По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Искусство современности давно функционирует как lingua franca по вопросам глобализации, социально-этической эмансипации, науки и техники. Оно является не только практикой, но теорией, исследованием и философией.
С другой стороны, сегодня сложно представить себе гуманитарные исследования и современную философию без художественных процессов современности, ибо искусство современности не в меньшей степени исследует наше окружение и среду, чем гуманитарные и естественные науки. Освоение языков философии и теории в качестве самостоятельных, а не прикладных дисциплин, позволит изучить воздействие идей на культурную политику, искусство и его системы.
Курс «Критика эстетики. Генеалогия идей современности», «Перформативность: антропология, онтология, институты»
Кети Чухров — доктор философских наук, доцент Школы филосфии и культурологии НИУ ВШЭ, в 2017-19 стипендиант Мари Кюри в Великобритании.
Автор многочисленных публикаций по философии, теории искусства, культуры и политики в журналах Afterall, ХЖ, Artforum, Brumaria, Documenta magazines, E-flux journal, Вопросы философии, Логос, Problemi, Stasis, Radical Philosophy. C 2012 по 2017 — руководитель научно-теоретического отдела ГЦСИ. Среди её книг: Pound &£ (Logos, 1999) и «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства» (Европейского ун-т, СПб, 2011), сборник драматических поэм «Просто люди» (2010), Desire and Boredom in Soviet Socialism.
(Un-ty of Minnesota Press, 2020). В настоящее время в сфере ее научных интересов три темы:
Начало занятий — 4 октября
Стоимость за 1 год обучения.
Возможна оплата по частям
Занятия проходят в онлайн-формате.
Расписание формируется
Курс «Другие медиа. Введение в современную медиа-теорию»
Кандидат философских наук, сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ. Автор текстов для журналов «Логос», «Транслит», «Контекст», «Новое литературное обозрение». Стипендиат Фонда Александра Пятигорского.
Курс «Авангардная музеология: исследовательские проекты авангарда, модели экспозиции в контексте марксизма, вселенский музей воскрешения», Кураторский Тренинг-практикум «искусство прошлого и искусство будущего»
Арсений Жиляев — художник, живет в Москве и Венеции. Является редактором-составителем антологии «Авангардная музеология», руководителем факультета современного искусства высшей школы «Среда обучения» и одним из основателей московского Центра Экспериментальной Музеологии.
Курс «Политические теории эмансипации в исторической перспективе. Между Востоком и Западом»
Илья Будрайтскис — преподаватель Московской Высшей Школы Социальных и Политических Наук (РАНХиГС), историк, политический теоретик. В 2014-2016 возглавлял архив и библиотеку ГЦСИ. Преподавал курсы по политической теории в РГГУ, ВШЭ, ИПСИ.
Автор многочисленных статей в журналах: Radical Philosophy, New Left Review, Новое Литературное Обозрение, Художественный журнал. Автор книг: Мир который построил Хантингтон и в котором живем все мы (2020), Диссиденты среди диссидентов (2017).
Курс «Пост-колониальная теория и художественные практики»
Мадина Тлостанова — доктор философских наук, профессор кафедры истории
философии РУДН, и Университета Линчёпинга (Швеция).
Специалист по деколониальному повороту в социальных исследованиях.
Автор многочисленных статей. Среди её книг: Gender Epistemologies and Eurasian Borderlands (2010), Learning to Unlearn. Decolonial Reflections from Eurasia to the Americas (2012), Post-colonialism and Post-socialism in Fiction and Art (2017), What does it Mean to Be Post-Soviet. De-colonial Art from the Ruins of Soviet Empire (2018).
Курс «Половой вопрос культуры.
Культура полового вопроса»
Глеб Напреенко — психоаналитик лакановской ориентации, искусствовед.
Окончил отделение теории и истории искусства истфака МГУ. Совместно с Александрой Новоженовой автор книги «Эпизоды модернизма» (НЛО, 2018).
Автор многочиследдных статей в различных журналах, посвященых искусству и психоанализу, в том числе E-flux и ХЖ.
Преподает в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, ведет частную практику как психоаналитик.
Теоретик искусства и культуры, куратор, художник.
Окончил МГУ и магистратуру по критической теории в Centre for Research in Modern European
Philosophy в the Kingston University, London (UK). Работал главным редактором портала Теория и Практика (2013-15) и редактором Художесвтенного Журнала (2015-2017). В данный момент является постоянным корреспондентом Flash Art International и куратором образовательных программ ЦСИ Винзавод. Автор многочисленных статей по современному искусству, вопросам гендерной политики и культурологии современности.
Курс «Анализ формы. От модерности к современности»
Ирина Сахно — профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN University], Академический руководитель магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна ВШЭ.
Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС).
Курс «Анализ формы. От модерности к современности»
Никита Василенко — музыкант, перформанс-артист, независимый куратор.
Исследует современные теории медиа, sound studies, философию техники. Магистр Visual Culture, НИУ ВШЭ.
Курс «Анализ формы. От модерности к современности»
Виктор Алимпиев — художник, работает с видео и живописью, участник Manifesta, Берлинской биеннале, Венецианской биеннале.
Работы находятся в собраниях Tate Modern (Великобритания), Центра Помпиду (Франция), Музея современного искусства M HKA (Бельгия).
Курс «Другие медиа. Введение в современную медиа-теорию», «Спекулятивный урбанизм и технологические нарративы современности»
Константин Бударин — историк и теоретик архитектуры, независимый консультант. Сотрудник КБ Стрелка 2015-2018. Участник архитектурного коллектива Kultura, победителя архитектурного конкурса Europan-2018. Куратор исследовательского проекта Sanatorium_Premium, посвященного наследию пролетарского отдыха. Автор публикаций об архитектуре в журналах Проект Балтия, Strelka Magazine, Calvert Jounal, Art1.ru и др. Выпускник фонда культурной журналистики Про Арте, 2011 и института Стрелка, 2016.
Курс «Постструктуралистская критика метафизики в свете научно-технических дисциплин современности»
Александр Писарев — кандидат философских наук. Окончил кафедру онтологии и теории познания философского факультета МГУ. Сотрудник сектора социальной философии ИФРАН, член редколлегии журнала «Логос». Преподавал в МГУ, РАНХиГС, ГЦСИ.
Данная программа — первая инициатива в России, предлагающая
возможность философско-теоретического образования в области искусства.
Если большинство современных курсов по гуманитарным наукам основываются на междисциплинарном подходе, мы, напротив, предлагаем переопределение границ гуманитарных дисциплин в новейшее время Антропоцена, глобальных катастроф, полит-экономических, медийных и экологических трансформаций, — когда основные теоретические вопросы XXI века находятся в процессе формирования, а современное искусство все больше становится неотъемлемой частью мировой геополитики и культурной дипломатии.
Этот курс будет интересен исследователям современной культуры и общества, теоретикам искусства и новых медиа, художникам, кураторам, а также всем, кто стремится углубить и систематизировать свои знания об истории идей XX и XXI веков и мире современного искусства.
Программа объединяет ведущих специалистов в области современной философии, арт-теории, практик современного искусства и архитектуры. В течение двухлетней программы студенты приобретут навыки, необходимые для свободной ориентации в сфере критической теории, арт и медиа теории и философии второй половины XX и XXI веков. Они на практике ознакомятся с формами функционирования институтов современного искусства, методологиями современной критической теории, урбанизма и кураторской практики, научатся применять концептуальный словарь критической теории в текстах и докладах, дискуссиях. Учащиеся приобретут навыки анализа художественных процессов и арт-систем, научатся описывать и курировать их. Студенты смогут развивать свои компетенции организовывая конференции, выставки, работая над научными статьями и визуальными исследованиями.
Программа состоит из восьми курсов по теории искусства и современной философии, и двух курсов по музейно-кураторским практикам и спекулятивному урбанизму и включает обучение философско-теоретическим и проектно-практическим дисциплинам, которые определяют социо-культурные парадигмы современности и модели культурной политики во всем её многообразии.
I год обучения
Первый год обучения посвящен глубокому погружению в историю и теорию идей, культурных парадигм и художественных и социальных философем, сформировавших современность, с точки зрения как критики эстетики, так и критики классической метафизики. Проектная часть обучения представляет собой экспериментальные штудии в области авангардной музеологии.
Основная позиция курса состоит в том, что эстетика модернизма и современности рассматриваются через эпистемологический разрыв с модернити. Этот разрыв отчетливо проявился в модернизме и авангарде по отношению к искусству домодернистского периода. Основная концепция курса в описании негативной генеалогии искусства (и его многочисленных попыток само-снятия начиная с модернизма), а также в прослеживании противоречивого воздействия просвещения и его критики на современное искусство. Курс охватывает наиболее важные теоретические и парадигматические вопросы начиная с эстетики Канта вплоть до современных дебатов об эстетике, философии и культуре в эпоху посткибернетики, и включает анализ художественных теорий развивающихся под влиянием постгуманистической теории.
