По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В 2020 году в Школе дизайна открыт набор на магистерский профиль «Практики современного искусства». Как будут построены занятия? Что необходимо для поступления? Как рождаются идеи арт-проектов? Есть ли границы в искусстве? На эти и другие вопросы отвечает куратор профиля Александра Кузнецова.
академический руководитель образовательной программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.
Программа магистерского профиля «Практики современного искусства» выстроена вокруг развития концептуального мышления и активной работы с различными медиумами.
Студентов ждет интенсивная практика в традиционных и цифровых медиа: каждый учебный модуль студент будет создавать как минимум два полноценных арт-проекта. Образовательную программу дополняет интенсивный теоретический курс, освещающий актуальные темы современного искусства, а также технические дисциплины, позволяющие студентам овладеть современным инструментарием (Premiere, InDesign, Photoshop, After Effects, Autodesk 3Ds Max, Unity). Отдельные занятия посвящены основам продвижения в сфере искусства, эффективной работе с художественными институциями, арт-резиденциями, профессиональными конкурсами и грантами.
Основные проектные дисциплины будет вести Александра Кузнецова — практикующий художник и куратор, участница персональных и групповых выставок: «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем» (ЦТИ «Фабрика»), «Товарищи света» (HSE ArtGallery), III Биеннале в Кампале, Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (Винзавод, Манеж), «Пейзаж в переработке» (Третьяковская Галерея на Крымском валу) и др. В инсталляциях и объектах последних лет Александра исследует различные формы функционирования городского пространства, работает с темами утопий и урбанистической хонтологии, исследует влияние объектов и пространств на человека, его образ мыслей и поведение.
Мы поговорили с Александрой о современном искусстве и попросили рассказать о том, что ждет студентов нового профиля.
Все современное искусство концептуально, то есть каждое произведение содержит в себе определенную идею. Художник сегодня — человек мыслящий, поэтому, разрабатывая программу нового профиля, мы сделали упор на развитии концептуального мышления.
В основе обучения — проектный метод. Все два года магистратуры посвящены интенсивному деланию проектов, в процессе создания которых студенты учатся понимать, что, зачем, для кого они делают, и как это должно функционировать. Они не только совершенствуются с каждым новым проектом, но и нарабатывают портфолио. Наша ключевая задача — научить людей работать осмысленно, дать понимание о контексте и процессах в художественном мире.
Главная особенность профиля «Практики современного искусства» — высокая интенсивность программы. Традиционное обучение в сфере современного искусство не отличается быстрыми темпами. У нас же каждый студенты за время обучения сделает как минимум 16 полноценных художественных проектов. Программа непростая, придется вкладываться по полной.
У меня всегда было самосознание художника. С детства я рисовала, потом поступила на первый набор «Свободных мастерских» (образовательный центр для молодых художников и кураторов при ММСИ), где нам с порога сообщили, что художника в том классическом формате, в котором мы его себе представляли, больше не существует, а то, чем занимается современное искусство, совсем не похоже на то, чему нас учили всю жизнь до этого. С тех пор я никогда не бросала заниматься искусством. Но если сейчас много конкурсов, грантов, резиденций и выставочных возможностей для молодых художников, в то время художественная инфраструктура была совсем не развита, а зарабатывать на жизнь было нужно. Так что более 10 лет я активно занималась журнальным дизайном, где всему училась на практике: применяла в работе свои художественные навыки, постепенно наращивая дизайнерские до тех пор, пока не дожила до арт-директорских позиций.
Когда я работала в «Снобе», в мои задачи в том числе входило ставить задачи на создание иллюстраций. Глядя на то, как работают художники-иллюстраторы, я заметила, что каждая следующая работа была лучше предыдущей, происходил постоянный прогресс. И стало понятно: ты совершенствуешься, только когда делаешь работы, проекты, выставки, потому что важно постоянно получать опыт, набивать шишки — только так можно узнать, с чем интересно работать. А если просто сидеть и размышлять, как сделать проект — ничего не произойдет. Именно поэтому все программы Школы дизайна практикоориентированные. Когда мы 8 лет назад открывали Школу дизайна, мы делали образование, которого нам самим не хватало, и которого на тот момент в стране вообще не было.
Сейчас я гораздо больше времени посвящаю своим художественным проектам, но все так же убеждена, что обучение через постоянное делание и обсуждение проектов — это наиболее эффективный путь, чтобы понять, как устроен мир современного искусства, и почувствовать, чем именно ты хочешь заниматься.
Не существует единого рецепта создания идей. У каждого художника они появляются супериндивидуально. У каждого есть свой пунктик, свой вектор, та сторона, в которую он смотрит, которая его терзает. У нас в голове всегда роится какое-то количество идей, но реализуются только те проекты, которые не дают спокойно спать.
И в этом плане ограничений быть не может. Риторика относительно границ искусства — пройденный этап. История искусства доказала, что оно может принимать совершенно любые формы. Скорее нужно идти от противного: самые неудобные и острые темы и должны становиться пунктом внимания современных художников. Находить и осмыслять явления, о которых не принято говорить, или феномены, которые до конца еще даже не сформулированы, — это то, чем должен интересоваться художник. Говорить о провокативных вещах, о болевых точках нашей действительности — это часть профессии. При этом любое действие художника сейчас естественно оценивается и с точки зрения этики. Поэтому художник должен быть ответственным автором: понимать, что он делает, и оценивать последствия воздействия своих произведений на зрителя. Грубо говоря, современное искусство сейчас — за все хорошее и против всего плохого.
На профиле «Практики современного искусства» студенты будут параллельно получать практические и теоретические навыки. Обучение в Школе построено так, что каждый учебный год разбит на четыре модуля, каждый из которых заканчивается просмотром.
Каждый модуль будет посвящен созданию двух взаимосвязанных проектов: один проект студент делает с помощью цифровых средств, а другой предполагает более традиционные, ручные практики. Таким образом, мы будем учиться развивать идею в разных форматах. Ключевые занятия по созданию проектов веду я. Мы будем работать в совершенно разнообразных медиумах: видеоарт и анимация, инсталляция, паблик-арт и виртуальные среды, традиционная и цифровая графика и живопись, фотография, работа с объектами. В конце I года мы сделаем онлайн-выставку, а итогом II курса станет групповая офлайн-выставка студенческих работ.
Помимо стандартных теоретических блоков по истории искусств в программу зашит годовой курс Александра Журавлева, посвященный ключевым феноменам современного искусства: экология, гендерные исследования, искусство новых медиа и др. Он содержит и теоретические, и практические аспекты — и вводит студентов в контекст современного искусства. Уметь читать и говорить об искусстве, формулировать свои идеи и писать о том, что его волнует — обязательный навык для современного художника.
Но и без технических скиллов современный художник обойтись не может: не должно быть проблемой смонтировать видео о своем проекте или сделать эскиз инсталляции. Поэтому мы обязательно даем технические дисциплины, где студенты получают базовые навыки работы с дизайн-программами, монтажом и 3D.
При поступлении в магистратуру абитуриенту необходимо представить портфолио и пройти собеседование. Но самое главное, что мы ждем, — это бешеное желание заниматься современным искусством, мотивация и амбиции.
Если у человека уже есть законченные работы — будет здорово на них посмотреть. Но отсутствие оформленного портфолио не должно отпугивать потенциального абитуриента. Мы готовы к тому, что к нам придут как практикующие художники, так и люди из других профессиональных областей. Если человек мыслит себя художником, то он в любом случае что-то в этой сфере делает — и нам интересно, что абитуриента волнует, какие практики он производит. И это необязательно должны быть картины, видеоарт или документации перформансов. Художники-концептуалисты, например, очень любили делать описания проектов — и эти тексты сами по себе являются художественными произведениями.
22 июня уже началась подача документов для поступления. В этом году в связи с пандемией подавать документы нужно онлайн — на сайте НИУ ВШЭ. Собеседование, которое представляет собой не столько экзамен, сколько беседу с абитуриентом о его или ее художественных интересах и целях, также пройдет онлайн — на платформе ZOOM. Первый поток собеседований запланирован на начало августа, второй поток — на 18 и 19 авгуcта.
Художник не может быть безразличен к происходящему вокруг. Мы вынуждены отвечать на злободневные вопросы современности, замечать проблемы и задавать неудобные вопросы. Глобально именно в этом задача художника, а не в том, чтобы нарисовать какую-то картину или сделать какое-то видео. Учитывая общую ситуацию вокруг, для того, чтобы развиваться в искусстве, надо иметь очень внятную позицию и большое количество смелости. К счастью, мы не привязаны к одному месту, и нужно рассматривать себя как человека, действующего в рамках мира, а не одной страны. В этом смысле перспективы широки.
Научить искусству нельзя, но можно ввести человека в контекст, объяснить, как устроена художественная система, показать, какие роли и места в ней может занимать художник. А дальше все зависит от активности и желаний самого человека. Как сказал Иосиф Бакштейн, «мысли локально — действуй глобально». Современные художники смотрят вокруг себя, работают с тем контекстом, который окружает их, но успешными оказываются те, кто может местный контекст продвинуть на мировом уровне и сделать его интересным для всех. Современное российское искусство пока очень незначительно представлено на мировой сцене: пустот много, главное — желание их заполнить.
Наша магистратура — это интенсивная программа испытаний, которая должна привести студента к пониманию, чем он хочет заниматься и где в итоге оказаться, и дать для осуществления этих желаний все необходимые инструменты.
«Складки» (Винзавод, 2018)
Проект связан с городскими исследованиями. Гуляя по городу, я обнаружила, что существуют места, которые полностью выпадают из использования человеком: узкие места между забором и домом, перегороженные и захламленные простанства, маленький забитый уголок или никому не нужный огромный огороженный пустырь. Я назвала такие места «складками».
Эта работа важна для меня как сложносочиненный проект, включающий и исследовательскую, и графическую, и инсталляционную части. В итоге инсталляция выглядела как глухой забор, сквозь который нельзя пробраться — можно только обойти вокруг. Но в нем были маленькие отверстия, через которые можно было наблюдать диорамы — странные кусочки города. С одной стороны, они выглядели реалистично, а с другой — включали элементы, которые намекали на их фэйковость.
В целом, для меня это проект о том, как мы воспринимаем себя в городе, соотносим себя с ним. Вокруг нас лежат «нетерритории» — выпавшие из функционирования пласты пространства, которые мы игнорируем, даже не осознавая. Там никто не может гулять, в них нельзя попасть — выпавшие из всякого использования, немые, никакие места.
«Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем» (ЦТИ «Фабрика», 2020)
Эта выставка — про взаимодействие, про активную роль зрителя: из нее изъято все лишнее, чтобы предъявить сам акт смотрения и самого зрителя в процессе смотрения. Ведь смотрение по умолчанию воспринимается как ключевой канал восприятия в контексте искусства — искусство, в основном, смотрят. Мне хотелось препарировать этот акт и дать зрителям осознать, как они смотрят, на что они смотрят, предложить возможность увидеть и осознать себя — смотрящим.
Ведь в плане смотрения мы совсем незащищены: нам в глаза кидают все, что угодно — а мы это не очень контролируем и практически не фильтруем то, что получаем из вне. Мы не едим все, что находится перед нами, но смотрим на все подряд. И об этом стоит задуматься.
Library. III Биеннале в Кампале (Уганда, 2019)
Проект Library — очень интересный и важный для меня опыт работы с иностранным куратором в рамках международной резиденции. Это не мой персональный проект — командная работа. У нас было несколько недель на придумывание большой инсталляции. Она спроектирована в форме лабиринта и говорит о познании, о жизненном пути человека. Проходя этот лабиринт, с помощью интерактивных элементов зритель получал новый опыт, узнавал что-то прежде неизвестное, отвечал на поставленные лабиринтом вопросы. Так получилось, что из-за сроков резиденции мы проект придумали, спланировали, сделали детальные эскизы, а строили его по нашим планам и описаниям совершенно другие люди. Так что финальную работу я видела только на фотографиях, хотя и являюсь соавтором. Но это тоже отдельный интересный опыт.
Выставка «Во снах и на фотоснимках» (Галерея «На Песчаной»)
За время карантина Александра Кузнецова совместно со студентами бакалавриата и преподавателями Школы дизайна сделала онлайн-расширение выставки «Во снах и на фотоснимках» в галерее «На Песчаной», дополнив ее подкастами с участием художников.
«Это коллективная выставка студентов и преподавателей Школы дизайна, которая посвящена теме памяти и ее нестабильности. Моей сокураторкой выступает студентка Школы — София Афанасьева. Изначально это ее идея, а моя роль больше административная. Мне понравилась наша коллаборация. Итог получился цельный и интересный».
С 16 июня выставка возобновила свою работу в галерее «На Песчаной» до конца июля, так что сейчас ее можно посмотреть и в офлайн-версии, и в онлайне.
Еще одна цифровая инициатива, прямо сейчас создающаяся под кураторством Александры, — индивидуальные онлайн-выставки бакалавров III курса профиля «Дизайн и современное искусство». Уже скоро их можно будет посмотреть на платформе HSE Оnline Gallery, которая является онлайн-представительством HSE ART GALLERY — городской галереи современного искусства, открытой при Школе дизайна НИУ ВШЭ в 2018 году.
Если вас заинтересовал профиль, но у вас остались вопросы, касающиеся содержания обучения или правил поступления — пишите на design@hse.ru, следите за расписанием онлайн-консультаций или присылайте свои работы на portfolio review, чтобы получить комментарий куратора профиля до вступительных экзаменов.
Напоминаем, что кроме профиля «Практики современного искусства» в рамках магистерской программы можно выбрать профили «Современная живопись», «Авторская и коммерческая анимация», Sound Art & Sound Studies.
Этой осенью в Медиацентре парка «Зарядье» был представлен масштабный выставочный проект «Зеркало для художников». Один из разделов — мастерскую «Вопросы инверсии» — курировал Пьер-Кристатиан Броше. В эту часть экспозиции вошли произведения студентов и выпускников Школы дизайна. Теперь выставка отправится в тур по городам! Первая остановка — Казань.
23 августа 2024 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» откроется выставка «Зеркало для художников», открытая в рамках VI Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI». Одну из мастерских проекта курировал Пьер-Кристиан Броше.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.