По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Материал журнала «Проектор»
Текст: Анна Кожара
Иллюстрации: предоставлены компанией Vitra
Cупруги Чарльз и Рэй Имз — признанные классики американского дизайна. За без малого сорок лет совместной деятельности они создали несколько десятков объектов, многие из которых по праву считаются мировыми «иконами дизайна». Однако мебель — отнюдь не единственное наследие Имзов. Удивительным образом сочетая идеализм с рациональностью, они искренне стремились изменить мир, используя крайне широкий набор инструментов — дизайн, архитектуру, искусство, кинематограф, фотографию и просветительскую деятельность.
Чарльз Имз родился в 1907 году в Сент-Луисе. Отец Чарльза, фотограф-любитель, работавший в железнодорожной охране, умер, когда мальчику было 14 лет. С этого времени Чарльз был вынужден после занятий в школе подрабатывать в компании по производству конструкций из стали. Работа на промышленном предприятии пробудила в нем интерес к инженерии, промышленному дизайну и архитектуре. Впоследствии Имз не раз подчеркивал важность этого опыта для формирования его взглядов как дизайнера, говоря: «Я смотрю на все проблемы вокруг как на проблемы структуры». Следуя своему увлечению, окончив школу, Чарльз поступил в Университет Вашингтона в Сент-Луисе для изучения архитектуры. Правда, спустя два года его оттуда исключили, то ли за излишне модернистские взгляды, то ли из-за того, что ему с трудом удавалось совмещать учебу и работу в архитектурной фирме Trueblood and Graf. Во время обучения в университете Чарльз встретил свою первую жену — Кэтрин Уоэрманн. В 1930 году после возвращения из свадебного путешествия по Европе, где молодожены познакомились с работами Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса, Чарльз открыл свое собственное архитектурное бюро. В эти годы Имз активно участвует в проектах правительства, направленных на преодоление Великой депрессии путем привлечения безработных к строительству общественно значимых объектов.
В 1935 году после возвращения из многомесячного автомобильного путешествия по Мексике Чарльз получает заказ на проектирование и постройку дома друзей его жены — семьи Мейеров. В этом проекте Имз впервые работает вместе с американским архитектором финского происхождения Элиелом Саариненом. Это сотрудничество положило начало длительной и плодотворной дружбе. Именно по совету Сааринена в 1938 году Имз отправился со всей семьей в штат Мичиган, где поступает в Академию искусств Крэнбрук. Там Чарльз продолжает изучать архитектуру, но все больше тяготеет к промышленному дизайну. Через два года он уже возглавляет мастерскую экспериментального проектирования и увлеченно осваивает новые технологии производства мебели вместе с сыном Элиела Сааринена — Ээро. В 1940 году в процессе подготовки к выставке «Органический дизайн жилой среды», на которой Имз вместе с младшим Саариненом представляли первую коллекцию кресел из формованной фанеры, судьба свела Чарльза Имза с Рэй Кайзер.
Рэй, урожденная Бернис Александра Кайзер, была на пять лет моложе Чарльза. Она родилась в 1912 году в Сакраменто, в Калифорнии. Родители с детства поощряли тягу дочери к изящным искусствам. Переехав в Нью-Йорк в возрасте восемнадцати лет, она особенно увлеклась абстракционизмом. С 1933 по 1939 год Рэй учится экспрессионистской живописи у Ханса Хоффмана. В 1936 году она участвует в создании Группы американских художников-абстракционистов и представляет свои работы в рамках их первой выставки на Манхэттене. После смерти матери в 1940 году она отправляется в Академию Крэнбрук изучать прикладное искусство, и вскоре встречает Чарльза Имза. Уже в мае 1941 года Имз развелся с первой женой, и через месяц Рэй и Чарльз поженились. Должно быть, это была любовь с первого взгляда, к тому же подкрепленная общей страстью к дизайну. Чарльз и Рэй пришли к этой точке разными путями, их опыт и методы работы во многом отличались, но вектор устремлений был, безусловно, один. Объединившись, Чарльз и Рэй стали гораздо более сильной творческой единицей в полном соответствии с законами синергии и русской пословицей «Муж и жена — одна сатана». Свадебным путешествием для молодой четы Имз стал долгий путь через всю Америку к их новому дому в Калифорнии. В дороге они подобрали перекати-поле, которое повесили в доме на видном месте и сохранили на всю жизнь. Этот жест стал первым манифестом новоиспеченного супружеского и дизайнерского союза — призывом видеть и ценить красоту в самых обычных вещах.
