Музыкальная программа Brusfest в Новой Третьяковке пройдет при поддержке Школы дизайна

Музыкальная программа Brusfest в Новой Третьяковке пройдет при поддержке Школы дизайна

8 ноября Международный фестиваль-мастерская им. Дмитрия Брусникина откроется концертом в Западном крыле Новой Третьяковки. Музыкальная программа фестиваля реализуется при содействии направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

В афише Brusfest, который пройдет в Москве с 8 по 17 ноября, представлено все разнообразие современного документального театра: вербатим, свидетельский спектакль, исторический променад, видео-инсталляция. Важной частью концепции стала также и музыка, которой отведен целый блок программы, который пройдет в Новой Третьяковке.

Концепция проекта сформирована в диалоге с открытиями и исследованиями самого Дмитрия Брусникина, памяти которого посвящен фестиваль. Дополнение программы двухчасовым музыкальным разделом неслучайно и продолжает размышления режиссера о взаимовлиянии различных художественных практик и медиумов.

В Третьяковке выступят легенда американского перформанса Анна Хомлер (впервые в России), британский композитор и поэт Руперт Клерво, а также музыкант и художник Егор Клочихин (Foresteppe).

Программа концерта составлена руководителем магистерского профиля Sound Art & Sound Studies Школы дизайна Стасом Шарифуллиным. Мы попросили Стаса рассказать об исполнителях и поделиться взглядом на соотношение между музыкой и поэзией.


О концепции музыкальной программы

Стас Шарифуллин
Стас Шарифуллин

Перед нами стояла непростая задача: органично встроить музыкальную программу в тело театрального фестиваля, сделать максимально самоценное событие, которое при этом не выглядело бы как нечто отдельное, оторванное от общих концептуальных рамок Brusfest.

Этой точкой соприкосновения стала философия самого Дмитрия Брусникина, который стремился к сложным, синтетическим формам, способным связывать различные виды искусств. В этом смысле каждый из трех анонсированных артистов работает на границах музыкальных и звуковых практик, часто не стесняясь выходить за их рамки.

«Хлебная женщина» Анна Хомлер

Anna Homler
Anna Homler

Анна Хомлер принадлежит к свободолюбивому поколению американских художников, родившихся сразу после Второй мировой — к поколению хиппи, битников, «Флуксуса» и прочих экспериментальных движений второй половины XX века, напрямую повлиявших на становление искусства в том виде, в каком мы знаем его сегодня.

Несмотря на то, что Анна Хомлер считается живой легендой в среде перформанса и визуальных искусств, её музыкальные эксперименты долгое время оставались, скажем так, недостаточно востребованными широкой публикой. Все изменилось несколько лет назад, когда один из крупнейших нью-йоркских независимых лейблов RVNG Intl переиздал ее работу тридцатилетней давности «Breadwoman» — экспериментальные пьесы, в которых Анна поёт на выдуманном «хлебном» языке от лица своего альтер-эго.

«Хлебная женщина» — собирательный образ, выросший из академического бэкграунда артистки (антропология и лингвистика) и работающий на подсознательном уровне. Становясь «хлебной женщиной», Анна то убаюкивает колыбельными, то превращается в плакальщицу, то уходит в ритуальное пение, а иногда и вовсе покидает границы языка и человеческого в целом.

В своих выступлениях Анна использует множество причудливых, не всегда музыкальных инструментов, читает стихотворения, включает в музыкальную ткань записи голосов ее уже ушедших друзей и т.д. Следует отметить и то, что Анна впервые приезжает в Россию, и это событие большой важности.

Аудио-дневник Егора Клочихина

Yegor Klochikhin / Foresteppe
Yegor Klochikhin / Foresteppe

Сибирский музыкант Егор Клочихин много работает с полевыми записями, винтажными катушечными магнитофонами и электромагнитной плёнкой — вплоть до того, что собирает из этого всего интерактивные инсталляции для галерей современного искусства.

На этой неделе вышел его новый альбом «Караул» — концептуальная запись о переживании травматического опыта армейской службы автора в ракетных войсках, поражающая своей тяжестью и экзистенциальной глубиной. За время службы Егор собрал большое количество аудио-документов: записей исполнения маршей и собственной присяги, работы приборов в бункере во время несения караульной службы — получился своего рода дневник, части которого будут представлены на фестивале.

Синтетический язык музыки и поэзии Руперта Клерво

Руперт Клерво
Руперт Клерво

Наконец, лондонец Руперт Клерво работает с поэзией и ритмом — сущностями, на мой взгляд, напрямую связанными друг с другом. Он исключительный поэт и выдающийся джазовый барабанщик-импровизатор (играет, например, в составе About Group).

Помимо комплексных коллажных работ под своим собственным именем, Руперт записывает интеллектуальную танцевальную музыку как CVX и издает ее на лейблах уровня Berceuse Heroique.

Его дебютная полноформатная работа «After Masterpiece», выпущенная в этом году лондонским издательством Whities, рассказывает историю о роли шедевра в современной культуре, используя синтетический язык музыки и поэзии.

На альбоме есть две композиции, участие в создании которых приняла Анна Хомлер. И по удачному стечению обстоятельств мы сможем услышать эту замечательную коллаборацию живьем.

Упоминания в прессе

Lenta.ru: «Художница придумала свой язык, надела на лицо буханку и прославилась на весь мир»

Colta.ru: «Жить с текстом семь лет — это прекрасное чувство»

Сигма: «Люди не знают историю, они помнят рассказы»

Афиша: Главные события недели

Направление

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить