По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Материал журнала «Проектор»
Большинству дизайнеров Рудер известен в первую очередь как автор книги «Типографика», которая вышла в 1967 году в издательстве Niggli. Эта книга, в оригинале на немецком, французском и английском языках, способствовала популяризации швейцарской типографики по всему миру. Она завоевала место обязательной к прочтению для всех дизайнеров, в той или иной степени связанных с работой со шрифтом. К сожалению, для многих эта книга остается единственным артефактом Рудера, и о масштабе его творческого наследия мало кто догадывается.
В 1960 году Эмиль Рудер становится вместе с Аароном Бернсом одним из основателей Международного центра типографического искусства (ICTA — International Center for the Typographic Arts) в Нью-Йорке. Дизайнерский центр, в который входят видные и передовые дизайнеры, на протяжении двадцати лет занимается организацией симпозиумов, докладов и продвижением новейших идей типографического искусства.
Для многих Рудер ставится на одну ступень с такими представителями интернационального типографического стиля, как Йозеф Мюллер-Брокманн, Карл Герстнер, Рихард Пауль Лозе, Карло Виварели и Макс Билл. При этом сам Эмиль Рудер был противником следования каким-либо течениям и стилям и считал, что дизайн не должен быть скованным догматами. Он считал и открыто объяснял, что таким образом дизайнер лишь ограничивает себя в средствах выражения и сужает собственный горизонт. В этом кроется одно из основных отличий во взглядах на современную типографику школ в Базеле и Цюрихе, которое предопределило творческий конфликт этих двух систем преподавания.
Рудер родился в Цюрихе в 1914 году. С 1929 по 1933-й он учится на наборщика и проявляет большой интерес к типографскому делу. Впоследствии он совершенствует свои познания во Франции и в период с 1941 до 1942 года обучается в Школе прикладных искусств в Цюрихе под руководством таких мастеров типографики, как Вальтер Кэх и Альфред Виллиманн, которые сейчас необоснованно забыты, но при этом оказали значимое влияние на всех дизайнеров-графиков первой волны швейцарского стиля.
По окончании обучения в Цюрихе 28-летний Рудер в 1942 году отправляется в Базель и начинает преподавать типографику в Высшей школе прикладных искусств. Не только преподавание в рамках обучения, но и курсы повышения квалификации становятся своего рода трамплином для многих начинающих дизайнеров, которые связывают свое будущее с типографикой. Среди его коллег такие признанные мастера, как Армин Хофманн и Роберт Бюхлер. Здесь Рудер раскрывается как неординарная личность, прогрессивный преподаватель и наставник молодых дизайнеров, ищущих новые пути в дизайне. В 1965 году он становится директором Высшей школы прикладных искусств в Базеле.
Рудер пишет масштабные статьи о типографике и искусстве, рецензирует книги для таких журналов, как Typographische Monatsblӓtter, Druckspiegel, Werk, Neue Grafik, Novum и Grafisk Revy, в которых объясняет свое видение профессии и ремесла. К примеру, первые наброски к будущей книге «Типографика» можно увидеть в его цикле статей под названием «Существенное» в журнале Тypographische Мonatsblӓtter уже в 1950-х годах. Эти статьи впоследствии выйдут и в других специализированных журналах Германии, Швеции, Японии и даже будут изданны отдельной книгой в 2013 году в Японии на английском и японском языках. Стоит подчеркнуть, что хотя Эмиль Рудер ни разу не был в Японии, но он был проникнут философией этой страны, и неслучайно продажи книг Рудера в Японии наиболее высоки. Далеко не последнюю роль в пропаганде творчества Рудера в Японии играет Хельмут Шмид — один из учеников мастера, живущий и работающий в Японии. Он по праву считается продолжателем его идей.
В своих текстах Рудер требует раздвинуть горизонты возможного в типографике, ищет новые пути, основываясь на всем культурном наследии ремесла, и не желает ограничиваться ставшим модным швейцарским течением. Современное («modern») и модное («modisch») для мастера типографики из Базеля термины абслютно разного порядка. По определению Рудера, стиль или мода появляются случайно, непредвиденно и не должны быть самоцелью. Следовать модным течениям не является творческим поиском, но именно творческие поиски могут впоследствии оказать огромное влияние на стили. Он считает, что типографика — неотъемлемая часть культуры, и ставит ее на одну ступень с архитектурой, живописью и музыкой. В его понимании типографика, как и культура, находится всегда в стадии перманентной эволюции, и он считает, что развитие дизайна должно произрастать из собственной истории и в контексте современных культурных тендеций и техники.
Базельский период Рудера ознаменован и тем, что в это время он работает не только как теоретик, но и как практик — у него появляется возможность оформлять книги; он создает плакаты и каталоги к выставкам и культурным событиям. Уцелевшие работы дизайнера сейчас считаются ценными раритетами и оседают в музеях и частных коллекциях по всему миру. Все его работы отличает свойственная швейцарскому стилю особая лаконичность, но при этом богатое разнообразие в приемах и технике исполнения. Если представится возможность увидеть работы Рудера вживую, то обязательно стоит обратить внимание на детали, которые, возможно, не всегда и не всем сразу заметны. К примеру, большая часть плакатов мастера сделаны полностью вручную. Он не только создает шрифтовые композиции, пользуясь наборной кассой, но и сам собственноручно вырезает их из линолеума. Плакаты «Беспредметная фотография» (Ungegenständliche Photographie) и «Газета» (die Zeitung) можно считать своего рода иконами, в которых техника линогравюры выполнена на грани возможного: каждый миллиметр клише огромного размера для абстрактных и предметных изображений вырезан им полностью вручную.
Важным элементом в работе Рудера является распределение черного и белого, формы и контрформы, заполненной типографской краской и чистой частей поверхности. Для Рудера форма и контрформа имеют одинаково важное значение, и контрформа для него яляется таким же активным элементом оформления, как и то, что изображено. В его понимании чистое пространство активизируется, как только на нем появляются первые видимые элементы. Композиция и соотношение этих элементов в его работах носят практически медитативный характер.
В 1950-е годы Эмиль Рудер помогает Адриану Фрутигеру в создании его революционного шрифта Univers и активно участвует в его продвижении. Знаковой для Универса считается серия обложек для журнала Typographische Monatsblӓtter, которую Рудер создал в 1961 году. Благодаря своей простоте и музыкальности, ставшие одними из самых известных и узнаваемых обложек журнала за всю его историю, они идеально показывают сочетаемость и гармоничность разных размеров, начертаний и наклонов шрифта. Начиная с этого периода большинство работ Рудера выполнено именно этим шрифтом.
В 1960-х годах у Рудера обнаруживается рак печени, и в 1971 году после нескольких лет болезни, операций и перерывов в работе его не стало. По воспоминаниям его учеников в планах было создание второй книги «Типографика», которое, к сожалению, не было осуществлено.
Эмиль Рудер сыграл важную роль в образовании и популяризации швейцарского типографского стиля далеко за пределами страны. Его последователями, учениками и продолжателями его идей можно считать таких больших дизайнеров, как Вольфганг Вайнгарт, Хельмут Шмид, Карл Герстнер, Ханс-Рудольф Луц, Вим Кроуэл и Ив Циммерманн.
В 2014 году мир отпраздновал столетний юбилей Рудера, которому в Базеле был посвящен симпозиум дизайнеров-графиков. К юбилею были приурочены выставки в Базеле и Токио. В 2014 году прекратил свое существование журнал Typographische Monatsblӓtter, и последний его номер был посвящен Эмилю Рудеру — одному из важнейших авторов этого издания за всю его историю.
Примечания
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.