам и сотрудникам НИУ ВШЭ от 5% до 20%
Двухлетняя программа профессиональной переподготовки Школы дизайна НИУ ВШЭ. На курсе готовим художников, которые умеют работать с холстом и красками, фото- и видеокамерой, звуком и другими инструментами современного искусства, а также погружаются в контекст истории и теории современного искусства.
В 2024 году идёт набор на две специализации: «Современная живопись» и «Практики современного искусства».
1 декабря узнайте, как учат в HSE Art and Design School. В программе — мастер-классы, лекции и дискуссии
Слушатели программы выбирают и учатся по специализации «Современная живопись» или «Практики современного искусства».
«Современная живопись» подойдёт всем, кто хочет научиться писать маслом, гуашью, акварелью и другими видами красок по холсту. Занятия проходят в специально оборудованной художественной студии в корпусе Школы дизайна на Измайловском шоссе, 44с2. Специализацию курирует Диана Мачулина — художник, арт-критик и лауреат «Премии Кандинского». Дипломным проектом станет групповая или персональная выставка.
На специализации «Практики современного искусства» слушатели изучают графические редакторы, развивают концептуальное мышление и создают художественные проекты: видеоарт, анимацию, инсталляции, фотографию, цифровую графику и другие. За время обучения вы создадите и презентуете пять работ: видеодневник, книгу художника, видеоарт-проект, графическую серию и трёхмерную виртуальную инсталляцию. Занятия ведёт Александра Кузнецова — художник, преподаватель и исследователь искусства.
Учёба на специализациях состоит из работы в мастерской, домашних и групповых занятий, где куратор помогает превратить практические навыки в готовый проект для выставки в галерее или на других внешних площадках.
Презентации проектов проходят вместе со студентами магистерской программы «Практики современного искусства».
На занятиях вы научитесь писать портреты, пейзажи, работы на свободную тему, создадите цикл иллюстраций и подготовите свой проект для групповой или персональной выставки. Учиться можно с нуля — даже если не заканчивали художественную школу, но чувствуете, что живопись вам интересна.
Цвет в живописи. Знакомство с теорией и терминами: светлота, тон, цвет, насыщенность. Студенты выполняют пропедевтические колористические упражнения на основе абстрактных раппортных композиций. Изучают контрасты: светлотный, хроматический, симультанный, теплохолодности, оттенков, насыщенности. Исследуют поведение цвета в окружении других цветов и выполняют простые композиции, приближая или удаляя объекты средствами цвета. Учатся использовать разные контрасты для выделения главного. Анализируют цвет как средство управления вниманием зрителя, условный цвет как акцент, цвет для передачи объёмной формы, цвет для передачи пространства и т.д.
Искусство XX и XXI веков инспирировано самыми разнообразными идеями и концепциями. История всей человеческой культуры служит основой для современного искусства и для его понимания. Цель курса — исследовать глубокие связи различных явлений в истории человека. Искусство в этом смысле не выглядит замкнутым, герметичным явлением, но оказывается связанным с философией, наукой, религией, политикой и в целом — с культурой. Наиболее интересное из перечисленного — философские идеи, которые иногда становились основой для создания художественных образов, а иногда искусство было питательной средой для философских концепций.
В рамках курса студенты изучают теоретические модели современного творчества и знакомятся с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс не является предложением получить готовое знание, но является дискуссионной площадкой, где вслед за знакомством с философскими идеями и теоретическими моделями следуют споры на разнообразные темы, самостоятельные размышления, в результате которых каждый студент может сформировать собственную систему понимания взаимосвязи культурных явлений.
Особая часть курса — рекомендованные самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с помощью различных философских концепций.
Студенты изучают различные технологии современной живописи. Под руководством мастера они создают проекты, применяя разные концептуальные подходы к своей практике, осмысляя место живописи как медиума в контексте истории искусства и современного художественного процесса, а также работают над формированием индивидуальной авторской манеры.
Студенты знакомятся с различными технологичесикми решениями, применяемыми современными живописцами. Изучают возможности различных материалов, их выразительность и формальные качества. В результате курса учащиеся формируют ясное представлени о том, какая именно технологическая база наилучшим образом подходит для создания их проектов.
Визуальные исследования как новая исследовательская парадигма и интегративная учебная дисциплина отражают процессы освоения различных форм визуального в современной культуре. В рамках данного курса магистрам будет предложена авторская концепция анализа визуального нарратива от исторических контекстов до современных художественных практик.
Тематические блоки курса:
Курс разбит на три исследовательских блока (медиапоэзия, книга художника, концептуальные проекты), каждый из которых будет сопровождаться практическими заданиями.
По итогам прохождения данного курса студенты получают ясное представление о формах взаимодействия текста и изображения в поле современного искусства и учатся самостоятельно применять некоторые из стратегий создания визуального нарратива.
Учёба состоит из лекций, групповых семинаров, занятий по технологиям дизайна и мастер-классов в художественной мастерской. В каждом учебном модуле вы создадите и презентуете два арт-проекта, а также научитесь продвигать своё творчество: работать с художественными институциями, арт-резиденциями, профессиональными конкурсами и грантами.
Cтуденты параллельно создают два проекта — видеодневник, посвященный актуальной общественной проблематике, индивидуальному опыту или практикам, а также книгу художника, концептуально связанную с видео работой.
Ключевая задача модуля — создать проекты, которые представляют студента как художника.
Важная часть модуля — концептуальное сопряжение двух проектов: они должны быть взаимосвязаны более или менее очевидным образом, быть частью одного высказывания или продолжением друг друга.
Студенты создают видеоарт-проект средствами анимации, а также серию графики. Под изобразительной серией понимается любая серия работ от живописи или графики, до плоских объектов.
