Дизайнер Вернер Пантон

Материал журнала «Проектор»
Текст: Анна Кожара
Иллюстрации: из архива компании Vitra

Вернер Пантон — один из наиболее ярких (и в прямом и в переносном смысле) мастеров дизайна ХХ века, автор первого в истории цельного пластикового стула. Его футуристический стиль объединил в себе экспрессию насыщенных цветов и пластичность формы, а страсть к использованию новейших материалов и технологий производства мебели открыла безграничные возможности для эксперимента.

Вернер Пантон демонстрирует возможности интерьерного мебельного объекта «Жилая башня» (Living Tower). Дизайнер Вернер Пантон, 1969
Вернер Пантон демонстрирует возможности интерьерного мебельного объекта «Жилая башня» (Living Tower). Дизайнер Вернер Пантон, 1969

Вернер Пантон родился в 1926 году в Дании, в сельской местности острова Фюн. В 18 лет Пантон переезжает в самый крупный на острове город — Оденсе — для прохождения военной службы и одновременно начинает учиться в  Техническом колледже по специальности «инженер-строитель». В 1944 году Пантон присоединяется к студенческому движению сопротивления против фашистской оккупации и вынужден уйти в подполье после того, как у него в квартире находят оружие. После окончания войны он переселяется в Копенгаген, где в течение четырех лет изучает архитектуру в Королевской академии искусств.

Во время учебы Пантон женится на Тове Кемп, приемной дочери своего преподавателя Пола Хеннингсена, датского архитектора и дизайнера, ярого поборника функционализма. Брак с Тове продлился недолго, а вот добрые отношения с учителем и наставником Пантон поддерживал на протяжении многих лет. Ему импонировал четкий, бескомпромиссный индустриальный стиль Хеннингсена, который тот воплощал в дизайне светильников. Вторым важным учителем для Пантона стал дизайнер Арне Якобсен, в мастерской которого он работал в 1950–1952 годах, занимаясь дизайном мебели. Помимо прочего, Пантон поучаствовал в создании одного из наиболее известных объектов работы Якобсена — стула Ant. Это был первый в истории стул, спинка и сиденье которого были выполнены из единого пласта формованной многослойной фанеры. Очевидно, что работа у Якобсена привила Пантону любовь к новым материалам и цельным формам. И хоть, по слухам, он не отличался прилежанием и не разделял некоторых взглядов своего наставника, сам Пантон с благодарностью вспоминал опыт, который перенял от Якобсена, особенно ценя «способность сомневаться и никогда не сдаваться».

В течение последующих трех лет Пантон предпринимает ряд путешествий по Европе в фургоне Volkswagen, переоборудованном под чертежную мастерскую. Такой способ передвижения давал дизайнеру возможность сразу же фиксировать посетившие его в пути идеи в набросках и чертежах, а заодно налаживать контакты с европейскими дизайнерами и производителями. После каждой поездки Пантон возвращался в Данию с кипой новых эскизов, полный энтузиазма относительно их воплощения.

Стулья

Самым первым масштабным проектом для Пантона стал дизайн интерьера отеля Komigen, принадлежавшего его отцу. Пантон использовал в его оформлении пять оттенков красного цвета для создания теплой атмосферы. Именно для этого интерьера дизайнер создал первый вариант стула Cone, который был также выполнен в красном цвете. Этот стул, представляющий по форме перевернутый конус, закрепленный на крестообразной металлической подставке, произвел настоящий фурор. Впоследствии Пантон разработал еще несколько вариантов этого стула, то заменяя конус на пирамиду, то выполняя его из проволоки, но наибольшую популярность получила модель Сone-Heart — стул с фигурной спинкой, которая в сочетании с конической основой образует форму сердца.

Кресла «Конус» (Cone Chair) и «Сердце-конус» (Heart Cone Chair). Дизайнер Вернер Пантон, 1959. «Геометрический ковер» (Geometri Carpet). Дизайнер Вернер Пантон, 1960. Фотограф Николь Бахманн
Кресла «Конус» (Cone Chair) и «Сердце-конус» (Heart Cone Chair). Дизайнер Вернер Пантон, 1959. «Геометрический ковер» (Geometri Carpet). Дизайнер Вернер Пантон, 1960. Фотограф Николь Бахманн

В середине 1950-х Пантон начинает прорабатывать идею монолитного стула, который бы целиком состоял из единого элемента. Первым объектом такого рода стал стул S-chair. По подобию якобсеновского Ant Chair он был изготовлен из массива многослойной фанеры, однако теперь уже целиком — от спинки до подставки. В 1960 году, после пяти лет разработок, Пантон выпускает первый в мире образец надувной мебели — стул кубической формы, сделанный из прозрачного пластика. Однако ему так и не суждено было украсить собой интерьеры. Из-за несовершенства материала стул не удерживал воздух, а технологии того времени не могли устранить эту проблему.

