По вопросам поступления:
Бакалавриат (Москва — доб. 710, 704, Санкт-Петербург — доб. 702, Ереван — доб. 706)
Магистратура (Москва — доб. 703, Санкт-Петербург — доб. 702)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709)
Дополнительное образование (Москва — доб. 712, 720, 723, 724, Санкт-Петербург — доб. 701, Корпоративным клиентам — доб. 722)
Детская школа (Москва — доб. 707, Санкт-Петербург — доб. 701)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
С 8 февраля по 28 февраля 2021 года в HSE ART GALLERY прошла выставка проектов, созданных современными звуковыми художниками и студентами профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн».
На время проведения выставки «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры» HSE ART GALLERY превратилось в «пространство для слушания», в котором студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ (профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн»), а также российские и зарубежные саунд-художники (Lisokot, Павел Миляков, Влад Добровольский и Perila) представили свои «звучащие миры». Звуковые и музыкальные работы рассказали как знакомые нам истории, так и создали фантазийные аудиопространства.
Описывая подобные миры, исследовательница звука Саломея Фегелин использует термин «соник-фикшн» — это вымышленные художественные вселенные, которые способны становиться реальными. Каждый автор представил свою работу с помощью многоканальной аудиосистемы, производящей «эффект погружения». Элементы композиций распределялись по участкам звуковой системы, установленной в пространстве галереи. Слушатель сам формировал маршрут и сценарий прослушивания работ художников, перемещаясь от одного источника звука к другому, буквально оказываясь при этом внутри произведения.
В зависимости от выбранного сеанса слушатели могли познакомиться с разными мирами: апокалиптическим — разрушаемым наводнениями и эпидемиями, или утопическим — где гармонично сосуществуют друг с другом животные, природа и искусственный интеллект. Посетители смогли прочувствовать, как забрели на просторы Ноева ковчега, наполненного голосами птиц из библиотеки профессора биофизики Б.Н. Вепринцева. Или стать свидетелями аудио-интерпретации древнегреческого мифа о захвате Протея. Часть работ затрагивали более личные темы — ритуальность привычных действий и даже тиндер-дейтинг.
«Главная задача, которая стояла перед нами, — это создать определенный мир со своими законами и собственной „физикой“, чтобы человек с открытыми или закрытыми глазами мог очутиться в другой вселенной», — Андриеш Гандрабур, куратор выставки.
Для звука нет барьеров — языковых, идеологических и социальных — следовательно, он без особых препятствий преодолевает границы тела, получая прямой доступ к нашему сознанию. При этом звучащее не заменяет визуальное восприятие, но предлагает расширить опыт — так ухо часто оказывается способным обнаруживать то, что скрывается за пределами глаза.
Специально для выставки художник Дмитрий Кавка создал несколько видеоработ на основе композиций саунд-артистов, которые будут представлены в онлайн части проекта.
«Когда я думал над образами будущих видео, я представлял себе, что все музыкальные произведения на этой выставке имеют какую-то свою особенную форму. Эти формы непохожи друг на друга, не сочетаются между собой, но тем не менее усилиями кураторов они вдруг оказались в одном пространстве. Это напомнило мне то, как непохожие и часто противоположные по своей сути предметы оказываются собранными в один стройный гармоничный натюрморт. Это сравнение я посчитал удачным и стал подбирать для каждой композиции какой-то особенный объект и способ движения этого объекта, предполагая, что в финале я соберу общую композицию , свой пульсирующий видеонатюрморт», — Дмитрий Кавка
Кураторы: Андриеш Гандрабур, Ольга Зубова, Стас Шарифуллин
Продюсер: Георгий Сафаров
