Архитектор и дизайнер Алвар Аалто

Материал журнала «Проектор»
Текст: Нина Филюта
Иллюстрации: из архивов музея Алвара Аалто (Финляндия) и галереи дизайна/bulthaup

Самый известный финский дизайнер, «отец северного модернизма», архитектор, проектировавший здания с прорастающими сквозь крыши деревьями, Алвар Аалто был убежден, что «природа — лучший комитет по стандартизации».

Алвар Аалто, Вилла Mairea, Нормаркку
Алвар Аалто, Вилла Mairea, Нормаркку

Он родился в Финляндии в 1898 году. В восемнадцать лет окончил лицей, где его любимым предметом было рисование. Выбрав профессию архитектора, поступил в Политехнический институт в Хельсинки. В 1917 году, с предоставлением Финляндии независимости, в стране началась гражданская война. Алвар был вынужден прервать обучение и вместе с сокурсниками сражался на стороне «белофиннов». Вернувшись в институт, он получил диплом архитектора и женился на своей коллеге — Айно Марсио. Сообща они работали над несколькими проектами. Первыми из наиболее значимых стали санаторий в Паймио (1928–1933 гг.) и библиотека в Выборге (1930–1935 гг.).

Санаторий Paimio

Алвар и Айно самостоятельно создавали предметы интерьера для каждого из своих объектов, ведь дизайн и архитектура в их представлении были «ветками одного дерева». В период работы над санаторием в Паймио, принесшим Алвару международное признание, он стремился к тому, чтобы внутренняя обстановка естественно продолжала заданное архитектурное пространство, была его неотъемлемой частью. В интерьерах он первоначально хотел использовать стул Wassily, cпроектированный баухаусовским дизайнером Марселем Бройером. Названный в честь Кандинского стул представлял собой конструкцию из гнутых стальных трубок и тканевых или кожаных мембран. Но, рассматривая дома отдыха и больницы не иначе как «инструменты для выздоравливания», Аалто понимает, что холодный, равнодушный металл — не лучшее решение для больничной палаты. Дальнейшее развитие событий напоминает красивую легенду: архитектор отправляется на привычную для финна лыжную прогулку, и именно там приходит оригинальная идея: сделать мебель из многослойной клееной древесины, применив типично «лыжную» технологию. На профессиональном языке мебельщиков предмет, изготовленный Аалто, называется «штабелируемый стул с цельным гнутоклееным блоком на трубчатом основании». Сиденье и спинка модели сформированы из единого куска гнутой древесины — фанеры березы черного или белого лака — и напоминают свиток. Выгнутую металлическую трубу основания Аалто также заменил на аналогичную деталь из многослойной фанеры. «Кресло № 41 Paimio» стало первенцем в мебельной коллекции Алвара Аалто, производство которой было налажено не без участия семьи Рокфеллеров: американские миллионеры искренне восхищались простыми на первый взгляд финскими вещицами, а их восхищение по понятным причинам разделили многие. Результат? Иметь в своем доме финскую мебель стало престижно!

Стул 23 (1930)
Стул 23 (1930)

Фирма Artek

Будучи пионером в области использования клееной фанеры для мебельных и архитектурных конструкций, Аалто открывает фирму с ярким и запоминающимся названием — Artek, где по его эскизам выпускают не только предметы мебели из гнутой и прессованной фанеры, но также светильники из стекла и металла, вазы и текстиль. При поддержке все тех же Рокфеллеров в 1938 году в Музее современного искусства Нью-Йорка открылась выставка работ Аалто, после которой финский дизайн стал культовым явлением, а сам Аалто — классиком стиля. Выпущенные фирмой Artek табурет «о трех ногах» (Модель 60), мобильный чайный столик — (Модель 900 и 901), а также кресло Paimio (слегка пружинящее и необычайно комфортное) моментально превратились в классические образцы функционального дизайна. Все эти изделия предельно просты, несколько грубоваты, но некоторые из них выглядят столь невесомыми, что, кажется, парят в воздухе. Они в полной мере отражают «сверхзадачу» Аалто-дизайнера, заключавшуюся в «создании простых, добротных, ничем не приукрашенных вещей, которые бы находились в гармонии с человеком и органически служили ему». Он сконструировал около шестидесяти предметов мебели из незатейливых элементов, полностью лишенных каких-либо декоративных деталей, искренне полагая, что все «украшения» обязательно должны нести функциональную нагрузку.

