Анатолий Айс: «Бит — это ритм. А ритм — самая важная часть музыки»»

1 ноября в Школе дизайна стартует курс дополнительного образования «Битмейкинг», который будет вести истинный профессионал своего дела — продюсер, музыкант и диджей Анатолий Айс, в чьём багаже — авторские и продюсерские релизы в России и за рубежом, радиопрограммы, живые выступления, лекции и курсы. Мы поговорили с Анатолием и узнали, нужно ли музыкальное образование, чтобы поступить на курс битмейкинга, чем уникален и в то же время универсален его главный инструмент — программа Ableton Live, и не обесценивает ли использование компьютерных программ сам процесс создания музыки.

Музыкант, продюсер, композитор, диджей. Основатель и ведущий вечеринок «Функции Фанка» и одноимённого радиошоу, автор программы «Ритмы» на Радио JAZZ. Постоянный лектор и ведущий курсов о теории музыки, истории музыкальных жанров и технических аспектах музыкального продакшна. Сертифицированный тренер по программе Ableton Live.

Анатолий, можете рассказать о своём творческом пути?

Всё началось довольно банально — с любви к музыке. Я очень любил всё то, что пришло к нам в конце 80-х — начале 90-х: электронная музыка, хип-хоп, вечеринки, клубы — это всё тогда начало развиваться, бурлить, и меня это, конечно, будоражило. Я хотел это всё впитывать, поглощать. А через какое-то время начал понимать, как это всё устроено и как самому делать нечто подобное. То есть сначала хочется это всё воспроизводить, а потом уже и создавать. Но тут надо понимать, что всё это приходилось по крохам каким-то собирать: по большей части это был метод проб и ошибок, потому что никакого интернета ещё не было. Ты что-то слышишь и пытаешься повторить. Именно этим путём я пришёл в диджеинг. А диджеинг меня привёл в музыкальный продакшн. Ну и так далее.

А как родился ваш псевдоним? И почему он именно такой?

Всё началось с хип-хопа. К нам в Россию как раз приехал гангста-рэп: Ice T, Ice Cube, Vanilla Ice и всё остальное — Snoop Dogg, 2Pac... А мне было 11 или 13 лет. Слово Ice понравилось — с тех пор псевдоним и остался.

Вы с винила играете? Сейчас ведь можно играть с флешек, с компьютера...

Да, я прошёл классическую школу. Два виниловых проигрывателя, пульт микшерный, огромная сумка с пластинками, таскаешь её везде... Кстати, и сейчас тоже таскаю периодически: раз в сезон устраиваю аутентичные тематические вечеринки, играю там по 5-6 часов.

 

У вас ещё на Радио JAZZ есть две авторских программы — «Функции Фанка» и «Ритмы». Расскажите о них.

«Функции Фанка» сконцентрированы на звуке 1960-1980-х годов. Там, естественно, есть фанк, диско, соул и джаз. В следующем году программе исполнится 20 лет. Программа «Ритмы» посвящена современной музыке: там и электронные, и какие-то экспериментальные вещи. Но я в большей степени приверженец культуры 70-х годов. 

Ваши радиошоу идут вживую или в записи?

В основном в записи: у меня есть студия дома, где я могу комфортно и спокойно всё записать, но иногда мне хочется живьём поболтать — тогда я еду на радио.

 

Давайте поговорим о вашем курсе. Для кого он предназначен? Какими вы видите своих студентов?

Я думаю, это молодёжь, которая слушает музыку, что играет у них в головах, и очень хочет, чтобы эта музыка заиграла на самом деле, чтобы её услышали и все остальные. Таких сейчас много. Я думаю, это люди в возрасте от 18 и дальше — лет до 35. Придя к нам, они смогут воплотить в жизнь то, что у них давно находится внутри.

Анатолий Айс: «Бит — это ритм. А ритм — самая важная часть музыки»

Можно ли сказать, что битмейкинг это, во многом, основа сегодняшней поп-музыки?

Да. Самое важное — это создание бита. Бит — это ритм. А ритм — это, как мне кажется, самая важная часть музыки. Он есть везде и во всём. Даже если слушать какой-нибудь лютый дарк-эмбиент.

Нужно ли музыкальное образование, чтобы учиться на вашем курсе?

Необязательно. Оно может помочь, но не является необходимым. Какая-то база, понятийный аппарат — да, необходимы. Понимать, что такое минор, что такое мажор — чтобы говорить примерно на одном языке. Но в основном всё будет сосредоточено на освоении программы Ableton Live и создании музыки. Затем — правовые аспекты, аспекты донесения музыки до слушателя, поиск этого самого слушателя, живое выступление. Мы будем изучать технологии, перекладывать воображение на функциональную почву. За четырнадцать занятий студенты получат необходимый и всесторонний базис.

Саунд-галерея в корпусе Школы дизайна на Кирпичной

Но ведь знакомство с Ableton не подразумевает каких-то дополнительных музыкальных инструментов? В ней уже всё заложено?

Всё, что нужно для этого курса, — компьютер и наушники. Есть какие-то дополнительные бонусы, которые можно использовать, вроде MIDI-клавиатуры, колонок и мониторов; они могут помочь, ускорить процесс, но это опять же не обязательная штука. Но необходимый минимум — компьютер: на нём установлен Ableton Live. Втыкаем в него наушники — и понеслось! Никакие музыкальные инструменты подсоединять не нужно, всё делается мышкой или при помощи клавиш. Если мы хотим ускорить процесс, можно подключить клавиатуру или другие устройства. Например, если человек играет на гитаре, то, естественно, нужно это использовать. Эту гитару можно подключить и записать.

