Архитектурное бюро K2S Architects

Материал журнала «Проектор»
Текст: Митя Харшак, Салка Хальстрём Борнольд
Иллюстрации: предоставлены архитектурным бюро K2S

Мне удалось познакомиться с самым, на мой взгляд, остроумным архитектурным бюро Финляндии — K2S Architects. Уже давно, гуляя по Хельсинки, я хотел пообщаться с авторами «Часовни тишины» в Камппи. И наконец это удалось. Мы встретились на территории их замечательного нового объекта — плавучего офиса компании Arctia — самого крупного плавучего здания в Финляндии.

«Часовня тишины» в Камппи (Хельсинки). Внешний вид. Фото: Марко Хуттунен
«Часовня тишины» в Камппи (Хельсинки). Внешний вид. Фото: Марко Хуттунен

Бюро K2S — это архитектурное трио отцов-основателей компании: Микко Сумманен, Киммо Линтула и Нико Сирола. Они познакомились друг с другом, когда учились в Хельсинкском политехническом институте. Но их первым союзом стала не архитектурная мастерская, а гранж-группа Welcome to Sweden. Микко играл на клавишных, Киммо — на ударных, а Нико — на гитаре. И к музыке все трое до сих пор неравнодушны. Микко Сумманен говорит: «В архитектуре важно брать в расчет каждую „песню“. За жизнь тебе удается построить десять, максимум двадцать важных зданий».

Киммо: В ученические годы, когда бы ни возникала дилемма, в какой бы тупик с проектированием мы ни становились, кто-нибудь всегда говорил: «Поиграем?» И мы сразу же шли музицировать. Это было весело, и вот так появился хороший способ работать — что-то вроде джем-сессии. Мы собираемся вместе, кто-нибудь подбрасывает идею; впоследствии она может сильно измениться или остаться как есть. Тем не менее это результат общих усилий, ну а развлекательный момент тоже всегда присутствует. Это хорошо работало, когда мы играли в группе, потому что мы не испытывали давления, никто нам не указывал, что делать, и к тому же мы все играли на разных инструментах. Когда мы начали участвовать в архитектурных конкурсах, поначалу бывали вспышки гнева, но со временем стало ясно, что вовсе не обязательно кричать. Опыт музыкальной группы помог нам создать «звуковую волну», в которой участвует каждый из нас, и в конце концов выходит неплохо.

«Часовня тишины» в Камппи (Хельсинки). Интерьер. Фото: Туомас Уусхеймо
«Часовня тишины» в Камппи (Хельсинки). Интерьер. Фото: Туомас Уусхеймо

Микко: Участие в конкурсах, возможно, больше всего похоже на игру в музыкальной группе. Например, как-то ночью мы работали над конкурсным проектом музея Гуггенхайма в Хельсинки. Кто-то что-то набросал, отправил на телефон, и утром мы это уже обсуждали. Вот такой обыденный стиль работы.

В архитектуре есть ритм, и это такая важная смесь рассудочного и эмоционального. Хорошая архитектура не только рациональна, она должна достичь другого уровня, берущего за душу. Даже, например, с клиентами: важно, чтобы в проекте было нечто, что они полюбили бы. Со стороны архитектора же ты должен быть в восторге от того, что ты делаешь, потому что это долгий и суровый путь — от первого наброска до конечного результата, и если ты не концентрируешься на процессе полностью, ты из него выпадаешь.

«Часовня тишины» в Камппи (Хельсинки). Интерьер. Фото: Туомас Уусхеймо
«Часовня тишины» в Камппи (Хельсинки). Интерьер. Фото: Туомас Уусхеймо

У нас была общая цель, еще до побед на конкурсах. Мы основали нашу компанию практически на ровном месте. У нас почти не было работы, не было наград, были только наши странные работы под отдельно стоящими именами.

Юхани Палласмаа, выдающийся архитектор-философ, был нашим учителем. И, несомненно, его влияние — одно из ключевых. Признаюсь честно, это он показал нам душу архитектуры и заставил восхищаться ею. Он заинтересовал нас феноменологией. Как уже говорил Нико, на нас может влиять все что угодно — живопись, кино или музыка. Юхани — широко образованный и вызывающий вдохновение человек, наш крестный отец в архитектуре. Тойо Ито оказал влияние на меня лично, поскольку я был в Японии и работал у него в команде. Это абсолютно непредвзятый архитектор, всегда ищущий что-то новое.

Плавучий офис компании Arctia. Внешний вид и интерьер. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман
Плавучий офис компании Arctia. Внешний вид и интерьер. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман

Киммо: На первых лекциях Юхани сказал нам, что архитектура не имеет алфавита, то есть не существует единственно правильного подхода. Это было освобождением. Он продолжал вдохновлять нас, преподавая основы архитектуры, рассказывая про свет, тень, пропорции и материал. Изучение материала произвело на нас особенное впечатление. Мы провели целый год, играя с разными материалами, от металла до глины и дерева. Один однокурсник сделал симпатичный кирпич из мороженой селедки. Это было как в художественной школе, но с уклоном в архитектуру. Что касается иностранного влияния на наше творчество, мы почерпнули его главным образом в библиотеке.

Микко: Там было все: от Петера Цумтора до Леббеуса Вудса, от трилобитов до основ архитектуры. Сейчас, как и тогда, мы много экспериментируем. Когда мы останавливаемся на определенном материале, мы стараемся провести как можно больше испытаний.

