По общим вопросам
Онлайн-лаборатория и резиденция в рамках Года Германии в России 2020/21, совместный проект лейбла Klammklang и магистерских программ Sound Studies and Sonic Arts Университета искусств в Берлине (UdK) и Sound Art and Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Проект Unthinking/Unlearning посвящен конструированию новых форм звукового мышления и воображения, в процессе которого участницам и участникам будет предоставлена возможность переизобрести собственные отношения со слуховыми, звуковыми и музыкальными практиками. Программа лаборатории будет состоять из двух частей, теоретической и практической:
Открытый теоретический курс из 12 лекций и артист-токов познакомит всех желающих с основными сюжетами звуковых исследований, сосредоточившись вокруг трех важнейших тем: рассмотрения звука как агента социальных взаимоотношений, исследования новых концепций звукового и обзору актуальных художественных практик работы со звучащим.
Практическая часть работы лаборатории будет выстроена вокруг работы двух групп (по 7-8 человек в каждой), отобранных с помощью open call. В зависимости от собственных предпочтений, участницы и участники смогут попрактиковаться в занятиях полевыми записями или изучить продвинутые техники компьютерной музыки.
Мы приглашаем к участию всех, кому интересны практики работы со слухом и звуком, в том числе художниц и художников, исследовательниц и исследователей, музыканток и музыкантов и пр. Лаборатория пройдет в период с 15 мая по 1 июня 2021 года. Рабочие языки лаборатории: русский и английский.
Для того, чтобы отправить заявку на участие в лаборатории, заполните форму. Дедлайн подачи заявки — 10 мая 23:59; объявление результатов — 12 мая.
«The ear is not only a human organ set to collect the information from the outside world, but also a type of sensation that affects our understanding of it. We are never able to listen from a metapostion: unlike vision, we always listen with our own body, from within, experiencing the sound event in all of its paradoxical fullness and fleetingness. Using the ear to listen to the world is a decision that implies the rejection of the stable coordinates of Western culture, which are based on the visual and lingua-centric model of knowledge. In order to „hear“ the world, to become „in tune“ with it, we need to develop new forms of sonorous imagination and thinking, which involve affective sensuality instead of analytical strictness — a kind of „blindness“ that aims towards unknown discoveries»
Evgeny Bylina, lab co-curator
«Политическая возможность звука» — это название моей книги, опубликованной в издательстве Bloomsbury в 2018 году. Кажется, что это событие происходило не только в прошлом, но и в совершенно ином мире, с совсем иным ощущением возможностей и с невозможностями, которые стали реальностью — как политической так и общественной, на уровне концептов и условий, которые формируют существование, человеческое и нечеловеческое. Эти невозможности включают в себя позитивные, обнадеживающие образы, призывая к новой щедрости, заботе и эмпатии. Но они также являются нам в виде темных, тревожных реальностей, в которых забота становится приманкой для политического насилия и подавления, а уверенное возрождение патриархальных и супрематических структур власти — нормой, которая придает уверенности и успокаивает, скрываясь в потоке постоянной борьбы и тревоги.
Слышим ли мы эти трансформации? Можем ли мы звучать с ними и против них? Может ли слушание как практика тонкого критического различения и как точка взаимной опоры во времена противоположного по смыслу социального дистанцирования подготовить нас, если не к текущей, то к следующей пандемии, которая точно наступит, если эта вообще когда-либо закончится? Будем ли мы подготовлены к тому, чтобы звучать возможностями и невозможностями заботы и коллективности в соединенном мире, вместо того, чтобы поддерживать индивидуальные представления о власти?
Саломея Фёгелин — художница, писательница и исследовательница, изучающая слушание в качестве социально-политической практики; профессор Колледжа коммуникации Лондонского университета искусств, профессор Университета изящных искусств Брауншвейга.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В лекции будут рассмотрены различные способы звукового функционирования, посредством которых звук становится агентом изменений (в терминологии Лии Барклей). Рассуждение будет построено вокруг проблематики необходимости не/отделения звука как агента от окружения, пространств и мест, дискурсивных контекстов. Лекция станет продолжением исследования политик звука как диапазона связанностей — с телом — с отдалёнными местами — с не совсем человеческими объектами.
