По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В 1934 году, в разгар Великой Депрессии, Chrysler выпустил революционный автомобиль под названием Airflow — «воздушный поток». Название в полной мере отражало его концепцию — это был первый в США автомобиль с обтекаемыми, аэродинамическими формами, разительно отличавшийся от традиционных американских машин. Причем, в отличие от «аэростиля» 1950-х годов, его обтекаемые формы не были призваны имитировать самолет, а были полностью функциональны и радикально снижали сопротивление воздушного потока. Инженеры компании Карл Брир, Фред Зидер и Оуэн Скелтон провели серию испытаний в воздушном тоннеле, а для оценки их результатов был привлечен один из пионеров авиации — Орвилл Райт.
После продувок более чем 50 разных масштабных моделей, инженеры пришли к довольно очевидному выводу, что современный американский «перпендикулярный» дизайн никуда не годится — решетка радиатора, лобовое стекло и фары создают слишком большое сопротивление. Более неожиданным было открытие, что машины такого дизайна создавали бы меньшее сопротивление, если бы кузов был установлен задом наперед. Chrysler решил использовать это в рекламной кампании — в 1933 году автомобиль с перевернутым кузовом на полной скорости прокатился по Детройту, вызвав панику. Chrysler пытался таким образом показать несовершенство традиционной конструкции и намекнуть на то, что скоро ее сменит нечто невиданное.
Инженеры компании спроектировали совершенно новый кузов, при этом сделав его несущим для уменьшения веса автомобиля. Решетка радиатора плавно изгибалась назад, лобовое стекло было сделано из двух половинок, расположенных под углом, что увеличивало обтекаемость. Фары были утоплены в кузов, передние крылья прикрывали большую часть колес, а задние колесные арки были закрыты.
Было и немало технических новшеств. Кузов был цельнометалличским (в то время как большинство машин того времени использовали для рам дерево). Мотор был сдвинут вперед, за счет чего салон стал просторнее. Переднее сиденье было шире, чем у других машин, а заднее — глубже. Автомобиль обладал отличной энерговооруженностью (отношением мощности двигателя к массе машины).
В общем, задумано все было здорово, но подкачала реализация идеи. Заводы компании не успевали перестроиться под производство революционной модели, да и далеко не все покупатели оценили новый дизайн. Вместо отдельных деталей многие увидели, по выражению одного из журналистов, «безымянную глыбу», все компоненты которой были смазаны. Продажи не были совсем уж катастрофичными — за первый, 1934-й год удалось реализовать почти 11 тысяч экземпляров. Но традиционной продукции Chrysler за тот же срок было продано в 2,5 раза больше.
Пытаясь увеличить продажи, компания пошла на небольшие изменения внешности: в частности, плавно уходящая назад решетка радиатора была заменена на более агрессивную. Но это не помогло — в 1935 году продажи упали ниже 8 тысяч, а в 1936 — до 6275 единиц.
В 1937 году было продано еще 4600 автомобилей, после чего программа была свернута. Однако именно в этом году один из Airflow в престижной комплектации Imperial, model CW сделал своим официальным автомобилем президент Филиппин Мануэль Кесон. Автомобиль до сих пор демонстрируется в президентском Автомобильном Музее.
Обжегшись на революционном дизайне, Chrysler вернулся к консервативной продукции и выпускал ее вплоть до 1955 года, когда пришел Вирджил Экснер со своим «новым взглядом».
Бытует мнение, что именно Airflow вдохновил Фердинанда Порше на создание знаменитого «Жука». Сходство прослеживается, но все же Порше был первым — свой Typ 12, внешне весьма напоминающий будущий «Фольксваген», он создал еще в 1931 году.
Но если влияние Airflow на Порше — легенда, то на других автопроизводителей он повлиял вне всяких сомнений. Особенно на европейских — бензин в Европе был дороже, и обтекаемая форма позволяла сэкономить. Практически копировали крайслеровскую модель шведская Volvo PV 36 Carioca и французская Peugeot 202. Она же помогла в становлении никому еще не известной компании Toyota.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.