Автомобиль Delorean DMC-12

Фото: сайт https://pic2.me/
Фото: сайт https://pic2.me/

Среди автомобильных стилистов имя Джорджетто Джуджаро стоит особняком. Есть мнение, что весь автомобильный стайлинг делится на две категории: машины, сделанные Джуджаро — и все остальные. Возможно, это чересчур громкое заявление, но в его пользу есть серьезный аргумент — награда «Автомобильный дизайнер века», врученная ему в 1999 году.

За свою карьеру Джуджаро спроектировал более 100 автомобилей, и выбирать среди них самый-самый — дело неблагодарное. Однако в многочисленных списках лучших моделей Джуджаро на первом месте чаще других фигурирует Delorean DMC-12, выпуск которого начался в 1981 году. И дело тут не только в стайлинге, но и в драматической судьбе и автомобиля, и создателя бренда Delorean.

Джорджетто Джуджаро в 1970-х. Фото: сайт https://edition.cnn.com/
Джорджетто Джуджаро в 1970-х. Фото: сайт https://edition.cnn.com/

Джон Закари Делореан родился в бедной семье. Его отец, Захария, был родом из небольшой деревушки на территории современной Румынии — в ней и сейчас проживает меньше 3000 жителей. Двадцатилетним он подался на заработки в США. Пробовал обустроиться в Монтане и Индиане, но затем перебрался в Мичиган, где стал трудиться на заводе Форда в Хайленд-Парке. Он с трудом говорил по-английски, что мешало ему получить более-менее значимую должность. Мать Джона, Катрин Прибак, также была эмигранткой из Австро-Венгрии. Она, как и муж, бралась за любую работу, чтобы свести концы с концами. Нехватка денег приводила к скандалам в семье, но, несмотря на это, долгое время брак удавалось сохранить. Однако в 1942 году, когда Джону было 17, его родители все же развелись. Отец поселился в дешевом пансионе и до конца жизни прожил в одиночестве. Его единственным утешением стали наркотики.

Джон с ранних лет понял, что нужно учиться, чтобы не повторить судьбу отца. После окончания средней школы он поступил в Высшую Техническую школу, которую закончил с отличием. Знакомые рассказывали, что он «читал Эйнштейна, в то время как его ровесники читали комиксы». Отличные оценки дали ему право на бесплатное обучение в местном колледже — не самом известном, но готовившим отличных инженеров для автопрома.

Porsche Tapiro— концепт Джорджетто Джуджаро, который лег в основу Delorean. В отличие от последнего, в серию так и не пошел. Фото: сайт https://www.automotors.gr/
Porsche Tapiro— концепт Джорджетто Джуджаро, который лег в основу Delorean. В отличие от последнего, в серию так и не пошел. Фото: сайт https://www.automotors.gr/

В 1943 Делореан был призван в армию, где отслужил 3 года. Получив в 1948 году диплом инженера, начал продавать страховки — как он писал в своей автобиографии, «для улучшения коммуникационных навыков». Джон преуспел не только в этом, но и в зарабатывании денег — за 10 месяцев продал страховых полисов на 850 тысяч долларов. Однако, работа была хоть и денежной, но скучной, и Джон откликнулся на приглашение в Chrysler. Параллельно с работой в компании он повышал квалификацию в крайслеровском Инженерном Институте, а заодно и в юридическом колледже.

1965 год. 40-летний Делореан — самый молодой в истории GM руководитель подразделения. Фото: сайт https://www.autoblog.com/
1965 год. 40-летний Делореан — самый молодой в истории GM руководитель подразделения. Фото: сайт https://www.autoblog.com/

Отработав год в Chrysler, в 1953 Джон с повышением оклада перешел в Packard, где серьезно улучшил свои инженерные навыки. Однако компания вскоре отошла под крыло Studebaker, и Делореан был приглашен в Pontiac, где под его руководством был создан Pontiac GTO — первый в истории «маслкар». Карьера Джона развивалась стремительно: 1961 — главный инженер Pontiac; 1965 — президент компании (в 40 лет — самый молодой в истории GM президент подразделения); 1969 — перевод на должность главы Chevrolet, самого престижного сегмента GM; 1972 — вице-президент GM... А в 1973 году Делореан подал в отставку. Как он объяснял, ему категорически перестало нравиться то, что делает GM: «У людей должны загораться глаза, когда они заходят в шоу-рум. А GM вместо этого пытается привлечь публику скидками».

Делореан с молодой женой, телеведущей Кристиной Ферраре. Счастлив и полон надежд. Фото: сайт https://theoutline.com/
Делореан с молодой женой, телеведущей Кристиной Ферраре. Счастлив и полон надежд. Фото: сайт https://theoutline.com/

Делореан основал собственную компанию с намерением выпускать лучшие в мире спорткары — эффектные, быстрые, но вместе в тем надежные, дешевые и долговечные. Он называл их «этичными». И поначалу все шло лучше некуда. Одной из главных проблем казалась постройка нового завода, но на помощь Делореану пришло правительство Соединенного Королевства. В Северной Ирландии в то время шла вооруженная борьба между католиками и протестантами, и британское правительство решило смягчить противостояние созданием новых рабочих мест, для чего выделило Делореану по разным данным от 120 до 140 миллионов долларов.

Для создания революционного спорткара были собраны лучшие силы. Помимо Джуджаро были приглашены ведущие автоинженеры: не только бывший главный инженер Pontiac Уильям Коллинз, но и легендарный Колин Чепмен из команды Формулы-1 «Лотус». А главное — сам Делореан точно знал, чего хотел. Еще до приглашения этой замечательной команды он представлял как будет выглядеть его автомобиль. Пластиковый каркас, на который будут навешиваться панели из нержавеющей стали, должен был и уменьшить вес машины, и удешевить производство, и сделать ее долговечной, и упростить обслуживание и замену отдельных панелей. Двери — непременно типа «крыло чайки», как у легендарного Mercedes 300 SL. Мотор — передовой двигатель Ванкеля с низким уровнем вибраций, высокими динамическими характеристиками, высокой удельной мощностью и малым размером. И стоить все это великолепие должно было всего 12 тысяч долларов. Прототип, представленный публике, произвел фурор — на автомобиль сразу посыпались заказы. Но вскоре многое пошло не так.

Фото: сайт https://www.thesun.co.uk/
Фото: сайт https://www.thesun.co.uk/

Двигатель пришлось заменить, так как его производитель Comotor свернул производство. Был выбран фордовский Cologne V6, более тяжелый и громоздкий. Из-за возросшей массы автомобиля время разгона до 100 километров на автомате увеличилось до 10 с лишним секунд — совсем не хорошо для спорткара. Хуже того, из-за размера мотор пришлось сместить назад, что нарушило развесовку и ухудшило управляемость. Прогрессивная технология изготовления пластикового кузова оказалась ненадежной, и от нее отказались в пользу традиционной. Из-за этих и других проблем автомобиль пришлось практически проектировать заново. При этом цена его возросла более чем вдвое — до 25 тысяч долларов. И это только в первый год выпуска — 1981-й. В следующем году машина стоила уже 29.825 долларов, а в 1983 — уже 34.000. А ведь один из главных конкурентов — Chevrolet Corvette — стоил всего 16.000.

Но ни ухудшенные характеристики, ни высокая цена не отпугивали потенциальных покупателей — крутой внешний вид и заявленные технические инновации перевешивали все недостатки. Автомобиль воспринимался так же, как в наши дни — Tesla. Однако последней каплей в череде неудач Delorean стал тот самый предоставленный британцами завод. Не он сам, а трудившиеся там рабочие, никогда не имевшие дело с технически продвинутыми автомобилями. В итоге качество сборки первых партий оказалось ужасным: кузовные панели были плохо подогнаны, а электрика никуда не годилась. Многие машины, доставленные заказчикам, просто отказывались заводиться. И вот это уже было неприемлемо. Со временем обе проблемы удалось устранить, но было поздно — репутация автомобиля оказалась безнадежно испорчена.

Февраль 1983-го. Делореан в центре наркоскандала. Фото: сайт https://theoutline.com/
Февраль 1983-го. Делореан в центре наркоскандала. Фото: сайт https://theoutline.com/

Между тем нужно было платить по счетам — долги превышали уже 20 миллионов долларов. И Делореан решился на отчаянный шаг — связался с наркомафией, обещав свою помощь в распространении кокаина. Закончилось это предсказуемо плохо. Сделка оказалась под контролем ФБР, Джона арестовали, судили. Чудом ему удалось оправдаться и избежать тюрьмы, но его карьера была разрушена, а компания объявлена банкротом. Вдобавок его бросила жена, забрав с собой детей. Делореан пытался наладить дела, но безуспешно. В 1999 он сам был признан банкротом, и ему пришлось продать, в том числе, и свое огромное поместье. Купил его не помышлявший еще о президентстве Дональд Трамп, использовав его территорию под поле для гольфа. Остаток жизни Делореан прожил в одиночестве в небольшой квартире и в 2005 скончался от инсульта. Как ни печально, но итог его жизни мало чем отличался от отцовского.

DMC-12 изображен на могильной плите Делореана. Фото: сайт https://istorik.net/
DMC-12 изображен на могильной плите Делореана. Фото: сайт https://istorik.net/

Однако сам автомобиль был слишком эффектен для того, чтобы о нем забыли. Спустя всего два года после окончания его производства Delorean был использован в фильме Роберта Земекиса «Назад в будущее» в качестве машины времени. Первоначально режиссер планировал на ее роль обычный холодильник. Но, подражая героям фильма, в него стали бы забираться дети, что могло привести к трагедии. Тогда Земекис решил отдать роль темпорального механизма крутому автомобилю, и Delorean с его футуристическим обликом отлично подошел для этой цели. Увидев свое детище на экране, Джон Делореан отправил Земекису благодарственное письмо. Но, несмотря на скачок популярности, спасти автомобиль уже было нельзя — компания была объявлена банкротом раньше. А ведь выйди фильм на пару лет раньше, все могло бы сложиться иначе.

Постер к фильму «Назад в будущее». Изображение: сайт https://www.pinterest.ru/
Постер к фильму «Назад в будущее». Изображение: сайт https://www.pinterest.ru/

И все же проект Delorean не был похоронен окончательно. В 1995 году британец Стивен Уинн начал выпускать копии автомобиля на фабрике в Техасе. Да, объем производства невелик — всего лишь около 10 автомобилей в год. Да и цена кусается — от 50 до 100 тысяч долларов. И все же компания Уинна существует и по сей день. Кто знает, возможно, производство легендарной машины — в классическом либо адаптированном согласно современным представлениям виде — когда-нибудь все же возобновится в промышленных масштабах.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.