Вита Зеленская — антропологиня, докторантка Leibniz ScienceCampus Университета Регенсбурга, сокураторка лектория «Вслух», художница.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
Как внимание к спектральной материальности голоса может создавать деколонизирующие формы звуковой мысли? Опираясь на мою недавнюю художественную и научную работу об использовании так называемых «систем распознавания акцента» в процессе предоставления убежища в Германии и в диалоге с идеями Сильвии Винтер и Денис Феррейра да Силва, я бы хотел предложить изучить то, как машинное слушание позволяет выявить нам новые разветвленные пути, исследуя которые мы можем понять как звук, голос и язык усложняют само понимание того, что значит быть «человеком».
Педро Оливейра — исследователь, саунд-артист и преподаватель бразильского происхождения, изучающий деколонизирующее слушание и материальности звука, постдокторант Helsinki Collegium for Advanced Studies, защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете искусств.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
Последние несколько лет мы наблюдаем рост критики «онтологического поворота» в исследованиях звука, которая относится к устройству универсализирующего дискурса в дисциплине, рассматривающей создавшее его сообщество как нейтральную структуру. Речь в лекции пойдет о том, как эта проблема находит отражение в моих работах, а также о том, как релевантные исследователи и инициативы, с которыми я сотрудничала, внесли свой вклад в эту проблематику.
Джессика Экомане — берлинская электронная музыкантка и саунд-артистка французского происхождения, преподавательница Берлинского университета искусств. Артистка лейбла Important Records, участница фестивалей CTM, Ars Electronica, Comune и пр.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
Когда мы слушаем звуки, мы оказываемся впутанными в эпистемологический процесс мышления внутри звучащих материалов и вымышленных миров, к которым они взывают. Но как это вообще становится возможным? Как могут простые и якобы эфемерные звуки вовлекать нас в эту сложную, если не сказать противоречащую самой себе, активность? В лекции пойдет речь о том, как соник-фикшн становится специфическим примером звукового мышления. В первой части лекции («Ситуация как интерпретатор») я разверну собственный подход к пониманию целостной, телесной комплексности ситуации слушания, применив к этой ситуации концепцию соник-фикшн и ссылаясь к примерам из работ звукового художника и звукового мыслителя Сэма Ауингера. Во второй части («Ваше слушающее тело») фокус будет направлен на более специфическую телесную эпистемологию, лежащую в основе процесса слушания и звукового мышления. В этой части мы рассмотрим примеры из творчества композиторки, исполнительницы, писательницы и художницы Полин Оливерос. Заключительная третья часть представляет собой предварительный план того, как двигаться в сторону «разработки звукового жаргона». Используя концепцию звукового жаргона, можно рассчитывать на то, что вышеупомянутые эпистемологические и художественные практики смогут охватить более широкую аудиторию. В финальной части я буду ссылаться на современные разработки в области саунд-арта и производства звуковых артефактов.
Хольгер Шульце — писатель, исследователь звука и аудиальной культуры немецкого происхождения, преподающий в Университете Копенгагена. Профессор музыковедения, научный руководитель Sound Studies Lab.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация.
Плоские онтологии и мультисенсорные эпистемологии побуждают по-новому осмыслить два ключевых для sound studies различия. Противопоставление аудиального визуальному (аудио-визуальная литания) перестает быть самодостаточным концептуальным инструментом, поскольку мультисенсорность предполагает взаимосвязь, а не взаимоисключение, разных форм чувственного восприятия. Дилемма «звук или слух» (материалистическая или феноменологическая позиция) также перестает быть центральной, коль скоро лишается онтологических оснований различие субъект/объект. В докладе будет вскрыта концептуальная взаимосвязь обозначенных тенденций и намечены новые вопросы, неизбежно возникающие в плоских и мультисенсорных исследованиях звука.
Ксения Майорова — философ, сотрудник Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Сферы научных интересов: исследования звуков, городские исследования, современная философия.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
24 мая | Никита Сафонов «Резонансное и пневматическое, потоки и сенсоры, раскартирование и технопоэтика: скрытые течения в исследованиях звука»
Основная задача данной лекции — очертить потенциальные возможности развития области звуковых исследований в результате процессов, связанных с её природно-культурными корнями и ставших катализаторами после «трансдуктивного поворота» ХХ века.
Заземляя нарратив в различных генеалогиях (Ж. Аттали, К. Каттлер, Ж. Стерн, Х. Шульце) режимов звукового (вос)производства, связывая его с концепциями Ж. Делёза и модифицируя его современными проектами в рамках онтологического поворота в sound studies, мы проследим определенные социально-политические и технопоэтические последствия сдвига, вызванного интеграцией звуковых систем записи и воспроизведения в реальность механосферы капиталоцена.
Диалектические скачки между пневматическим и резонансным в разных концепцях звука будут проанализированы в рамках открытия средовых и ритмических многообразий. Потоковая метафизика и сенсорный материализм как теоретические основы, звуковое мышление и звуковое вооружение как коллективные когнитивные инструменты, раскартирование и технопоэтика как практические методологии помогут нам воспламенить эпистемологию конкретными звуковыми спекуляциями.
Никита Сафонов — петербургский поэт, переводчик, критик, исследователь звука, социально-политический философ, в настоящее время работает над геофилософским проектом, сшивая звуковые искусства с радикальной философией и Науками о Земле.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В 1959 году шведский продюсер и радиолюбитель Фридрих Юргенсон, записывая на магнитофонную ленту голоса птиц, обнаружил на пленке странные голоса — и решил, что они принадлежат его умершим родственникам. В последствии, благодаря деятельности его сподвижника, психолога Константина Раудива, подобный феномен получил название EVP (electronic voice phenomenon) и стал одной из сфер изучения любителей паранормальных явлений. Стремясь объяснить этот загадочный феномен, психологи упоминали парейдолию и апофению, радиотехники — интерференцию волн, саунд-артисты же нашли еще один метафорический ресурс для художественной практики. Однако, если отказаться от рационального скепсиса и здравого смысла, можно вспомнить слова Фридриха Киттлера о том, что после изобретения звукозаписи призраки всегда преследовали и оформляли любые рассуждения о природе звука. Так, популяризатор радио Гульельмо Маркони считал, что звуки не исчезают, а лишь становятся тише — достаточно построить сильный приемник, и мы сможем услышать Нагорную проповедь. Томас Эдисон под конец жизни собирался создать спиритофон. Не стоит упоминать, что одним из главных сюжетов вокруг современной музыки стала дерридианская «хонтология».
Что если отринуть предубеждения и всерьез внять голосам, которые раздаются из ниоткуда? В ходе лекции мы примем это убеждение и постараемся рассмотреть различные режимы вслушивания, которые возникают в связи с феноменом EVP. На наш взгляд, детальный анализ сквозь призму психоанализа, феноменологии и медиатеории позволит заново поставить вопрос о природе слуха, взаимоотношении звука, голоса и техники, а также проанализировать самого субъекта, который вступает в отношения со звучащим.
Евгений Былина — теоретик культуры, саунд-исследователь, философ, музыкант, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, редактор серии «История звука» в издательстве «Новое литературное обозрение»
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В своей художественной практике я постоянно исследую связь звука с телом и движением. То, как можно воссоединить ум и тело, чтобы стать цельным, узнать свои желания и потребности. То, как звук помогает сломать эмоциональные блоки, находящиеся внутри, и избавиться от давления. То, как изучать целебные свойства музыки, чтобы стимулировать более глубокое погружения в себя и снимать напряжение. Как звук попадает в тело и проходит через него? Где начинается движение? Как достичь и разблокировать эмоциональные кластеры, используя звук и прислушиваясь к реакциям своего тело? В рамках артист-тока я поделюсь своими мыслями и инсайтами, основанными на личных наблюдениях и экспериментах, а также расскажу о своем рабочем процессе и полезных практиках, которые использую в повседневной жизни на своем пути к целостности — к тому, чтобы стать цельной в этом бесконечном путешествии.
Александра Захаренко (Perila) — берлинская саунд-артистка и визуальная художница российского происхождения, диджей и перформанс-артистка, исследующая чувствительные границы и глубины тонкой материи, одна из основательниц radio.syg.ma, кураторка платформы WET (Weird Erotic Tension), артистка лейблов Boomkat Editions, Sferic, Motion Ward и пр.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
[45-минутный пролог к 15-минутному демо]
Шестидесятиминутное исследование методов подрыва и инверсии посредством чрезмерных колебаний и преднамеренного воздействия на нестабильные звуковые ситуации, коммуникативный саботаж, радикальные механизмы слухового поведения и (повторное) производство прогорклых ситуаций слушания, которые возникают из состояний концептуального заблуждения, референциального абсурда, процессуального повреждения и фрагментарной техники.