Расскажите, пожалуйста, про Ableton Live. Что это за программа, почему она стала такой революционной? Когда это произошло?

Первая версия программы появилась где-то в 2003 году. Слово Live в её названии означает, что она была в первую очередь предназначена не для написания музыки, а для исполнения вживую, чтобы музыканты могли себя чуть более свободно чувствовать на сцене. А со временем она превратилась в полноценную программу для написания музыки. Я пробовал много сходных программ — Cubase, Logic, Fruity Loops, Ripper. Но Ableton для меня стал основным инструментом, потому что он позволяет за максимально короткое время зафиксировать идею, возникшую в голове. Мы её фиксируем, она становится понятной, и можно вернуться к ней через неделю, месяц, даже и через год — вспомнить и понять, чего мы хотели и что делать дальше. И эти записи получаются максимально понятными. Они, можно сказать, написаны не «врачебным почерком», а печатными буквами.

Я являюсь сертифицированным тренером по Ableton Live. Нас таких в мире 400 человек, по-моему, а в СНГ — всего четверо. И это достаточно классный статус, его не так просто было получить. Я могу со всей ответственностью сказать, что имею полное право обучать людей этой программе. Я знаю про неё абсолютно всё, вдоль и поперёк. 

Я являюсь сертифицированным тренером по Ableton Live. Нас таких в мире 400 человек, по-моему, а в СНГ — всего четверо. И это достаточно классный статус, его не так просто было получить.

Анатолий Айс

Планируете ли вы знакомить студентов с возможными будущими профессиями? С тем же диджеингом или музыкальным продюсированием?

У нас будет ряд занятий, посвящённых живому выступлению. Ведь после того, как мы слепили свою музыкальную композицию, её, во-первых, нужно донести до людей, чтобы она появилась на разных стриминг-сервисах. С другой стороны, один из, наверное, самых эффективных способов монетизации — это выступление: концерты, вечеринки и так далее. Тут тоже есть масса способов:  можно стать диджеем, можно стать электронным музыкантом, можно обложиться непонятной аппаратурой, можно, наверно, как-то подсоединить электроды и всем управлять через мозг.

То есть да, конечно, будет задел. Я показываею человеку некую дорогу. Это может быть тропинка, может быть — шоссе, а может, магистраль... Я максимально протаптываю этот путь, ставлю студентов на него — а дальше они сами могут спокойно по нему идти.

Что в итоге получат ваши слушатели после курса?

У каждого из них появится портфолио, в котором будет как минимум пара музыкальных композиций в интересном для них жанре; если кто-то проявит усердие, у него их будет больше. 

Аудиопроекты из портфолио Школы дизайна

Есть ли какой-то приблизительный ответ на вопрос, как найти своего слушателя? 

Когда начинаешь работать музыкальным продюсером или артистом, нужно выбрать один из двух путей. Первый путь — ты хочешь изменить мир. Второй путь — ты хочешь заработать много денег. Первый путь, понятно, более тернистый, и по нему нужно идти, буквально выверяя каждый шаг. Здесь плюс в том, что слушатель, которого мы будем находить на этом пути, будет достаточно долго с нами оставаться.

А если мы хотим заработать денег, тут всё очень просто. Вы заходите на любой сайт, в котором можно посмотреть топ исполнителей и треков, и начинаете делать каверы. И вы точно не окажетесь без куска хлеба. Но долго такие проекты не живут; есть очень большой риск превратить всё это в рутинную работу, и стать как те люди, что работают в офисе и ненавидят это. Но некоторым такой подход нравится, я даже таким людям завидую.

 

Вернёмся напоследок ещё раз к Ableton. Нет ли ощущения, что его использование — подмена большого и сложного процесса? Не девальвирует ли такой подход саму музыку?

Нет, девальвации не происходит, потому что отношение к музыке находится внутри нас. Мы можем — если у нас есть желание, любовь и страсть — воплотить свою мечту. Для этого мы просто берём подходящий нам инструментарий и с его  помощью выполняем наши задачи. Так как мы сейчас живём в современном мире, где уже давно всё компьютеризировано, цифровизовано, где есть искусственный интеллект и всё остальное, глупо этим не пользоваться! Стоит как минимум попробовать.

Занятия на курсе «Битмейкинг» стартуют 1 ноября. Курс состоит из 14 лекций, практических семинаров и самостоятельной работы. В ходе обучения вы освоите широкий спектр жанров, включая хип-хоп, электронную музыку, трэп, хаус и экспериментальные направления. Итоговым проектом станут два оригинальных трека в выбранном вами жанре. 

Читайте также

«Управление модой»: совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития моды Beinopen

В сентябре 2024 года Школа дизайна НИУ ВШЭ и Институт развития индустрии моды Beinopen запускают совместный проект «Управление модой» — три курса дополнительного образования и открытые мероприятия в рамках параллельной программы. В проекте участвуют профессионалы из Befree, Lamoda, Poison Drop, YULIAWAVE, Eve&Esther, Avgvst Jewelry и других топовых российских фэшн-брендов.

«1, 2, 3». Итоги интенсива Артура Голякова в Школе дизайна

В Школе дизайна прошёл интенсив художника Артура Голякова под названием «1, 2, 3». В течение двух дней — 24 и 25 мая — участники вместе с Артуром создали оммажи на художественные произведения. Единственным ограничением были материалы, которыми должны были стать товары из ближайшего дисконтного магазина.

Профиль бакалавриата

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.