По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Онлайн-лаборатория и резиденция в рамках Года Германии в России 2020/21, совместный проект лейбла Klammklang и магистерских программ Sound Studies and Sonic Arts Университета искусств в Берлине (UdK) и Sound Art and Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Проект Unthinking/Unlearning посвящен конструированию новых форм звукового мышления и воображения, в процессе которого участницам и участникам будет предоставлена возможность переизобрести собственные отношения со слуховыми, звуковыми и музыкальными практиками. Программа лаборатории будет состоять из двух частей, теоретической и практической:
Открытый теоретический курс из 12 лекций и артист-токов познакомит всех желающих с основными сюжетами звуковых исследований, сосредоточившись вокруг трех важнейших тем: рассмотрения звука как агента социальных взаимоотношений, исследования новых концепций звукового и обзору актуальных художественных практик работы со звучащим.
Практическая часть работы лаборатории будет выстроена вокруг работы двух групп (по 7-8 человек в каждой), отобранных с помощью open call. В зависимости от собственных предпочтений, участницы и участники смогут попрактиковаться в занятиях полевыми записями или изучить продвинутые техники компьютерной музыки.
Мы приглашаем к участию всех, кому интересны практики работы со слухом и звуком, в том числе художниц и художников, исследовательниц и исследователей, музыканток и музыкантов и пр. Лаборатория пройдет в период с 15 мая по 1 июня 2021 года. Рабочие языки лаборатории: русский и английский.
Для того, чтобы отправить заявку на участие в лаборатории, заполните форму. Дедлайн подачи заявки — 10 мая 23:59; объявление результатов — 12 мая.
«Ухо — это не только физический орган, благодаря которому мы получаем информацию об окружающем нас мире, но и форма чувствования, влияющая на наше представление о нём. Слух, в отличие от зрения, никогда не может гарантировать нам мета-позиции — слушая нечто, мы всегда его слушаем собственным телом, изнутри, переживая звуковое событие во всей его парадоксальной полноте и мимолетности. Внять миру с помощью уха — это решимость, подразумевающая отказ от устойчивых координат западноевропейской культуры, основанных на визуальной и лингвоцентричной модели познания. Для того, чтобы «услышать» мир, стать «созвучным» ему, нам необходимо выработать новые формы сонорного воображения и мышления, которые предполагают не аналитическую строгость, а аффективную чувственность — своего рода «слепоту», обещающую неведомые открытия.
ещеВ ходе работы лаборатории мы предлагаем отказаться от привычных, нередко колониальных, способов интерпретации мира для того, чтобы открыть новые способы взаимодействия с техникой, искусством и, прежде всего — с самими собой и другими"
сокуратор лаборатории
«Политическая возможность звука» — это название моей книги, опубликованной в издательстве Bloomsbury в 2018 году. Кажется, что это событие происходило не только в прошлом, но и в совершенно ином мире, с совсем иным ощущением возможностей и с невозможностями, которые стали реальностью — как политической так и общественной, на уровне концептов и условий, которые формируют существование, человеческое и нечеловеческое. Эти невозможности включают в себя позитивные, обнадеживающие образы, призывая к новой щедрости, заботе и эмпатии. Но они также являются нам в виде темных, тревожных реальностей, в которых забота становится приманкой для политического насилия и подавления, а уверенное возрождение патриархальных и супрематических структур власти — нормой, которая придает уверенности и успокаивает, скрываясь в потоке постоянной борьбы и тревоги.
Слышим ли мы эти трансформации? Можем ли мы звучать с ними и против них? Может ли слушание как практика тонкого критического различения и как точка взаимной опоры во времена противоположного по смыслу социального дистанцирования подготовить нас, если не к текущей, то к следующей пандемии, которая точно наступит, если эта вообще когда-либо закончится? Будем ли мы подготовлены к тому, чтобы звучать возможностями и невозможностями заботы и коллективности в соединенном мире, вместо того, чтобы поддерживать индивидуальные представления о власти?
Саломея Фёгелин — художница, писательница и исследовательница, изучающая слушание в качестве социально-политической практики; профессор Колледжа коммуникации Лондонского университета искусств, профессор Университета изящных искусств Брауншвейга.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В лекции будут рассмотрены различные способы звукового функционирования, посредством которых звук становится агентом изменений (в терминологии Лии Барклей). Рассуждение будет построено вокруг проблематики необходимости не/отделения звука как агента от окружения, пространств и мест, дискурсивных контекстов. Лекция станет продолжением исследования политик звука как диапазона связанностей — с телом — с отдалёнными местами — с не совсем человеческими объектами.