Начиная с феноменологических истоков курс рассматривает центральное критическое ядро постструктурализма — критику метафизики — и вытекающие из него ключевые следствия. Эти следствия касаются трансформации режима существования философии, ее формы и основных категорий. Будет рассмотрено переопределение времени через идею события, критика субъекта и смещение внимания на разнообразные процессуальные образования, породившее дальнейший крен в натурфилософию, переосмысление опыта, эстетики и материи. Параллельно соответствующие решения будут обсуждаться в качестве инструментов и подходов. Особое внимание будет уделено их переходу в гуманитарные и социальные дисциплины: исследования культуры, гуманитарную географию, исследования науки и техники.
Данный курс посвящен систематическому и углубленному анализу современных медиа, рассмотренных как когнитивные технологии и посредники между человеком и миром. В отличие от классических теорий медиа, данный курс развивает акцент на когнитивном измерении взаимодействия человеческих и нечеловеческих агентов с инфраструктурой среды. В связи с этим постановка вопроса смещается в сторону исследования того, как качественно меняется человеческий опыт, дополненный технологиями. Каждое занятие посвящено рассмотрению отдельных аспектов современных медиа.
В курсе исследуются границы институтов, вовлеченных в производство перформативной активности в культуре, искусстве и социальной сфере. Курс не только определяет контексты перформативности, но и обозначает как развивалось это понятие в философской критике онтологии, в социальной семиологии, в гендерной теории. Основной акцент делается на исследовании эпистемологических различий перформативных практик, для того чтобы определить, как перформативные практики применяются в различных контекстах, институтах искусства и социальной активности. Курс исследует антропологию исполнительских практик, рассматривая различные режимы «повторения» в процессуальности исполнения. Среди основных рефенций курса философская топология театральности Жиля Делеза, а также осмысление им категории различия, повторения и события; теории перформативности Ф. Ницше, Ч.С. Пирса, Ж. Деррида, Дж. Остина, Дж. Батлер, Дж. Агамбена, Э. Фишер-Лихте, А. Лепеки, Л. Паризи, П. Пресиадо и других.
В модуле будет дано общее введение в контекст русского космизма в его отношении к эстетике и музейной институции, рассмотрены взаимосвязь космизма с проектом конструктивизма и марксисткой эстетикой в целом. Будут разобраны текст Федорова о музее будущего, отношения между жизнетворчеством и жизнестроением, проекты пантеона СССР Бехтерева, институт биографии Рыбникова, проект овладения временем Муравьева. Также будут рассмотрены отношения между космизмом и возможные варианты реализации космисткой позиции в современном искусстве.
По итогам модуля студенты готовят проект журнала по теме модуля.
Курс посвящен изучению архитектуры и урбанизма как медиумов современности.
Вирусы и бактерии как внечеловеческие агенты архитектуры; Тома Пикетти и его «Капитал» как история послевоенного урбанизма; глобальное потепление и язык архитектуры в чрезвычайных обстоятельствах — примеры сюжетов, которые будут рассматриваться на курсе. Каждая лекция курса будет посвящена конкретному сюжету. В рамках семинара будет проходить обсуждение литературы и материалов лекции.
Для каждого занятия студенты будут готовить презентации, где будут представлять сюжеты, относящиеся к контексту курса.
II год обучения
Второй год обучения напрямую обращается к анализу социо-культурных инфраструктур и художественных систем.
Это уникальный курс, который обучает аналитическому разбору произведения и его устройства на примерах современного искусства, современной музыки и литературы.
В нем будут анализироваться практические методы и поэтика, применяемые к композиции или анти-композиции произведения. Курс обучает аналитическому разбору произведения и его устройства на примерах современного искусства, современной музыки, драматургии и литературы. В нем рассматриваются тропы различных художественных медиумов, а также идеология редукции в том виде, в каком они встроились в поэтику модернизма, авангарда и современности. В рамках курса будут анализироваться практические методы и поэтика, применяемые как к композиции, так и анти-композиции произведения.
Курс представляет собой авторский обзор основных концептов политической и социальной теории, в основе которых находился вопрос о субъекте, репрессивном давлении общества и потенциале коллективного освобождения. Особый акцент будет сделан на философском наследии Маркса, а также последующем параллельном развитии идей эмансипации на Западе и в Советском союзе, их столкновении и выявлении общего. В ходе курса будет предпринят разбор программных текстов таких авторов, как Георг Лукач, Антонио Грамши, Эвальд Ильенков, Евгений Пашуканис, Теодор Адорно, Карл Поланьи и др.
Часть курса, читаемая Г. Напреенко, посвящена краеугольным вопросам психоаналитического осмысления культуры в контексте проблемы полового различия. Центральная методология курса — психоанализ лакановской ориентации.
В ходе курса участники познакомятся как с основными концептами осмысления культуры психоаналитиками-практиками, так и с некоторыми отмеченными влиянием психоанализа работами искусствоведов, философов, историков культуры. Раздел, читаемый Андреем Шенталем, cфокусирован на различиях между вопросами гендерной теории, биоэтики и фармакологии.
