Recycle Day — новая жизнь старых вещей

Евгения Байкулова, «From thrift to obsession»
Евгения Байкулова, «From thrift to obsession»

Ненужная одежда — это мусор или основа новых концептуальных моделей молодых дизайнеров? 16 ноября 2019 года в музее «Гараж» представили Recycle Day — арт-проект, направленный на популяризацию идей sustainable fashion (осознанной моды). В рамках проекта Школа дизайна НИУ ВШЭ и бренд UNIQLO презентуют модели молодых дизайнеров, созданные из вещей, бывших в употреблении. Студенческая редакция Школы дизайна посетила мероприятие, поговорила с молодыми дизайнерами и выяснила, как создается recycle одежда.


Глобальная Инициатива

Японский бренд UNIQLO реализует Recycle Program. Целью программы является устойчивое развитие бренда и использование одежды, которую уже не носят клиенты. Любой желающий может сдать ненужные вещи бренда в специальные контейнеры, установленные в фирменных магазинах.

Инициатива носит глобальный характер. По состоянию на август 2019 года в 22 странах собрано 90 миллионов вещей. Из них порядка 40% вещей пригодны для дальнейшего использования и переданы беженцам, жертвам стихийных бедствий, социально уязвленным и другим категориям граждан в 72 странах.

В России акция действует с января 2015 года. Принимаются вещи в хорошем состоянии, которые впоследствии передаются малоимущим семьям и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Маргарет Аладе ‘UNIQLOxSAAMI’
Дарья Прокудина ‘Uniqlo x Me’
Агата Вострикова ‘Yes is more’
Мария Левина ‘CRUMBLING CLOTHES’

Как?

В 2017 году Школа дизайна подключилась к Инициативе. Вещи, непригодные для передачи нуждающимся в связи с наличием дефектов, теперь сортируются отдельно. Это может быть верхняя одежда, трикотаж, обувь, рубашки, зимняя одежда и другие вещи. Коробки с такой одеждой рандомно распределяются среди студентов Школы дизайна. Молодые дизайнеры используют технологии переработки, деконструкции, техники recycling&upcycling и создают из этих вещей новые модели. Результаты коллаборации Школы дизайна и бренда UNIQLO были представлены в рамках мероприятия Recycle Day.

Что важно?

В основе моделей лежат принципы sustainable fashion и вторичного использования одежды: качественным вещам можно дать «вторую» жизнь. Если одежда протерлась, вышла из моды, или не используется по другим причинам, передайте ее нуждающимся или модернизируйте, сделайте современной.

Каждая модель символизирует определенные вызовы, стоящие сейчас перед человечеством в вопросах экологии и защиты окружающей среды.

Кирилл Николаев, «UNIQLO JGO». Проект отображает развитие индустрии моды в ракурсе fast fashion и неосознанного потребления.

«Эта работа эмоциональна. Я решил осветить проблему быстрого потребления через простой визуализируемый способ — количество пришитых на каждой модели бирок равно количеству используемых при создании вещей. Так человек сразу понимает масштабы проблемы.

Я использовал искусство pop-up, попытался сформулировать легкую иронию в этой проблеме. Одно платье сшито из 18 кофт и, соответственно, на нем 18 бирок. Другое платье сшито из 2 рубашек, 1 пуховика, 1 брюк, 2 кофт и 3 кардиганов — вещь получилась авангардная, у нее есть реальное прошлое, это видно. Для создания моделей применил прием пэчворк.

Работа призвана переосмыслить быт, процесс покупки вещей, свой гардероб. Проект больше идейный, нежели массовый».

Анастасия Принцева, «27 (millions) shirts». Проект основан на техниках ручного труда и пропагандирует принципы slow fashion.

«В рамках проекта я переработала 27 рубашек бренда UNIQLO. Сначала я их разрезала, потом сшила и получила длинные полотна, из этих полотен связала модель. Использовала трудоемкую технику ручного труда — плетение фенечек. На создание модели ушло порядка 80 часов.

Модель выглядит довольно эффектно. Я считаю, что приемы recycling&upcycling могут использоваться для массового производства. В этой же технике можно делать аксессуары для дома, небольшие ковры. Это перспективно.