Вита Зеленская — антропологиня, докторантка Leibniz ScienceCampus Университета Регенсбурга, сокураторка лектория «Вслух», художница.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
Как внимание к спектральной материальности голоса может создавать деколонизирующие формы звуковой мысли? Опираясь на мою недавнюю художественную и научную работу об использовании так называемых «систем распознавания акцента» в процессе предоставления убежища в Германии и в диалоге с идеями Сильвии Винтер и Денис Феррейра да Силва, я бы хотел предложить изучить то, как машинное слушание позволяет выявить нам новые разветвленные пути, исследуя которые мы можем понять как звук, голос и язык усложняют само понимание того, что значит быть «человеком».
Педро Оливейра — исследователь, саунд-артист и преподаватель бразильского происхождения, изучающий деколонизирующее слушание и материальности звука, постдокторант Helsinki Collegium for Advanced Studies, защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете искусств.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
Последние несколько лет мы наблюдаем рост критики «онтологического поворота» в исследованиях звука, которая относится к устройству универсализирующего дискурса в дисциплине, рассматривающей создавшее его сообщество как нейтральную структуру. Речь в лекции пойдет о том, как эта проблема находит отражение в моих работах, а также о том, как релевантные исследователи и инициативы, с которыми я сотрудничала, внесли свой вклад в эту проблематику.
Джессика Экомане — берлинская электронная музыкантка и саунд-артистка французского происхождения, преподавательница Берлинского университета искусств. Артистка лейбла Important Records, участница фестивалей CTM, Ars Electronica, Comune и пр.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
Когда мы слушаем звуки, мы оказываемся впутанными в эпистемологический процесс мышления внутри звучащих материалов и вымышленных миров, к которым они взывают. Но как это вообще становится возможным? Как могут простые и якобы эфемерные звуки вовлекать нас в эту сложную, если не сказать противоречащую самой себе, активность? В лекции пойдет речь о том, как соник-фикшн становится специфическим примером звукового мышления. В первой части лекции («Ситуация как интерпретатор») я разверну собственный подход к пониманию целостной, телесной комплексности ситуации слушания, применив к этой ситуации концепцию соник-фикшн и ссылаясь к примерам из работ звукового художника и звукового мыслителя Сэма Ауингера. Во второй части («Ваше слушающее тело») фокус будет направлен на более специфическую телесную эпистемологию, лежащую в основе процесса слушания и звукового мышления. В этой части мы рассмотрим примеры из творчества композиторки, исполнительницы, писательницы и художницы Полин Оливерос. Заключительная третья часть представляет собой предварительный план того, как двигаться в сторону «разработки звукового жаргона». Используя концепцию звукового жаргона, можно рассчитывать на то, что вышеупомянутые эпистемологические и художественные практики смогут охватить более широкую аудиторию. В финальной части я буду ссылаться на современные разработки в области саунд-арта и производства звуковых артефактов.
Хольгер Шульце — писатель, исследователь звука и аудиальной культуры немецкого происхождения, преподающий в Университете Копенгагена. Профессор музыковедения, научный руководитель Sound Studies Lab.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация.
Плоские онтологии и мультисенсорные эпистемологии побуждают по-новому осмыслить два ключевых для sound studies различия. Противопоставление аудиального визуальному (аудио-визуальная литания) перестает быть самодостаточным концептуальным инструментом, поскольку мультисенсорность предполагает взаимосвязь, а не взаимоисключение, разных форм чувственного восприятия. Дилемма «звук или слух» (материалистическая или феноменологическая позиция) также перестает быть центральной, коль скоро лишается онтологических оснований различие субъект/объект. В докладе будет вскрыта концептуальная взаимосвязь обозначенных тенденций и намечены новые вопросы, неизбежно возникающие в плоских и мультисенсорных исследованиях звука.
Ксения Майорова — философ, сотрудник Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Сферы научных интересов: исследования звуков, городские исследования, современная философия.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
24 мая | Никита Сафонов «Резонансное и пневматическое, потоки и сенсоры, раскартирование и технопоэтика: скрытые течения в исследованиях звука»
Основная задача данной лекции — очертить потенциальные возможности развития области звуковых исследований в результате процессов, связанных с её природно-культурными корнями и ставших катализаторами после «трансдуктивного поворота» ХХ века.
Заземляя нарратив в различных генеалогиях (Ж. Аттали, К. Каттлер, Ж. Стерн, Х. Шульце) режимов звукового (вос)производства, связывая его с концепциями Ж. Делёза и модифицируя его современными проектами в рамках онтологического поворота в sound studies, мы проследим определенные социально-политические и технопоэтические последствия сдвига, вызванного интеграцией звуковых систем записи и воспроизведения в реальность механосферы капиталоцена.
Диалектические скачки между пневматическим и резонансным в разных концепцях звука будут проанализированы в рамках открытия средовых и ритмических многообразий. Потоковая метафизика и сенсорный материализм как теоретические основы, звуковое мышление и звуковое вооружение как коллективные когнитивные инструменты, раскартирование и технопоэтика как практические методологии помогут нам воспламенить эпистемологию конкретными звуковыми спекуляциями.
Никита Сафонов — петербургский поэт, переводчик, критик, исследователь звука, социально-политический философ, в настоящее время работает над геофилософским проектом, сшивая звуковые искусства с радикальной философией и Науками о Земле.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В 1959 году шведский продюсер и радиолюбитель Фридрих Юргенсон, записывая на магнитофонную ленту голоса птиц, обнаружил на пленке странные голоса — и решил, что они принадлежат его умершим родственникам. В последствии, благодаря деятельности его сподвижника, психолога Константина Раудива, подобный феномен получил название EVP (electronic voice phenomenon) и стал одной из сфер изучения любителей паранормальных явлений. Стремясь объяснить этот загадочный феномен, психологи упоминали парейдолию и апофению, радиотехники — интерференцию волн, саунд-артисты же нашли еще один метафорический ресурс для художественной практики. Однако, если отказаться от рационального скепсиса и здравого смысла, можно вспомнить слова Фридриха Киттлера о том, что после изобретения звукозаписи призраки всегда преследовали и оформляли любые рассуждения о природе звука. Так, популяризатор радио Гульельмо Маркони считал, что звуки не исчезают, а лишь становятся тише — достаточно построить сильный приемник, и мы сможем услышать Нагорную проповедь. Томас Эдисон под конец жизни собирался создать спиритофон. Не стоит упоминать, что одним из главных сюжетов вокруг современной музыки стала дерридианская «хонтология».
Что если отринуть предубеждения и всерьез внять голосам, которые раздаются из ниоткуда? В ходе лекции мы примем это убеждение и постараемся рассмотреть различные режимы вслушивания, которые возникают в связи с феноменом EVP. На наш взгляд, детальный анализ сквозь призму психоанализа, феноменологии и медиатеории позволит заново поставить вопрос о природе слуха, взаимоотношении звука, голоса и техники, а также проанализировать самого субъекта, который вступает в отношения со звучащим.
Евгений Былина — теоретик культуры, саунд-исследователь, философ, музыкант, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, редактор серии «История звука» в издательстве «Новое литературное обозрение»
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В своей художественной практике я постоянно исследую связь звука с телом и движением. То, как можно воссоединить ум и тело, чтобы стать цельным, узнать свои желания и потребности. То, как звук помогает сломать эмоциональные блоки, находящиеся внутри, и избавиться от давления. То, как изучать целебные свойства музыки, чтобы стимулировать более глубокое погружения в себя и снимать напряжение. Как звук попадает в тело и проходит через него? Где начинается движение? Как достичь и разблокировать эмоциональные кластеры, используя звук и прислушиваясь к реакциям своего тело? В рамках артист-тока я поделюсь своими мыслями и инсайтами, основанными на личных наблюдениях и экспериментах, а также расскажу о своем рабочем процессе и полезных практиках, которые использую в повседневной жизни на своем пути к целостности — к тому, чтобы стать цельной в этом бесконечном путешествии.
Александра Захаренко (Perila) — берлинская саунд-артистка и визуальная художница российского происхождения, диджей и перформанс-артистка, исследующая чувствительные границы и глубины тонкой материи, одна из основательниц radio.syg.ma, кураторка платформы WET (Weird Erotic Tension), артистка лейблов Boomkat Editions, Sferic, Motion Ward и пр.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
[45-минутный пролог к 15-минутному демо]
Шестидесятиминутное исследование методов подрыва и инверсии посредством чрезмерных колебаний и преднамеренного воздействия на нестабильные звуковые ситуации, коммуникативный саботаж, радикальные механизмы слухового поведения и (повторное) производство прогорклых ситуаций слушания, которые возникают из состояний концептуального заблуждения, референциального абсурда, процессуального повреждения и фрагментарной техники.
Уго Эскинка — берлинский звуковой художник и исследователь мексиканского происхождения, работающий с аудио-электроникой и акустическими интервенциями. Его работы были представлены на различных площадках, например, в Музее Стеделейк в Амстердаме, клубах Tresor и Berghain и т.д.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
«В рамках артист-тока мы поговорим о том, как, прибегая к физической практике, я пытаюсь создать своего рода повествование без языка, передаваемое посредством звука. Будучи тайваньско-китайской американкой во втором поколении, проживающей в Берлине, и матерью бикультурного сына, я обращаясь к изучению вытеснения истории из-за миграционных и интеграционных процессов, исследованиям потери и принятия языка и нерассказанных историй: тому, как прошлое может быть обнаружено и отслежено через унаследованный и пережитый опыт, и важности передачи подобного звучащего отражения для наших будущих поколений. Я работаю с инструментами, создавая нечто вроде резонансного тела-пространства, трансформирующегося в фидбек-луп воображения, осязания, вибрации, звука и слуха. Моя практика направлена на создание возможностей для моего физического тела оказаться за пределами ограничений собственной памяти, за пределами жизни; на создание возможности перенестись в прошлые поколения, одновременно отзываясь эхом в настоящем и будущем».
Одри Чен — китайско-тайваньско-американская музыкантка, проживающая в Берлине и работающая с виолончелью, голосом и электроникой. Её перформансы проходили в Европе, России, Украине, Турции, Австралии, Новой Зеландии, Китае, Японии, Тайване, Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Канаде, США и пр.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В этой лекции я сосредоточусь на звуке как средстве общения между людьми и нечеловеческими агентами. В частности, рассмотрю, как звук в современных художественных практиках используется для создания трансспецифической коммуникации и как эти подходы до сих пор отличались от аналогичных попыток обратиться к нечеловеческому через звук и музыку. Опираясь на современную теорию критического постгуманизма и актуальные звуковые исследования, я расскажу о том, как более-чем-человеческое отношение является альтернативным понятием установившемуся дуализму между природой и культурой.
Якоб Эриксен — звуковой художник, исследователь, преподаватель и докторант Берлинского университета искусств, работает в поле экспериментальных художественных практик, исследуя отношения между порядком и хаосом, синтетическим и органическим, человеческим и нечеловеческим.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
С рождения мы учимся выживать, определяя источники звуков — то, насколько они близки к нам и насколько опасны. Каузальное слушание встроено в нашу нервную систему. Во время воркшопа участницам и участникам будет предложено вернуться в то время, когда у звуков еще не было источников, когда они еще были просто «звуками в себе». Чтобы по-настоящему услышать звук, нам нужно отделить его от его причины. Мы попробуем делать это с помощью упражнений: некоторые из них будут продемонстрированы в ходе воркшопа, некоторые будут предложены участникам для самостоятельного выполнения.
Группа участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Юлия Глухова — саунд-художница и звукорежиссер из Москвы, саунд-директор «Радио Арзамас», преподавательница Школы дизайна НИУ ВШЭ. Занимается звукорежиссурой и саунд-дизайном в кино, лауреат награды Phonurgia Nova Awards 2019 в категории «Полевая звукозапись».
Лирохвост обыкновенный, или большая птица-лира, — это австралийская птица, способная имитировать естественные и синтетические звуки своей природной среды обитания, создавать собственный биофонический звуковой ландшафт для того, чтобы сбивать с толку обитающих вокруг хищников. Участники воркшопа запишут музыку, используя биоритмы и тембры из архивов звуков животных, находящихся в открытом доступе.
Для участия в воркшопе потребуется заранее скачать и установить бесплатную программу Reaper. Группа участниц и участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Фелисити Манган — австралийская саунд-артистка и композиторка, проживающая в Берлине и работающая с архивом звуков дикой природы. Артистка лейблов Longform Editions, Mappa и т.д., участница фестивалей Sonic Acts, CTM и пр.
В ходе воркшопа мы проанализируем спектральное содержимое аудио-сигналов и научимся использовать техники отслеживания высоты тона, ресинтеза и тайм-стретчинга в качестве художественных инструментов композиции в реальном времени. Воркшоп ссылается на работу timestretched—ACID, в рамках которой алгоритмы тайм-стретчинга применяются к «кислотным» басовым паттернам синтезатора Roland TB-303, а также на совместные произведения, выполненные в коллаборации с Уго Эскинкой и Камиллой Ватне Баррат-Дуэ.
Для участия в воркшопе потребуется заранее скачать и установить пробную (или приобрести полную) версию программы Max 8. Группа участниц и участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Лукас Грундманн — звуковой художник из Берлина, работающий с экспериментальной и генеративной музыкой, куратор Cashmere Radio, преподаватель и администратор магистерской программы Sound Studies and Sonic Arts Берлинского университета искусств.
