Эмиль Рудер

Материал журнала «Проектор»

Большинству дизайнеров Рудер известен в первую очередь как автор книги «Типографика», которая вышла в 1967 году в издательстве Niggli. Эта книга, в оригинале на немецком, французском и английском языках, способствовала популяризации швейцарской типографики по всему миру. Она завоевала место обязательной к прочтению для всех дизайнеров, в той или иной степени связанных с работой со шрифтом. К сожалению, для многих эта книга остается единственным артефактом Рудера, и о масштабе его творческого наследия мало кто догадывается.

Каталог выставки Schweizerische Kunstausstellung Basel. Обложка. 1956 год
Каталог выставки Schweizerische Kunstausstellung Basel. Обложка. 1956 год

В 1960 году Эмиль Рудер становится вместе с Аароном Бернсом одним из основателей Международного центра типографического искусства (ICTA — International Center for the Typographic Arts) в Нью-Йорке. Дизайнерский центр, в который входят видные и передовые дизайнеры, на протяжении двадцати лет занимается организацией симпозиумов, докладов и продвижением новейших идей типографического искусства.

Для многих Рудер ставится на одну ступень с такими представителями интернационального типографического стиля, как Йозеф Мюллер-Брокманн, Карл Герстнер, Рихард Пауль Лозе, Карло Виварели и Макс Билл. При этом сам Эмиль Рудер был противником следования каким-либо течениям и стилям и считал, что дизайн не должен быть скованным догматами. Он считал и открыто объяснял, что таким образом дизайнер лишь ограничивает себя в средствах выражения и сужает собственный горизонт. В этом кроется одно из основных отличий во взглядах на современную типографику школ в Базеле и Цюрихе, которое предопределило творческий конфликт этих двух систем преподавания.

Публикации Музея прикладных искусств Базеля. Schriften des Gewerbemuseums Basel. Emil Ruder / graphic design. Обложки. 1971, 1967 годы
Публикации Музея прикладных искусств Базеля. Schriften des Gewerbemuseums Basel. Emil Ruder / graphic design. Обложки. 1971, 1967 годы

Рудер родился в Цюрихе в 1914 году. С 1929 по 1933-й он учится на наборщика и проявляет большой интерес к типографскому делу. Впоследствии он совершенствует свои познания во Франции и в период с 1941 до 1942 года обучается в Школе прикладных искусств в Цюрихе под руководством таких мастеров типографики, как Вальтер Кэх и Альфред Виллиманн, которые сейчас необоснованно забыты, но при этом оказали значимое влияние на всех дизайнеров-графиков первой волны швейцарского стиля.

По окончании обучения в Цюрихе 28-летний Рудер в 1942 году отправляется в Базель и начинает преподавать типографику в Высшей школе прикладных искусств. Не только преподавание в рамках обучения, но и курсы повышения квалификации становятся своего рода трамплином для многих начинающих дизайнеров, которые связывают свое будущее с типографикой. Среди его коллег такие признанные мастера, как Армин Хофманн и Роберт Бюхлер. Здесь Рудер раскрывается как неординарная личность, прогрессивный преподаватель и наставник молодых дизайнеров, ищущих новые пути в дизайне. В 1965 году он становится директором Высшей школы прикладных искусств в Базеле.

Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год
Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год

Рудер пишет масштабные статьи о типографике и искусстве, рецензирует книги для таких журналов, как Typographische Monatsblӓtter, Druckspiegel, Werk, Neue Grafik, Novum и Grafisk Revy, в которых объясняет свое видение профессии и ремесла. К примеру, первые наброски к будущей книге «Типографика» можно увидеть в его цикле статей под названием «Существенное» в журнале Тypographische Мonatsblӓtter уже в 1950-х годах. Эти статьи впоследствии выйдут и в других специализированных журналах Германии, Швеции, Японии и даже будут изданны отдельной книгой в 2013 году в Японии на английском и японском языках. Стоит подчеркнуть, что хотя Эмиль Рудер ни разу не был в Японии, но он был проникнут философией этой страны, и неслучайно продажи книг Рудера в Японии наиболее высоки. Далеко не последнюю роль в пропаганде творчества Рудера в Японии играет Хельмут Шмид — один из учеников мастера, живущий и работающий в Японии. Он по праву считается продолжателем его идей.

Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год
Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год

В своих текстах Рудер требует раздвинуть горизонты возможного в типографике, ищет новые пути, основываясь на всем культурном наследии ремесла, и не желает ограничиваться ставшим модным швейцарским течением. Современное («modern») и модное («modisch») для мастера типографики из Базеля термины абслютно разного порядка. По определению Рудера, стиль или мода появляются случайно, непредвиденно и не должны быть самоцелью. Следовать модным течениям не является творческим поиском, но именно творческие поиски могут впоследствии оказать огромное влияние на стили. Он считает, что типографика — неотъемлемая часть культуры, и ставит ее на одну ступень с архитектурой, живописью и музыкой. В его понимании типографика, как и культура, находится всегда в стадии перманентной эволюции, и он считает, что развитие дизайна должно произрастать из собственной истории и в контексте современных культурных тендеций и техники.