Отмечу, что применение техник ручного труда повлечет за собой создание новых рабочих мест. Я провела исследование и выяснила, что есть благотворительные фонды, которые участвуют в реабилитации людей с ограниченными возможностями при помощи народного творчества и разных видов ремесел. Возникла идея соединить эти направления: дать людям с инклюзивностью — работу, а покупателям — „реинкарнацию“ их любимых вещей.

Человеческие эмоции — это один из путей решения проблемы перепотребления. Если люди будут более эмоционально подходить к выбору одежды, вкладывать в вещи частичку себя, то с такими вещами будет гораздо сложнее расстаться. Они будут использоваться долго».

Дарья Прокудина, «Белый цветок». Проект призван обратить внимание на темы разумного потребления и благотворительности.

«Я считаю, что если разобрать гардероб, то обязательно найдутся вещи, которые уже не нужны. Эти вещи могут и должны использоваться другими людьми, которые в них нуждаются. Сделать что-то новое, интересное из использованных вещей и выставить это на благотворительном аукционе — один из способов вторичного использования одежды. Меня заинтересовал аукцион „БЕЛЫЙ ЦВЕТОК“.

В рамках этой акции ежегодно проходит ярмарка, на которой продаются собственноручно сделанные поделки, картины, предметы интерьера, аксессуары и другие изделия. Вырученные средства направляются на помощь тяжело и неизлечимо больным детям.

Я посвятила модели этой теме: вырезала из пуховиков (Дарье рандомно достались только детские куртки — прим. ред.) символ акции — цветок. В результате получилось платье, собранное из множества цветов разного цвета, и модель верхней одежды, которая по форме также напоминает цветок. Все цветы вырезаны и сделаны вручную».

Евгения Байкулова, «From thrift to obsession». Проект иллюстрирует проблемы перепотребления и чрезмерного накопительства.

«Основным референсом проекта послужила работа китайского художника Сун Дуна под названием „Waste not“ (нет утрат — прим. ред.). На выставке в огромном пространстве разложены вещи его матери — одежда, бутылки, тряпки, обувь. В связи с тяжелым положением, которое раньше было в Китае, она не выбрасывала вещи, копила их. Я вдохновилась данной выставкой, разобрала гардероб и обнаружила 10 свитеров бренда UNIQLO, которые не ношу.

Модель сшита из части этих свитеров и трансформируется по-разному: можно одеть одну горловину свитера на другую, красиво пересечь линии, вытащить руки в прорези или, наоборот, носить как вещь с очень длинными рукавами. Она абсолютно носибельна и готова к массовому производству.

Как только мы надеваем модель, мы чувствуем эту тяжелую ношу — вес приблизительно 3 — 4 килограмма. Это заставляет задуматься стоит ли покупать так много вещей?»

Мария Левина, «Crumbling clothes». Проект посвящен проблемам глобального потепления, масштабному таянию ледников.

«В проекте я обратила внимание на тему таяния ледников, это не где-то далеко. Это реальность и она касается каждого. Над этой проблемой надо задумываться уже сейчас, пока еще не поздно. В проекте я провела параллель между ледником и одеждой, которую человек носит каждый день — показала буквально на модели, как тает теплая одежда, ведь в скором времени она будет просто не нужна в связи с глобальным потеплением.

В коллекции 80% материалов — это одежда UNIQLO, и только 20% — органза и сетка, которые придают одежде прозрачность и символизируют воду. Если посмотреть на модели, то вы увидите, как разрушаются ледники, трещины в них — как будто фотография из космоса.

Отмечу, что данные модели можно носить, но скорее это наглядный перфоманс, который делает очевидной проблему таяния ледников и ее важность для общества».

Есть ли покупатель?

Молодые дизайнеры отметили, что массовое производство recycle одежды на данном этапе маловероятно. Индустрия только начинает развиваться в этом направлении. Это перспективно. Создаются компании, которые по заказу клиента перерабатывают использованные вещи в новые концептуальные модели одежды или аксессуары, предметы интерьера. По мнению дизайнеров, число подобных брендов будет только расти.

Благотворительность — еще одно направление использования ненужной одежды: не менее важно передавать вещи малоимущим семьям и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.


Материал подготовила: Мария Каночкина.

Направление обучения

Направление «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить