Профессиональный слушатель

4

недели

Начало занятий — февраль 2023

30

ТЫС. ₽

8 занятий

8

ЗАНЯТИЙ

Расписание формируется

* Прием документов заканчивается за день до старта программы!

Во многих языках понятия «слышать» и «слушать» обозначаются разными словами. Человек, как правило, с рождения умеет слышать, а вот умение слушать, то есть активно направлять свой фокус внимания на мир звуков — это навык, который приобретается со временем. Этот навык необходим любому, кто интересуется музыкой. Но и не только: осознанное слушание пригодится в самых разных сферах.

Кураторы и преподаватели

Критик, куратор, основатель музыкального общества «Фермата». Автор книги «Фермата. Разговоры с композиторами». Разрабатывал авторские курсы музыки для проектов Яндекс, Inliberty и V-A-C. В прошлом — главный редактор журнала «Большой город», проекта «Афиша-Воздух», редакционный директор Arzamas, куратор проекта M.Art.

О программе

Данный курс учит слушать музыку и рассуждать о ней, знакомя с историей идей, сопровождавших мир музыки на протяжении столетий. Он поможет не потеряться в незнакомой музыке и находить неожиданные повороты в хорошо знакомой. Курс сочетает элементы истории и теории музыки, музыковедения и анализа слушательских стратегий, и опирается на широкую базу музыкальных примеров — от индонезийского гамелана до британского грайма, от барочной музыки до радикальных экспериментов XX века. Частью курса являются импровизационные практики.

Для кого этот курс

Программа рассчитана на тех, кому интересен мир музыки и феномен вдумчивого слушания. Профессиональное музыкальное образование для участия в курсе не требуется.

Чему вы научитесь

Вы научитесь распознавать структуры, элементы и формы, характерные для музыки самых разных эпох и континентов. Быть не пассивным слушателем, а активным участником музыкального процесса. Понимать контекст, в котором музыка существовала раньше и существует теперь и слышать музыку как один огромный океан, в котором все взаимосвязано — вне жанров и ограничений. Владеть и осознанно применять разные типы слушания, аргументированно спорить о музыке и получать от всего этого удовольствие.

Тематический план

Курс состоит из восьми занятий и сочетает теоретическую и практическую часть. Финалом курса станет проект групповой импровизации.

Звук и его границы
  • Как определяли музыку в разные эпохи и что это дает слушателю
  • Слушать vs слышать
  • Музыка как инструкция
  • Воображаемая музыка

Case study: «4’33» Джона Кейджа.

Практика: импровизационные упражнения

Как мы слушаем?
  • Психология и анатомия слуха. Эволюция представлений о слухе.
  • Три типа слушания: чувственный, смысловой, аналитический.
  • Слушатель как соучастник. Забытые традиции слушания.
  • Шум и тишина в зале: история вопроса.

Case study: «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Crist» И.С.Баха.

Практика: реконструкция премьеры квартета Гайдна с точки зрения слушателя-современника.

Музыка и пространство: где звучит музыка и почему это важно
  • Археология звука: мегалиты, литофоны и звучащие пещеры.
  • Голос сверху и голос изнутри: акустика как компас священного.
  • Краткая история концертов: от Генделя до Muse
  • Как музыка лишилась связи с местом: приход звукозаписи и цифровая революция

Case study: тувинское горловое пение и григорианские хоралы

Практика: слушаем комнату на примере опыта Элвина Люсье

Что хотел сказать композитор: есть ли у музыки содержание
  • «Выразительная сила» и «смысл» музыки: попытки определения.
  • Концепция «абсолютной музыки»: история вопроса.
  • «О чем эта пьеса»: способы говорить о музыке.
  • Есть ли у музыки национальность?
  • Композитор как оракул.

Case study: фрагменты из Шостаковича, Листа, иранской классической музыки.

Практика: прослушивание-диспут. Попытки «прочитать» и декодировать содержание музыки.

Как устроена музыка: ритм, мелодия, гармония
  • «Красивое» и безобразное: история консонанса и диссонанса
  • Мелодия как проблема и возможность
  • Ритм: способ структурировать время
  • Гармония: как объединить звуки

Сase-study: Гийом де Машо и индонезийский оркестр

Практика: импровизация на основе basso lamento

Форма, язык и тело музыки
  • Синтаксис и пунктуация в музыке. Мотив, секвенция, остинато.
  • Текстура музыки. Плотность, динамика, тесситура.
  • Оркестр как фабрика тембров: Берлиоз, Вагнер и оркестровая революция XIX века.
  • Тембр и вглядывание внутрь звука: от тибетской ритуальной музыки — к спектралистам XX века.
  • Ожидание и обман ожиданий.
  • Магия повторений.
  • Паузы и тишина: еще о структурировании времени.
  • Классические формы в музыке: что общего между сонатой и поп-хитом.

Case study: «Лекция о ничто» Джона Кейджа (чтение-перформанс)

Практика: импровизация в дуэтах с использованием базовых элементов музыки.

Воздействие звука: почему мы верим в силу музыки
  • Как музыка влияет на слушателя: эволюция бродячих идей — от Боэция до журнала «Крокодил»
  • Критерии оценки музыки из древних трактатов: сладость, вязкость, холод и поранение.
  • Тысячелетия позитивных вибраций: от гонгов и колоколов к генеративным саундскейпам
  • Резонанс и внимательный слушатель
  • Лечит ли музыка?
  • Шум и музыка: что их связывает

Case study: «Самый расслабляющий трек на земле»

Практика: гонготерапия и гамелан-партитура

Что случилось с музыкой в XX веке
  • Кто убил классическую музыку (и почему это неважно)
  • Слушатель, исполнитель, композитор: краткая история взаимоотношений
  • Как слушатель стал главным героем истории музыки (и что теперь с этим делать)
  • Музыка как соучастие

Casу study: «Le grand macabre» Лигети

Финальный проект в группах: создать собственную групповую импровизацию (например, на основе графической или текстовой партитуры) и сыграть ее, используя примеры и приемы из предыдущих уроков.

Часто задаваемые вопросы

Как, когда и в какое время я буду учиться?

Формат обучения — теоретические лекции и практические воркшопы. Расписание формируется.

Что делать, если я пропустил занятие?

Мы активно используем сервисы онлайн-общения для обмена ссылками, конспектами, заданиями и файлами и вы всегда можете связаться с преподавателем для получения обратной связи по текущему проекту.

Что делать, если у меня возник срочный вопрос?

Напишите куратору программы, проблему или вопрос административного порядка, куратор передаст координаторам учебной части. Также вы напрямую можете написать на почту: dop-design@hse.ru или звонить по телефону +7 925 567-74-70.

В какой срок необходимо подать документы?

Прием документов заканчивается за день до старта программы.

Обязательно ли высшее образование для поступления на программу?

Отсутствие высшего образования не является препятствием для поступления на программы ДПО.

Какие документы я получу об окончании программы?

При наличии диплома о высшем образовании по окончании программы мы выдаем Удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.

Какие существуют способы оплаты, есть ли скидки и рассрочка?

Мы принимаем оплату от физических лиц по выставленной квитанции и юридических лиц по номеру расчетного счета. Оплата до зачисления на программу. Для студентов и выпускников НИУ ВШЭ скидка 15%.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.