Философия современного искусства и анализ арт-систем

Искусство современности давно функционирует как lingua franca по вопросам глобализации, социально-этической эмансипации, науки и техники. Оно является не только практикой, но теорией, исследованием и философией.
С другой стороны, сегодня сложно представить себе гуманитарные исследования и современную философию без художественных процессов современности, ибо искусство современности не в меньшей степени исследует наше окружение и среду, чем гуманитарные и естественные науки. Освоение языков философии и теории в качестве самостоятельных, а не прикладных дисциплин, позволит изучить воздействие идей на культурную политику, искусство и его системы.

Руководитель программы

Кети Чухров

Кети Чухров

Курс «Критика эстетики. Генеалогия идей современности», «Перформативность: антропология, онтология, институты»

Кети Чухров — доктор философских наук, доцент Школы филосфии и культурологии НИУ ВШЭ, в 2017-19 стипендиант Мари Кюри в Великобритании.
Автор многочисленных публикаций по философии, теории искусства, культуры и политики в журналах Afterall, ХЖ, Artforum, Brumaria, Documenta magazines, E-flux journal, Вопросы философии, Логос, Problemi, Stasis, Radical Philosophy. C 2012 по 2017 — руководитель научно-теоретического отдела ГЦСИ. Среди её книг: Pound &£ (Logos, 1999) и «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства» (Европейского ун-т, СПб, 2011), сборник драматических поэм «Просто люди» (2010), Desire and Boredom in Soviet Socialism.
(Un-ty of Minnesota Press, 2020). В настоящее время в сфере ее научных интересов три темы:

  1. Перформативность
  2. Влияние полит-экономии исторического социализма на его эпистемы
  3. Искусство как институт современности в контексте научно-технической дегуманизации.

2

года

Начало занятий — 4 октября

175

ТЫС. ₽

Стоимость за 1 год обучения.
Возможна оплата по частям

170

ЗАНЯТИЙ

Занятия проходят в онлайн-формате.
Расписание формируется

* Прием документов заканчивается за 3 дня до старта программы!

преподаватели курса

Курс «Другие медиа. Введение в современную медиа-теорию»

Кандидат философских наук, сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ. Автор текстов для журналов «Логос», «Транслит», «Контекст», «Новое литературное обозрение». Стипендиат Фонда Александра Пятигорского.

Арсений Жиляев
Арсений Жиляев

Курс «Авангардная музеология: исследовательские проекты авангарда, модели экспозиции в контексте марксизма, вселенский музей воскрешения», Кураторский Тренинг-практикум «искусство прошлого и искусство будущего»

Арсений Жиляев — художник, живет в Москве и Венеции. Является редактором-составителем антологии «Авангардная музеология», руководителем факультета современного искусства высшей школы «Среда обучения» и одним из основателей московского Центра Экспериментальной Музеологии.

Илья Будрайтскис
Илья Будрайтскис

Курс «Политические теории эмансипации в исторической перспективе. Между Востоком и Западом»

Илья Будрайтскис — преподаватель Московской Высшей Школы Социальных и Политических Наук (РАНХиГС), историк, политический теоретик. В 2014-2016 возглавлял архив и библиотеку ГЦСИ. Преподавал курсы по политической теории в РГГУ, ВШЭ, ИПСИ.
Автор многочисленных статей в журналах: Radical Philosophy, New Left Review, Новое Литературное Обозрение, Художественный журнал. Автор книг: Мир который построил Хантингтон и в котором живем все мы (2020), Диссиденты среди диссидентов (2017).

Мадина Тлостанова
Мадина Тлостанова

Курс «Пост-колониальная теория и художественные практики»

Мадина Тлостанова — доктор философских наук, профессор кафедры истории
философии РУДН, и Университета Линчёпинга (Швеция).
Специалист по деколониальному повороту в социальных исследованиях.
Автор многочисленных статей. Среди её книг: Gender Epistemologies and Eurasian Borderlands (2010), Learning to Unlearn. Decolonial Reflections from Eurasia to the Americas (2012), Post-colonialism and Post-socialism in Fiction and Art (2017), What does it Mean to Be Post-Soviet. De-colonial Art from the Ruins of Soviet Empire (2018).