Оформление витрин и фойе галереи: Анатолий Гращенко
Техническое сопровождение: Тимофей Кайгородов, Григорий Шмидко
12:00 — 12:10 Анастасия Зырянова / Контакт
12:15 — 12:30 Влад Добровольский / Протей
12:35 — 13:00 Василиса Хмызова / Тиндерленд
13:05 — 13:27 Никита Прошкин / Про снег
13:30 — 13:52 Софья Афанасьева /
13:55 — 14:25 Роман Жаров (RICAAI) и Александр Филатов / Esc
14:30 — 14:50 Lisokot / I want / I have to share my life with you
14:55 — 15:22 Мочкина Анна / No longer future
15:25 — 15:55 Eva Reicher (Боброва Ева) / Muse of the Apocalypse
16:00 — 16:23 Мария Карпович / Ноев ковчег. Средний ярус
16:25 — 16:45 Иван Ерофеев / Звёздный
16:50 — 17:10 Павел Миляков / Autotuned landscapes — 2021
17:15 — 17:40 Perila / In invisible in betweens
17:45 — 18:12 Трейлеры — превью каждой работы, звучащей на выставке
18:15 — 18:25 Анастасия Зырянова / Контакт
18:30 — 18:45 Влад Добровольский / Протей
18:50 — 19:15 Василиса Хмызова / Тиндерленд
19:20 — 19:42 Никита Прошкин / Про снег
12:00 — 12:25 Perila / In invisible in betweens
12:30 — 12:50 Павел Миляков / Autotuned landscapes — 2021
12:55 — 13:15 Иван Ерофеев / Звёздный
13:20 — 13:43 Мария Карпович / Ноев ковчег. Средний ярус
13:45 — 14:15 Eva Reicher (Боброва Ева) / Muse of the Apocalypse
14:20 — 14:47 Мочкина Анна / No longer future
14:50 — 15:10 Lisokot / I want/ I have to share my life with you
15:15 — 15:45 Роман Жаров (RICAAI) и Александр Филатов / Esc
15:50 — 16:12 Софья Афанасьева /
16:15 — 16:37 Никита Прошкин / Про снег
16:40 — 17:05 Василиса Хмызова / Тиндерленд
17:10 — 17:25 Влад Добровольский / Протей
17:30 — 17:40 Анастасия Зырянова / Контакт
17:45 — 18:12 Трейлеры — превью каждой работы, звучащей на выставке
18:15 — 18:40 Perila / In invisible in betweens
18:45 — 19:05 Павел Миляков / Autotuned landscapes — 2021
19:10 — 19:30 Иван Ерофеев / Звёздный
19:35 — 19:53 Мария Карпович / Ноев ковчег. Средний ярус
Проект Ивана Ерофеева — это фантазия о разной скорости течения времени в одном и том же месте. В этом произведении с помощью «растягивания» звуков автор создает эффект темпоральной дисторсии — один и тот же фрагмент времени может ощущаться как имеющий разную длительность. Благодаря этому у слушателя может сформироваться впечатление, что пространство галереи постепенно растягивается и сжимается. Звук позволяет обратить неосязаемое явление в физическую форму и дает слушателю возможность ощутить четвёртое измерение — тайну места, скрытую под видимым слоем действительности. Время и пространство взаимопроникают друг в друга, но ни одно из измерений не превалирует над другим. Название работы отсылает и к сидеральному (звёздному) времени, которое всегда неравномерно и позволяет ученым обнаружить нужный космический объект, и к самому космосу, где человечество столкнулось со сложными пространственно-временными явлениями.
Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Ивана Ерофеева, 2021
Проект Романа Жарова (RICAAI) и Александра Филатова озвучивает вселенную, где люди настолько погрязли в проблемах настоящего, что перестали мечтать об утопиях. Будущее в этом мире мертво, а единственным выходом остается лишь обращение в прошлое, эскапизм, погоня за призраками. Время в этом мире работает нелинейно, жизнь похожа на бесконечную временную петлю, где человек словно находится внутри одной и той же постоянно звучащей пленки. В своей работе художники не просто создают дистопичную вселенную, но и повествуют историю о попытке выбраться из нее, разорвав петлю, погрузившись в фантазию о будущем.
В этом проекте Мария Карпович сталкивает ультрадокументальность и миф, выходя за рамки и того, и другого. Работая с фонотекой профессора биофизики Бориса Вепринцева «Голоса птиц России», она размышляет о странном соседстве, существовании птиц, собранных в одном месте, словно помещенных в клетки, в отсеки Ковчега.
