Выставка «Отчужденность» студентов Школы дизайна

Выставка «Отчужденность» студентов Школы дизайна

19 февраля в 19:00 открывается pop-up выставка «Отчужденность» студентов профиля «Художник и куратор». Художником выставки стал Майкл Арутюнян, а куратором — Кристина Ситникова.

Задача проекта третьего модуля для студентов II курса профиля «Художник и куратор» — сформулировать и реализовать персональный выставочный проект, в котором один студент выступает в роли художника, другой — куратора.

Кристина и Майкл рассказали о том, как они решили работать вместе, как появилась идея выставки, что такое эскапизм и с каким трудностями они столкнулись при создании проекта.

О выставке

Каждый человек рано или поздно достигает такого момента в жизни, когда ему чужда та реальность, в которой он находится. Он пытается сбежать, отстраниться, спрятаться от окружающего скучного, неприятного и обыденного разными путями. Всему этому есть одно единственное и очень четкое понятие — эскапизм и последующее из этого определение «отчужденности».

Выставка «Отчужденность» — в какой-то степени тонкая пространственная археология, где раскрывается проблематика семьи, семейных отношений, а загородный дом как несложившееся родовое гнездо является фундаментом, из которого растут корни семьи. Художник предлагает построить диалог на тему родственности, семейной принадлежности, вступить в полемику касательно вопросов о взрослении, самоидентификации, психологии. Экспозиция объединяет в себе две реальности: настоящую — материальную и рефлексивную — мнимую.

Расскажите, как вы решили работать вместе?

Майкл Арутюнян: Мы с Кристиной ещё весной прошлого года сформировали такой творческий тандем и вместе активно реализуем проекты в поле современного искусства, делясь друг с другом опытом, новыми идеями и вкусами. Наша первая совместная выставка «Отчужденность» со мной в качестве художника и Кристиной в роли куратора — решающая и показательная выставка наших успехов и продвижений в сфере современного искусства и выставочных практик. Совместная работа доказала нам важность качественного общения и взаимодействия куратора с художником, специфику скрупулёзной совместной работы. Эта выставка является новым этапом работы и обучения современному искусству. Мы получили массу эмоций, реализуя проект, встретились со множеством препятствий и старались своевременно их решать и находить альтернативы, чтобы совместными усилиями претворить задуманное в жизнь.

Почему вы выбрали такую тему?

Майкл Арутюнян: Моя дача — огромное, пустующее и, к сожалению, недостроенное до конца здание. Изначально дом был запланирован как жилое пространство на третьем этаже и мануфактура по производству армейских ботинок на первом и втором этажах. Эти два фактора являются бэкграундом моей семьи — оттуда растут корни. Прошлое оставило множество артефактов: обувные колодки, кожа, ненужные стройматериалы, мебель, мусор времени, которые в свою очередь и формируют эту особую атмосферу — ауру дома. Именно этот дом стал тем местом, где появилась моя любовь к эскапизму и саморефлексии.

В Москве каждый член моей семьи затянут в свои хлопоты и заботы. Нечасто появляется такой подходящий момент, когда все из нас бы собрались на несколько дней и посвятили себя друг другу. Мы не обращаем особого внимания на душевное состояние каждого и на то, кто о чем думает, что волнует, что тревожит. Иногда, когда я болтаю с родителями, мы смеемся, в воздухе витает оптимизм и веселье, и тут что-то переклинивает во мне. Я как будто резко начинаю смотреть на семью со стороны. Я растерян. Мне хочется выбраться. Лезут вопросы самоидентификации. Кто я такой? Почему я среди этих людей? Почему мама — моя мама? Почему именно здесь и сейчас? Я начинаю думать о семье и ее значении для меня. Чувствую, я не должен быть здесь. Мне надо быть в другом месте. В этом кратком мгновении я смотрю на семью и вижу кого-то другого.

Мне кажется, у многих людей в определенный этап жизни появляются подобные мысли, от которых они стараются отмахнуться. А я не хочу отмахиваться. Я хочу поделиться этим с окружающими, рассказать, что меня тревожит. И что я пытаюсь найти смысл.

Что было самым сложным в создании выставки?

Кристина Ситникова: Ни одна действительно хорошая работа не может обойтись без трудностей. С кураторской точки зрения, все началось с выбора пространства. Я была уверена, что для реализации проекта нам нужен либо сам загородный дом, либо же выставочное пространство. Мне хотелось показать эту отчужденность, некий холод, и выставочное пространство с белыми стенами для этого идеально подходило. Искали мы начиная с октября, но у всех был забитый график.

Спустя 4 месяца мы нашли то, что нам действительно подошло — фотостудия, где также проходят выставки. Также втроём вместе с куратором группы Константином Аджером мы размышляли о том, как именно можно перенести артефакты со стен загородного дома, не используя фотографию. И меня осенило, что, используя кальку и пишущий инструмент, можно аккуратно снять отпечатки прошлого. Почему калька? Она может прекрасно передать фактуру стены в силу своей полупрозрачности.

Майкл Арутюнян: Трудности во время разработки выставочного проекта касались транспортировки арт-объектов со всеми замерами и пылью времени в выставочное пространство, чтобы они не потеряли внутренней магии.

Также мы столкнулись с проблемой, связанной с отбором работ и составлением экспозиционного плана, потому что выбранная нами тема очень трепетная и нежная, хотя и «Отчужденность» внешне нейтральна и холодна. Необходимо было построить точки органичного взаимодействия объектов как друг с другом, так и со зрителями и пространством в целом. Выставка построена на тонкостях и недосказанности, чтобы зритель мог вступить в диалог со мной и, возможно, под другим углом начал воспринимать проблемы, поставленные мной и куратором.

Чем вы вдохновлялись?

Кристина Ситникова: Ко мне вдохновение пришло ровно тогда, когда мы приехали на участок, и я не на картинке, а вживую увидела, насколько величавый тот самый дом. Безусловно, он хранит в себе огромную семейную историю, но в нем меня завораживало что-то незримое, — его энергетика. Также меня вдохновлял на размышления философский текст Зигмунда Фрейда, цитату которого я взяла за основу кураторского высказывания.

Майкл Арутюнян: Также мы вдохновлялись художниками и другими выставочными проектами, которые так или иначе переосмысляли пространство редимейд-инсталляциями, освещали тему ностальгии, старого и нового, детства. Это и выставка Сун Дуна «Waste Not», и переработанные объекты Майкла Э. Смита, выстраивающиеся в забавную диалогическую конструкцию со зрителем-партнёром. Также хотел бы упомянуть выставку «Локаринг» Алексея Хамова и Марии Ионовой-Грибиной, которая была построена вокруг локального контекста дома Алексея. В этом проекте художники сводили прошлое и новое лицом к лицу, а также проводили сравнительный анализ и систематизировало полученную информацию о вещах, атмосфере.

Куратор группы: Константин Кузнецов.

  • Дата: 19 февраля 2021 года
  • Время: 19:00 — 23:00
  • Адрес: Улица Щипок, 28 (м. Павелецкая или Серпуховская). Выставка пройдет на территории Высшей Школы Фотографии.

    Вход свободный.

Читайте также

Персональная дипломная выставка студентки «Современного искусства» в галерее Arbuzz

С 21 по 29 апреля в галерее Arbuzz пройдет персональная дипломная выставка студентки IV курса «Современного искусства» Кристины Ситниковой «Среда заданного уровня». Как статичные объекты, сделанные из строительных материалов, могут стать динамичными? Какую роль играет фигура зрителя на выставке? Он/она лишь зритель или участник? Это те вопросы, которые Кристина поднимает в своем выставочном проекте. Также в рамках выставки пройдет два мастер-класса от Кристины Ситниковой.

Искусство и устойчивость. Современное искусство и экологический нарратив

Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых перспективных художников, дизайнеров, теоретиков искусства, фотографов, видеоартистов Москвы. Профиль делает акцент, в первую очередь, на концептуальной составляющей в работе художника, теоретика искусства и куратора, а также снабжает студентов всеми навыками, необходимыми для интеграции в профессиональную среду и поиска контакта со зрителем.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.