Глеб Напреенко
Глеб Напреенко

Курс «Половой вопрос культуры.
Культура полового вопроса»


Глеб Напреенко — психоаналитик лакановской ориентации, искусствовед.
Окончил отделение теории и истории искусства истфака МГУ. Совместно с Александрой Новоженовой автор книги «Эпизоды модернизма» (НЛО, 2018).
Автор многочиследдных статей в различных журналах, посвященых искусству и психоанализу, в том числе E-flux и ХЖ.
Преподает в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, ведет частную практику как психоаналитик.

Андрей Шенталь
Андрей Шенталь

Теоретик искусства и культуры, куратор, художник.
Окончил МГУ и магистратуру по критической теории в Centre for Research in Modern European
Philosophy в the Kingston University, London (UK). Работал главным редактором портала Теория и Практика (2013-15) и редактором Художесвтенного Журнала (2015-2017). В данный момент является постоянным корреспондентом Flash Art International и куратором образовательных программ ЦСИ Винзавод. Автор многочисленных статей по современному искусству, вопросам гендерной политики и культурологии современности.

Ирина Сахно
Ирина Сахно

Курс «Анализ формы. От модерности к современности»

Ирина Сахно — профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN University], Академический руководитель магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна ВШЭ.
Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС).

Никита Василенко
Никита Василенко

Курс «Анализ формы. От модерности к современности»

Никита Василенко — музыкант, перформанс-артист, независимый куратор.
Исследует современные теории медиа, sound studies, философию техники. Магистр Visual Culture, НИУ ВШЭ.

Виктор Алимпиев
Виктор Алимпиев

Курс «Анализ формы. От модерности к современности»

Виктор Алимпиев — художник, работает с видео и живописью, участник Manifesta, Берлинской биеннале, Венецианской биеннале.
Работы находятся в собраниях Tate Modern (Великобритания), Центра Помпиду (Франция), Музея современного искусства M HKA (Бельгия).

Константин Бударин
Константин Бударин

Курс «Другие медиа. Введение в современную медиа-теорию», «Спекулятивный урбанизм и технологические нарративы современности»

Константин Бударин — историк и теоретик архитектуры, независимый консультант. Сотрудник КБ Стрелка 2015-2018. Участник архитектурного коллектива Kultura, победителя архитектурного конкурса Europan-2018. Куратор исследовательского проекта Sanatorium_Premium, посвященного наследию пролетарского отдыха. Автор публикаций об архитектуре в журналах Проект Балтия, Strelka Magazine, Calvert Jounal, Art1.ru и др. Выпускник фонда культурной журналистики Про Арте, 2011 и института Стрелка, 2016.

Александр Писарев
Александр Писарев

Курс «Постструктуралистская критика метафизики в свете научно-технических дисциплин современности»

Александр Писарев — кандидат философских наук. Окончил кафедру онтологии и теории познания философского факультета МГУ. Сотрудник сектора социальной философии ИФРАН, член редколлегии журнала «Логос». Преподавал в МГУ, РАНХиГС, ГЦСИ.

О профиле

Данная программа — первая инициатива в России, предлагающая
возможность философско-теоретического образования в области искусства.
​​​​​​​Если большинство современных курсов по гуманитарным наукам основываются на междисциплинарном подходе, мы, напротив, предлагаем переопределение границ гуманитарных дисциплин в новейшее время Антропоцена, глобальных катастроф, полит-экономических, медийных и экологических трансформаций, — когда основные теоретические вопросы XXI века находятся в процессе формирования, а современное искусство все больше становится неотъемлемой частью мировой геополитики и культурной дипломатии.

Для кого этот курс

Этот курс будет интересен исследователям современной культуры и общества, теоретикам искусства и новых медиа, художникам, кураторам, а также всем, кто стремится углубить и систематизировать свои знания об истории идей XX и XXI веков и мире современного искусства.

Чему вы научитесь

Программа объединяет ведущих специалистов в области современной философии, арт-теории, практик современного искусства и архитектуры. В течение двухлетней программы студенты приобретут навыки, необходимые для свободной ориентации в сфере критической теории, арт и медиа теории ​​​​​​​и философии второй половины XX и XXI веков. Они на практике ознакомятся с формами функционирования институтов современного искусства, методологиями современной критической теории, урбанизма и кураторской практики, научатся применять концептуальный словарь критической теории в текстах и докладах, дискуссиях. Учащиеся приобретут навыки анализа художественных процессов и арт-систем, научатся описывать и курировать их. Студенты смогут развивать свои компетенции организовывая конференции, выставки, работая над научными статьями и визуальными исследованиями.