Самым знаменитым стулом работы Пантона, без сомнения, является Panton Сhair. Развивая идею бесшовного стула из пластика, к 1960 году Пантон по предварительным чертежам создает первую модель из полистирола. Она еще не была пригодна для сидения, но с ее помощью Пантон рассчитывал найти производителей, что было отнюдь не простой задачей ввиду технической сложности проекта. Panton Chair в его современном виде обязан своим появлением на свет знакомству Пантона с Вилли Фельбаумом, управляющим директором мебельной фабрики Vitra. После того как Фельбаум выразил готовность запустить стул в производство, Пантон переехал ближе к фабрике — в Швейцарию, где в 1965 году начинается тесное взаимодействие дизайнера и Vitra по подготовке стула к выпуску. В 1967 году Panton Сhair наконец был представлен публике. Стул выпускался в нескольких цветовых вариантах, а материал для его изготовления впоследствии несколько раз менялся на более современный. В 2005 году компания Vitra начала производство Panton Junior — уменьшенной версии классического стула для детей.

Стул Panton Chair. Дизайнер Вернер Пантон, 1959. www.vitra.com. Vitra Design Museum Archive
Стул Panton Chair. Дизайнер Вернер Пантон, 1959. www.vitra.com. Vitra Design Museum Archive

Всеобъемлющий дизайн

В 1962 году во время отпуска на Тенерифе Пантон встречает шведку Марианну Персон-Ортенгейм. Два года спустя Пантон женился на ней, а еще через два года родилась дочь — Карин. Марианна становится музой Пантона, его менеджером и надежным партнером на всю жизнь. Не будучи дизайнером, она поддерживала Пантона во всех его начинаниях, что, без сомнения, способствовало плодотворной творческой экспансии дизайнера.

С середины шестидесятых Пантон увлечен оформлением интерьеров. Каждый раз задаваясь целью создания единой и необычной атмосферы, дизайнер делает ставку на использование цвета и освещения. В 1964 году рождается идея серии светильников Fun. Люстры этой серии состоят из множества полупрозрачных дисков, вырезанных из морских раковин и скрепленных между собой небольшими металлическими кольцами. Объединяя образованные таким образом перламутровые цепи, дизайнер мог варьировать форму и объем каждого светильника в зависимости от его назначения. В самом масштабном исполнении «чешуйки» люстры, издающие легкий шелест при малейшем движении ветра, заполняют собой весь потолок, превращая помещения в подобие сказочной пещеры со светящимися сталактитами.

Наиболее полное развитие идея интерьера как всеобъемлющего ландшафта получила в ходе сотрудничества Пантона с химико-фармацевтической корпорацией «Байер». Пантон дважды был приглашен для оформления яхты-шоу-рум, с помощью которой компания представляла свои новейшие разработки в области применения синтетических материалов в мебельной индустрии на ежегодной выставке мебели в Кельне. В результате этого партнерства дизайнер реализовал многие свои идеи, которые считались утопическими. Апогеем стал проект Визиона-2 1970 года, в ходе которого Пантон создал внутри яхты пространство для релаксации, представлявшее собой фантастический ландшафт со множеством разноцветных альковов.

Кресло «Амеба» (Amoebe). Дизайнер Вернер Пантон, 1970. Фотограф Нахо Алегре
Кресло «Амеба» (Amoebe). Дизайнер Вернер Пантон, 1970. Фотограф Нахо Алегре

В рамках концепции всеобъемлющего домашнего ландшафта Пантон создает для своих интерьеров все более причудливые объекты. Ярким примером этому может служить «Жилая башня» — многоярусное мягкое сиденье. Сочетание органических и геометрических форм и моделируемость — характерные черты дизайна Пантона образца семидесятых. Именно такой мебелью он грозился заменить типично унылый интерьер европейских гостиных: «Я не могу вынести, когда, входя в комнату, вижу диван, кофейный столик и два кресла и сразу понимаю, что мы проторчим здесь целый вечер! Я делаю мебель, которая может возвышаться и понижаться в пространстве, тем самым давая другой угол зрения на окружение, новый взгляд на жизнь». Наглядным подтверждением этих слов стал собственный дом Пантона в Биннингене, который дизайнер использовал в качестве выставочной площадки для своих проектов.

Интерьерный мебельный объект «Жилая башня» (Living Tower). Дизайнер Вернер Пантон, 1969
Интерьерный мебельный объект «Жилая башня» (Living Tower). Дизайнер Вернер Пантон, 1969

В восьмидесятых годах Пантон занимается преподавательской деятельностью, принимает участие в реконструкции здания цирка в Копенгагене в качестве консультанта по освещению и цветовому оформлению, получает профессиональные награды. Однако мода на яркий, оптимистичный дизайн шестидесятых на время уходит в прошлое. Когда же в девяностых интерес к модернизму середины века начал вновь пробуждаться, объекты дизайна Пантона вернулись на мировую дизайнерскую сцену уже в статусе классики. Пантон умер в 1998 году за несколько дней до открытия выставки «Вернер Пантон: Свет и цвет» в музее «Трапхольт» в Кольдинге. Эта выставка, которая представляла собой подборку лучших работ Пантона, размещенную в восьми комнатах разного цвета, стала последним проектом мастера.

Эксцентричный стиль Пантона в свое время воспринимался как провокационный и несерьезный. Но эта внешняя непосредственность объясняется тем, что он, как истинный новатор, постоянно находился в состоянии эксперимента и игры, пробуя новые материалы, формы, цвета и стремясь вовлечь в эту игру окружающих. «Главная цель моей работы — побудить людей включить воображение», — не уставал повторять Пантон.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.