По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Сергей Косьянов — фотограф, дизайнер, основатель и глава издательской группы «Арбор». Два главных направления его деятельности — издание высококачественных книг и разработка эксклюзивных подарочных наборов, изготавливаемых по авторскому дизайну «под ключ». Специально для «Лаборатории подарков» Сергей рассказал о том, как эти уникальные вещи рождаются.
Мы же изначально художники, любим вещички волшебные. Но и книжные люди тоже. Однажды убедили клиента, что книга лучше , чем календарь. Сделали дивную книгу. Клиенту понравилось, на следующий год предложили ещё одну. Он спрашивает: «Опять книга?». Да, говорю, но другая. А он говорит: «Нельзя ли к ней приложить что-нибудь?» — «Что, например?». «Ну... — подумал заказчик, — Допустим, бутылку дорогого спиртного». Так появился наш первый проект — «Остров сокровищ». В стильном деревянном ящике — книга, компас, бутылка хорошего рома и... шоколадные монеты. Но не просто абстрактные монеты, а точные копии реальных дублонов, гиней, соверенов и пиастров того времени — мы же перфекционисты! Так и пошло: отталкиваясь от книги, мы стали придумывать к ней в комплект различные артефакты. У нас есть ряд постулатов, без которых никуда. Один из них звучит так: каждый проект требует тщательного изучения эпохи и её стилей, искусства, материальной культуры. Книга и вещи должны находиться в гармонии.
Да, могу перечислить:
1. Удиви себя — удивятся и другие;
2. Дизайнер проекта должен быть талантлив;
3. Изучайте историю искусства и материальной культуры. Без этого никак;
4. Учите матчасть! Технологии и производство — наше всё;
5. Будьте въедливы и настойчивы. Дьявол в деталях;
6. Не пытайтесь угодить заказчику. Не всё равно, как зарабатывать деньги;
7. Если сценарий хорош — будет и фильма хороша.
Во-первых, трудно подарок придумать, во-вторых, трудно сделать, в-третьих, трудно попасть потом во всякие финансовые вилки. У нас планка качества высокая и у заказчиков, естественно, она тоже высокая. Почему никого больше нет на этой площадке? Потому что работа тяжёлая и малоподъёмная. Никто, кроме нас, такого делать не может, да и не хочет. См. пункт четыре: производство — наше всё!
В наши подарки входят малотиражные работы, а их мало кто делает: фабрики не любят малые тиражи. И когда мы находим фабрику, которая делает то, что нам надо, на уровне, который нам нужен, и по той цене, которая для нас приемлема, она остается с нами надолго. География производства у нас — от Бельгии до Таиланда. Юля Дмитриевская, совладелец «Арбора», уже много лет ищет (и, главное, находит!) эти фабрики буквально по всему миру. То же и с полиграфией. Подрядчиков надо выращивать...
Как правило, подарки делаются к Новому году, главному празднику нашей страны. В январе, после каникул, мы собираемся, садимся — и хочешь не хочешь, а надо придумать несколько абсолютно новых проектов. И это самое сладкое и трепетное — придумывать! Дальше у нас есть несколько месяцев на то, чтобы отрисовать проекты, подготовить презентации и найти заказчиков, а потом — полгода на производство. Подарки сдаются заказчику первого декабря. Поэтому у нас Новый год — круглый год.
Если говорить о больших наборах, то есть одна важная вещь, которую мы придумали и которой стараемся следовать: подарок должен быть для всей семьи. Человек приносит подарок домой, и ему радуются все! Часто мы рисуем и делаем новые игры: игра с новым сценарием для «Золушки», мешочек с крохотными бирюльками для «Левши», театральное лото — для Чехова, железный балансир с улетающим Гудвином. Остальные критерии — наши постулаты: талантливый художник, талантливый дизайнер, хороший сценарий.