Тематический план

Программа состоит из восьми курсов по теории искусства и современной философии, и двух курсов по музейно-кураторским практикам и спекулятивному урбанизму и включает обучение философско-теоретическим и проектно-практическим дисциплинам, которые определяют социо-культурные парадигмы современности и модели культурной политики во всем её многообразии.

I год обучения

Первый год обучения посвящен глубокому погружению в историю и теорию идей, культурных парадигм и художественных и социальных философем, сформировавших современность, с точки зрения как критики эстетики, так и критики классической метафизики. Проектная часть обучения представляет собой экспериментальные штудии в области авангардной музеологии.

Критика эстетики. Генеалогия идей современности

Основная позиция курса состоит в том, что эстетика модернизма и современности рассматриваются через эпистемологический разрыв с модернити. Этот разрыв отчетливо проявился в модернизме и авангарде по отношению к искусству домодернистского периода. Основная концепция курса в описании негативной генеалогии искусства (и его многочисленных попыток само-снятия начиная с модернизма), а также в прослеживании противоречивого воздействия просвещения и его критики на современное искусство. Курс охватывает наиболее важные теоретические и парадигматические вопросы начиная с эстетики Канта вплоть до современных дебатов об эстетике, философии и культуре в эпоху посткибернетики, и включает анализ художественных теорий развивающихся под влиянием постгуманистической теории.

Постструктуралистская критика метафизики в свете научно-технических дисциплин современности

Начиная с феноменологических истоков курс рассматривает центральное критическое ядро постструктурализма — критику метафизики — и вытекающие из него ключевые следствия. Эти следствия касаются трансформации режима существования философии, ее формы и основных категорий. Будет рассмотрено переопределение времени через идею события, критика субъекта и смещение внимания на разнообразные процессуальные образования, породившее дальнейший крен в натурфилософию, переосмысление опыта, эстетики и материи. Параллельно соответствующие решения будут обсуждаться в качестве инструментов и подходов. Особое внимание будет уделено их переходу в гуманитарные и социальные дисциплины: исследования культуры, гуманитарную географию, исследования науки и техники.

Другие медиа. Введение в современную медиа-теорию

Данный курс посвящен систематическому и углубленному анализу современных медиа, рассмотренных как когнитивные технологии и посредники между человеком и миром. В отличие от классических теорий медиа, данный курс развивает акцент на когнитивном измерении взаимодействия человеческих и нечеловеческих агентов с инфраструктурой среды. В связи с этим постановка вопроса смещается в сторону исследования того, как качественно меняется человеческий опыт, дополненный технологиями. Каждое занятие посвящено рассмотрению отдельных аспектов современных медиа.

Перформативность: антропология, онтология, институты

В курсе исследуются границы институтов, вовлеченных в производство перформативной активности в культуре, искусстве и социальной сфере. Курс не только определяет контексты перформативности, но и обозначает как развивалось это понятие в философской критике онтологии, в социальной семиологии, в гендерной теории. Основной акцент делается на исследовании эпистемологических различий перформативных практик, для того чтобы определить, как перформативные практики применяются в различных контекстах, институтах искусства и социальной активности. Курс исследует антропологию исполнительских практик, рассматривая различные режимы «повторения» в процессуальности исполнения. Среди основных рефенций курса философская топология театральности Жиля Делеза, а также осмысление им категории различия, повторения и события; теории перформативности Ф. Ницше, Ч.С. Пирса, Ж. Деррида, Дж. Остина, Дж. Батлер, Дж. Агамбена, Э. Фишер-Лихте, А. Лепеки, Л. Паризи, П. Пресиадо и других.

Авангардная музеология: исследовательские проекты авангарда, модели экспозиции в контексте марксизма, вселенский музей воскрешения

В модуле будет дано общее введение в контекст русского космизма в его отношении к эстетике и музейной институции, рассмотрены взаимосвязь космизма с проектом конструктивизма и марксисткой эстетикой в целом. Будут разобраны текст Федорова о музее будущего, отношения между жизнетворчеством и жизнестроением, проекты пантеона СССР Бехтерева, институт биографии Рыбникова, проект овладения временем Муравьева. Также будут рассмотрены отношения между космизмом и возможные варианты реализации космисткой позиции в современном искусстве.