Плавучий офис компании Arctia. Внешний вид. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман
Плавучий офис компании Arctia. Внешний вид. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман

Киммо: Мы также обсуждаем настроение здания и впечатление от него, что естественным образом приводит к детализации. Я твердо убежден: ты получаешь то, что видишь и чувствуешь. Можно создать идеальные математические пропорции, но это не будет иметь значения, если у тебя не возникает «правильного» ощущения здания. В противном случае это будет просто учебное упражнение.

Микко: Возможно, мы первое поколение архитекторов Финляндии, над которыми модернизм не довлеет так сильно. Для нас это просто один из стилей. Мы глубоко уважаем все хорошее, сделанное до нас. Мы считаем, что наиболее интересное в архитектуре исходит из отношений между старым и новым, наслоения разных эпох и стилей в одном городском контексте.

Несмотря на первый удачный год, далее дела бюро некоторое время шли на спад. Это было частью нашего профессионального роста. Мы узнали, что сложно сохранять равновесие, будучи маленьким архитектурным ателье. Мы думали, что будем продолжать выигрывать конкурсы и делать великолепные проекты. И тогда же мы впервые столкнулись с неприятной реальностью, как на самом деле нужно руководить архитектурным бюро. Это гораздо больше, чем просто проектировать — нужно еще заниматься бизнесом и нанимать людей. Было сложно по нескольким причинам: например, строительство школы замерло на год из-за судебного разбирательства двух компаний-подрядчиков. Получив эти уроки, мы поумнели и теперь легче переносим непредвиденные обстоятельства. На данный момент нас полностью устраивает размер нашей компании. Сейчас нас 15 человек, и это количество, при котором все еще можно участвовать в каждой стадии разработки, от малейших деталей до концепции в целом. Нам это нравится.

Плавучий офис компании Arctia. Интерьер. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман
Плавучий офис компании Arctia. Интерьер. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман

Сейчас настали замечательные времена, ведь городская среда Хельсинки претерпевает значительные изменения. Наряду с реконструкцией Олимпийского стадиона и другими проектами мы будем принимать участие в реорганизации городского пейзажа. За короткий срок здесь были освоены огромные территории, и сейчас совершенно необходимо взглянуть на качество этой архитектуры: она не производит впечатления вторичности, взятого откуда-то клише. Сейчас Хельсинки переживает одну из самых больших перемен в своей истории, это правда. Промышленные зоны и гавань выносятся на окраины, и прибрежная территория будет преобразована для людей. Здорово, что Балтийское море становится частью городского пейзажа. Единственная уникальная здесь деталь, единственный важный природный объект — это прибрежная линия. Море нужно развивать, и тогда оно станет более явным и ценным ресурсом для людей.

Плавучий офис компании Arctia. Внешний вид. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман
Плавучий офис компании Arctia. Внешний вид. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман

Киммо: Мы любим тщательно прорисовывать чертежи и никуда не спешить. Мы заботимся о конечном результате. Мы ведем проект от начала до конца, а не теоретизируем. Кроме того, мы увлечены материалами — натуральными материалами — и стараемся играть с ними. Я могу сказать прямо, что если бы нам нужно было, скажем, создать футуристичный концепт, мы бы точно не преуспели в этом. То, где мы находимся сейчас, — наша естественная ниша.

Микко: Где мы на высоте, так это в белых касках на стройплощадке. Это великие минуты в жизни архитектора, когда он приходит на стройку и вдыхает запах мокрого цемента, видит, как, родившись в его воображении, экспериментах и моделировании, вырастает реальный объект. В этом плане мы старая школа. Мы — строители.

Плавучий офис компании Arctia. Интерьер. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман
Плавучий офис компании Arctia. Интерьер. Фото: Марко Хуттунен и Мика Хейсман

Микко: Один из наших самых инновационных проектов — часовня в Камппи. Это наш ключевой проект, сложный и захватывающий по многим причинам, начиная с самого сложного городского ландшафта: нужно было вписать очень маленькое, некоммерческое здание в такую масштабную и многолюдную часть города. Я думаю, этот проект имел максимальный уровень сложности во всем, от городского контекста до мельчайшей детализации. Мы очень рады его конечному результату.

Микко: Мы представляли Финляндию на Венецианском биеннале. Признание важно, особенно в международных масштабах. Мы все знаем, насколько сильна конкуренция в подобных конкурсах и как в мире много хороших архитекторов. Поэтому мы смиренно благодарны тому, что у нас есть эти награды. В то же самое время награды — не главное, они как вишенка на торте. Они не влияют на наш подход к архитектуре и на то, чем мы заняты сегодня. Но если вы дадите нам Притцкеровскую премию, мы не будем против!

Киммо: Мы всегда участвуем в конкурсах для того, чтобы победить!

Читайте также

Андрей Воронов: «Относитесь легко к процессу проектирования, больше экспериментируйте, позволяйте себе больше свободы»

Стоит ли архитектору и дизайнеру стремиться нравиться всем? Куратор профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна НИУ ВШЭ в Петербурге Андрей Воронов считает, что нет. В новом интервью он рассказал нам, какие навыки развиваются у студентов на первых курсах, почему форма важнее функции, как формировать хороший вкус, а еще о том, какая работа была в жизни Андрея самой нелепой.

Интервью со Степаном Бугаевым в журнале myDecor

В интернет-журнале о дизайне интерьера квартир и загородных домов myDecor вышел материал, в котором руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и основатель студии «Точка дизайна» Степан Бугаев рассказывает о трендах Salone del Mobile 2024 — одной из главных ежегодных выставок в сфере мебели и интерьерного дизайна. В 2024 году мероприятие прошло с 16 по 21 апреля. Степан ежегодно посещает эту выставку и делится своими впечатлениями.

Направление обучения

Архитектура и дизайн среды

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.