Уго Эскинка — берлинский звуковой художник и исследователь мексиканского происхождения, работающий с аудио-электроникой и акустическими интервенциями. Его работы были представлены на различных площадках, например, в Музее Стеделейк в Амстердаме, клубах Tresor и Berghain и т.д.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
«В рамках артист-тока мы поговорим о том, как, прибегая к физической практике, я пытаюсь создать своего рода повествование без языка, передаваемое посредством звука. Будучи тайваньско-китайской американкой во втором поколении, проживающей в Берлине, и матерью бикультурного сына, я обращаясь к изучению вытеснения истории из-за миграционных и интеграционных процессов, исследованиям потери и принятия языка и нерассказанных историй: тому, как прошлое может быть обнаружено и отслежено через унаследованный и пережитый опыт, и важности передачи подобного звучащего отражения для наших будущих поколений. Я работаю с инструментами, создавая нечто вроде резонансного тела-пространства, трансформирующегося в фидбек-луп воображения, осязания, вибрации, звука и слуха. Моя практика направлена на создание возможностей для моего физического тела оказаться за пределами ограничений собственной памяти, за пределами жизни; на создание возможности перенестись в прошлые поколения, одновременно отзываясь эхом в настоящем и будущем».
Одри Чен — китайско-тайваньско-американская музыкантка, проживающая в Берлине и работающая с виолончелью, голосом и электроникой. Её перформансы проходили в Европе, России, Украине, Турции, Австралии, Новой Зеландии, Китае, Японии, Тайване, Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Канаде, США и пр.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
В этой лекции я сосредоточусь на звуке как средстве общения между людьми и нечеловеческими агентами. В частности, рассмотрю, как звук в современных художественных практиках используется для создания трансспецифической коммуникации и как эти подходы до сих пор отличались от аналогичных попыток обратиться к нечеловеческому через звук и музыку. Опираясь на современную теорию критического постгуманизма и актуальные звуковые исследования, я расскажу о том, как более-чем-человеческое отношение является альтернативным понятием установившемуся дуализму между природой и культурой.
Якоб Эриксен — звуковой художник, исследователь, преподаватель и докторант Берлинского университета искусств, работает в поле экспериментальных художественных практик, исследуя отношения между порядком и хаосом, синтетическим и органическим, человеческим и нечеловеческим.
Лекция пройдет на английском языке.
Регистрация
С рождения мы учимся выживать, определяя источники звуков — то, насколько они близки к нам и насколько опасны. Каузальное слушание встроено в нашу нервную систему. Во время воркшопа участницам и участникам будет предложено вернуться в то время, когда у звуков еще не было источников, когда они еще были просто «звуками в себе». Чтобы по-настоящему услышать звук, нам нужно отделить его от его причины. Мы попробуем делать это с помощью упражнений: некоторые из них будут продемонстрированы в ходе воркшопа, некоторые будут предложены участникам для самостоятельного выполнения.
Группа участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Юлия Глухова — саунд-художница и звукорежиссер из Москвы, саунд-директор «Радио Арзамас», преподавательница Школы дизайна НИУ ВШЭ. Занимается звукорежиссурой и саунд-дизайном в кино, лауреат награды Phonurgia Nova Awards 2019 в категории «Полевая звукозапись».
Лирохвост обыкновенный, или большая птица-лира, — это австралийская птица, способная имитировать естественные и синтетические звуки своей природной среды обитания, создавать собственный биофонический звуковой ландшафт для того, чтобы сбивать с толку обитающих вокруг хищников. Участники воркшопа запишут музыку, используя биоритмы и тембры из архивов звуков животных, находящихся в открытом доступе.
Для участия в воркшопе потребуется заранее скачать и установить бесплатную программу Reaper. Группа участниц и участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Фелисити Манган — австралийская саунд-артистка и композиторка, проживающая в Берлине и работающая с архивом звуков дикой природы. Артистка лейблов Longform Editions, Mappa и т.д., участница фестивалей Sonic Acts, CTM и пр.
В ходе воркшопа мы проанализируем спектральное содержимое аудио-сигналов и научимся использовать техники отслеживания высоты тона, ресинтеза и тайм-стретчинга в качестве художественных инструментов композиции в реальном времени. Воркшоп ссылается на работу timestretched—ACID, в рамках которой алгоритмы тайм-стретчинга применяются к «кислотным» басовым паттернам синтезатора Roland TB-303, а также на совместные произведения, выполненные в коллаборации с Уго Эскинкой и Камиллой Ватне Баррат-Дуэ.
Для участия в воркшопе потребуется заранее скачать и установить пробную (или приобрести полную) версию программы Max 8. Группа участниц и участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Лукас Грундманн — звуковой художник из Берлина, работающий с экспериментальной и генеративной музыкой, куратор Cashmere Radio, преподаватель и администратор магистерской программы Sound Studies and Sonic Arts Берлинского университета искусств.
Основная цель воркшопа — поиск и создание новых методов контроля внутри программной среды Max. Занятия будут включать в себя знакомство с привычными для компьютерной музыки объектами управления и способам их интеграции в программную среду. В качестве альтернативного сценария участницам и участникам будет предложен объект lcd: мы изучим принципы его работы и варианты использования, а затем разработаем собственный проект виртуального контроллера. Воркшоп выстроен вокруг знакомства с базовыми принципами работы и последовательного расширения знаний о платформе и списка используемых объектов. По итогам воркшопа все патчи (с включенными подробными комментариями) будут опубликованы в свободном доступе.
Для участия в воркшопе потребуется заранее скачать и установить пробную (или приобрести полную) версию программы Max 8 . Группа участниц и участников воркшопа определится в процессе отбора по open call.
Никита Бугаев — саунд-артист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, композитор и саунд-дизайнер лондонсĸой студии LCS, автор саундтреĸов для реĸламы, доĸументальных и ĸоротĸометражных фильмов. Издавал свои работы на лейблах Phinery, Oqko, Klammklang и пр.
«The Message is the Massage» — многосоставной проект, выросший из задания в онлайн-лаборатории и резиденции Unthinking / Unlearning.
По просьбе наставника Юлии Глуховой участники группы «Полевые записи и найденные звуки» делились полевыми записями, которые можно считать сообщениями, письмами. После обсуждения на семинаре и рассказа всех участников о своих сообщениях возникла идея собрать не только звуковой, но и текстовый материал для создания интерактивного романа. Анкета участников представляет собой таблицу, в которой согласно структуралистскому подходу к высказыванию представлены элементы делового письма: обращение, адресат, адресант, средство сообщения, цель письма и вежливая подпись.
Специально для «The Message is the Massage» Антон Анищенко сделал микстейп из очень разнородных записей 13 участников; Александр Агафонов создал из собранных текстов и сгенерированных картинок интерактивный роман; Татьяна Данилевская отвечала за концептуальную рамку проекта и выступила средством связи и объединения для общего сотрудничества.
Кроме того, не можем не сослаться на два бестселлера Герберта Маршалла Маклюэна «Understanding Media: The Extensions of Man» и «The Medium is the Massage». Вы можете послушать микстейп (длительность: 38:40 мин.) отдельно от романа здесь.
Нажимайте на разные кнопки и следуйте разным траекториям.
P.S. Если роман не запускается (нет звука, кнопки неактивны), попробуйте включить JavaScript в настройках браузера на вашем устройстве.
Команда: Александр Агафонов, Антон Анищенко, Татьяна Данилевская.
Микстейп сообщений: 38:40 мин.
Авторы: Маша Александрова, Анако, Антон Анищенко, Алексей Бережной, Анна Гарсиа, Татьяна Данилевская, Валерия Елагина, Александра Копелян, Камиль Шаймарданов, Изабель Соани, Алиса Сторчак, Усталость, Любовь Винк.
Проект Год Германии в России 2020/21 призван обратить взгляды в будущее и представить Германию как современную прогрессивную страну, надёжного европейского партнера для России и её жителей. Организаторы планируют показать различные аспекты жизни в Германии, особенности российско-германских отношений и еще больше укрепить связь между нашими странами. Ключевую роль здесь играют диалог и взаимодействие между людьми, потому что именно они наполняют смыслом эти двусторонние отношения.
Sound Studies and Sonic Arts UdK — магистерская программа Берлинского университета искусств, предназначенная для профессиональных саунд-артистов, саунд-дизайнеров и исследователей звука и аудиальной культуры.
Sound Art & Sound Studies НИУ ВШЭ — первая в России магистерская программа с междисциплинарным подходом к изучению звука в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Klammklang — сибирско-московский независимый лейбл, специализирующийся на выпуске внежанровой и экспериментальной музыки, а также документов саунд-арта и прочих современных звучащих практик
художник, работающий со звуком, композитор, руководитель магистерской программы Sound Art and Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, со-куратор лейбла Klammklang.
клинический психолог, исследовательница психоакуститки и саунд-художница, преподавательница Школы дизайна НИУ ВШЭ, со-кураторка лейбла Klammklang.
теоретик культуры, исследователь звука, философ, музыкант, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Редактор серии «История звука» в издательстве «Новое литературное обозрение».
звуковой художник из Берлина, работающий с экспериментальной и генеративной музыкой, куратор Cashmere Radio, преподаватель и администратор магистерской программы Sound Studies and Sonic Arts Университета искусств Берлина.
саунд- и визуальная художница, перформерка, искусствоведка и кураторка, участница арт-группы iBiom, студентка магистратуры Sound Art & Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.