По итогам модуля студенты готовят проект журнала по теме модуля.

Спекулятивный урбанизм и технологические нарративы современности

Курс посвящен изучению архитектуры и урбанизма как медиумов современности.
Вирусы и бактерии как внечеловеческие агенты архитектуры; Тома Пикетти и его «Капитал» как история послевоенного урбанизма; глобальное потепление и язык архитектуры в чрезвычайных обстоятельствах — примеры сюжетов, которые будут рассматриваться на курсе. Каждая лекция курса будет посвящена конкретному сюжету. В рамках семинара будет проходить обсуждение литературы и материалов лекции.
Для каждого занятия студенты будут готовить презентации, где будут представлять сюжеты, относящиеся к контексту курса.

II год обучения


Второй год обучения напрямую обращается к анализу социо-культурных инфраструктур и художественных систем.

Анализ формы. От модерности к современности

Это уникальный курс, который обучает аналитическому разбору произведения и его устройства на примерах современного искусства, современной музыки и литературы.
В нем будут анализироваться практические методы и поэтика, применяемые к композиции или анти-композиции произведения. Курс обучает аналитическому разбору произведения и его устройства на примерах современного искусства, современной музыки, драматургии и литературы. В нем рассматриваются тропы различных художественных медиумов, а также идеология редукции в том виде, в каком они встроились в поэтику модернизма, авангарда и современности. В рамках курса будут анализироваться практические методы и поэтика, применяемые как к композиции, так и анти-композиции произведения.

Политические теории эмансипации в исторической перспективе. Между Востоком и Западом

Курс представляет собой авторский обзор основных концептов политической и социальной теории, в основе которых находился вопрос о субъекте, репрессивном давлении общества и потенциале коллективного освобождения. Особый акцент будет сделан на философском наследии Маркса, а также последующем параллельном развитии идей эмансипации на Западе и в Советском союзе, их столкновении и выявлении общего. В ходе курса будет предпринят разбор программных текстов таких авторов, как Георг Лукач, Антонио Грамши, Эвальд Ильенков, Евгений Пашуканис, Теодор Адорно, Карл Поланьи и др.

Половой вопрос культуры. Культура полового вопроса

Часть курса, читаемая Г. Напреенко, посвящена краеугольным вопросам психоаналитического осмысления культуры в контексте проблемы полового различия. Центральная методология курса — психоанализ лакановской ориентации.
В ходе курса участники познакомятся как с основными концептами осмысления культуры психоаналитиками-практиками, так и с некоторыми отмеченными влиянием психоанализа работами искусствоведов, философов, историков культуры. Раздел, читаемый Андреем Шенталем, cфокусирован на различиях между вопросами гендерной теории, биоэтики и фармакологии.

Пост-колониальная теория и художественные практики

В курсе представлены основные импульсы и причины, способствовавшие подъему постколониальной теории, а также те «открытия» постколониальных ученых и художников, которые уже прочно вошли в арсенал современной философии и арт-критики, причем далеко не только постколониальной. Для этого необходимо рассмотреть взаимоотношения между колониализмом и постколониализмом, соотношение понятий колонии, колониализма и империализма, различные исторические типы колониализма, а также широкое и узкое толкование постколониальных исследований. В курсе также представлены наиболее актуальные концепции и дебаты в рамках постколониальных исследований, оказывающие влияние на мир искусства.

Спекулятивный урбанизм и технологические нарративы современности

Курс посвящен изучению архитектуры и урбанизма как медиумов современности. Вирусы и бактерии как внечеловеческие агенты архитектуры, Тома Пикетти и его «Капитал» как история послевоенного урбанизма, глобальное потепление и язык архитектуры в чрезвычайных обстоятельствах — примеры сюжетов, которые будут рассматриваться на курсе. Каждая лекция курса будет посвящена конкретному сюжету. В рамках семинара будет проходить обсуждение литературы и материалов лекции.
Для каждого занятия студенты будут готовить презентации, где будут представлять сюжеты, относящиеся к контексту курса.

