Д.Врубель: «Мы хотим полностью охватить всю художественную ситуацию и перевести ее в VR»

ЛЕНИНОПАД. Совместно с Сергеем Чобаном
ЛЕНИНОПАД. Совместно с Сергеем Чобаном

С 2019 года на базе Школы дизайна работает VRTeka. Дмитрий Врубель, живущий и работающий в Берлине, последние несколько лет работает над этим глобальным виртуальным музеем вместе с Викторией Тимофеевой и Артемием Врубелем. Мы попросили легендарного художника рассказать о любимых VR-экспозициях и возможностях, которые музей в виртуальной реальности открывает для студентов Школы.

Контент VRtekа — выставки, проекты, коллекции, мастерские художников, галереи, музеи, кино-просмотровые залы, концертные и аукционные площадки, аудитории для лекций. Глобальный музей сейчас работает в 4 форматах, два из которых напрямую связаны с интернетом (VRteam и VRchat), а два доступны офлайн после скачивания приложений.

Экспозиции доступны для просмотра в VR-очках и с экрана. Гости со всего мира могут свободно путешествовать во времени и пространстве, посещая реальные и вымышленные локации. Контент VRteka всегда доступен как для отдельных зрителей, так и для коллективных просмотров, экскурсий и лекций.

Д.Врубель: «Мы хотим полностью охватить всю художественную ситуацию и перевести ее в VR»

Почему вы занимаетесь VR?

Многие говорят, что VR — технология будущего. Кто-то даже считает, что этого будущего стоит опасаться. Но и те, и другие неправы. Это будущее для тех, кто все еще живет в XX веке. Для живущих в 2019 году, в третьем тысячелетии — это технология сегодняшнего дня.

Сейчас 99% контента VR — это игры, а все остальное, включая образование и культуру, занимает от силы 1%. Это влияет и на отношение к VR. Зачем покупать очки? А чего «там» смотреть? Играть? Для большинства это странно

Контент, связанный с образованием, выставками, прошедшими или актуальными, не устареет. Кабаков сказал, что в будущее возьмут не всех. Мы от имени VR можем сказать, что в прошлое возьмут не всех.

Мы, создавая контент сегодня, создаем прошлое как его будут знать в будущем.

Важнейшее свойство VR — доступность в любое время из любой точки Земного шара. VR создаёт уникальную возможность для полноценного приобщения к искусству и образованию для всех, кто до сих пор был лишён этой возможности по причине географической оторванности, возраста, здоровья, для малообеспеченных или обездвиженных людей.

КВАРТАРТ 1989. Совместна с Александром Джикией и Андреем Туркиным
КВАРТАРТ 1989. Совместна с Александром Джикией и Андреем Туркиным

Можно ли назвать VR искусством?

Мы считаем и считали, что по всем признакам: по эмоциональному воздействию, по его иррациональным свойствам и, разумеется, по генезису — VR является искусством.

Ещё со времен рисунков на стенах пещер изображение было ограничено плоскостью, экраном: живопись, графика, фотография, кино, традиционный интернет.

VR «выпрыгнул» из плоского экрана и начал создавать действительность вокруг себя — везде. Это оставляет потрясающее ощущение и содержит колоссальные, практически неограниченные изобразительные возможности.

Когда мы поняли это, то подумали: нельзя тратить такой ресурс только на себя.

Какие стройки сейчас идут в вашем музее?

Мы продолжаем работу над выставкой ART-RIOT, которую Игорь Цуканов организовал в 2017 году в лондонской галерее Saatchi. Игорь сыграл большую роль в нашей работе: он первый серьезный арт-менеджер, арт-продюсер, который сказал, что VR — это очень важно и круто. Также на самом начальном этапе нас поддержал замечательный архитектор Сергей Чобан, с которым мы осуществили несколько VR-проектов, в том числе «ЛЕНИНОПАД» — по его наброскам в жанре «Бумажной архитектуры».

Кроме того, мы сейчас монтируем выставку Николая Касаткина в Пермском музее Современного искусства, Семена Файбисовича — в Третьяковке, выставку «Идеальная Коллекция» музея Игоря Маркина, начали работать над персональным музеем родоначальника одесского концептуализма Леонида Войцехова.

В сентябре мы с Викторией побывали на фестивале «СловоНово», который Марат Гельман проводит в Черногории. Там мы подготовили материалы для VR-каталога выставочных проектов фестиваля, который предполагаем закончить в следующем году. В общем, работа кипит.

Война в моей голове. Квартирная выставка 2010.Берлин
Война в моей голове. Квартирная выставка 2010.Берлин

Какие ваши любимые проекты?

В первую очередь, это наш с Викой «Евангельский проект» 2008 года. Потому что он был первый и потому что он доработан, хотя и немного не до конца. Это, кстати, тоже важнейшее свойство искусства — оно всегда не закончено, постоянно находится в процессе. Нам очень нравится выставка Николая Касаткина в музее ПЕРММ: там три этажа и замечательный дизайн Арсения Сергеева. Сама архитектура выставки была выстроена так, что просилась в VR: ее бессмысленно смотреть по фотографиям — надо ходить «своими ногами». Этот проект ценен ещё и тем, что над ним мы впервые работаем непосредственно с руководством офлайнового музея — с его директором Наилёй Аллахвердиевой. Очень интересно создавать VR-версию выставки «Идеальная коллекция» в музее Игоря Маркина, ведь это важный опыт работы с частной художественной институцией.

На чем строится сотрудничество Vteka со Школой дизайна? Какие совместные перспективы открываются при сотрудничестве виртуально музея и творческого университета?

VRteka — это глобальный во всех смыслах музей, мы хотим полностью охватить всю художественную ситуацию и перевести ее в VR. Это огромная задача, в одиночку с ней не справиться. Такая уважаемая и профессиональная институция, как Школа дизайна, тут просто необходима.

Кроме того, нам кажется, что те выставки, которые входят и будут входить в VRteka, полезны для процесса обучения. И, конечно, важно, чтобы студенты, изучающие искусство и дизайн, могли сами делать вещи в VR и размещать их внутри глобального музея. VRteka дает им такую возможность. Это открывает большие перспективы, ведь в Школе кроме прочего есть образовательные профили «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» и «Дизайн и программирование».


Какие самые интересные комментарии вы получали от гостей выставки?

Самым потрясающим и точным был комментарий писателя Владимира Сорокина. Он долго ходил по VR-выставкам, мы ему все показывали и рассказывали. Выйдя из виртуальной реальности и сняв VR-очки, Володя некоторое время молчал, а потом сказал, что наш VR напоминает ему шахматную игру, где с каждым следующим ходом появляется новая фигура и новое игровое поле.

Он очень четко сформулировал ощущение от VR — неограниченность возможностей, которых становится все больше с каждым днем.

Евангельский проект. 2008. Совместно с Маратом Гельманом и Геннадием Мельниковым
Евангельский проект. 2008. Совместно с Маратом Гельманом и Геннадием Мельниковым

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.