Бог дал Ною наставления: ковчег должен быть 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Он должен быть сделан из дерева гофер и разделен на «qinnim» (это слово, которое в других местах Библии всегда относится к птичьим гнездам). Птичий отсек располагается на втором ярусе ковчега, а прямо над ним находится помещение, где спит Ной. Ему 600 лет, но он очень чуток к голосам.
В работе художница создает пространство, в котором звуки, очищенные от реальности, смешиваются, а на их пересечении рождаются новые формы смыслов: ковчег-организм, ковчег-храм, ковчег-тюрьма, ковчег-матрица, ковчег-корабль.
В работе Eva Reicher собраны наиболее вероятные и популярные теории о конце света. Они представлены в четырех Вселенных, у каждой из которых свой собственный сюжет: взрыв йеллоустонской кальдеры, эпидемия, третья мировая война и восстание машин. Произведение строится не только на разрушении всех этих миров, но и на их восстановлении — регенерации природы и повторной эволюции. Прислушиваясь к каждой истории, зритель может узнать отсылки и к нашей реальности. Тема апокалипсиса здесь манифестирует возможность появления чего-то нового и прекрасного за счет разрушения старого порядка вещей.
Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Eva Reicher, 2021
«Эта звуковая работа — попытка сконструировать среду, в которой животные, природа, искусственный интеллект и человек гармонично сосуществуют друг с другом, коммуницируют друг с другом. Это утопия, в создании которой принимают участие все формы жизни. Тягучая и пустотная, с налётом грусти и меланхолии композиция будто транслирует состояние человека, который уже разрушил свой собственный мир, но мечтает о лучшей и вместе с тем невозможной реальности. Ему безразлично, фикция это или нет. Его фантазии похожи на сон — немного размытый, нечеткий, не всегда логичный и понятный. Это звучание прекрасного мира, которое мы слышим через восприятие человека, потерявшего все.»
В своей работе Василиса Хмызова создает вымышленный мир, состоящий из моментов и звуков первых и единственных встреч, свиданий и событий. Василиса исследует то, как знакомятся современные люди, как соотносятся образы человека, сконструированные в приложениях для знакомств, и те, что мы видим, когда встречаемся с людьми вживую. Что происходит, когда выбор того, с кем нам встретиться и познакомиться, становится похож на покупку товаров или продуктов в магазине? Слушатель оказывается внутри чужого свидания — тиндер-дейтинга, собранного из записей реальных встреч.
Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Василисы Хмызовой, 2021
Слушателю предлагается погрузиться в завораживающий мир строгой ритуальности. Познакомившись с человеком, который живет согласно выверенной системе ритуальных, но при этом абсолютно будничных действий (3 раза закрыть молнию на кошельке в определенной последовательности, нажать на выключатель 5 или 9 раз, повернуть ручку у окна, перед тем как закрыть его), художница создала композицию на основе ритма, заданного таким поведением. В своем проекте Софья Афанасьева обращает внимание и на тему психического здоровья, а именно — обсессивно-компульсивного расстройства, с которым в России живут около 4 миллионов людей. Эта работа — попытка дать возможность зрителю поразмышлять на эту тему и создать предпосылку для ее открытого обсуждения.
Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Софьи Афанасьевой, 2021
Проект Анастасии Зыряновой исследует телесность и возможность прикосновения, ощущения интимной близости с людьми лишь с помощью звука — минуя тактильность. В своей работе художница, используя многоканальную акустическую систему, размышляет о том, как определить границы тела, распознать самого себя и способы взаимодействия с другими людьми: от медитативных и спокойных движений до агрессивных — сопротивления или драки.
Работа собрана из «отходов звукового производства»: фрагментов неполучившихся треков, записей на телефон или рекордер, которые никогда не были использованы и лежали без какой-либо цели. В своем произведении Никита Прошкин размышляет об информационной экологии, но художественно его пьеса оказывается поэтической и свободной от идейной составляющей. Ее смысл заключается в том, чтобы дать существование, казалось бы, ненужным звукам.
Электронный музыкант, художник и продюсер из Москвы, также известный под псевдонимом Buttechno, куратор лейблов PSY X и John’s Kingdom, один из основателей пространства «Наука и Искусство». Павел создает концептуальные аудиовизуальные работы для различных фестивалей и биеннале — CTM, Berlin Atonal, Венецианской биеннале, Terraforma и пр.
