Колыбель Петера Келера

Фото: сайт https://www.aurora.com.tw/
Фото: сайт https://www.aurora.com.tw/

20-летний ученик школы дизайна «Баухаус» Петер Келер создал ее в 1922 году. В ней воплотились основные идеи «Баухауса», а конкретнее — Василия Кандинского, Пауля Клее и Йоханнеса Иттена. Одной из задач, которые ставила школа, было стирание грани между ремеслом и искусством. Пытаясь «разъять искусство как труп», идейные вдохновители «Баухауса» выделили «первоэлементы» формы и цвета. Ими стали три цвета: синий, красный и желтый. И три фигуры — круг, квадрат и треугольник. В проекте Келера представлены все они, причем соотношение между формой и цветом выдержано точно по Итттену.

Вот что писал Иттен о символизме форм и цветов:

«Квадрат — красный. (Квадрат — символ материи, тяжести и строгого ограничения; — соответствует египетскому иероглифу „поле“; статичность — основное качество этой фигуры, что сказывается напряжением при попытке выразить движение).

Треугольник — жёлтый (символизирует мысль, выражает активность, излучает свет во все стороны; формы, строящиеся на диагоналях — ромбы, трапеции, зигзаги и их производные, дающие динамику и даже агрессивность; невесомости этой фигуры соответствует светло-жёлтый).

Круг — синий (Круг — символ погружённого в себя духа, духа вечного движения; геометрическое место точки, движущейся на постоянном расстоянии от определённого средоточия; — вызывает ощущение отдыха, ослабления напряжения и постоянного ровного движения — в противоположность напряжению, сообщаемому квадратом)».

Фото: сайт https://www.sanctuaryvf.org/
Фото: сайт https://www.sanctuaryvf.org/

Колыбель была представлена в 1923 году на первой выставке «Баухауса». Центральным элементом экспозиции был жилой дом, эстетика которого соответствовала реалиям нового индустриального мира.

Конструкция проста, экономична и технологична. Нижняя балка круглого сечения придает ей прочность и равновесие. Ее сложно первернуть, она легко возвращается в вертикальное положение. О функциональности можно спорить, тем более, что популярным изделием она не стала. Но в качестве манифеста идей «Баухауса» свою роль выполнила. Келер убедительно продемонстрировал, что из простейших элементов можно создать практичный, эстетичный и несложный в изготовлении предмет интерьера.

Фото: сайт https://magazin.aktualne.cz/
Фото: сайт https://magazin.aktualne.cz/

В 1925 году Келер ушел из «Баухауса». В то время как школа под руководством Вальтера Гропиуса работала в основном в области функционального дизайна, Келер решил сосредоточиться на арт-объектах. Однако приверженность приципам «Баухауса» он сохранил, что видно даже из названия группы, которую он основал. Она получила имя Kuri, что является аббревиатурой терминов «конструктивный, утилитарный, рациональный, интернациональный».

Читайте также

Работы студентов Школы дизайна на международном фестивале искусства «Ночь света»

С 29 по 31 августа студенты профиля «Среда и интерьер» показали свои работы — световые арт-объекты и медиа-инсталляции в технологии видеомэппинг — на международном фестивале искусства «Ночь света». Проекты, реализованные на фестивале, были выбраны на конкурсе Illuminatics. 18 студентов, чьи проекты вошли в шорт-лист, вместе с известными международными художниками и творческими объединениями создали уникальный вид парка в последние дни лета. 

Интервью с Сергеем Кавтарадзе на INTERIOR+DESIGN

Редакция журнала INTERIOR+DESIGN поговорила с искусствоведом, историком архитектуры и руководителем магистратуры «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Сергеем Кавтарадзе о том, как учить дизайн-мышлению, нужны ли рамки и ограничения в образовательном процессе и возможны ли концептуальные прорывы в сфере дизайна и архитектуры в сегодняшнее время.

Направление обучения

Архитектура и дизайн среды

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.