Стул 36-401 (1932–1933). Стул 402 (1933)
Стул 36-401 (1932–1933). Стул 402 (1933)

Библиотеки

Его часто называют «архитектором библиотек», и это не случайно: Аалто — автор двенадцати реализованных и около десяти неосуществленных библиотечных проектов. Первая библиотека, возведенная им в 1935 году в Выборге, навсегда стала образцом функционализма. На черно-белой фотографии 1930-х годов можно разглядеть удивительный интерьер с подвесной волнистой конструкцией потолка и рядами забавных трехногих табуретов — море и крабы?.. Живая, упругая, дышащая «волна» органично связывает стены и другие элементы здания с окружающим ландшафтом. Этот исключительно природный мотив станет своеобразным фирменным знаком архитектора, фамилия которого с финского переводится именно как «волна». Придерживаясь принципа создания открытого пространства, он проектировал библиотечные залы без единого окна в стенах (так как вдоль стен размещались ряды книжных полок), но с обилием световых фонарей на потолках. Известно, что крышу макета будущей выборгской библиотеки находчивые Алвар и Айно изготовили в малоприспособленных для работы дачных условиях, используя упаковку от яиц. Дача Марты Седеркрейц, где проходил значимый для создания «комфортной световой среды» эксперимент, находилась на берегу Финского залива, в окрестностях Терийоки (нынешнего Зеленогорска). Сориентировав модель здания по сторонам света, они наблюдали за движением и преломлением солнечных лучей в ее внутреннем пространстве в разное время суток. Результат оказался более чем убедительным: до наступления сумерек зал библиотеки не нуждался в какой-либо дополнительной подсветке: 57 круглых потолочных отверстий — «ловушек света» — обеспечивали отличное бестеневое освещение. Свету, как главному природному ресурсу севера, Аалто всегда уделял повышенное внимание. В большинстве его проектов именно свет — рассеянный, мягкий, обволакивающий — формирует архитектурное пространство, выявляет пластику конструкций, служит основным средством эмоционального воздействия.

Библиотека Seinäjoki. Фрагмент фасада (1966)
Библиотека Seinäjoki. Фрагмент фасада (1966)

Вилла Mairea

В постройках Аалто архитектура функциональная плавно «перетекает» в органическую, а проверенные веками традиции народного зодчества гармонично сочетаются с новизной авангардистских приемов. Используя естественные материалы и оперируя лаконичными формами, финский зодчий наполнял свои объекты сложными хитросплетениями ассоциаций. В 1937–1939 годах для своих друзей — архитекторов Майры и Гарри Гулликсен  — Аалто проектирует загородную виллу Mairea в Нормаркку. Этот дом — идеальный пример внедрения современной архитектурной формы в естественную природную среду. Здание было спроектировано в точном соответствии с рельефом местности, его формы и отделка не нарушают прелести лесного пейзажа, нисколько не диссонируют с ним. Для внутреннего и внешнего оформления виллы Аалто использовал сочетания различных пород дерева — тика, березы, сосны, ели. Потолок большой гостиной зашил сосновыми рейками, несущую стальную колонну дополнил берестой. Деревянные элементы, имеющиеся в наружной отделке, в буквальном смысле «растворяют» кирпичный дом в природном ландшафте. Для 1930-х проект был невообразимо радикальным — эдакий сложносочиненный модернистский шедевр!.. Таким он воспринимается и сейчас, при подробном знакомстве с чертежами, но только не при непосредственном посещении. Редкие гости виллы, побывать на которой можно по предварительному соглашению, удивляются тому, какой обычной, традиционной кажется она и изнутри, и снаружи. Mairea имеет абсолютно «человеческий» масштаб, в ее интерьерах легко и комфортно. В чем-то она даже архетипична для финской архитектуры!.. Первостепенной для Аалто была простая и ясная гармония отношений высоты — ширины — глубины, а не эффектные планы. Свобода и гибкость пространственной композиции дома, открытого северному пейзажу, впустившего в себя небо, волнистые озерные берега и соседние перелески, вдохновляют на созерцание и медитацию. Здесь царит культ единения с природой и умиротворения. Впрочем, припоминая историю виллы, понимаешь, что этот финский «дзен» — скорее иллюзия. Mairea, хотя и расположена вдали от городов, в течение продолжительного времени была излюбленным местом встреч и общения творческой интеллигенции. Шумную компанию творцов-единомышленников легко можно представить в столовой, музыкальной гостиной, оранжерее, отделанных деревом, красной медью и кирпичом. Специально для интерьеров виллы Алваром и Айно были разработаны предметы мебели и светильники. Садовые кресла и столик представляют собой окрашенные в яркие цвета реечные конструкции, а висящая над столом в гостиной лампа напоминает перевернутую вверх килем лодку, — изделие выполнено из белого лакированного металла и снабжено роликовым механизмом, регулирующим высоту.

