Ален ле Кернек

Материал журнала «Проектор»
Интервью: Митя Харшак
Перевод: Екатерина Брюхина
Иллюстрации: плакаты Алена ле Кернека

«Когда я начинал свою профессиональную деятельность, мир рекламного плаката уже не принадлежал дизайнерам и художникам. Единственной сферой, в которой оставалась творческая свобода, была работа в политическом и социальном плакате. Революция 1968 года создала во Франции тренд политической плакатной коммуникации, который был актуален на протяжении порядка двадцати лет. Я жил в это время и развивал свою утопию, веря в то, что мои работы способны что-то изменить. Конечно, они ничего не изменили, но мы все равно здорово повеселились».

Афиша танцевального фестиваля. Théâtre de Cornouaille. 2003
Афиша танцевального фестиваля. Théâtre de Cornouaille. 2003

— Где вы учились? Кто сильнее всего повлиял на вас в профессиональном плане?

Ален ле Кернек: Я учился в Париже в специальной школе на преподавателя рисования. В то время меня уже интересовал дизайн уличных постеров, и я стал изучать этот вопрос самостоятельно. Проучившись шесть лет, я на год съездил в Варшаву — в студию Хенрика Томашевского в Академии художеств.

Как вы считаете, школа хорошо подготовила вас к профессии?

Ален ле Кернек: Нет. В основном я был графическим дизайнером-самоучкой, плюс год в Польше у Томашевского научил меня думать, а не действовать.

Вы сейчас преподаете? Какие советы можете дать студентам и молодым дизайнерам, только-только приступившим к работе?

Ален ле Кернек: Сейчас я преподаю только на мастер-классах — во Франции и в остальном мире.
1. Верьте в то, чем вы занимаетесь.
2. Будьте лучше себя вчерашнего, а не кого-то другого.
3. Выбирайте работу по душе.
4. Деньги — не цель, а следствие вашей работы, даже если вы работаете в рекламе.

Плакат против смертной казни «Смерть убивает». 2010
Плакат против смертной казни «Смерть убивает». 2010

Какими проектами началась ваша карьера? Каковы были первые шаги после выпуска?

Ален ле Кернек: Я начал делать постеры для политических групп и культурных организаций.

Что важнее для молодого дизайнера — искать собственный неповторимый стиль, свое лицо, будучи универсальным специалистом, или следовать актуальным трендам в дизайне?

Ален ле Кернек: Конечно, важнее искать собственный уникальный стиль, но на самом деле следование актуальным трендам почти неминуемо, особенно если ты молодой.

Есть ли у вас какой-нибудь конкретный способ держать голову свежей и полной идей? Как не терять любопытства?

Ален ле Кернек: Способ есть, но не факт, что он подойдет всем остальным. Метод — не гарантия результата. Метод логичен, а самые яркие идеи никогда не бывают плодом логики, это вспышки, берущиеся из ниоткуда.

С чего вы начинаете проект? С мозгового штурма? Или требуется уединение? Что может послужить источником вдохновения?

Ален ле Кернек: Иногда концепция, которую я представляю заказчикам, приходит мне в голову внезапно, пока мы разговариваем по телефону. Обычно же на придумку хорошего проекта уходит несколько дней или даже недель — то есть дорога долгая.

Театральная афиша «Гамлет». Le Parvis. 2009
Театральная афиша «Гамлет». Le Parvis. 2009

Есть ли у вас долгоиграющие проекты, в которых вы заняты несколько лет?

Ален ле Кернек: Да, отношения с клиентом могут длиться годами, а какой-то проект повторяться ежегодно. Это может быть опасно, особенно если проект имеет успех: ты начинаешь повторяться. Лучше бояться провалиться, чем спокойно заниматься повторами.

Важны ли для вас профессиональные награды? Являются ли они мерилом таланта дизайнера? Должен ли молодой дизайнер принимать участие в конкурсах и выставках и желать награды?

Ален ле Кернек: И да, и нет. Я люблю их получать и не люблю их показывать. Будучи молодым дизайнером, я мечтал о победе моих постеров на международных конкурсах, поэтому всячески в них участвовал.

Впервые победив, я понял, что эйфория длится только пару секунд. Я с радостью открыл, что не хочу сообщать никому — в Интернете или просто так — что меня наградили. Я не очень уважаю дизайнеров, которые хвастаются наградами. И я никогда не упоминаю список наград в своей биографии.

Афиша к Дню памяти Хиросимы. «Один гигантский скачок для всего человечества». 2015
Афиша к Дню памяти Хиросимы. «Один гигантский скачок для всего человечества». 2015

Устраиваете ли вы себе время от времени долгий (несколько месяцев и дольше) отпуск, чтобы отдохнуть от работы и проектов? Нужны ли вам подобные перерывы?

Ален ле Кернек: Еще со времен преподавания я живу в таком ритме: два месяца отпуска я провожу на затерянном острове, занимаясь всем чем угодно, только не графическим дизайном.

Вы когда-нибудь чувствуете, что работа превращается в рутину? Если да, то как боретесь с этим?

Ален ле Кернек: Конечно да, и это ужасное чувство. Я боюсь его и, возможно, поэтому так часто меняю собственную жизнь.

Как вы считаете, дизайн — рассудочное или эмоциональное явление? Ремесло? Искусство? И то, и другое? Что дизайн означает лично для вас?

Ален ле Кернек: У каждого своя точка зрения на этот счет. Много лет назад я написал о своей профессии, пытаясь дать ей определение: «Плакатист?» — слишком старомодно. «Графический дизайнер?» — слишком технически. «Художник?» — слишком претенциозно. «Рекламщик?» — ну не обижайте меня! И я по-прежнему согласен со всеми этими определениями, главное — что ты при этом делаешь.