В произведении использованы звуки радиосвязи, человеческий голос, гитара, орган, барабаны бласт-бит и классические инструменты — вместе они создают одиннадцать различных звуковых ландшафтов. Все звуки связаны между собой с помощью знаменитого плагина Autotune, который часто используется для коррекции вокала и придания ему более гладкого, совершенного звучания. В своей работе художник применяет этот эффект для противоположной цели. Хаотические обертоновые переливы переносят разные голоса и инструменты в неорганическое измерение, словно находящееся на краю «Зловещей Долиной» — так называют эффект неприязни, страха или даже отвращения у людей, когда они встречаются с чем-то нечеловеческим (машиной, роботом или просто объектом), подобным человеческому, имитирущим его.
Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Павла Милюкова, 2021
Композитор, куратор и саунд-художник из Москвы, участник фестивалей Ars Electronica, Geometry of Now, Fields и многих других. Влад работает на пересечении импровизационной, электронной и электроакустической музыки, а также звукового искусства, занимаясь созданием не только нарративных работ и мультимедийных инсталляций, но и «экспериментальных» перформансов — например, в области исследований человеческой памяти. Под псевдонимом Fitz Ellarald издавался на лейблах Amorfon, Squiggle Dot и 12th Isle; работы под своим настоящим именем Влад выпускал, например, на российском Klammklang и словацком Mappa.
Разные виды начнет принимать и являться вам станет,
Всем, что ползет по земле, и водою и пламенем жгучим.
«В работе я раскрываю процесс захвата Протея и проявляю его внутренний мир через звучащие голоса его субличий.
В каждом из аудиоканалов — проявление одной из манифестаций или субличий Протея.
Лики Протея:
— в подлинной форме, как прима;
— гендерно разнообразен в человеческих манифестациях;
— представляет видовое разнообразие в манифестациях животных;
— может быть выражен голосами и звуками стихий, огня, воды, воздуха или камня.
(По мифу) Протей мог превращаться в тюленя, льва, дракона, пантеру, вепря, ветер, даже в воду или огонь.
В своих жизненных странствиях мифический герой, желая что-либо выведать у Протея, должен был схватить его в одной из манифестаций и крепко держать, не выпуская, пока он не явит себя в своей подлинной форме. Но и тогда этот хитрейший из богов никогда не открывал всей глубины своей мудрости даже самому искусному из вопрошающих. Он отвечал только на конкретный вопрос, и то, что он открывал, в равной мере могло быть и многозначимым, и пустячным, в зависимости от заданного вопроса.
Многоликость Протея — черта присущая нашему времени. Я утверждаю, что любая личность — это всегда совокупность образов. Человек сознательно держится за иллюзии, он не знает реальность, составляя только представления о ней, основанные в том числе на архетипических проекциях. Отражая проекции из окружающего мира, человек узнает мир, и это знание приносит печаль и радость. Чаще бывает так, что полученные знания приносят больше печали и разочарования. Вот почему человек не спешит расставаться с иллюзиями и самообманом на протяжении своей жизни и предпочитают носить „розовые очки“ личного „счастливого“ мифа.»
Певица, художница и поэтесса Варя Павлова. Авторка музыкальных перформансов на фестивалях Рижская Биеннале современного искусства, музее «Гараж», Manifesta 10, Ars Electronica, «Архстояние», Outline и многих других. В первую очередь Варя Павлова (это настоящее имя артистки) работает с голосом — не только в рамках традиционных вокальных практик, но и с голосом как звучащим: фонетическими и экстралингвистическими свойствами языка. Её перформансы часто имеют театрализованный характер — от элементов костюмированного шоу и специальных декораций до, собственно, телесных и перформативных практик.
В прошлом году я вместе с коллегами начала экспериментальную оперную лабораторию ЭОЛА. Для нее мы с разработчиками создали нейросеть, которая обучилась на нескольких часах данных моего голоса, и теперь ее усовершенствованные версии продолжают обучаться.