K3 — студенческий журнал Школы прикладных искусств Базеля. Обложка. 1964 год
K3 — студенческий журнал Школы прикладных искусств Базеля. Обложка. 1964 год

Базельский период Рудера ознаменован и тем, что в это время он работает не только как теоретик, но и как практик — у него появляется возможность оформлять книги; он создает плакаты и каталоги к выставкам и культурным событиям. Уцелевшие работы дизайнера сейчас считаются ценными раритетами и оседают в музеях и частных коллекциях по всему миру. Все его работы отличает свойственная швейцарскому стилю особая лаконичность, но при этом богатое разнообразие в приемах и технике исполнения. Если представится возможность увидеть работы Рудера вживую, то обязательно стоит обратить внимание на детали, которые, возможно, не всегда и не всем сразу заметны. К примеру, большая часть плакатов мастера сделаны полностью вручную. Он не только создает шрифтовые композиции, пользуясь наборной кассой, но и сам собственноручно вырезает их из линолеума. Плакаты «Беспредметная фотография» (Ungegenständliche Photographie) и «Газета» (die Zeitung) можно считать своего рода иконами, в которых техника линогравюры выполнена на грани возможного: каждый миллиметр клише огромного размера для абстрактных и предметных изображений вырезан им полностью вручную.

Плакат выставки Die Zeitung. 1958 год
Плакат выставки Die Zeitung. 1958 год

Важным элементом в работе Рудера является распределение черного и белого, формы и контрформы, заполненной типографской краской и чистой частей поверхности. Для Рудера форма и контрформа имеют одинаково важное значение, и контрформа для него яляется таким же активным элементом оформления, как и то, что изображено. В его понимании чистое пространство активизируется, как только на нем появляются первые видимые элементы. Композиция и соотношение этих элементов в его работах носят практически медитативный характер.

Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год
Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год

В 1950-е годы Эмиль Рудер помогает Адриану Фрутигеру в создании его революционного шрифта Univers и активно участвует в его продвижении. Знаковой для Универса считается серия обложек для журнала Typographische Monatsblӓtter, которую Рудер создал в 1961 году. Благодаря своей простоте и музыкальности, ставшие одними из самых известных и узнаваемых обложек журнала за всю его историю, они идеально показывают сочетаемость и гармоничность разных размеров, начертаний и наклонов шрифта. Начиная с этого периода большинство работ Рудера выполнено именно этим шрифтом.

В 1960-х годах у Рудера обнаруживается рак печени, и в 1971 году после нескольких лет болезни, операций и перерывов в работе его не стало. По воспоминаниям его учеников в планах было создание второй книги «Типографика», которое, к сожалению, не было осуществлено.

Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год
Typographische Monatsblätter № 2, 3, 6–7, 8–9. Обложки. 1961 год

Эмиль Рудер сыграл важную роль в образовании и популяризации швейцарского типографского стиля далеко за пределами страны. Его последователями, учениками и продолжателями его идей можно считать таких больших дизайнеров, как Вольфганг Вайнгарт, Хельмут Шмид, Карл Герстнер, Ханс-Рудольф Луц, Вим Кроуэл и Ив Циммерманн.

В 2014 году мир отпраздновал столетний юбилей Рудера, которому в Базеле был посвящен симпозиум дизайнеров-графиков. К юбилею были приурочены выставки в Базеле и Токио. В 2014 году прекратил свое существование журнал Typographische Monatsblӓtter, и последний его номер был посвящен Эмилю Рудеру — одному из важнейших авторов этого издания за всю его историю.

Плакат выставки Ungegenständliche Photographie. 1960 год
Плакат выставки Ungegenständliche Photographie. 1960 год

Примечания

  • Тем, кого интересует личность Рудера, рекомендуем ознакомиться с книгой «Типографика» как на русском языке, так и в оригинальном издании на немецком, английском и французском. Помимо этого, есть книги и издания о Рудере, которые так же помогут узнать много интересных фактов об одной из самых знаковых личностей в мировой типографике XX века;
  • «Дорога в Базель» (The Road to Basel / der Weg nach Basel, 1997), на английском, немецком и японском языках;
  • «Существенное» (fundamentals, 2013), на английском и японском языках;
  • «Типографика Рудера, Философия Рудера» (Ruder typography Ruder philosophy — Idea 333, 2009), на английском и японском языках.
Каталог выставки Bauchant Bombois Séraphine Vivin. Обложка. 1956 год
Каталог выставки Bauchant Bombois Séraphine Vivin. Обложка. 1956 год
Публикации Музея прикладных искусств Базеля. Schriften des Gewerbemuseums Basel. Emil Ruder / graphic design. Обложки. 1971, 1967 годы
Публикации Музея прикладных искусств Базеля. Schriften des Gewerbemuseums Basel. Emil Ruder / graphic design. Обложки. 1971, 1967 годы