Разговор о современном искусстве с Пьером-Кристианом Броше

В зоне совриска

Фото Анастасии Якименко
Фото Анастасии Якименко

Пьер-Кристиан Броше — куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, книжный издатель, телеведущий, путешественник и обладатель одной из крупнейших коллекций российского современного искусства. Специально для «Лаборатории подарков» он рассказал о том, как правильно выбирать, дарить и получать в дар произведения искусства.

Допустим, наш читатель решил коллекционировать современное искусство. С чего ему нужно начинать?

Если говорить о предметах искусства, то многие считают, что нужно начинать с литографий, принтов и разных тиражных объектов. А я думаю, нужно сразу приобрести работу, которая действительно является РАБОТОЙ. То есть картину, скульптуру, что-то такое. Это первое. Второй момент — где эту работу взять? Я, разумеется, посоветую обратить внимание на Школу дизайна, на молодых художников, которые здесь учатся. Начинать коллекцию с их работ — это очень правильный, практически безошибочный путь. Вероятность, что эти художники выстрелят, гораздо больше, чем у студентов из любых других ВУЗов. Это однозначно, поверьте коллекционеру! Здесь есть целое образовательное направление — «Современное искусство», а визуальный язык, который наши студенты изучают, это действительно язык актуального искусства.

Если кто-то хочет приобрести работу одного из наших студентов или другого начинающего художника, куда ему обращаться, как связываться с авторами? Искать их соцсети, изучать ассортимент онлайн-галерей или ходить на офлайн-выставки?

Онлайн-галереи и соцсети — интересная платформа для того, чтобы кое-что посмотреть, но я никогда не покупаю вещи, которые не видел вживую, на выставках. Только там можно понять, как они взаимодействуют с другими работами этого художника или с работами других художников. Очень важно понимать размер работы, понимать, каким образом ты реагируешь, как вибрируешь напротив этих работ, почувствовать, что этот предмет с тобой делает: вдохновляет, задаёт вопросы или ведёт в какой-то тупик, из которого ты должен выйти. Вот это очень важно. Работа должна тебя впечатлять в очень широком смысле. Поэтому походите по выставкам, посмотрите соцсети, послушайте лекции, почитайте книги об искусстве — и вперёд!

Андрей Асс. САРАИ (серия графики)
Андрей Асс. САРАИ (серия графики)
Хунчжи Чэнь. Течение. До рождения
Хунчжи Чэнь. Течение. До рождения
Татьяна Финансова. Cерия фотографий «Путь домой»
Татьяна Финансова. Cерия фотографий «Путь домой»
Александра Лурье. Серия фотографий предметной съёмки «Следы времени»
Александра Лурье. Серия фотографий предметной съёмки «Следы времени»
Саша Горобец. Техногенное как необратимая часть реальности
Саша Горобец. Техногенное как необратимая часть реальности
Софья Сапожникова. Путешествие
Софья Сапожникова. Путешествие
Елена Столярова. Городской ритм — коллекция интерьерных украшений из фарфора
Елена Столярова. Городской ритм — коллекция интерьерных украшений из фарфора
Ольга Филина. In The Night Garden
Ольга Филина. In The Night Garden

А может ли начать коллекционировать искусство человек, который в нём вообще не разбирается? Как ему понять, что стоит покупать, а что не стоит?

Есть художники, которые рассказывают, что продают свои работы на разных благотворительных аукционах, состоят в Союзе художников, что у них была куча выставок в разных галереях и так далее, но... на самом деле это всё чепуха. Это вообще не имеет значения. Имеет значение, находятся ли его работы в собраниях известных коллекционеров или музеев. Не потому что художник подарил свои работы музею (была такая традиция в 60-80-х годах), а потому, что их музеи приобрели за деньги. И не любые музеи, а те, где есть специалисты, понимающие язык современного искусства.

А если ты хочешь приобрести работу студента, который только начинает свою карьеру? Чем тут руководствоваться? Только интуицией? Или экспертизой приглашённых специалистов?

Мы сейчас проводим очень много студенческих выставок, и выяснилось, что практически одни и те же студенты попадают во все наши выставочные проекты. Поэтому понять, кто из молодых художников сегодня является «перспективным», не так уж и сложно. Это те художники, которые разрабатывают и развивают свой визуальный язык, дающий возможность смотреть на мир новыми глазами и размышлять о том, что сейчас происходит и почему.

Может ли быть, что ты приобрёл работу, а затем прошли годы, и тебе становится ясно, что ты ошибся? Произведение не то что не подорожало — напротив, оказалось пшиком. Или так не бывает, и искусство всегда с годами растёт в цене?

Не всё искусство растёт в цене. Рост цен на искусство связан с увеличением спроса — как в случае с любым товаром. Нельзя думать о том, что приобрести произведение искусства — это всегда инвестиция. Да, конечно, это инвестиция, но в основном моральная. Она связана с уверенностью, что собирая искусство, ты вносишь вклад в историю развития культуры. Вот это самое главное. Нельзя думать о том, что это будет завтра стоить миллион — можно сильно разочароваться. Но понимать, что дать деньги художнику, чтобы он смог купить холсты, ткани, глину и продолжать работать — это очень важный жест. И это очень важно для студентов, в том числе. У нас есть уже несколько примеров, когда очень известные коллекционеры прямо здесь, в HSE ART GALLERY, покупали студенческие работы. Я сам время от времени здесь приобретаю — именно потому, что я понимаю: этот художник хороший. Возникает очень приятное ощущение, что эти маленькие деньги, которые мы даём художнику (а молодой художник не может стоить дорого!) — это возможность принимать участие в этой системе и в этом процессе. А художникам это даёт уверенность, что они на правильном пути.

Мария Шишова. Керамика 2021-2023
Мария Шишова. Керамика 2021-2023
Андрей Вальмус. INNER CONSONANCE
Андрей Вальмус. INNER CONSONANCE
Дмитрий Гонтарь. ai.rugs
Дмитрий Гонтарь. ai.rugs
Варвара Панюшкина. Бессмертные на время
Варвара Панюшкина. Бессмертные на время
Софья Сапожникова. Русские праздники
Софья Сапожникова. Русские праздники

Коллекционер современного искусства обязательно должен быть богатым человеком?

Нет. Вопрос не в деньгах, вопрос в том, какой процент своего бюджета ты готов тратить. Я, к примеру, хожу пешком и езжу на метро, и потому могу себе позволить купить какие-то работы. Потому что, условно говоря, экономлю каждый месяц на бензине, на износе машины, на парковке и так далее. Так что это вопрос мотивации. Есть люди, которым это не нужно, а есть люди, которые без этого жить не могут. Вот я такой.

Вам часто дарят произведения современного искусства, зная, что вы коллекционер?

Мне часто дарят, да. И художники дарят, и коллекционеры. Надо понять одно: дар искусства — это определенный шаг в то, что мы называем символическим миром. Мы должны понимать: когда ты даришь кому-то картину, ты показываешь свой культурный уровень и свои знания этих символических объектов, которые являются предметами искусства. И одновременно ты показываешь своё уважение к адресату подарка. Ты даришь свои знания и предполагаешь, что человек, который получает предмет искусства, также понимает этот язык. Получается двойное уважение. Ты уважаешь себя и уважаешь того, кому даришь.

А можете вспомнить какие-то наиболее неожиданные или приятные для вас подарки из области современного искусства, которые вы получали?

Я от художников или коллекционеров получаю в основном графику, рисунки, литографии — редко когда художник подарит картину или, тем более, большую картину. Но и так бывает. У меня было несколько таких случаев — от тех художников, в которых я влюбился и поддерживал их в самом начале пути. Дело в том, что из 50-70 известных сегодня художников, которым от 25 до 40 лет, где-то, наверное, у трети, если не у половины, я первый купил работы. И эти художники мне с удовольствием дарят свои произведения и сегодня, говоря: «Пьер, ты для нас открыл возможность попасть в известные, значимые коллекции. Мы поняли, что не занимаемся фигней, и решили: „Вперед! Надо работать!“». Допустим, недавно я получил первую живопись от Влада Кулькова из Санкт-Петербурга — а я первый взял его в коллекцию и потом продолжал поддерживать. Я получил от него действительно роскошную работу!

Дина Кокшарова. Подсвечник «Берёзка»
Дина Кокшарова. Подсвечник «Берёзка»
Яна Егармина. Выставочный проект «Тонкая оболочка детского»
Яна Егармина. Выставочный проект «Тонкая оболочка детского»
Ясмина Ченгич. После смерти: из детства
Ясмина Ченгич. После смерти: из детства
Дарья Гейер. Sirin
Дарья Гейер. Sirin
Александра Микаелян. 31 день
Александра Микаелян. 31 день

Есть ли какие-то правила этикета, которым нужно следовать, когда ты даришь искусство? Нужно ли непременно к подарку прилагаться кураторский текст или экспертная оценка?

Если ты даришь работу коллекционеру, то это всё не нужно: он понимает, что это такое и почему ты ему это подарил. А если человек не подготовлен — можно объяснить. В принципе, человек, который никогда не покупал работы художников, может стать коллекционером как раз после того, как получил такой подарок. У меня есть друг из Новосибирска, известный в городе и довольно богатый человек, который однажды, накануне своего дня рождения, открыл большую комнату в своём офисе и показал мне все подарки, которые он получал на протяжении десяти лет. Поскольку в Новосибирске есть два-три магазина, где все его знакомые покупают какие-то дорогие артефакты в подарок, у него, допустим, было три старинных деревянных глобуса, которые, естественно, он никогда не поставит дома. У него было много таких объектов — по три, по четыре штуки — потому что каждый год, видимо, кто-то ему дарит такую же ерунду. И это вещи дорогие, просто супердорогие — но всё это просто ужас и кич, невозможно на них смотреть, вот он и хранит это всё на каком-то складе, куда никого не пускает... Поэтому я всегда говорю — подарите лучше работу молодого художника, которого вы поддерживаете! Ведь если вы его поддерживаете, значит, вы уверены, что него есть будущее. В конечном итоге в современном искусстве не важно, понимает в нём что-нибудь человек, который получает в подарок работу художника, или нет. Нужно ему немного объяснить, рассказать, что это за произведение, почему вы ему это подарили. И я думаю, что в конечном итоге он всё поймёт и оценит.

То, что художник свою работу создает по заказу — для того же подарка, это снижает ценность произведения или нет?

В истории искусства есть много случаев, когда очень известные художники писали свои — впоследствии знаменитые! — картины на заказ. В том числе Матисс, который несколько картин сделал по заказам Щукина. Это были его самые известные работы — «Танец», «Музыка», «Семейный портрет». Сейчас это работает по-другому. Я время от времени не то что бы заказываю — скорее даю какой-то ориентир художнику. Но это уже скорее функция куратора. Например, когда ты готовишь выставку и говоришь: «У тебя была вот такая работа. Может, в этом направлении сделать что-то ещё?». И получаются очень любопытные, прекрасные произведения. Возникает своего рода коллаборация с художником.

Как давно вы коллекционируете современное искусство? Сколько работ сейчас в вашей коллекции?

Я начал собирать искусство 40 лет назад; в России — 33 года назад. Но я тогда ещё не осознавал себя коллекционером, просто собирал какие-то вещи. А когда в 2007 году мне предложили сделать выставку в ММОМА, я понял, какая это большая задача: организовать и представить свою коллекцию. Потому что ты понимаешь, что у тебя есть срез истории искусства одного города — Москвы — на первом этаже, срез Петербурга на втором этаже. И вот это как раз и есть коллекция, ты понимаешь, что это цельный организм, который особым образом функционирует.

Сейчас в моей коллекции где-то 700 работ. В основном живопись — я очень люблю живопись! Достаточно много объектов, скульптур и так далее. Есть немного фото, есть какая-то графика, но тоже немного. Я сейчас не приобретаю графику, потому что графике нужно оформление, нужно работы повесить куда-то. Мне просто жалко покупать графику, чтобы она попала в папки.

И вот этот организм — то есть моя коллекция — всё время растет, а его концепция обновляется — просто потому что я старею! Ты стареешь и у тебя появляются другие ощущения, другие приоритеты в плане выбора работ, поскольку ты выбираешь всегда новый визуальный язык. И осознаёшь, что не всегда понимаешь эти языки, особенно это касается молодых художников. Мне до сих пор очень сложно с NFT, допустим. Я понимаю, что художники, которые вдруг увидели этот инструмент, наверняка видели себя на месте Яна ван Эйка, который придумал живопись маслом, и после него все, кто начал использовать масло, стали суперизвестными. Потому что техника такая. Но здесь мы видим, что первые люди, которые начали использовать этот медиум — я бы их не назвал пока художниками, это в основном IT-шники, это люди, которые занимались графикой и так далее. Я пока не вижу в этом нового визуального языка, который мог бы серьёзно развиваться. Поэтому я сижу и жду, когда кто-то придумает этот новый язык, а не просто сделает какой-то прикольный NFT. Потому что прикол — это не мой критерий для выбора искусства.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.