OPEN CALL «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»

© Florian Hecker: Dark Energy at Neu Berlin, 2007
© Florian Hecker: Dark Energy at Neu Berlin, 2007

Приглашаем студентов и преподавателей Школы дизайна принять участие в конкурсе на участие в выставке-платформе «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры», которая откроется в HSE ART GALLERY в январе 2021 года.

Мы предлагаем художникам и музыкантам создать нарративные звуковые и/или музыкальные (электронные, электроакустические) произведения, функционирующие по принципу вымышленного «мира» или «вселенной» и использующие потенциал специально спроектированной для платформы восьмиканальной акустической системы. Это должны быть многоканальные работы, пьесы или композиции, создающие ощущение альтернативного пространства — реально существующего или полностью вымышленного (утопического или дистопического), имеющего свою историю и принципы мироустройства.

Выставка-платформа будет работать по принципу «звукового театра» — с расписанием сеансов прослушивания каждой работы (слоты от 20 до 40 минут). Специально для платформы будет спроектирована восьмиканальная акустическая система, состоящая из четырех излучателей на стенах, направленных внутрь пространства и создающих квадрофоническое звуковое поле, и двух стереофонических контрапертурных колонок, расположенных в центрах комнат. Такая система создаст особую звуковую среду с внешним («закадровым») звуком и внутренним («сценическим», «внутрикадровым»).

Кураторы проекта: Стас Шарифуллин, Андриеш Гандрабур, Ольга Зубова, Леонид Курашов.

Подробности на схеме:

OPEN CALL «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК

Для участия в проекте необходимо заполнить форму заявки.

По итогам open call будет отобрано 10 проектов, которые будут представлены в рамках выставки. Количество заявок от одного участника не ограничено, количество художников или музыкантов в рамках одной заявки не ограничено (работа может быть выполнена в коллаборации).

Дедлайн подачи заявки — до 1 декабря; объявление результатов — 7 декабря

КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ

Современный мир наполнен звуками. Наш слух активен в каждый отдельно взятый момент времени и в любой точке пространства: мы слышим шум проезжающих машин и строительных работ за окном, сигналы мобильных устройств и музыку из множества громкоговорителей, пение птиц и шелест листьев. Звучащее пространство вокруг нас — это коллективное переживание, которое влияет на структуру общества, считает искусствовед и исследовательница музыки Клара Латам. Для звука нет барьеров — языковых, идеологических и социальных, — следовательно, он без особых препятствий преодолевает границы тела, получая прямой доступ к нашему сознанию. Мы получаем информацию, просто находясь в пределах слышимости. Мы становимся частью звука, а он — частью нас.

Звук все чаще рассматривается художниками и исследователями в качестве отправной точки для пересборки представлений о мире, культуре, политике, социуме и окружающей среде. При этом звучащее не заменяет визуальное (или какое-либо другое) восприятие, но предлагает расширение в восприятии и опыте — так ухо часто оказывается способным обнаруживать то, что скрывается за пределами глаза.

Когда мы говорим о создании вымышленных миров, утопиях и антиутопиях, мы всегда подразумеваем визуальное — изображение или текст. Выставка-платформа «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры» предлагает подойти к процессам воображения, фантазии и «строительства» миров со стороны звука. В ходе работы платформы выставочное пространство HSE ART GALLERY превратится в «звуковой театр» — пространство для слушания, в котором художники будут представлять свои «звучащие миры», используя возможности специально спроектированной многоканальной акустической системы. Это нарративные звуковые и музыкальные работы, в которых элементы произведений размещаются в пространстве, создавая безграничный звучащий поток — изменчивую акустическую среду, в которой слушатели распределяют свое собственное время. В этой среде можно перемещаться как угодно — останавливаться, садиться или вообще разработать собственный маршрут в соответствии со своей чувствительностью. Кроме самих звуков, именно слушатели становятся теми, кто населяют эти миры, конструируя свое собственное уникальное переживание.

Представленные звуковые и музыкальные работы не только создают исключительно вымышленные, фантазийные звучащие пространства со своими законами и сущностями, но и истории, переплетающиеся с реальным миром и отвечающие на вопрос: «а что, если?». Описывая подобные «возможно правдоподобные, правдоподобно возможные» миры, исследовательница звука Саломея Фегелин использует термин «соник-фикшн» — это вымышленные художественные вселенные, которые способны становиться реальными, пусть и не для всех и не навсегда. Такие нарративы предлагают нам иные способы восприятия мира — возможные или невозможные, бросающие вызов нашей реальности или дополняющие ее. Если для восприятия звука не существует визуальных и лингвистических барьеров, то проекты звучащих миров могут стать универсальными моделями альтернативных точек зрения на мир, которые, возможно, способны помочь нам изобрести нашу реальность заново.

Рекомендуемая литература:

  1. Latham, C. Listening to Modernism: New Books in the History of Sound (2017)
  2. Voegelin, S. Sonic Possible Worlds: Hearing the Continuum of Sound (2014)
  3. Лемберт-Битти, К. Выдумка: парафикация и правдоподобие (2019)

Рекомендуемые звуковые работы:

  1. Kassel Jaeger — Swamps/Things (2020)
  2. Tim Hecker — An Imaginary Country (2009)
  3. Luc Ferrari — Hétérozygote / Petite symphonie... (2017)
  4. Thomas Köner ‎— Permafrost (1998)
  5. Ben Frost — By The Throat (2010)
  6. Trevor Wishart — Red Bird: A Political Prisoner’s Dream (1978)
HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты.

К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы. Проекты HSE ART Gallery номинированы на Премию «Инновация» и Премию Курехина.

Директор галереи — Юлия Юсма

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и кинематографистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.

В рамках направления открыты программы бакалавриата и аспирантуры, а с этого года запускается набор на программу магистратуры.

Как поступить

Направление

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее