Александра Кузнецова: «Главное — это бешеное желание заниматься современным искусством, мотивация и амбиции»

В 2020 году в Школе дизайна открыт набор на магистерский профиль «Практики современного искусства». Как будут построены занятия? Что необходимо для поступления? Как рождаются идеи арт-проектов? Есть ли границы в искусстве? На эти и другие вопросы отвечает куратор профиля Александра Кузнецова.

академический руководитель образовательной программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.

Программа магистерского профиля «Практики современного искусства» выстроена вокруг развития концептуального мышления и активной работы с различными медиумами.

Студентов ждет интенсивная практика в традиционных и цифровых медиа: каждый учебный модуль студент будет создавать как минимум два полноценных арт-проекта. Образовательную программу дополняет интенсивный теоретический курс, освещающий актуальные темы современного искусства, а также технические дисциплины, позволяющие студентам овладеть современным инструментарием (Premiere, InDesign, Photoshop, After Effects, Autodesk 3Ds Max, Unity). Отдельные занятия посвящены основам продвижения в сфере искусства, эффективной работе с художественными институциями, арт-резиденциями, профессиональными конкурсами и грантами.

Основные проектные дисциплины будет вести Александра Кузнецова — практикующий художник и куратор, участница персональных и групповых выставок: «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем» (ЦТИ «Фабрика»), «Товарищи света» (HSE ArtGallery), III Биеннале в Кампале, Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (Винзавод, Манеж), «Пейзаж в переработке» (Третьяковская Галерея на Крымском валу) и др. В инсталляциях и объектах последних лет Александра исследует различные формы функционирования городского пространства, работает с темами утопий и урбанистической хонтологии, исследует влияние объектов и пространств на человека, его образ мыслей и поведение.

Мы поговорили с Александрой о современном искусстве и попросили рассказать о том, что ждет студентов нового профиля.

Выставка «Товарищи света», Александра Кузнецова, HSE ART GALLERY, 2019
Выставка «Товарищи света», Александра Кузнецова, HSE ART GALLERY, 2019
Проект «Складки», Александра Кузнецова, Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», Винзавод, 2018
Проект «Складки», Александра Кузнецова, Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», Винзавод, 2018
Проект «Вкл/выкл», Александра Кузнецова, Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», Манеж, 2016
Проект «Вкл/выкл», Александра Кузнецова, Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», Манеж, 2016
Выставка «Товарищи света», Александра Кузнецова, HSE ART GALLERY, 2019
Выставка «Товарищи света», Александра Кузнецова, HSE ART GALLERY, 2019
Выставка «Мастерская’17», Александра Кузнецова, ММСИ, 2017
Выставка «Мастерская’17», Александра Кузнецова, ММСИ, 2017
Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020
Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020
Выставка «Пейзаж в переработке», Александра Кузнецова, Третьяковская галерея на Крымском валу, 2017
Выставка «Пейзаж в переработке», Александра Кузнецова, Третьяковская галерея на Крымском валу, 2017
Выставка «Товарищи света», Александра Кузнецова, HSE ART GALLERY, 2019
Выставка «Товарищи света», Александра Кузнецова, HSE ART GALLERY, 2019
Инсталляция «Экологический форум», Александра Кузнецова, галерея «Пересветов переулок», 2020
Инсталляция «Экологический форум», Александра Кузнецова, галерея «Пересветов переулок», 2020
Выставка «Мастерская’17», Александра Кузнецова, ММСИ, 2017
Выставка «Мастерская’17», Александра Кузнецова, ММСИ, 2017
Инсталляция «Экологический форум», Александра Кузнецова, галерея «Пересветов переулок», 2020
Инсталляция «Экологический форум», Александра Кузнецова, галерея «Пересветов переулок», 2020
Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020
Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020
Выставка «Пейзаж в переработке», Александра Кузнецова, Третьяковская галерея на Крымском валу, 2017
Выставка «Пейзаж в переработке», Александра Кузнецова, Третьяковская галерея на Крымском валу, 2017
Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020
Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020
Выставка «Мастерская’17», Александра Кузнецова, ММСИ, 2017
Выставка «Мастерская’17», Александра Кузнецова, ММСИ, 2017

В чем особенность магистратуры «Практики современного искусства»? На чем сделан акцент в образовательной программе?