В своей новой лос-анджелесской квартире молодые супруги сразу же выделили одну из спален под мастерскую, где проводили эксперименты по формовке фанеры с помощью специальной самодельной машины. Благодаря этим упражнениям в 1942 году Имзы получили от Военно-морского флота США заказ на изготовление различных изделий под военные нужды. Заказ позволил Имзам снять первый офис и привлечь к работе группу дизайнеров, в которую входили их друзья и единомышленники Гарри Бертойя и Грегори Эйн. После войны главной задачей дизайнеров было создание недорогой, но качественной мебели для массового потребления. Имзы же добавили к этому толику высшей цели — сделать дизайн не просто функциональным, а еще и приближенным к высокому искусству. «Не существует грани, где кончается искусство и начинается жизнь», — утверждал Чарльз Имз. Для начала Имзы решили создать стул с сиденьем и спинкой, выгнутыми из одного куска формованной фанеры. Однако после ряда экспериментов по проверке прочности от этой идеи пришлось отказаться. Спинку и сиденье разделили, а к конструкции добавили внешний соединительный элемент. В результате получился Plywood chair, который в 1945 году был запущен в массовое производство фирмой Herman Miller.
После работы с фанерой Имзы продолжили увлеченно экспериментировать с другими инновационными материалами — стекловолокном, пластиком, алюминием. Теперь дизайнеры смогли наконец объединить спинку и сиденье стула в один элемент, не опасаясь, что он не выдержит нагрузки. Благодаря этому сиденья приобрели плавные, органические очертания, которые особенно выгодно оттенялись тонкими стальными ножками. Впоследствии это сочетание органического и конструктивного стало фирменным знаком для стульев дизайна Имзов, а впервые дизайнеры продемонстрировали его при создании La Chaise. Этот стул, изготовленный для выставки в Нью-Йоркском музее современного искусства и на создание которого его авторов вдохновила скульптура Гастона Лашеза «Парящая фигура» (форма его сиденья повторяет изгибы парящей дамы), считается каноническим предметом органического дизайна, стирающего границы между строго функциональным и художественным.
Чарльз и Рэй признавали процесс создания дизайна успешным только тогда, когда конечный результат одновременно отвечал реальным потребностям общества, клиента и самого дизайнера. Идеальным примером решения такой задачи с тремя неизвестными стал дом, спроектированный супругами в 1949 году в рамках проекта Case study house program, финансируемого журналом Arts & Architecture. Дизайнерам предлагалось построить недорогое современное жилище, способное удовлетворить нужды рядовой американской семьи в послевоенное время. Созданный Имзами под порядковым номером восемь дом собирался как конструктор из готовых модулей из стекла и стали, окрашенных в разные цвета. У трех человек это заняло всего шестнадцать часов, и еще три дня ушло на покрытие крыши одним рабочим. Готовое сооружение, по словам искусствоведа Пэта Кэкхема, представляло собой «композицию в духе Мондриана на лужайке в Лос-Анджелесе». Возможно, такая характеристика в отношении дома и звучала бы пугающе, но только не в случае, когда речь шла о доме, построенном Имзами. Светлое и просторное внутреннее пространство Case study house #8 соответствовало всем запросам по-настоящему прогрессивной американской семьи. Имзы сами въехали в этот дом сразу после постройки и, прикрепив к потолку свое счастливое перекати-поле, жили и работали в нем на протяжении всей жизни.
В пятидесятые и шестидесятые годы чета Имз продолжает создавать мебель, которая сформировала стиль Америки последующих десятилетий. Это и разноцветные пластиковые стулья с металлическими ножками, напоминающими основание Эйфелевой башни, и набор мебели для домашнего офиса, выполненный в той же коллажной стилистике, что и дом Имзов, и игривые вешалки Hang-it-all с цветными разноразмерными шариками. В 1956 году свет увидел Lounge chair — пожалуй, самый известный предмет мебели работы Имзов. Элегантно сочетающее отделку из кожи с дорогой древесиной, это кресло с оттоманкой создавалось дизайнерами как современная интерпретация английского клубного кресла. С 1957 года сотрудничество Имзов с Herman Miller распространилось также и на их европейских партнеров — концерн Vitra.
Наряду с дизайнерскими проектами Имзы развивают бурную активность в области информационных технологий и просветительской деятельности. Будучи увлеченными путешественниками, Чарльз и Рэй снимали документальные фильмы о культуре тех стран, в которых они бывали, коллекционировали маски и игрушки, создали огромную библиотеку фотоизображений, которые использовали для создания слайд-шоу во время лекций и публичных выступлений. Имзы сами взяли на себя роль культурных послов: открывая сходство или же, наоборот, причудливое своеобразие элементов разных культур, они стремились сделать более понятными друг для друга целые нации. Так, например, Имзы со своим фильмом о США принимали участие в Американской национальной выставке в Москве в 1959 году. Другая сторона интересов Чарльза и Рэй в эти годы — наука. С 1961 года Имзы снимают по заказу IBM научно-популярные фильмы, транслируя сложные технические идеи через простые и понятные образы.
Работа всегда была центром жизни семейства Имз, если в данном случае их — жизнь и работу — вообще имеет смысл разделять. «Я чувствую себя виноватым за то, что кто-то может так здорово проводить время, просто делая то, что он должен делать» — говорил Чарльз Имз, имея в виду себя и свою жену. Когда Чарльз умер в 1978 году, Рэй посвятила себя завершению их совместных дел. Последним детищем Имзов стал элегантный кожаный диван на металлических ножках Eames sofa, который был запущен в производство в 1984 году.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.