Евгений Былина — о новой книге «История звука» и развитии Sound Studies в России

Интервью с преподавателем магистерского профиля "Sound art & Sound studies Евгением Былиной

27 марта на международной ярмарке интеллектуальной литературы «Non/fictio№ 22» прошла презентация серии книг «История звука» издательства «НЛО», редактором и составителем которой стал преподаватель магистерского профиля Sound Art & Sound Studies Евгений Былина.

Проект «История звука» посвящен молодой развивающейся дисциплине sound studies, изучающей многообразие аудиального мира. На презентации книгу представили: редактор серии Евгений Былина, историк и эссеист Кирилл Кобрин, писатель, философ и звукорежиссер Анатолий Рясов, а также главный редактор издательства «НЛО» Ирина Прохорова.

Мы поговорили с Евгением о дальнейших планах по развитию серии, а также о положении дисциплины sound studies в России и в частности, в Школе дизайна.

Чему посвящена серия книг «История звука»?

У «Истории звука» две задачи. Первая — это знакомство русского читателя со звуковой теорией, с методами размышления о звуке. Вторая задача — знакомство с междисциплинарными текстами, посвященными музыке. Звук включает в себя музыку, звуковые исследования, то есть sound studies — это одна сфера, а вторая сфера — так называемая popular music studies. Книги серии будут преимущественно переводными, но очень хотелось бы возникновением подобной серии инспирировать начало отечественных исследований, посвященных этой теме.

Кому будут интересны эти книги?

Первая книга серии — работа Мишеля Шиона «Звук». Эту книгу можно назвать азбукой звуковых исследований, и она адресована широкому кругу читателей. Какие-то исследования в серии будут более специфическими. Но важно отметить, что это может быть интересно не только тем, кто занимается звуком с технической стороны, но и тем, кто интересуется звуком как неким культурным феноменом, феноменом нашей жизни. Учитывая современную моду на теорию и культурологию, серия будет интересна многим. Также я смотрю на динамику предзаказов — книги пользуются спросом.

Какими книгами продолжится серия?

Горизонт планирования составляет примерно год, и мне уже известно, какие авторы выйдут в 2022 году. Помимо двух вышедших книг Марка Фишера «Призраки моей жизни» и Мишеля Шиона «Звук» выйдет работа исследователя звука, звукорежиссера, культуролога и философа Анатолия Рясова «Едва слышный гул. Введение в философию звука». Сейчас она на стадии финальной редактуры. Это будет первая книжка такого рода от русского автора, чему я очень рад. Это очень оригинальная работа, и я не могу привести аналогию с зарубежными работами — sound studies в России, по сути, не существует. Помимо этого выйдет работа Брендона Ла Беля «Акустические териитории», которая посвящена тому, какую роль звук играет в городском пространстве, как он оформляет нашу жизнь и городской опыт. Еще одна книга — американского философа Кристофа Кокса «Звуковой поток». Это довольно трудная книга философского толка, рассматривающая звук с позиции новых материалистических антологий. В этой книге Кристофер Кокс, по сути, переписывает историю звука, рассматривая его с довольно неочевидных позиций.

Что можно сказать о положении sound studies в России?

То, что мы собрали магистратуру Sound Art & Sound Studies, на которую пришли довольно много человек, уже может говорить о том, что запрос есть. Также важно то, что звуковые исследования очень часто тесно связаны с практикой. В отличие от большинства гуманитарных направлений, звуковые штудии даются на практических факультетах, либо на факультетах с программами Liberal arts. И в Школе дизайна мы стараемся соответствовать современным запросам.

Логика нашего курса построена на том, что мы сочетаем практические навыки, необходимые в саунд-арте, с теоретическими подходами, которые, на мой взгляд, очень оригинальны. При разработке программы мы во многом ориентировались на опыт иностранных коллег. Поэтому в рамках двухлетней магистратуры нашего направления можно получить довольно большой объем знаний, а также на протяжении обучения быть вовлеченным в исследовательскую деятельность, чем уже занимаются несколько наших магистров.

non/fiction — ежегодная ярмарка интеллектуальной литературы, представляющая лучшее из художественной, научной и научно-популярной литературы. В ярмарке примут участие 29 стран­-участниц, представляющих более 300 крупных и малых издательств.

Приобрести книги можно на сайте издательства «НЛО».

Читайте также

Выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ в новом номере журнала о комиксе «Правила жизни»

Выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ профиля «Анимация и иллюстрация» Катя Гущина и Анна Рыжкова стали героинями печатного выпуска журнала «Правила жизни», посвященного комиксу.

Юлия Блюхер: «Практика — единственно правильный способ учить людей»

Юлия Блюхер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, говорит, что её цель — готовить «людей-оркестров», и сама является именно таким человеком: успешным иллюстратором и серьёзным научным работником, руководителем образовательного направления «Комикс» и «Центра исследования народных промыслов». В интервью для DESIGN.HSE Юлия рассказала, как поступление в магистратуру может помочь уже сложившемуся специалисту, действительно ли рисовать комиксы — это серьёзная взрослая профессия и чему нам стоит поучиться у народа саамов, чтобы наша жизнь стала лучше и спокойнее.

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.