Все современное искусство концептуально, то есть каждое произведение содержит в себе определенную идею. Художник сегодня — человек мыслящий, поэтому, разрабатывая программу нового профиля, мы сделали упор на развитии концептуального мышления.

В основе обучения — проектный метод. Все два года магистратуры посвящены интенсивному деланию проектов, в процессе создания которых студенты учатся понимать, что, зачем, для кого они делают, и как это должно функционировать. Они не только совершенствуются с каждым новым проектом, но и нарабатывают портфолио. Наша ключевая задача — научить людей работать осмысленно, дать понимание о контексте и процессах в художественном мире.​​​​​​​

Главная особенность профиля «Практики современного искусства» — высокая интенсивность программы. Традиционное обучение в сфере современного искусство не отличается быстрыми темпами. У нас же каждый студенты за время обучения сделает как минимум 16 полноценных художественных проектов. Программа непростая, придется вкладываться по полной.

На вашем счету большое количество художественных проектов, но также вы успели поработать и в дизайне. Расскажите, как так получилось? И удалось ли привнести что-то из дизайнерского опыта в искусстве и наоборот?

У меня всегда было самосознание художника. С детства я рисовала, потом поступила на первый набор «Свободных мастерских» (образовательный центр для молодых художников и кураторов при ММСИ), где нам с порога сообщили, что художника в том классическом формате, в котором мы его себе представляли, больше не существует, а то, чем занимается современное искусство, совсем не похоже на то, чему нас учили всю жизнь до этого. С тех пор я никогда не бросала заниматься искусством. Но если сейчас много конкурсов, грантов, резиденций и выставочных возможностей для молодых художников, в то время художественная инфраструктура была совсем не развита, а зарабатывать на жизнь было нужно. Так что более 10 лет я активно занималась журнальным дизайном, где всему училась на практике: применяла в работе свои художественные навыки, постепенно наращивая дизайнерские до тех пор, пока не дожила до арт-директорских позиций.

Когда я работала в «Снобе», в мои задачи в том числе входило ставить задачи на создание иллюстраций. Глядя на то, как работают художники-иллюстраторы, я заметила, что каждая следующая работа была лучше предыдущей, происходил постоянный прогресс. И стало понятно: ты совершенствуешься, только когда делаешь работы, проекты, выставки, потому что важно постоянно получать опыт, набивать шишки — только так можно узнать, с чем интересно работать. А если просто сидеть и размышлять, как сделать проект — ничего не произойдет. Именно поэтому все программы Школы дизайна практикоориентированные. Когда мы 8 лет назад открывали Школу дизайна, мы делали образование, которого нам самим не хватало, и которого на тот момент в стране вообще не было.

Сейчас я гораздо больше времени посвящаю своим художественным проектам, но все так же убеждена, что обучение через постоянное делание и обсуждение проектов — это наиболее эффективный путь, чтобы понять, как устроен мир современного искусства, и почувствовать, чем именно ты хочешь заниматься.

«Флаги институций», студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Флаги институций», студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Неназванные», студентка Маргарита Варакина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Неназванные», студентка Маргарита Варакина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Решетки. Игра с промежутками», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Решетки. Игра с промежутками», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Флаги институций», студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Флаги институций», студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Решетки. Игра с промежутками», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Решетки. Игра с промежутками», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
Кураторский проект «Найди себе друга» (галерея «Электрозавод»), студентки Александра Малетина, Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
Кураторский проект «Найди себе друга» (галерея «Электрозавод»), студентки Александра Малетина, Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
Get Out, студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
Get Out, студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Секретики», студентки Екатерина Мордвинкина и Маргарита Варакина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Секретики», студентки Екатерина Мордвинкина и Маргарита Варакина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«В детстве думалось мне», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«В детстве думалось мне», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
Видеоинсталляция «Законы просты», студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
Видеоинсталляция «Законы просты», студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Заказ № 90, будь готов!», студентка Маргарита Варакина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Заказ № 90, будь готов!», студентка Маргарита Варакина, профиль «Дизайн и современное искусство»

В одной из своих лекций вы говорите, что и художник, и дизайнер передают некоторую идею своей аудитории, но делают это разными методами и обращаются к разному пулу идей. Если коммуникация состоялась, то и проект состоялся. Как вам кажется, есть ли какие то запрещенные приемы или «идеи» для искусства? И вообще, как рождаются идеи арт-проектов?