Финансовые решения до сих принимают люди именно этого поколения. Новое поколение в нужные кресла ещё не село. Там, где начинается молодая тусовка, мы просто не работаем. И ещё: мы берем классические книги, понимая, что в рамках корпоративного подарка их не надо будет дополнительно согласовывать. Компания дарит подарки от своего лица; если она дарит малоизвестного автора, например, поэта Новалиса, то такой идее скажут «нет». Классика не должна быть обязательно русской, хотя на отечественном рынке русская предпочтительнее. Но при этом «Том Сойер» ничем не хуже «Повестей Белкина». Зато все свои книжки мы сами придумываем и рисуем. Плюс художники у нас лучшие, из тех мастеров рисования книжной иллюстрации, которых в стране по пальцам пересчитать. Олейников, Любаев, Дмитриев, Мелик-Саркисян, Юфа, Багаева... Для «Войны и мира», например, Сергей Любаев нарисовал нам 2700 иллюстраций. Три года работы. Максимальная историческая точность в деталях! Нарисовал он, кстати, всех персонажей, в том числе собак и лошадей. На самом деле, чего греха таить, роман этот мало кто прочитал, «больно книга толстая», как сказал о ней Шукшин, поступая во ВГИК. А теперь читаешь с наслаждением: книга, в которой много картинок, всегда читается легко.
Фарфор, металл, керамика, дерево, картон, ткани — все отрасли народного хозяйства у нас задействованы. Фарфор — материал, который податливей всего к воплощению любых идей. Мы делали ёлочные фарфоровые шары для «Азбуки» Бенуа. А, скажем, к «Волшебнику Изумрудного города» вылепили ёлочные игрушки-изумруды и отлили их потом из стекла. И если к Андерсену мы сочинили фарфоровый чайник с принцессой на горошине, то к «Мифам древней Греции» фарфор не подходит, выпадает из эпохи. Поэтому появились бронзовые вазы с мифическими персонажами, которые могли существовать в то время.
Есть. Это проявление дизайнерской любви к разным диковиным вещам. Фарфоровые лейки, гобелены, шёлковые платки, музыкальные шкатулки. Или такая уникальная штуковина: ностальгическое радио. Наш главный дизайнер Дмитрий Гомзяков, человек музыкальный, придумал, что оно будет из фарфора, а при включении будут раздаваться звуки, которые сопровождали нашу жизнь с детства. Радиоспектакли, ретро-музыка, старые песни — там звучат короткие треки, которые выдаются рандомно, и ты никогда не знаешь, включая, что именно сейчас прозвучит.
С некоторым культурным и эстетическим цензом. Мы тоже избирательны. Вот вам пример: приходили люди из страховой компании, восхищались нашим фарфором, а потом говорят: мы хотим самолет фарфоровый, мы самолеты страхуем. Отлично, отвечаю, самолет сделаем с удовольствием. Они говорят: и чтобы в одном крыле у него водка была, а во втором — коньяк... У нас много таких заказчиков, которые ушли, не придя. Зато за 20 лет выкристаллизовалось небольшое количество клиентов, которые ценят и любят дарить культурно-просветительские вещи.
Когда ты заявляешь проект, ты уже понимаешь, что ты будешь делать и где. Вот эти тарелки ты сделаешь там-то, за такой-то срок и такие-то деньги. Нужно выстроить всю логистику, просчитать все цены, учесть доставку — самолётом или морем; самолётом сильно дороже, но это позволяет на пару месяцев увеличить срок производства, ну и так далее. Вот, скажем, «Занимательная физика» Перельмана: к ней в том числе прилагаются фарфоровые шарики с нанесёнными на них высказываниями великих физиков. И вот, допустим, заказчик может сказать: замените мне цитату одного из них на чью-то ещё. Или сократить количество шариков с 12 до 6. Это — можно, а самолет с водкой и коньяком заказать — уже нет. Корректировка в пределах разумного возможна, в пределах каприза — нет.
Так и есть. Мы же все художники, фотографы, дизайнеры; мы работаем с изображениями. «Визуальная модальность» — так красиво про нас сказала когда-то прекрасная певица Ира Богушевская. И когда у тебя появляется книжка с изображениями, когда к ней нужны дополнительные артефакты, ты придумываешь их тоже как изображения, и потом мучительно пытаешься их воплотить в материале. Это происходит естественным образом из твоей природы художника. Да, вы правы, для нас наши подарки — во многом игра, и нам это нравится. Это тоже из наших постулатов: делая что-то, обязательно надо от этого получать удовольствие.
Если вы хотите заказать проект, предложить коллаборацию или задать вопрос — заполните, пожалуйста, эту небольшую форму.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.