Такие обстоятельства заставили меня задуматься не только об абстрактном будущем музыки в целом, но, в частности, и о том, каким будет дальнейшее взаимодействие артиста и инструмента. Наблюдая за глобальным процессом работы в этом направлении, можно сделать общее предположение, что техническая революция и работа с искусственным интеллектом бьет по заурядности, ведь именно банальное и обычное легко сгенерировать, а оригинальность и уникальность остается преимуществом человеческого. В то же время, краткосрочное погружение в процесс взаимодействия с инструментом на базе ИИ дает обратное ощущение — новизны и неповторимости опыта, соприкосновения с ранее неизведанным и неизбежным. В древние времена люди одушевляли неизвестные им явления, потому что не понимали, с чем имеют дело. Ситуация с машинным обучением, конечно, несколько другая. Но в своем воображаемом мире я решила так же одушевить своего партнера, сделав его полноценным соавтором в подготовленной импровизации.
Коллектив «Киберчайка», изучающий применение технологий машинного обучения и ИИ в творческой деятельности: «Для этого проекта мы обучили три отдельных нейросети. Первая сводит всё многообразие голоса к двухмерной карте. Вторая — учится преобразовать в пение маршрут на этой карте вместе с информацией о высоте и громкости голоса в каждой точке. И третья — учится придумывать новые песни наподобие песен, которые мы ей показали, при том что каждая песня для неё — это маршрут по ландшафту голоса. Все вместе они работают, чтобы петь как можно убедительнее».
Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Lisokot, 2021
Творческий псевдоним Александры Захаренко, берлинской художницы петербургского происхождения, работающей со звуком, музыкой и перформативными практиками. В рамках коллабораций и сольных проектов Perila, Aseptic Stir (а также многих других) она издает альбомы на многочисленных зарубежных и российских независимых лейблах. Её релиз «META DOOR L» вошел в число лучших эмбиент-альбомов 2020 года по версии влиятельного издания Pitchfork. Также Александра является одной из кураторов radio.syg.ma и основательницей мультимедийной платформы WET (Weird Erotic Tension), в рамках которой вместе с другими художниками и музыкантами исследует звуковые аспекты сексуальности.
in invisible in betweens — это звуковой перформанс, исследующий альтернативные виды коммуникации между людьми и способы передачи близости и осязаемого присутствия через большие расстояния. В своей работе художница стремится добиться эффекта соприсутствия со зрителем: словно она создает перформанс в том же помещении, в той же комнате, где находится слушатель, но существуя при этом за много километров от него.
С какой точки зрения вы воспринимаете происходящее с вами в данном пространстве? То, что вы слышите, — это ваше восприятие или восприятие художницы? Это происходит в ее голове или в вашем теле? Сколько уровней тишины вы можете уловить сейчас?
Андриеш Гандрабур — руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна, музыкальный продюсер, композитор, музыкант, основатель школы музыкального продюсирования DOS.
Ольга Зубова — саунд и визуальная художница, перформерка, искусствоведка. Участница арт-группы iBiom. Соведущая подкаста о культуре, искусстве и этике «кунстштюк».
Стас Шарифуллин — художник, работающий со звуком, композитор, руководитель магистерской программы «Sound Art & Sound Studies» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Школа дизайна НИУ ВШЭ благодарит за помощь в организации выставки и предоставленное аудиооборудование компанию ARIS и TEFRA AUDIO.
Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Дарья Пыркина, а также учащиеся Аспирантской школы по искусству и дизайну Валерия Конончук и Вера Замыслова принимают участие в организации конференции «Имперфект: 2010-е в российском искусстве», которая будет проходить 15–17 ноября в Доме культуры «ГЭС-2».
«Учитель / ученик» — цикл персональных выставок в HSE ART GALLERY, в рамках которого на одной площадке демонстрируются проекты преподавателей и студентов. Экспозиция объединяет работы Александры Кузнецовой и её выпускницы Лены Власовой. Этот проект стал уже четвёртым из выставок «Учитель / ученик», в рамках которой на одной площадке демонстрируются проекты преподавателей и студентов. Этот формат позволяет представить срез наиболее значимых работ молодых авторов, увидеть известных художников в новом качестве и соотнести оптику учеников и их наставников.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Профиль бакалавриата
Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.
О галерее
Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.
HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.