Не существует единого рецепта создания идей. У каждого художника они появляются супериндивидуально. У каждого есть свой пунктик, свой вектор, та сторона, в которую он смотрит, которая его терзает. У нас в голове всегда роится какое-то количество идей, но реализуются только те проекты, которые не дают спокойно спать.

И в этом плане ограничений быть не может. Риторика относительно границ искусства — пройденный этап. История искусства доказала, что оно может принимать совершенно любые формы. Скорее нужно идти от противного: самые неудобные и острые темы и должны становиться пунктом внимания современных художников. Находить и осмыслять явления, о которых не принято говорить, или феномены, которые до конца еще даже не сформулированы, — это то, чем должен интересоваться художник. Говорить о провокативных вещах, о болевых точках нашей действительности — это часть профессии. При этом любое действие художника сейчас естественно оценивается и с точки зрения этики. Поэтому художник должен быть ответственным автором: понимать, что он делает, и оценивать последствия воздействия своих произведений на зрителя. Грубо говоря, современное искусство сейчас — за все хорошее и против всего плохого.

Что ждать будущим студентам от занятий в магистратуре? Какие дисциплины входят в программу? Чем они будут заниматься на парах?

На профиле «Практики современного искусства» студенты будут параллельно получать практические и теоретические навыки. Обучение в Школе построено так, что каждый учебный год разбит на четыре модуля, каждый из которых заканчивается просмотром.

Каждый модуль будет посвящен созданию двух взаимосвязанных проектов: один проект студент делает с помощью цифровых средств, а другой предполагает более традиционные, ручные практики. Таким образом, мы будем учиться развивать идею в разных форматах. Ключевые занятия по созданию проектов веду я. Мы будем работать в совершенно разнообразных медиумах: видеоарт и анимация, инсталляция, паблик-арт и виртуальные среды, традиционная и цифровая графика и живопись, фотография, работа с объектами. В конце I года мы сделаем онлайн-выставку, а итогом II курса станет групповая офлайн-выставка студенческих работ.

Помимо стандартных теоретических блоков по истории искусств в программу зашит годовой курс Александра Журавлева, посвященный ключевым феноменам современного искусства: экология, гендерные исследования, искусство новых медиа и др. Он содержит и теоретические, и практические аспекты — и вводит студентов в контекст современного искусства. Уметь читать и говорить об искусстве, формулировать свои идеи и писать о том, что его волнует — обязательный навык для современного художника.

Но и без технических скиллов современный художник обойтись не может: не должно быть проблемой смонтировать видео о своем проекте или сделать эскиз инсталляции. Поэтому мы обязательно даем технические дисциплины, где студенты получают базовые навыки работы с дизайн-программами, монтажом и 3D.

«Пространство обманки-0», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Пространство обманки-0», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Весенним вечером пахнет сиренью», студентка Софья Афанасьева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Весенним вечером пахнет сиренью», студентка Софья Афанасьева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«А у нас во дворе...», студентка Екатерина Мордвинкина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«А у нас во дворе...», студентка Екатерина Мордвинкина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Весенним вечером пахнет сиренью», студентка Софья Афанасьева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Весенним вечером пахнет сиренью», студентка Софья Афанасьева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Весенним вечером пахнет сиренью», студентка Софья Афанасьева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Весенним вечером пахнет сиренью», студентка Софья Афанасьева, профиль «Дизайн и современное искусство»
Exhibition for walkers, студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
Exhibition for walkers, студентка Софья Киселева, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Виртуальный город «Сточный», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Виртуальный город «Сточный», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«А пока ты спи и смотри свой сон», студентка Екатерина Мордвинкина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«А пока ты спи и смотри свой сон», студентка Екатерина Мордвинкина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Пространство обманки-0», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Пространство обманки-0», студентка Елена Власова, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Феминистский ад», студентка Екатерина Мордвинкина, профиль «Дизайн и современное искусство»
«Феминистский ад», студентка Екатерина Мордвинкина, профиль «Дизайн и современное искусство»

Что нужно для того, чтобы поступить к вам в магистратуру? Есть ли требования к бэкграунду студентов?