Основная цель воркшопа — поиск и создание новых методов контроля внутри программной среды Max. Занятия будут включать в себя знакомство с привычными для компьютерной музыки объектами управления и способам их интеграции в программную среду. В качестве альтернативного сценария участницам и участникам будет предложен объект lcd: мы изучим принципы его работы и варианты использования, а затем разработаем собственный проект виртуального контроллера. Воркшоп выстроен вокруг знакомства с базовыми принципами работы и последовательного расширения знаний о платформе и списка используемых объектов. По итогам воркшопа все патчи (с включенными подробными комментариями) будут опубликованы в свободном доступе.
Для участия в воркшопе потребуется заранее скачать и установить пробную (или приобрести полную) версию программы Max 8 . Группа участниц и участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Никита Бугаев — саунд-артист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, композитор и саунд-дизайнер лондонсĸой студии LCS, автор саундтреĸов для реĸламы, доĸументальных и ĸоротĸометражных фильмов. Издавал свои работы на лейблах Phinery, Oqko, Klammklang и пр.
«The Message is the Massage» — многосоставной проект, выросший из задания в онлайн-лаборатории и резиденции Unthinking / Unlearning.
По просьбе наставника Юлии Глуховой участники группы «Полевые записи и найденные звуки» делились полевыми записями, которые можно считать сообщениями, письмами. После обсуждения на семинаре и рассказа всех участников о своих сообщениях возникла идея собрать не только звуковой, но и текстовый материал для создания интерактивного романа. Анкета участников представляет собой таблицу, в которой согласно структуралистскому подходу к высказыванию представлены элементы делового письма: обращение, адресат, адресант, средство сообщения, цель письма и вежливая подпись.
Специально для «The Message is the Massage» Антон Анищенко сделал микстейп из очень разнородных записей 13 участников; Александр Агафонов создал из собранных текстов и сгенерированных картинок интерактивный роман; Татьяна Данилевская отвечала за концептуальную рамку проекта и выступила средством связи и объединения для общего сотрудничества.
Кроме того, не можем не сослаться на два бестселлера Герберта Маршалла Маклюэна «Understanding Media: The Extensions of Man» и «The Medium is the Massage». Вы можете послушать микстейп (длительность: 38:40 мин.) отдельно от романа здесь.
Нажимайте на разные кнопки и следуйте разным траекториям.
P.S. Если роман не запускается (нет звука, кнопки неактивны), попробуйте включить JavaScript в настройках браузера на вашем устройстве.
Команда: Александр Агафонов, Антон Анищенко, Татьяна Данилевская.
Микстейп сообщений: 38:40 мин.
Авторы: Маша Александрова, Анако, Антон Анищенко, Алексей Бережной, Анна Гарсиа, Татьяна Данилевская, Валерия Елагина, Александра Копелян, Камиль Шаймарданов, Изабель Соани, Алиса Сторчак, Усталость, Любовь Винк.
Проект Год Германии в России 2020/21 призван обратить взгляды в будущее и представить Германию как современную прогрессивную страну, надёжного европейского партнера для России и её жителей. Организаторы планируют показать различные аспекты жизни в Германии, особенности российско-германских отношений и еще больше укрепить связь между нашими странами. Ключевую роль здесь играют диалог и взаимодействие между людьми, потому что именно они наполняют смыслом эти двусторонние отношения.
Sound Studies and Sonic Arts UdK — магистерская программа Берлинского университета искусств, предназначенная для профессиональных саунд-артистов, саунд-дизайнеров и исследователей звука и аудиальной культуры.
Sound Art & Sound Studies НИУ ВШЭ — первая в России магистерская программа с междисциплинарным подходом к изучению звука в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Klammklang — сибирско-московский независимый лейбл, специализирующийся на выпуске внежанровой и экспериментальной музыки, а также документов саунд-арта и прочих современных звучащих практик
художник, работающий со звуком, композитор, руководитель магистерской программы Sound Art and Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, со-куратор лейбла Klammklang.
клинический психолог, исследовательница психоакуститки и саунд-художница, преподавательница Школы дизайна НИУ ВШЭ, со-кураторка лейбла Klammklang.
теоретик культуры, исследователь звука, философ, музыкант, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Редактор серии «История звука» в издательстве «Новое литературное обозрение».
звуковой художник из Берлина, работающий с экспериментальной и генеративной музыкой, куратор Cashmere Radio, преподаватель и администратор магистерской программы Sound Studies and Sonic Arts Университета искусств Берлина.
саунд- и визуальная художница, перформерка, искусствоведка и кураторка, участница арт-группы iBiom, студентка магистратуры Sound Art & Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.