Схема лондонского метро

Изображение: сайт https://www.gq-magazine.co.uk/
Изображение: сайт https://www.gq-magazine.co.uk/

«Метрополитен: так называется картина чрезвычайной красоты. Вот она перед вами. Обратите внимание на синие и красные световые линии, идущие в стороны чудесными скруглениями или овалами, и на большой желтый круг, придающий композиции завершенность. Это подлинный шедевр текучести форм, и, хотя считается, что в эпоху Крота люди были лишены духовного руководства и покровительства, некоторые полагают, что это изображение было их священным символом гармонии. На нем действительно обнаружены некоторые сакральные наименования — ангел, храм, белый город, евангельский дуб и легендарные семь сестер*, — но назначение картины по-прежнему является предметом споров».

*Упоминаемые в тексте ангел, храм и др. — реальные названия станций лондонской подземки: Angel, Temple etc.

В 1999 году вышла книга английского писателя Питера Акройда «Повесть о Платоне». В ней лондонцы далекого будущего, живущие в 3700 году нашей эры, изучают прошлое города, пережившего несколько катастроф. Они находят книги и вещи, истинного значения которых не понимают.

Люди будущего не так уж ошиблись, приняв карту метро за произведение искусства, ведь один современный автор назвал ее «помесью электрической схемы и картины Мондриана». А в 2006 году современная карта лондонского метро заняла второе место в опросе, призванном определить лучший британский дизайн в истории. Опередил ее лишь воздушный лайнер «Конкорд». Ниже остались легендарные автомобили Mini, Jaguar E-Type, Aston Martin, мини-юбки и другие культовые объекты. И это неслучайно. Сейчас карта кажется привычной, но в свое время такой подход к изображению был революционным.

Лондонское метро начало функционировать в 1863 году, когда была введена в строй первая линия от Паддингтона до Фаррингдона. Строила ее компания «Метрополитен», которая дала название и линии, и самому виду транспорта. В то время линии строились по отдельности и управлялись разными компаниями. Каждая из них знакомила пассажиров со схемой лишь своей ветки, игнорируя другие.

Лишь в 1907 газета Evening News издала карманную схему с изображением всех линий. Год спустя подобную схему совместно выпустили пять компаний, управлявших подземным транспортом в городе.

Карта 1908 года из буклета «Краткий путеводитель по Лондону». Изображение: сайт https://www.ltmuseum.co.uk/
Карта 1908 года из буклета «Краткий путеводитель по Лондону». Изображение: сайт https://www.ltmuseum.co.uk/

Обе эти схемы изображали линии метро нанесенными на карту города. С одной стороны, это удобно. Но соблюсти масштаб было затруднительно, ведь некоторые линии вытянулись далеко на городские окраины, в то время как в центре расстояние между соседними станциями могло быть крайне мало. Так, станции Covent Garden и Leicester Square разделяли всего 200 метров. Поэтому в ранних вариантах схем ряд дальних станций просто «обрубили» — они не поместились на карту.

Были попытки «отвязать» схему от реальной географии. В частности, подобные диаграммы создавал для отдельных линий метро и железной дороги скромный клерк компании London and North Eastern Railway Джордж Доу. Но всю сеть линий они также не охватывали.

Карта Джорджа Доу 1929 года изображает схему линий Северо-Восточной Железной дороги. Изображение: сайт https://themapspro.blogspot.com/
Карта Джорджа Доу 1929 года изображает схему линий Северо-Восточной Железной дороги. Изображение: сайт https://themapspro.blogspot.com/

И только в 1931 году чертежник Генри Чарльз Бек (которого часто называют Гарри) довел идеи Доу до логического завершения. Во-первых, «отвязал» схему от реальной географии города — показал лишь Темзу, но весьма условно — в той мере, чтобы было ясно, на каком берегу расположена та или иная станция. Реальное расстояние между соседними станциями он также не стал учитывать — схема демонстрировала лишь очередность остановок. Кроме того, Бек впервые присвоил каждой линии свой цвет.

Решение, которое сегодня кажется элементарным и очевидным, в то время вызвало большие сомнения у руководства. В 1932 году был отпечатан пробный тираж в 500 копий — их распространяли лишь на нескольких станциях. В 1933 году выпустили уже 700 тысяч экземпляров — и они разошлись за месяц, пришлось срочно печатать еще одну партию.

Схема Бека. Изображение: сайт https://i.redd.it/
Схема Бека. Изображение: сайт https://i.redd.it/

Современный английский писатель Гей Дегейни (Gay Degani) в 2013 году высказал мысль, что популярность схемы Бека обеспечил не только логичный подход к решению задачи, но и ее эстетичный вид. По его мнению: «линии создают определенный успокаивающий ритм, как в работах современных художников (в частности, Пита Мондриана в его «Композиции с красным, синим и желтым)».

Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым. Изображение: сайт https://cdn2.oceansbridge.com/
Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым. Изображение: сайт https://cdn2.oceansbridge.com/

Несмотря на несомненный успех созданной Беком схемы, его труд оценили очень скромно: ему заплатили лишь 10 гиней за дизайн карманной карты и 5 — за настенный вариант. Бек работал над картой до 1960 года, внося небольшие изменения. Прославился он лишь после смерти. С 2013 года на каждой карте напечатано: «Эта схема — дальнейшее развитие оригинального дизайна, созданного Гарри Беком в 1931 году».

Схема Бека со временем стала культовой. Ее изображают на сувенирной продукции, она упоминается в литературных произведениях. Например, у Альбуса Дамблдора, директора «Хогвартса», над левым коленом есть шрам в виде схемы метро. Кроме того, карта стала источником вдохновения. Художник Дэвид Бут использовал то, что разговорное название метро и тюбик краски обозначаются одним словом — Tube — и изобразил линии метро выдавленными из тюбика. Другие — экспериментировали с названиями станций: меняли их на имена исторических личностей или литературных произведений. Есть футбольная карта, которая обыгрывает схожесть названий станций с именами футболистов или названиями футбольных клубов. Оливер О’Брайен и Юри Судзуки изображали ее в виде электрических схем, а Франсиско Данс «вывернул» схему «наизнанку» — изобразил линии в виде плавных кривых, а круглый логотип сделал, напротив, квадратным. Детище Бека уже давно живет собственной жизнью, став чем-то гораздо большим, чем простая схема. Хотя и как схема она по-прежнему очень удобна.

Карта Франсиско Данса. Изображение: сайт http://www.projectmapping.co.uk/
Карта Франсиско Данса. Изображение: сайт http://www.projectmapping.co.uk/
Карта в стиле брутализма. Углы вместо скруглений. Изображение: сайт http://www.projectmapping.co.uk/
Карта в стиле брутализма. Углы вместо скруглений. Изображение: сайт http://www.projectmapping.co.uk/
Концентрическая схема. Изображение: сайт https://medium.com/
Концентрическая схема. Изображение: сайт https://medium.com/

Читайте также

Лаборатория дизайна разработала айдентику для Медиа Форума «Молодой Нижний»

Лаборатория дизайна разработала айдентику для Медиа Форума «Молодой Нижний», который прошел 16 ноября в ГЦСИ «Арсенал». Автор айдентики — дизайнер Лада Федосеева.

«Серебро» куратора Школы дизайна на фестивале «Белый квадрат»

Проект Freelabel, созданный Terminal Design Branding Agency, получил серебро на международном фестивале «Белый квадрат» 2023 года. Руководит агентством Иван Куликов — куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.