При поступлении в магистратуру абитуриенту необходимо представить портфолио и пройти собеседование. Но самое главное, что мы ждем, — это бешеное желание заниматься современным искусством, мотивация и амбиции.

Если у человека уже есть законченные работы — будет здорово на них посмотреть. Но отсутствие оформленного портфолио не должно отпугивать потенциального абитуриента. Мы готовы к тому, что к нам придут как практикующие художники, так и люди из других профессиональных областей. Если человек мыслит себя художником, то он в любом случае что-то в этой сфере делает — и нам интересно, что абитуриента волнует, какие практики он производит. И это необязательно должны быть картины, видеоарт или документации перформансов. Художники-концептуалисты, например, очень любили делать описания проектов — и эти тексты сами по себе являются художественными произведениями.

22 июня уже началась подача документов для поступления. В этом году в связи с пандемией подавать документы нужно онлайн — на сайте НИУ ВШЭ. Собеседование, которое представляет собой не столько экзамен, сколько беседу с абитуриентом о его или ее художественных интересах и целях, также пройдет онлайн — на платформе ZOOM. Первый поток собеседований запланирован на начало августа, второй поток — на 18 и 19 авгуcта.

Как вам кажется, что ждет профессиональных практиков искусства в будущем? Где они будут востребованы?

Художник не может быть безразличен к происходящему вокруг. Мы вынуждены отвечать на злободневные вопросы современности, замечать проблемы и задавать неудобные вопросы. Глобально именно в этом задача художника, а не в том, чтобы нарисовать какую-то картину или сделать какое-то видео. Учитывая общую ситуацию вокруг, для того, чтобы развиваться в искусстве, надо иметь очень внятную позицию и большое количество смелости. К счастью, мы не привязаны к одному месту, и нужно рассматривать себя как человека, действующего в рамках мира, а не одной страны. В этом смысле перспективы широки.

Научить искусству нельзя, но можно ввести человека в контекст, объяснить, как устроена художественная система, показать, какие роли и места в ней может занимать художник. А дальше все зависит от активности и желаний самого человека. Как сказал Иосиф Бакштейн, «мысли локально — действуй глобально». Современные художники смотрят вокруг себя, работают с тем контекстом, который окружает их, но успешными оказываются те, кто может местный контекст продвинуть на мировом уровне и сделать его интересным для всех. Современное российское искусство пока очень незначительно представлено на мировой сцене: пустот много, главное — желание их заполнить.

Наша магистратура — это интенсивная программа испытаний, которая должна привести студента к пониманию, чем он хочет заниматься и где в итоге оказаться, и дать для осуществления этих желаний все необходимые инструменты.

Какие ваши выставки или проекты важны для вас как для художника и почему?

Проект «Складки», Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», Винзавод, 2018
Проект «Складки», Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», Винзавод, 2018

«Складки» (Винзавод, 2018)

Проект связан с городскими исследованиями. Гуляя по городу, я обнаружила, что существуют места, которые полностью выпадают из использования человеком: узкие места между забором и домом, перегороженные и захламленные простанства, маленький забитый уголок или никому не нужный огромный огороженный пустырь. Я назвала такие места «складками».

Эта работа важна для меня как сложносочиненный проект, включающий и исследовательскую, и графическую, и инсталляционную части. В итоге инсталляция выглядела как глухой забор, сквозь который нельзя пробраться — можно только обойти вокруг. Но в нем были маленькие отверстия, через которые можно было наблюдать диорамы — странные кусочки города. С одной стороны, они выглядели реалистично, а с другой — включали элементы, которые намекали на их фэйковость.

В целом, для меня это проект о том, как мы воспринимаем себя в городе, соотносим себя с ним. Вокруг нас лежат «нетерритории» — выпавшие из функционирования пласты пространства, которые мы игнорируем, даже не осознавая. Там никто не может гулять, в них нельзя попасть — выпавшие из всякого использования, немые, никакие места.

Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020
Выставка «Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем», ЦТИ «Фабрика», 2020

«Чем больше мы созерцаем, тем меньше мы живем» (ЦТИ «Фабрика», 2020)

Эта выставка — про взаимодействие, про активную роль зрителя: из нее изъято все лишнее, чтобы предъявить сам акт смотрения и самого зрителя в процессе смотрения. Ведь смотрение по умолчанию воспринимается как ключевой канал восприятия в контексте искусства — искусство, в основном, смотрят. Мне хотелось препарировать этот акт и дать зрителям осознать, как они смотрят, на что они смотрят, предложить возможность увидеть и осознать себя — смотрящим.

Ведь в плане смотрения мы совсем незащищены: нам в глаза кидают все, что угодно — а мы это не очень контролируем и практически не фильтруем то, что получаем из вне. Мы не едим все, что находится перед нами, но смотрим на все подряд. И об этом стоит задуматься.

Library. III Биеннале в Кампале, Уганда, 2019
Library. III Биеннале в Кампале, Уганда, 2019

Library. III Биеннале в Кампале (Уганда, 2019)

Проект Library — очень интересный и важный для меня опыт работы с иностранным куратором в рамках международной резиденции. Это не мой персональный проект — командная работа. У нас было несколько недель на придумывание большой инсталляции. Она спроектирована в форме лабиринта и говорит о познании, о жизненном пути человека. Проходя этот лабиринт, с помощью интерактивных элементов зритель получал новый опыт, узнавал что-то прежде неизвестное, отвечал на поставленные лабиринтом вопросы. Так получилось, что из-за сроков резиденции мы проект придумали, спланировали, сделали детальные эскизы, а строили его по нашим планам и описаниям совершенно другие люди. Так что финальную работу я видела только на фотографиях, хотя и являюсь соавтором. Но это тоже отдельный интересный опыт.

Выставка «Во снах и на фотоснимках», Галерея «На Песчаной», 2020
Выставка «Во снах и на фотоснимках», Галерея «На Песчаной», 2020

Выставка «Во снах и на фотоснимках» (Галерея «На Песчаной»)

За время карантина Александра Кузнецова совместно со студентами бакалавриата и преподавателями Школы дизайна сделала онлайн-расширение выставки «Во снах и на фотоснимках» в галерее «На Песчаной», дополнив ее подкастами с участием художников.

«Это коллективная выставка студентов и преподавателей Школы дизайна, которая посвящена теме памяти и ее нестабильности. Моей сокураторкой выступает студентка Школы — София Афанасьева. Изначально это ее идея, а моя роль больше административная. Мне понравилась наша коллаборация. Итог получился цельный и интересный».

С 16 июня выставка возобновила свою работу в галерее «На Песчаной» до конца июля, так что сейчас ее можно посмотреть и в офлайн-версии, и в онлайне.

Еще одна цифровая инициатива, прямо сейчас создающаяся под кураторством Александры, — индивидуальные онлайн-выставки бакалавров III курса профиля «Дизайн и современное искусство». Уже скоро их можно будет посмотреть на платформе HSE Оnline Gallery, которая является онлайн-представительством HSE ART GALLERY — городской галереи современного искусства, открытой при Школе дизайна НИУ ВШЭ в 2018 году. ​​​​​​​

Если вас заинтересовал профиль, но у вас остались вопросы, касающиеся содержания обучения или правил поступления — пишите на design@hse.ru, следите за расписанием онлайн-консультаций или присылайте свои работы на portfolio review, чтобы получить комментарий куратора профиля до вступительных экзаменов.

Напоминаем, что кроме профиля «Практики современного искусства» в рамках магистерской программы можно выбрать профили «Современная живопись», «Авторская и коммерческая анимация», Sound Art & Sound Studies.

Читайте также

Выставка с участием студентов и выпускников Школы дизайна в туре по городам России

Этой осенью в Медиацентре парка «Зарядье» был представлен масштабный выставочный проект «Зеркало для художников». Один из разделов — мастерскую «Вопросы инверсии» — курировал Пьер-Кристатиан Броше. В эту часть экспозиции вошли произведения студентов и выпускников Школы дизайна. Теперь выставка отправится в тур по городам! Первая остановка — Казань.

Мастерская Пьера-Кристиана Броше «Вопросы инверсии» на выставке в «Зарядье»

23 августа 2024 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» откроется выставка «Зеркало для художников», открытая в рамках VI Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI». Одну из мастерских проекта курировал Пьер-Кристиан Броше.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.