Наука и искусство: VS или &?

На этот вопрос 17 октября в рамках дискуссии «Снежинки теорий, орнаменты формул: когда наука говорит с искусством» ответили выдающиеся представители естественнонаучного и гуманитарного знания.

Мероприятие с участием профессора РАН Сергея Попова, художника Ростана Тавасиева и литературоведа Ольгой Орловой состоялось в Департаменте медиа НИУ ВШЭ при поддержке издательства «Альпина нон-фикшн». Студенческая редакция Школы дизайна посетила мероприятие и собрала иллюстративно-текстовый репортаж по итогам вечера.

Фото: esquire.ru
Фото: esquire.ru

Астрофизик, популяризатор науки, лауреат государственной премии «За верность науке» 2015 года, Беляевской премии 2017 года, профессор РАН.

ОСОЗНАННОСТЬ И РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТОВ

«...Без понимания базовых законов природы, которые основаны именно на математике, человек не в состоянии осознанно делать выбор: будь то морального плана — какую выбрать урну (поддерживать ли раздельный сбор мусора — прим.ред.) или реального плана — выбирая урну уже на избирательном участке (поддерживать ли кандидата в президенты (депутаты) с его программой, в которой одни цифры и графики, — прим.ред.)», — утверждает Сергей Попов.

Иллюстрация: Саша Авилова
Иллюстрация: Саша Авилова

​​​​​​​КНИГА «ВСЕ ФОРМУЛЫ МИРА: КАК МАТЕМАТИКА ОБЪЯСНЯЕТ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ»

На встрече участникам представили новую книгу Сергея Попова «Все формулы мира: Как математика объясняет законы природы» с иллюстрациями Ростана Тавасиева.

фото: tvmmoma
фото: tvmmoma

Художник, экспериментатор в сфере science-art. Работы Ростана Тавасиева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Мультимедиа Арт Музее, Московском музее современного искусства и других выставочных пространствах.

Книга на практике демонстрирует пример коллаборации художника и ученого. Сергей Попов отметил необходимость объяснения, адаптации и перевода нынешнего языка науки в силу его постоянно нарастающей сложности. Математические формулы в этом контексте предстают инструментом, который может описать физические, химические, биологические и другие явления. В тоже время вдумчивые, интересные иллюстрации способны заинтриговать и увлечь потенциального читателя .

Достичь высокого уровня соответствия иллюстраций и текста удалось благодаря совместному обсуждению и проработке каждого рисунка. Особое внимание было уделено уникальному, своеобразному видению художника. Как следствие, самостоятельным художественным произведением является как текст, так и иллюстрации к нему. Работа была непростой. Автор и иллюстратор пошутили, что в издательстве хранится альбом не вошедших в книгу вариантов иллюстраций, приблизительно такого же объема как сама книга.

Иллюстрация: Саша Авилова
Иллюстрация: Саша Авилова

ПЕРСПЕКТИВЫ

В процессе общения с аудиторией был затронут вопрос все большего проникновения естественнонаучного мира в гуманитарный и наоборот посредством быстрого развития систем искусственного интеллекта (создание различных приложений, программ поддержки написания текстов и создания фото).

Иллюстрация: Саша Авилова
Иллюстрация: Саша Авилова

Ростан Тавасиев рассказал, что в большинстве фантастических книг не нашёл описания «цифрового» искусства и создал сценарий, повествующий о том, как реализована профессия художника в далеком будущем. Сергей Попов предположил, что новые инструменты, помогающие художникам реализовывать свои замыслы, будут способствовать возникновению новых жанров и видов искусства.

В заключение дискуссии участники подчеркнули важность научной популяризации, которая в настоящее время имеет много видов и применяет различные подходы, в том числе, к детям школьного возраста.

Ольга Орлова, как член комиссии по популяризации науки при Президиуме РАН, подчеркнула, что особенно значение популяризация имеет для детей до 13 лет, так как позже у детей образуется «входной барьер» на подобную информацию. По мнению эксперта, современное искусство настолько же сложно для восприятия, как и наука, и требует такой же популяризации.

фото: otr-online.ru
фото: otr-online.ru

Литературовед, научный журналист, ведущая программ Общественного телевидения России.

Детская школа дизайна НИУ ВШЭ отвечает на указанную Ольгой Орловой потребность: школьники развивают творческое мышление, изучают историю искусства и дизайна, осваивают практические навыки для создания собственных проектов.

Эксперты и участники дискуссии своим примером показали, насколько взаимосвязаны миры науки и искусства и какой потрясающий эффект может дать их коллаборация. Студенческая редакция решила поддержать девиз «Наука & искусство» и дополнить репортаж серией скетчей, сделанных нашим корреспондентом.

Автор текста: Мария Каночкина

Иллюстрации: Саша Авилова