Вилла Mairea, Нормаркку. Юго-западный фасад. (1939)
Вилла Mairea, Нормаркку. Юго-западный фасад. (1939)
Вилла Mairea, Нормаркку. Гостиная (1939)
Вилла Mairea, Нормаркку. Гостиная (1939)

Штаны эскимоски

Помимо мебели Алвар Аалто занимался дизайном изделий из стекла и керамики. Известной финской компанией Iittala в течение многих лет выпускается стеклянная ваза Savoy, придуманная в 1936 году для Всемирной выставки в Париже. Предложенный конкурсный проект включал несколько стеклянных предметов — от низкого блюда до вазы метровой высоты — и носил более чем запоминающееся название: «Кожаные штаны эскимоски». Жюри оценило профессионализм и чувство юмора Аалто, присудив ему первую премию. Так прославленный архитектор превратился еще и в признанного мастера художественного стекла. Форма вазы напоминает лесное озеро — «стекло чистой воды». Это стопроцентно финский дизайн — роскошно-минималистичный, с игрой простых линий, света и полутонов. По замыслу Аалто вазы должны были отливаться в стальных формах, но из-за дороговизны их пришлось заменить на деревянные. В контакте с древесиной горячая стеклянная масса приобретает бионическую форму и особенную фактуру: волнообразные стенки вазы напоминают кусок тающего льда. Источником вдохновения для Аалто могли стать как текучие формы с полотен его друзей-сюрреалистов, так и естественные очертания местных озер. Сдержанная северная природа предлагала дизайнеру несметное количество идей!

Вазы и бокалы серии «Савой» (1936)
Вазы и бокалы серии «Савой» (1936)

Природа

Аалто разрабатывал обобщенные формы, которые можно было бы применить к различным условиям внешней среды. Эксперимент затрагивал как монументальные конструкции, так и авторские дизайн-объекты. Некоторые из полученных результатов нашли место в проекте финского павильона для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), о котором американский архитектор Франк Ллойд Райт кратко заметил: «Это работа гения». Пространство в стандартном прямоугольнике павильона ограничивалось произвольно очерченной кривой — наклонной деревянной решеткой высотой в три этажа, зашитой рейками.

Финский павильон на Всемирной выставке в Нью Йорке (1939)
Финский павильон на Всемирной выставке в Нью Йорке (1939)

В 1940-х годах Аалто живет в США и преподает в Массачусетском технологическом институте, для которого проектирует студенческое общежитие с изогнутыми и облицованными красным кирпичом стенами, а также создает мебель и осветительную арматуру. Этот и предыдущие проекты были реализованы при участии жены, но в 1949 году Айно не стало. В память о ней каждый из своих последующих проектов, реализованных в США, Германии, Дании, Швеции, Италии, Франции, архитектор будет подписывать двумя именами — «Айно и Алвар Аалто».

Архитектор считал, что «форма — это мистерия, которая не поддается описанию, но приносит людям удовольствие». Функционализм его объектов близок к органической архитектуре, но имеет мало общего с актуальной для сегодняшнего дня чистой имитацией природных образцов. Аалто не копирует формы, а лишь заимствует из живой природы гибкие принципы квазистандартизации. Он сформулировал это так: «Лучшим комитетом по стандартизации является сама природа. Но природа производит свою стандартизацию только на самых малых единицах измерения всего живого — на клетках. В результате работы природы появилось несметное количество живых, изменяемых форм, разнообразие которых не поддается описанию. Архитектура должна подражать неизмеримому богатству постоянно изменяющихся форм мира живой материи...»

Мастерская Алвара Аалто, Мунккиниеми (1955)
Мастерская Алвара Аалто, Мунккиниеми (1955)

В глазах коллег Алвар был чрезмерно независимым — занимался живописью, дружил с модными сюрреалистами и дадаистами. Он был в первую очередь художником: многие из его замыслов рождались не на поле чертежной доски, а в свободных эскизах. Они вырастали из живописных абстракций и путаных «почеркушек». Процесс возникновения новой архитектурной формы Аалто сравнивал с появлением на свет мальков лосося. Свою мысль заядлый рыболов пояснял так: «Рыбье потомство рождается далеко, за сотни миль, там, где реки превращаются в ручьи, где под лучами солнца появляются первые капли тающего ледника, образуя прозрачные пруды между высокими горами, на расстоянии от своей будничной жизни, равном расстоянию между интуитивно-эмоциональной жизнью человека и его повседневными заботами...» Читая столь поэтичные строки, можно принять Аалто за совершеннейшего романтика — мечтателя-созерцателя-эстета, что справедливо лишь отчасти.

Талант художника, архитектора и дизайнера соседствовал с умением точно рассчитывать свои силы, шаг за шагом идти к намеченной цели. «Вы можете и должны воспарять,  — говорил Аалто, — но при этом все-таки хотя бы одной ногой или большим пальцем надо стоять на земле...»

Журнал «Проектор» благодарит за помощь в подготовке публикации Alvar Aalto Museum, галерею дизайна/bulthaup и Карину Мазитову.

Зал конгрессов «Финляндия», Хельсинки. Общий вид (1971)
Зал конгрессов «Финляндия», Хельсинки. Общий вид (1971)

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.