Колыбель Петера Келера

Фото: сайт https://www.aurora.com.tw/
Фото: сайт https://www.aurora.com.tw/

20-летний ученик школы дизайна «Баухаус» Петер Келер создал ее в 1922 году. В ней воплотились основные идеи «Баухауса», а конкретнее — Василия Кандинского, Пауля Клее и Йоханнеса Иттена. Одной из задач, которые ставила школа, было стирание грани между ремеслом и искусством. Пытаясь «разъять искусство как труп», идейные вдохновители «Баухауса» выделили «первоэлементы» формы и цвета. Ими стали три цвета: синий, красный и желтый. И три фигуры — круг, квадрат и треугольник. В проекте Келера представлены все они, причем соотношение между формой и цветом выдержано точно по Итттену.

Вот что писал Иттен о символизме форм и цветов:

«Квадрат — красный. (Квадрат — символ материи, тяжести и строгого ограничения; — соответствует египетскому иероглифу „поле“; статичность — основное качество этой фигуры, что сказывается напряжением при попытке выразить движение).

Треугольник — жёлтый (символизирует мысль, выражает активность, излучает свет во все стороны; формы, строящиеся на диагоналях — ромбы, трапеции, зигзаги и их производные, дающие динамику и даже агрессивность; невесомости этой фигуры соответствует светло-жёлтый).

Круг — синий (Круг — символ погружённого в себя духа, духа вечного движения; геометрическое место точки, движущейся на постоянном расстоянии от определённого средоточия; — вызывает ощущение отдыха, ослабления напряжения и постоянного ровного движения — в противоположность напряжению, сообщаемому квадратом)».

Фото: сайт https://www.sanctuaryvf.org/
Фото: сайт https://www.sanctuaryvf.org/

Колыбель была представлена в 1923 году на первой выставке «Баухауса». Центральным элементом экспозиции был жилой дом, эстетика которого соответствовала реалиям нового индустриального мира.

Конструкция проста, экономична и технологична. Нижняя балка круглого сечения придает ей прочность и равновесие. Ее сложно первернуть, она легко возвращается в вертикальное положение. О функциональности можно спорить, тем более, что популярным изделием она не стала. Но в качестве манифеста идей «Баухауса» свою роль выполнила. Келер убедительно продемонстрировал, что из простейших элементов можно создать практичный, эстетичный и несложный в изготовлении предмет интерьера.

Фото: сайт https://magazin.aktualne.cz/
Фото: сайт https://magazin.aktualne.cz/

В 1925 году Келер ушел из «Баухауса». В то время как школа под руководством Вальтера Гропиуса работала в основном в области функционального дизайна, Келер решил сосредоточиться на арт-объектах. Однако приверженность приципам «Баухауса» он сохранил, что видно даже из названия группы, которую он основал. Она получила имя Kuri, что является аббревиатурой терминов «конструктивный, утилитарный, рациональный, интернациональный».

Читайте также

nlo.media: Сергей Кавтарадзе в подкасте «Поэтика и риторика архитектуры»

В новом выпуске подкаста «Искусствоведение как детектив» на портале nlo.media — эпизод «Поэтика и риторика архитектуры», в котором обсуждается, можно ли читать здания как стихи, бывает ли архитектура «про любовь» и что важнее: личное переживание пространства или умение расшифровать его смысл. Ведущая Галина Ельшевская беседует с искусствоведом, историком архитектуры и преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ Сергеем Кавтарадзе и автором книги «Очерки поэтики и риторики архитектуры» Александром Степановым.

Вокруг дома. В HSE ART GALLERY прошла дискуссия «Внешнее и внутреннее пространство повседневной жизни»

30 января в рамках выставки Яндекс Недвижимости «Идеальные формы и живая реальность» в галерее Школы дизайна прошла дискуссия, посвящённая внутреннему и внешнему пространству в современном жилье. Дискуссия организована в сотрудничестве с Журналом ART — коллекционным печатным изданием по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.

Направление обучения

Архитектура и дизайн среды

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.