Пользуясь уже знакомыми техниками и знакомясь с новыми, на базе полученного опыта студенты создают собственную серию и связанный с ней анимационный видеоарт.
Каждый из проектов представляет художественное высказывание на тему, заявленную автором. Важно выстроить концептуальную взаимосвязь между двумя проектами данного модуля.
В этом модуле студентам предстоит создать виртуальную инсталляцию в трехмерном виртуальном пространстве и материальную серию арт-объектов, связанных общей идеей. Этот составной проект должен представлять собой художественное высказывание на тему, заявленную и разрабатываемую автором в этом модуле.
Виртуальная инсталляция при этом понимается достаточно широко — это может быть как 3D-визуализация реальной инсталляции, которая могла бы быть впоследствии воплощена, так и любым виртуальным пространством с элементами иммерсивности или игрового процесса или создание иного виртуального зрительского опыта. Инсталляция должна быть представлена не только как виртуальное пространство в 3D, но и как презентующий это пространство видеоролик-тизер, рассказывающий о ней.
Концепция серии объектов и инсталляции — едина, при этом объекты должны представлять собой продолжение этой концепции в физическом пространстве, находя соответствующее материальное воплощение.
Студентам предстоит создать персональную виртуальную выставку, а также серию работ в рамках единой концепции. Это финальный проект первого года обучения, который должен стать квинтэссенцией знаний и компетенций, полученных студентом — работой, подводящей промежуточный итог в его художнической практике.
Студенту необходимо ответственно отнестись как к выбору темы, с которой будет связано его авторское высказывание в формате виртуальной выставки, так и ко всем уровням ее воплощения.
Концепция серии работ и виртуальной выставки — едина, при этом работы должны представлять собой продолжение этой концепции, находя соответствующее воплощение. Серия работ может частично или полностью являться содержанием виртуальной выставки. Данная серия может быть выполнена любыми доступными художнику средствами.
Задача модуля — создание видеоарт-проекта и дополняющего его проекта в виде серии фотографий. В течение модуля студенты разрабатывают выбранную тему, работают с фото- и видеосъемкой. В видео части проекта обязательным является наличие собственных съемок с участием героя/героев, допустимо использование анимации, готовых видео. В этом проекте художник не может быть единственным действующим лицом, выступающем во всех ипостасях. Он должен стать продюсером своего проекта, который не только придумал его, но и организовал работу над ним, включая обязательное привлечение третьих лиц (это могут быть актеры, операторы и т.д).
Видео может быть создано в формате видеоарт-проекта с участием исполнителей или перформанса с участием исполнителей, задокументированного на видео. Серия фотографий должна быть сопряжена с видео частью проекта и может служить как качественной фотодокументацией, так и самостоятельной фотосерией, созвучной проекту, имеющей с ним общую концепцию.
Параллельно с созданием арт-проектов студенты изучают необходимые для их реализации технологии дизайна:
Если заканчивали вуз или колледж, вы получите Диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.
Если учились без среднего или высшего образования — сертификат.
Современная живопись
Дипломным проектом станет групповая или персональная выставка.
Практики современного искусства
Собранное портфолио из пяти работ: видеодневник, книга художника, видеоарт-проект, графическая серия и трёхмерная виртуальная инсталляция.
Академическая руководительница программы «Дизайн», руководительница направления «Современное искусство», художница, куратор, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства.
Преподаватель направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Художник, куратор, арт-критик, участник российских и международных выставок, руководитель межрегиональной творческой мастерской ТСХР, лауреат «Премии Кандинского».
Плотную бумагу в рулоне 2x5 метров, набор с тюбиками акриловых или масляных красок, кисточки — от третьего номера до широких, палитру.
Формат обучения — проектная работа и практические воркшопы.
Обучение разбито на модули, после каждого из них проходит сессионная неделя, в течение которой студенты защищают перед комиссией свои модульные проекты. Большинство сессий проходит одновременно с сессиями студентов магистратуры, чтобы обеспечить максимально объективный фидбэк, регулярное общение не только с преподавателями, но и с другими студентами Школы дизайна — для обмена опытом и расширения профессиональных компетенций.
При наличии диплома о высшем образовании по окончании программы выдается Диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ. А если у вас нет высшего или среднего специального образования — сертификат.
Если вы являетесь студентом, то вы можете поступить на нашу программу, а диплом получить по окончанию основного образования.
Мы активно используем сервисы онлайн-общения для обмена ссылками, конспектами, заданиями и файлами, и вы всегда можете связаться с преподавателем для получения обратной связи по текущему проекту.
Напишите вашу проблему или вопрос куратору, куратор передаст координаторам учебной части. Также вы напрямую можете написать на почту: dop-design@hse.ru.
Прием документов завершается за 5 дней до старта программы или по факту набора группы.
Отсутствие высшего образования не является препятствием для поступления на программы ДПО.
Мы принимаем оплату от физических лиц по выставленной квитанции и юридических лиц по номеру расчетного счета.
Вы можете оплатить весь курс сразу или платить по частям: равными долями за каждый модуль. Первая оплата до зачисления на программу. Для студентов и выпускников НИУ ВШЭ скидка 10%.
Если вы учитесь или уже заканчивали одну из программ дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ — скидка 5%.
Студентам и аспирантам НИУ ВШЭ — скидка 10%.
Сотрудникам НИУ ВШЭ — скидка 20%.
Если не нашли ответа на свой вопрос или хотите отставить заявку на курс, пожалуйста, заполните форму ниже. Отвечаем по будням с 10:30 до 18:30.
Обязательно уточните название интересующего вас курса.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.