Кураторский тренинг-практикум «Искусство прошлого и искусство будущего»

Модули будут проведены в форме ролевых игр, в рамках которых студенты попробуют себя в роли художников или же людей участвующих в художественном производстве. При этом никаких специальных навыков, ассоциируемых с искусством, иметь не обязательно. Игры будут организованы как тренингы-интенсивы. В каждом модуле тренинг будет длиться 2,5-3 рабочих дня. Из них 2 дня будут посвящены непосредственно игре и один день — подготовке отчетных выставок по результатам работы студентов.
Занятия модуля будут представлять из себя мероприятия, вводящие студентов в контекст современного искусства России и мира. Предполагается посещение выставок в Москве, Европе и США с экскурсиями от Жиляева и возможными комментариями от организаторов, посещение мастерских художников с рассказом об их практиках и демонстрацией «кухни» художественного производства, встречи с действующими кураторами, критиками и функционерами от искусства.

Видеозапись с Дня открытых дверей, прошедшего в онлайн-формате 8 октября 2020 года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КУРСА

Доклад Кети Чухров «Постулаты нео-гуманизма или почему разум может быть только человеческим»

В нашем исследовании, мы пытаемся показать, что человек и его разум, а в особенности философский разум и мысль, проистекают не из антропоцентрической власти и когнитивной гегемонии, а из неотении — филогенетической задержки видового развития человека. Доклад попытается ответить на вопрос почему вопрос о замене разума Искусственным Интеллектом не имеет смысла.

Респонденты — кураторы курса: Максим Мирошниченко и Александр Писарев.

Илья Будрайтскис. Эсхатология и политика: как идея конца света определяет конфликты настоящего

Сегодня, когда по выражению Фредерика Джеймисона, «легче представить конец света, чем конец капитализма», сама идея конечности находится под вопросом. В своей небольшой лекции Илья Будрайтскис, куратор программмы дополнительного образования «Философия современного искусства и анализ арт-систем», постарается представить различные политические импликации Апокалипсиса и настоять на том, что эта идея все же сохраняет свое значение.

Лекция Максима Мирошниченко «COVID-19, аутоиммунность и цифровой постапокалипсис: медиа соучастники пандемии»

Часто задаваемые вопросы

Как, когда и в какое время я буду учиться?

Программа предполагает лекционно-семинарские, исследовательские и проектно-практические виды обучения в области современной философии, арт-теории, психоанализа, политической, медиа и арт-теории, практик современного искусства и архитектуры.

Форма отчетности для теоретических дисциплин: эссе и симпозиум-конференция по каждому модулю, очерки собственного оригинального исследования.

Форма отчетности для проектной практики: экспериментально-исследовательский проект, конференция, материалы для журнала/альбома.

Если вы пропустили занятие, то всегда можете связаться с куратором и получить задание/обратную связь по вашему проекту.
Также вы сможете общаться с другими студентами и вашими преподавателями в закрытой группе на Facebook.

Что делать, если я пропустил занятие?

Вы можете ознакомиться с конспектом и/или презентацией если пропущенное занятие было лекционным. Задания выгружаются в закрытую группу на Facebook и там же вы можете связаться с преподавателем для получения обратной связи по текущему проекту.

Что делать, если у меня возник срочный вопрос?

Напишите куратору программы, проблему или вопрос административного порядка, куратор передаст координаторам учебной части. Также вы напрямую можете написать на почту: dop-design@hse.ru или звонить по телефону +7 925 567-74-70.

В какой срок необходимо подать документы?

Прием документов заканчивается за 3 дня до старта программы.

Обязательно ли высшее образование для поступления на программу?

Отсутствие высшего образования не является препятствием для поступления
на программы ДПО.

Какие документы я получу об окончании программы?

При наличии диплома о высшем образовании по окончании программы мы выдаем Диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.

Какие существуют способы оплаты, есть ли скидки и рассрочка?

Мы принимаем оплату от физических лиц по выставленной квитанции и юридических лиц по номеру расчетного счета. Вы можете оплатить весь курс сразу или платить по частям: равными долями за каждый модуль. Первая оплата до зачисления на программу. Для студентов и выпускников НИУ ВШЭ скидка 15%.