По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Материал журнала «Проектор»
Текст: Сергей Серов
Иллюстрации: Сигео Фукуда
Сигео Фукуда — кумир дизайнеров всего мира. Наших — в том числе. В свое время Елена Всеволодовна Черневич предлагала оценивать дизайнерский талант в таких единицах измерения креативности, как «миллифукуда». Логвин говорит: «Фукуда непостижим, как НЛО. Выше моего понимания». А Борис Трофимов писал: «Фукуда внес в дизайн нечто сверхъестественное, довел дизайнерскую концепцию и графический знак до какого-то восторга. Человек пространства, его мышление и видение развиваются и по вертикали, и по горизонтали, и в глубину. Великий мастер! Рядом с ним поставить некого».
Я познакомился с Фукудой лично в 1990 или, может быть, в 1992 году — на биеннале в Брно, где мы виделись потом еще несколько раз. В 1993-м мы встречались в кулуарах конгресса Икограда в Глазго. В 2000-м был грандиозный миллениумный конгресс в Сеуле, столпотворение, полный сбор дизайнеров-графиков мира. Я там выступал, но не в основной программе, а в какой-то боковой, для местных студентов. Но Фукуда нашел время прийти, чтобы высказать недежурные комплименты. Он умел это делать. Чайка рассказывал, как на его презентации в Загребе Фукуда встал и зааплодировал. Я знаю, Михаил Аникст хранит в сердце слова Фукуды, сказанные при мне, о его высочайшем профессионализме. Как тут не вспомнить Окуджаву — «давайте говорить друг другу комплименты»?
В 2006-м Фукуда приехал на «Золотую пчелу 6». У него всю жизнь не было электронной почты, я отправил ему письмо с рисуночком по факсу. Фукуда не поленился привезти этот листочек в Москву и в первый же вечер продемонстрировал его всем остальным членам жюри. Несколько дней мы провели в самом тесном, счастливом общении.
На «Золотой пчеле» в тот раз была дополнительная конкурсная номинация «Книги». В экспозиции в ЦДХ витрины с книгами для членов жюри были открыты. Фукуда доставал каждую, долго, внимательно рассматривал, а в какой-то момент уселся с толстой книгой прямо на пол. Ну кого еще можно представить на его месте? Его поведение отличала какая-то высшая непосредственность. Сочетание сосредоточенности, философской глубины с наивной лучезарной детскостью.
После открытия выставки членов международного жюри в стенах Российской академии художеств Зураб Церетели устроил роскошный прием. Россию в жюри представлял тогда Петр Банков. В ресторане он был с пятилетним сыном Серафимом. Фукуда трогательно общался с ребенком, показывал, как обращаются с самурайским мечом, а потом решил спеть ему настоящую самурайскую песню. Отодвинув стул, он забрался на него, поджав ноги под себя, прикрыл глаза — и в итальянском зале зазвучали древние японские напевы. Петя фотографировал его в упор, Фукуда не обращал на него никакого внимания. Снимки вышли удивительные, мне кажется, это лучшие его портреты.
Фукуда — автор полутора тысяч плакатов, в которых соединились традиции японской графики и современного авангарда. Плакаты Фукуды — лаконичные, простые, знаковые образы, которые так любит графический дизайн.
Фукуда принимает этот интернациональный визуальный язык. И как бы следует ему. Но эта внешняя простота обманчива. Своими визуальными иллюзиями Фукуда бросает вызов плоскому, одномерному пониманию дизайна и плоскому, одномерному пониманию мира. При этом он радуется как ребенок и нас заражает этой радостью. Он также мастер удивительных оптических иллюзий, визуальных парадоксов и сложнейших скульптурно-пространственных обманок в духе «театра теней».
Внешне легкие и забавные, его работы, выстраивающиеся в бесконечную трагикомическую клоунаду, затрагивают глобальные проблемы экологии, войны и мира, вечные вопросы человеческой природы — любви и ненависти, страха и предательства, жизни и смерти.
Почти всегда яркие по цвету и всплескам эмоций, его плакаты наполнены юмором и неисчерпаемой радостью. В предисловии к одному из своих альбомов он так и написал: «Для этой книги отобраны плакаты, которые до сих пор радуют людей во всем мире, несмотря на различия их стилей жизни, культур и традиций». Визуальный язык его работ преодолевает любые барьеры, по-прежнему находя понимание и эмоциональный отклик у людей по всему миру.
Фукуда рассказывал, как он работал над своим знаменитым плакатом к 30-летию Победы, где на желтом фоне — черное дуло пушки, в которое обратно влетает выпущенный снаряд. «Я многие часы проводил в библиотеке, изучая фотографии и материалы времен войны. И нашел фото, где немецкие войска обстреливают город из сверхтяжелых пушек. Снимок был сделан так четко, что был виден даже вылетающий снаряд. И я подумал, что жерло пушки нужно увеличить, а снаряд послать обратно! Помню, что в момент, когда меня озарило, от счастья я подпрыгнул в своем обычном одиночестве, наверное, на сорок сантиметров. К решению можно идти долго и трудно, но когда его интуитивно почувствуешь, все происходит моментально».
Фукуда всегда был отзывчив к участию в наших плакатных акциях. В 1995 году, к 50-летию Победы, мы с типографией «Линия График» устроили международную плакатную акцию, но московские власти не разрешили ее расклейку в городе, уже оплаченную. Как обычно: «Народ этого не поймет». Красный плакат Фукуды с белым летящим силуэтом Ники с крыльями из материков был одним из немногих дизайнерских плакатов, допущенных на улицы Москвы в дни праздника.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.