По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Вторая мировая война стала границей, разделившей радикальных модернистов, стремившихся создать функциональную «машину для жилья», и дизайнеров послевоенного периода, вооруженных новейшими технологиями, выводящими индустриальный дизайн на новый уровень. Новое поколение рассматривало дизайн с потребительской точки зрения и стремилось решить весь спектр вопросов создания рыночного продукта. Важнейшей фигурой этого времени в Финляндии стал Илмари Тапиоваара.
Материал журнала «Проектор»
Текст: Павел Ульянов
Иллюстрации: предоставлены компанией Artek
Родился Илмари в Хямеэнлинне в многодетной семье. Его отец был мебельщиком, на которого работало шестнадцать сотрудников, обслуживающих небольшое, но современное производство, на котором изготавливали мебель из гнутой паром древесины и фанеры.
В мастерской отца Илмари с раннего детства мог наблюдать, как технологии влияют на форму изделий, и неудивительно, что он избрал для себя профессию архитектора, поступив в 1933 году в Центральную школу художественного ремесла Хельсинки.
В тридцатые годы европейский модернизм уже достаточно окреп, чтобы стать ориентиром для молодого поколения дизайнеров, а новая мебель Алвара Аалто, только что поступившая на рынок, восхищала молодого Илмари. Он обучался у Вернера Веста — ведущего дизайнера компании «Стокманн», мастерски гнувшего фанеру в мебели собственной конструкции, практиковался стажером на фабрике Отто Корхонена, выпускавшей мебель по проектам Аалто. И уже в 1936 году году первые спроектированные Тапиоваара стулья (разумеется, из гнутой фанеры!) удостоились первой премии на студенческом конкурсе интерьера рабочего жилища.
В 1936 году благодаря старшему брату Нирки, работавшему кинорежиссером, Илмари попал в Лондон, где помогал брату и параллельно знакомился с киноиндустрией. В Лондоне Тапиоваара устраивается на работу в офис компании «Финнмар» — дистрибьютора мебели Алвара Аалто.
В 1937 году Илмари Тапиоваара заканчивает свое обучение, практикуется в дизайне мебели, создавая кресла для театра в Сортавале, а затем отправляется в Париж, где полгода работает ассистентом в офисе Ле Корбюзье. Там он посещает Всемирную выставку и павильон Финляндии, откуда пишет восторженный репортаж для газеты Helsingin Sanomat, где особо отмечает роль индустриальной мебели Аалто для санатория в Паймио. По мнению Илмари Тапиоваара, низкая стоимость мебели в массовом производстве может стать основой для формирования лидирующей роли финского дизайна на мировой арене.
Вернувшись домой из Франции в 1938 году, Тапиоваара получает приглашение занять пост арт-директора компании «Аско» — крупнейшего производителя мебели в Финляндии. Перед ним была поставлена задача разработать недорогую и современную мебель, ориентированную на городской средний класс, и он с энтузиазмом принимается не только за мебельные проекты, но также разрабатывает новые принципы упаковки, айдентику, рекламные материалы компании, учебные пособия по историческим стилям мебели и цветоведению для дилеров и продавцов. Работая в «Аско», Илмари встретил свою будущую супругу Анникки, также работавшую дизайнером. С этого момента Илмари и Анникки стали успешным творческим дуэтом. Результаты их работы, продемонстрированные на осенней выставке 1939 года, имели огромный успех, но компания посчитала их слишком современными и не запустила в массовое производство.
С 1941 года Тапиоваара становится директором небольшого деревообрабатывающего производства Keravan Puuteollisuus, специализирующегося на создании стандартизированных изделий для строительной отрасли. Постепенно Тапиоваара переориентирует производство на создание серийной мебели.
Во время войны Илмари Тапиоваара получил распределение на Олонецкие острова, где проектировал новые типы бытовых сооружений и мебели без использования металлического крепежа, разрабатывая технологии, требующие минимум материала и инструмента.
В послевоенный период требовалось восстановление страны, скорейшее создание комфортной среды обитания, и тут ориентация Тапиоваара на индустриальное производство оказалась как нельзя кстати, к тому же массовое производство имело перспективы экспорта и сулило доходы небогатой государственной казне. В 1947 году Тапиоваара устраивает выставку в Хельсинки под названием «Мебель на экспорт и технологии упаковки».
В 1948 году, выиграв конкурс на меблировку сотен комнат общежития Domus Academica, Тапиоваара получил контракт и на производство мебели в собственной компании Keravan Puuteollisuus. Общежитие Domus Academica должно было утверждать высокие стандарты послевоенной жизни, но использование металла и даже текстиля было недопустимой роскошью для мебельной промышленности, единственным доступным материалом оставалось дерево.
Финляндия была мировым лидером по производству фанеры, к тому же Тапиоваара был очарован технологиями и достижениями мебельного дизайна США, особенно творчеством Ээро Сааринена и Чарльза Имза, что во многом повлияло на дизайнерские решения. Основным предметом интерьера для студентов было рабочее кресло, в котором они должны были проводить долгие часы за учебой, и Тапиоваара создает многоцелевой стул Domus. Это был поистине новаторский продукт — он производился с минимумом отходов, поставлялся в разобранном виде и в индивидуальной плоской упаковке. Необходимо заметить, что в шведской IKEA первое изделие в плоской упаковке появилось лишь в 1955 году.
Стулья Domus штабелировались в высокие вертикальные стопки. Трехмерная кривизна сиденья делала его необычайно комфортным, и стул быстро распространился по общественным заведениям восстанавливающейся Финляндии. Можно с уверенностью сказать, что все послевоенное поколение страны сидело в школах именно на этих стульях.
Domus стал еще и первым экспортным послевоенным продуктом. Ящик, вмещающий десять стульев, занимал всего четверть кубического метра. Экспорту способствовал и успех стула на выставке Low Cost Design, проводившейся MoMa в 1948 году, и хоть там Domus не получил призов, он попал в категорию Prize Design, гарантировавшую публикации, выставки и дистрибуцию изделий на территории США. Победа пришла в 1951 году на Чикагской выставке Good Design Award, в результате компания Knoll International стала миллионами продавать Domus в США под названием Finnchair — их и сейчас еще можно встретить где-нибудь в придорожных кафе и на бензоколонках.
И конечно, стул Domus вызвал интерес и восторженный отклик у одноименного итальянского журнала, расхвалившего его достоинства в своей публикации, посвященной Миланскому триеннале 1951 года, где Domus удостоился золотой медали. Всего Илмари Тапиоваара получит шесть наград наивысшего достоинства на Миланских триеннале с 1951 по 1964 год. Международное признание позволило Тапиоваара совместно со своей супругой Анникки открыть собственную студию в Хельсинки в 1951 году. А успех стула Domus послужил основой для создания новых версий, как, например, стул Lukki — «Паук», созданный для Университета технологии Хельсинки в том же 1951 году, уже имел основу из тонких металлических трубок, стремящуюся минимизировать его материальность.
После громкого успеха на американском рынке в 1952 году Тапиоваара получил приглашение занять должность профессора в Институте технологии и дизайна в Иллинойсе, где в тот момент преподавал уже к тому времени человек-легенда Мис ван дер Роэ. У Тапиоваара и Мис ван дер Роэ сложилось успешное сотрудничество не только в академической сфере. Работа в США еще более убедила Тапиоваара в ориентации на индустриальный промышленный дизайн. Вернувшись в Финляндию в 1953 году, Илмари с энтузиазмом берется за реорганизацию образовательной программы в Школе индустриального искусства Хельсинки. Там он старался внедрить нормы и методы преподавания Баухауса и Академии в Кранбруке.
В середине 1950-х годов в мебельном производстве Финляндии начинают использоваться полимерные материалы, и Тапиоваара создает собственные версии многофункциональных кресел с полимерным коконом. Новые кресла украсят интерьеры хельсинкского отеля Marski, открытого в 1962 году. В серийное производство они не пойдут из-за значительной стоимости при производстве и станут объектом вожделения коллекционеров XXI века.
Минимизировать стоимость изделий из пластика предстоит уже ученикам Тапиоваара — Юрьё Куккапуро и Ээро Аарнио станут следующим поколением финских дизайнеров, прославивших свою родину на международной арене.
В 1950-х годах в фокус внимания дизайнеров попадает народный дизайн, и Тапиоваара организовывает ремесленные курсы, где передаются навыки и опыт деревенского ремесла Финляндии. Илмари всегда испытывал глубокий интерес к народному ремеслу, стремительно исчезающему в процессе повсеместной урбанизации.
C 1955 по 1962 год Тапиоваара создает серию кресел с использованием традиционной конструкции. Изменив пропорции и форму таким образом, чтобы они соответствовали современности, Тапиоваара создал совершенно новый современный продукт, имеющий ностальгическую привлекательность, казалось бы, уже утраченного ремесленного изделия. Тут вновь проявилась исключительная способность финнов комбинировать народные традиции с уроками Баухауса, сочетать простоту конструкции, легкость и элегантность, лаконичность и соответствие назначению. Вовремя поддержанный фольклор начинал противостоять глобализму интернационального стиля.
Интерес к местным традициям Тапиоваара применил в Парагвае, на Маврикии, в Египте и Югославии, где ему пришлось работать консультантом по развитию мебельного производства.
В 1962 году офис Тапиоваара переехал в собственное здание, совмещенное с домом, в экспериментальном городе-саде Tapiola, считавшемся идеальной средой обитания. Здесь Тапиоваара работает над дизайном интерьеров офисов, магазинов, кинотеатров — его мало интересовали частные интерьеры. Он также разрабатывает айдентику и маркетинговые решения для разнообразных товаров, пишет статьи для множества журналов, посвященных индустриальному дизайну.
До конца 1960-х годов Тапиоваара оставался лидирующей фигурой в финском дизайне, до момента, когда поколение молодых дизайнеров, работающих с полимерными материалами, не заявило о себе, используя постмодернистские принципы «антидизайна». Дизайн Тапиоваара стал расцениваться как устаревший и не отражавший социальных перемен в обществе, он уже не мог найти желающих производить мебель из древесины. В лидеры выбились его ученики Юрьё Куккапуро и Ээро Аарнио.
В 1980-е годы о Тапиоваара уже никто не вспоминал, и он тихо дожил до 1999 года, когда его уход остался практически незамеченным.
Возвращение имени Илмари Тапиоваара началось лишь в XXI веке, когда бум на коллекционирование винтажного дизайна поднял известность Тапиоваара на прежнюю высоту, и началось повторное производство вещей по его проектам. Сегодня мебель Тапиоваара постепенно вытесняет мебель Аалто в холлах общественных пространств. При сохранении культурной памяти она обладает свежестью нового продукта.
Достижения Тапиоваара не в создании малотиражных объектов, за которыми охотятся музеи и частные коллекционеры. Он сыграл выдающуюся роль в становлении профессионального образования, во внедрении принципов индустриального дизайна, ставших международной нормой и вдохновивших целое поколение дизайнеров. Илмари Тапиоваара верил, что, создавая доступный интернациональный продукт, можно сделать людей ближе и понятнее друг другу через существование в едином материальном пространстве.
До 30 сентября в «Яндекс Музее» проходит выставка «Новая жизнь привычных вещей». В рамках параллельной программы выставки преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ выступят с лекциями о предметном и промышленном дизайне: 18 июля — Мария Степанова, а 25 июля — Пётр Дроздов.
В 2024 году сеть магазинов «Спортмастер» выпустила серию кроссовок, в разработке дизайна которых участвовала выпускница магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ «Предметный и промышленный дизайн» Элина Билалова. Мы узнали у Элины, как из специалиста по прикладной математике и физике она стала дизайнером обуви.
Направление
Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.