Хельмут Шмид

Материал журнала «Проектор»
Текст: Федор Гейко
Иллюстрации: из архива автора

Первое, что приходит в голову, когда надо описать работы дизайнера Хельмута Шмида, это простота, лаконичность, музыкальность и легкость его типографического пространства. Минимализм и ювелирная обработка всех его композиций живут вне времени, и даже спустя десятилетия после их создания его работы не устаревают. Оставаясь верным последователем Эмиля Рудера, он доводит его философию до кристальной чистоты в создании своих произведений. Дизайн без дизайна — один из основных принципов, которыми руководствуется Хельмут Шмид в своей работе. Созерцание чистой поверхности листа и внимательность к малейшим деталям в типографике дизайнера сродни философии дзен. Неслучайно, что, поездив и поработав по миру, он уезжает из Европы в 1976 году и обосновывается в Японии, где заслуживает высокое признание в дизайнерском сообществе.

Grafisk revy № 19. Обложка журнала, 1966 год
Grafisk revy № 19. Обложка журнала, 1966 год

Шмид родился в 1941 году в небольшом австрийском городке Ферлах. В юные годы увлекается музыкой, но впоследствии решается стать дизайнером и едет обучаться мастерству в Западный Берлин. В начале 1960-х годов он знакомится с работами мастеров швейцарской типографики, что становится переломным моментом в его жизни. Он едет в Базель, желая поступить в Школу прикладных искусств, и показывает свои работы Эмилю Рудеру, который на тот момент был директором школы. Шмид поступает на учебу во внекурсовые классы повышения квалификации и, чтобы платить за обучение, работает дизайнером в шведском журнале для дизайнеров Grafisk Revy. В этом журнале до самого закрытия в 1972 году появляются и публикуются его первые эксперименты и работы, которые впоследствии станут фундаментом для его творческого роста. Количество обложек, созданных Шмидом для шведского журнала, исчисляется десятками, и они нередко представляют собой целые серии. В этом журнале он публикует как свои статьи, так и цикл статей Эмиля Рудера под названием «Существенное», который впоследствии разовьется в известную книгу Рудера «Типографика».

Обучение в Базеле у таких мастеров, как Эмиль Рудер, Роберт Бюхлер, Курт Хауерт и Армин Хофманн, оказывают огромное влияние на мировоззрение юного дизайнера, и в особенности следует выделить личность Рудера, которая оказала неизгладимое воздействие на все работы Шмида, хотя в данном случае абсолютно неуместно считать, что Шмид продолжает дизайн Рудера. Он изобретает типографику на свой лад: полностью отказывается от декоративности, практически уходит от цвета и доводит минимализм до предела. С самого начала карьеры львиная доля работ дизайнера выполнена при помощи легендарного и в определенной степени революционного шрифта Универс Адриана Фрутигера, который стал своего рода визитной карточкой швейцарской типографики и молниеносно распространился по всему миру. Шмид считает, что гарнитура Универс идеальна по форме, вне времени и подходит для решения практически любых дизайнерских задач.

Grafisk revy № 19. Обложка журнала, 1965 год
Grafisk revy № 19. Обложка журнала, 1965 год

Вскоре после обучения в Швейцарии Шмид работает в Канаде и на пару лет уезжает работать в Японию, где создаются его первые работы с японской графикой. Не зная языка, но понимая, что визуальные ключи во всех культурах универсальны, он создает обложки для журналов, многочисленные логотипы и упаковки для японской индустрии, которая в то время переживает бум.

Параллельно с журналом Grafisk Revy с середины 1960-х годов Шмид начинает тесное сотрудничество с легендарным швейцарским журналом Typographische Monatsblätter, в котором поначалу публикует свои очерки о жизни и культуре Японии. Они впоследствии перерастают в увлекательный и многолетний цикл статей. В 2012 году отдельным изданием в Японии выходит книга Japan Japanese на немецком, английском и японском языках, включающая в себя практически все статьи Шмида, которые он опубликовал в Typographische Monatsblätter в рамках этого проекта. В этом авторитетном журнале на протяжении практически 50 лет до самого его закрытия в 2014 году Шмид публикует свои статьи о мировом дизайне, своем творчестве и своем видении типографики.

Плакат лекции Хельмута Шмида в Японии
Плакат лекции Хельмута Шмида в Японии

В 1972 году под впечатлением от нового канцлера Вилли Брандта Шмид возвращается в Германию и активно окунается в политическую работу для Социал-демократической партии Германии (СДПГ). До 1976 года он влияет на визуальный язык партии и создает современный и до сих пор остающийся узнаваемым облик большого числа печатной продукции. Венцом его работы для СДПГ становится кампания для выборов канцлера в 1976 году. Изображение динамично развевающегося знамени Германии, разработанное Шмидом изначально в домашних условиях, стало символом всей кампании для выборов от СДПГ, но и камнем преткновения для последующей работы Шмида c этой партией. Шмид, разочаровавшись в работе с рекламным агентством партии, расторгает контракт и отправляется в Японию, на этот раз навсегда. Шмид своеобразно ставит точку на отношениях с СДПГ. В 1976 году по приглашению известной амстердамской галереи Print он создает для персональной выставки серию плакатов под общим названием Polittypography, в которой, используя основные тезисы партии социал-демократов, Шмид визуально отказывается от громкого плакатного языка и заставляет зрителя осознанно и внимательно вчитываться в каждое слово.