Театральная афиша «Госпожа де Сад». Le Parvis. 2009
Театральная афиша «Госпожа де Сад». Le Parvis. 2009

Вы принимаете участие в обсуждении и презентации ваших проектов? Считаете ли вы, что проект должен представлять его автор?

Ален ле Кернек: Конечно да. Это мой сознательный выбор.

Сколько проектов вы можете вести одновременно? Вы предпочитаете концентрироваться на одном проекте или заниматься несколькими одновременно?

Ален ле Кернек: Я скорее люблю одновременную работу над несколькими разными проектами, потому что я быстро устаю делать одно и то же. Таким образом мне легче заниматься сразу дизайном постера и книги, поскольку их природа весьма разная, и у тебя работают разные доли головного мозга.

Каковы ваши личные критерии успеха в профессии?

Ален ле Кернек: Гордиться проделанной работой (это бывает нечасто). В основном я разочаровываюсь, потому что предполагал большее. Конечно, хочется угодить заказчику, но еще больше — себе. Что гораздо сложнее.

Плакат «Расизм — это ненависть». 2016
Плакат «Расизм — это ненависть». 2016

Видите ли вы какие-либо особые тенденции в современном графическом дизайне? Существует ли собственный стиль у нового века, если конкретнее — стиль 2010-х?

Ален ле Кернек: Когда тебе за шестьдесят, ты уже принадлежишь прошлому. Что бы ты ни делал, все равно остаешься наедине с собой и пытаешься не разочароваться в себе. Хорошая терапия — находить и выводить в люди новые таланты, я занимался этим, путешествуя за границей. Я привез во Францию Игоря Гуровича из Москвы, Алехандро Магалланеса из Мексики, еще одного дизайнера из Ирана. Важно смотреть на новые тренды и новые таланты, даже если они не вызывают твоего одобрения.

Регулирует ли ваши отношения с клиентами жесткий контракт или же они достаточно неформальны? Вовлекаете ли вы заказчика в творческий процесс?

Ален ле Кернек: Графический дизайнер не существует без заказчика. Умные клиенты делают умными и мои работы. Мне нравится, когда заказчик вовлечен в творческий процесс. Наши отношения — как истории любви, они бывают красивыми и не очень. Такова жизнь. Некоторые женятся и подписывают брачный контракт, некоторые просто занимаются любовью. Все зависит от вашей природы. Угадайте мою!

Афиша к персональной выставке Алена ле Кернека Fête du graphisme. 2005
Афиша к персональной выставке Алена ле Кернека Fête du graphisme. 2005

Можете ли вы вспомнить конфликтную ситуацию, когда вам пришлось покинуть проект до его окончания (если такие ситуации вообще бывали)? Что послужило причиной разрыва отношений с заказчиком?

Ален ле Кернек: Я называю такое разводом. Болезненный и разрушительный процесс. Я злюсь на себя, что не разгадал глупость заказчика раньше. Причина развода — я никогда не иду на поводу у клиента, если он предлагает что-то, что я не поддерживаю.

Однажды я решил, что никогда не буду гнаться за деньгами. Но, конечно, эту роскошь могут позволить себе далеко не все дизайнеры.

Насколько избирательно вы относитесь к заказам? Считаете ли вы, что тема коммерчески выгодного заказа не так уж и важна? Вы когда-нибудь работали над подобными предложениями — не интересными лично вам, но за хорошие деньги? Или любой проект можно сделать интересным и творческим?

Ален ле Кернек: Моя философия такова: нет плохих вопросов, есть плохие ответы.

Афиша к персональной выставке Алена ле Кернека «Passion(s)». Париж. 2001
Афиша к персональной выставке Алена ле Кернека «Passion(s)». Париж. 2001

Часто ли вы отказываете клиенту с солидным бюджетом и хорошим заказом? И наоборот, можете ли вы заняться проектом бесплатно, если он интересен и бросает вам вызов?

Ален ле Кернек: Когда проект интересен, деньги не проблема.

И напоследок. В какой области дизайна вы лучше всех? Что вы делаете лучше остальных?

Ален ле Кернек: Я стараюсь быть хорошим графическим дизайнером, потому что считаю: хороший дизайн — это как правило хорошего тона. Газета, сверстанная так, что ее удобно читать, хотя никто и не знает, что это тоже дизайн. Но обычно я не выпячиваю эту работу, как и многие мои коллеги.

Мне нравится презентовать свои постеры, потому что я влюблен в их лаконичный язык. Я думаю, это такая музыка прошлого века в моем исполнении. Моя утопия.


Для самостоятельного изучения журнал «Проектор» рекомендует сайт Алена ле Кернека: www.alainlequernec.fr

«Станция, на которой я тебе сказал: „Я тебя люблю“». Афиша к дизайн-фестивалю Fête du graphisme. 2010
«Станция, на которой я тебе сказал: „Я тебя люблю“». Афиша к дизайн-фестивалю Fête du graphisme. 2010
Плакат к международной плакатной акции «Люди как люди, только с синдромом Дауна». Благотворительный фонд Downsideup. 2007
Плакат к международной плакатной акции «Люди как люди, только с синдромом Дауна». Благотворительный фонд Downsideup. 2007
«Монстры». Афиша к культурному и мультимедиафестивалю. Fête du graphisme. 2014
«Монстры». Афиша к культурному и мультимедиафестивалю. Fête du graphisme. 2014
Афиша театрального фестиваля «Зимняя коллекция». Париж. 2009
Афиша театрального фестиваля «Зимняя коллекция». Париж. 2009

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.