В курсе представлены основные импульсы и причины, способствовавшие подъему постколониальной теории, а также те «открытия» постколониальных ученых и художников, которые уже прочно вошли в арсенал современной философии и арт-критики, причем далеко не только постколониальной. Для этого необходимо рассмотреть взаимоотношения между колониализмом и постколониализмом, соотношение понятий колонии, колониализма и империализма, различные исторические типы колониализма, а также широкое и узкое толкование постколониальных исследований. В курсе также представлены наиболее актуальные концепции и дебаты в рамках постколониальных исследований, оказывающие влияние на мир искусства.
Курс посвящен изучению архитектуры и урбанизма как медиумов современности. Вирусы и бактерии как внечеловеческие агенты архитектуры, Тома Пикетти и его «Капитал» как история послевоенного урбанизма, глобальное потепление и язык архитектуры в чрезвычайных обстоятельствах — примеры сюжетов, которые будут рассматриваться на курсе. Каждая лекция курса будет посвящена конкретному сюжету. В рамках семинара будет проходить обсуждение литературы и материалов лекции.
Для каждого занятия студенты будут готовить презентации, где будут представлять сюжеты, относящиеся к контексту курса.
Модули будут проведены в форме ролевых игр, в рамках которых студенты попробуют себя в роли художников или же людей участвующих в художественном производстве. При этом никаких специальных навыков, ассоциируемых с искусством, иметь не обязательно. Игры будут организованы как тренингы-интенсивы. В каждом модуле тренинг будет длиться 2,5-3 рабочих дня. Из них 2 дня будут посвящены непосредственно игре и один день — подготовке отчетных выставок по результатам работы студентов.
Занятия модуля будут представлять из себя мероприятия, вводящие студентов в контекст современного искусства России и мира. Предполагается посещение выставок в Москве, Европе и США с экскурсиями от Жиляева и возможными комментариями от организаторов, посещение мастерских художников с рассказом об их практиках и демонстрацией «кухни» художественного производства, встречи с действующими кураторами, критиками и функционерами от искусства.
Видеозапись с Дня открытых дверей, прошедшего в онлайн-формате 8 октября 2020 года.
В нашем исследовании, мы пытаемся показать, что человек и его разум, а в особенности философский разум и мысль, проистекают не из антропоцентрической власти и когнитивной гегемонии, а из неотении — филогенетической задержки видового развития человека. Доклад попытается ответить на вопрос почему вопрос о замене разума Искусственным Интеллектом не имеет смысла.
Респонденты — кураторы курса: Максим Мирошниченко и Александр Писарев.
Сегодня, когда по выражению Фредерика Джеймисона, «легче представить конец света, чем конец капитализма», сама идея конечности находится под вопросом. В своей небольшой лекции Илья Будрайтскис, куратор программмы дополнительного образования «Философия современного искусства и анализ арт-систем», постарается представить различные политические импликации Апокалипсиса и настоять на том, что эта идея все же сохраняет свое значение.
Программа предполагает лекционно-семинарские, исследовательские и проектно-практические виды обучения в области современной философии, арт-теории, психоанализа, политической, медиа и арт-теории, практик современного искусства и архитектуры.
Форма отчетности для теоретических дисциплин: эссе и симпозиум-конференция по каждому модулю, очерки собственного оригинального исследования.
Форма отчетности для проектной практики: экспериментально-исследовательский проект, конференция, материалы для журнала/альбома.
Если вы пропустили занятие, то всегда можете связаться с куратором и получить задание/обратную связь по вашему проекту.
Также вы сможете общаться с другими студентами и вашими преподавателями в закрытой группе на Facebook.
Вы можете ознакомиться с конспектом и/или презентацией если пропущенное занятие было лекционным. Задания выгружаются в закрытую группу на Facebook и там же вы можете связаться с преподавателем для получения обратной связи по текущему проекту.
Напишите куратору программы, проблему или вопрос административного порядка, куратор передаст координаторам учебной части. Также вы напрямую можете написать на почту: dop-design@hse.ru или звонить по телефону
Прием документов заканчивается за 3 дня до старта программы.
Отсутствие высшего образования не является препятствием для поступления
на программы ДПО.
При наличии диплома о высшем образовании по окончании программы мы выдаем Диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.
Мы принимаем оплату от физических лиц по выставленной квитанции и юридических лиц по номеру расчетного счета. Вы можете оплатить весь курс сразу или платить по частям: равными долями за каждый модуль. Первая оплата до зачисления на программу. Для студентов и выпускников НИУ ВШЭ скидка 15%.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.