Антивоенный плакат. 1968 год
Антивоенный плакат. 1968 год

В Японии Хельмут Шмид работает для фармацевтической, косметической и продовольственной индустрии. Он создает многочисленные логотипы, упаковки, дизайн для целых серий продуктов, печатную продукцию и фирменные стили. Среди клиентов дизайнера такие гиганты японской индустрии, как Otsuka и Shiseido.

В 1980 году он ответствен за специальный выпуск японского журнала для дизайнеров Idea — typography today. Особое внимание уделяется работам современников Шмида, таких как Рудер, Вайнгарт, Кроуэл, Сугиура, и экскурсу в историю современной типографики от Баухауса до советского конструктивизма. Данный спецвыпуск на английском и японском языках завоевывает огромный авторитет среди дизайнеров Японии и впоследствии с некоторыми дополнениями выходит отдельной книгой под названием Typography today. Книга пользуется спросом, не теряет актуальности и на данный момент пережила пять переизданий.

Grafisk revy № 16. Обложка журнала, 1966 год
Grafisk revy № 16. Обложка журнала, 1966 год

Шмид является видным экспертом в том, что касается швейцарской типографики, и, в частности, личности Эмиля Рудера, которому он посвящает многочисленные статьи и книги. В 1997 году он издает книгу «Дорога в Базель» на английском, немецком и японском языках с воспоминаниями своих коллег о личности Эмиля Рудера. Книга является своего рода квинтэссенцией книжного дизайна Шмида — отказ от модульной сетки, гибкая композиция, кристально чистое распределение белого и напечатанного, доведенное до минимума присутствие цвета, где любое цветное изображение становится визуально осязаемым. В 2009 году он издает в вышеупомянутом японском журнале для дизайнеров Idea спецвыпуск, посвященный Рудеру. 333-й номер журнала Ruder typography Ruder philosophy можно считать самой объемной работой о личности Рудера, которая в полной степени показывает практически все наследие швейцарского мастера.

В 1990-х годах Шмид начинает некоммерческое издание серии брошюр и книг под общим названием «Типографические рефлексии». Они издаются на разных языках: немецком, английском, японском, китайском и корейском. Темы всегда индивидуальны и сугубо субъективны: политика, преподавательская деятельность, монографии, дизайн, культура типографики. Единственное, что объединяет всю серию, — это полное отсутствие влияния на результат каких-либо заказчиков и всегда одинаковый квадратный формат.

В 2003 году в Высшей школе Дюссельдорфа в рамках курса на факультете визуальных коммуникаций стартует проект по изучению его наследия. Результатом проекта становятся книга о его творчестве, интернет-архив и передвижная выставка, которая была показана в Токио, Осаке, Сеуле, Базеле, Дюссельдорфе, Софии и других городах мира.

Серия обложек журнала Die Neue Gesellschaft. 1974–1976 годы
Серия обложек журнала Die Neue Gesellschaft. 1974–1976 годы

С начала 1980-х годов авторитет Хельмута Шмида в области современной типографики становится непререкаемым, он начинает преподавательскую деятельность не только в Японии, но также в Южной Корее, Индии и Китае. Среди его учеников и последователей есть видные дизайнеры в Юго-Восточной Азии. Шмид выступает по всему миру с докладами, в которых рассказывает о своем видении дизайна и о принципах композиции в типографике. Хельмута Шмида можно по праву считать ювелиром современной типографики, в которой любая, даже самая мелкая деталь обоснованна. То, с какой легкостью и гибкостью он играет поверхностями, форматами и типографикой, присуще только ему. Благодаря этой особенности, индивидуальному почерку мастера его работы легко узнаваемы среди коллег по цеху.

Работы Шмида, по сути своей, чистейшие шедевры современной типографики. Неслучайно наибольшее признание он получил в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, где его подход к искусству с легкостью получил должное понимание.

Примечания:

  • Тем, кого затронула личность Хельмута Шмида, стоит ознакомиться с его работами, которые не только широко освещены в Интернете. Некоторые издания также легко доступны в печатном виде.
  • «Типографика сегодня» (typography today, 2015), на английском и японском языках.
  • «Япония по-японски» (japan japanese, japan japanisch, 2012), на немецком, английском и японском языках.
  • «Дорога в Базель» (The Road to Basel / der Weg nach Basel, 1997), на английском, немецком и японском языках.
  • «Типографика Рудера, философия Рудера» (Ruder typography Ruder philosophy — Idea 333, 2009), на английском и японском языках.

Читайте также

Ровный набор. Интенсив Анны Наумовой

Как достичь высот в искусстве типографики? Улучшить свои технологии коммуникации? Концептуально оформить мероприятие? На эти и многие другие вопросы ответила графический дизайнер Анна Наумова — в рамках интенсива из трёх встреч, которые прошли в Москве 21–23 июня. 

Выставка студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в Екатерининском собрании

4, 5 и 7 апреля «Петербург-концерт» и Санкт-Петербургская Школа дизайна представят совместный выставочный проект «Акт 0. Пролог». На основной площадке «Петербург-концерта» — в Екатерининском собрании — выставят печатные издания, оформление которых разработали студенты III и IV курсов профиля «Типографика».

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.