По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Арне Якобсен относился к числу модернистов, создающих не просто архитектуру, а тотальную среду обитания, которая требовала нового предметного наполнения для каждого проекта. Якобсен стремился к созданию гезамткунстверков, считая себя архитектором, а не дизайнером.
Материал журнала «Проектор»
Текст: Павел Ульянов
Иллюстрации: из архива автора
Арне Якобсен родился в Копенгагене 11 февраля 1902 года. Его отец Йохан был торговцем швейной фурнитурой, а мать Паулина работала кассиром в банке и увлекалась живописью. В детстве Арне мечтал стать художником и даже разрисовывал белой краской обои в доме. В школе он проявил талант рисовальщика, способного очень точно выражать в рисунке собственный замысел, но отец все же убедил его заняться архитектурой.
Арне поступает в Технический колледж Копенгагена, осваивает профессию каменщика, успевает попрактиковаться в Германии и посетить США матросом на торговом судне. В 1924 году Якобсен поступает в Школу архитектуры при Королевской академии изящных искусств Копенгагена, где обучается у Кая Фискера и Кая Готтлоба — ведущих датских архитекторов того времени.
Кай Фискер замечает великолепного акварелиста и графика Якобсена и привлекает его к работе над строительством павильона Дании для выставки декоративного искусства 1925 года в Париже. Арне получает возможность посетить Францию и Италию и представить в экспозиции павильона плетеное кресло собственной конструкции, которое было удостоено серебряной медали.
В Париже Якобсен знакомится с революционным павильоном L'Esprit Nouveau, созданным Ле Корбюзье. Идеи модернизма вдохновляют Арне Якобсена, он отходит от неоклассицизма, господствующего на севере Европы, и следит за развитием рациональной архитектуры — проектами Вальтера Гропиуса и Миса ван дер Роэ.
В 1927 году Якобсен заканчивает свое обучение в Школе архитектуры и начинает работать в офисе Ассоциации городских архитекторов, занимаясь благоустройством городского парка и строительством двух частных домов — своих первых архитектурных проектов.
В 1929 году совместно с другом детства и сокурсником Флеммингом Лассеном Якобсен выигрывает конкурс Ассоциации академических архитекторов на строительство павильона «Дом будущего», представляющего концепт жилища нового стиля жизни. Этот проект стал первым знакомством широкой общественности Дании с архитектурой модернизма. Павильон имел необычную спиральную форму с вертолетной площадкой на крыше, окна опускались вниз наподобие автомобильных, труба-конвейер доставляла в дом пищевые полуфабрикаты и почту. Интерьер представлял собой рациональный гезамткунстверк, для которого были разработаны мебель из гнутых стальных труб в эстетике немецкого функционализма, специальное цветовое решение, освещение и текстиль. Реакция публики и профессионального сообщества была различной, но восторженные отзывы взяли верх. Этот проект принес Арне Якобсену славу архитектора-новатора.
Успех Арне принес не только славу, но и несколько заказов на строительство частных домов в новом функциональном стиле, что в 1929 году подтолкнуло его к открытию собственной студии. Архитектор строит свой собственный дом и разрабатывает для него мебель.
В 1932 году Якобсен приступает к первому крупному проекту — строительству пансионата Bellavista на пляже Бельвю в северном пригороде Копенгагена. Комплекс включал в себя четырехэтажный блок апартаментов, выполненный в интернациональном стиле, здание театра с рестораном, напоминающее американские кинотеатры в эстетике стримлайна, манеж для конной выездки, имеющий общие черты с архитектурой русского рационализма конца 1920-х годов, и заправочную станцию, предвосхитившую появление органической архитектуры. От строительства планируемой башни стометровой высоты с вращающимся рестораном пришлось отказаться из-за протестов консервативной общественности. На самом пляже по проекту Якобсена были созданы кабинки для переодевания, киоски и вышки спасателей. Весь комплекс представлял целую жилую среду для нового образа жизни. Строительство было завершено в 1937 году.
Новой архитектуре требовались новые предметы интерьера. Можно сказать, что с этого проекта Якобсен начинает работать как индустриальный дизайнер и сотрудничать с фабриками, способными выпускать предметы по его проектам значительными тиражами.
Стулья для ресторана, напоминающие традиционные китайские стулья и демонстрирующие влияние идей Кааре Клинта, произвела компания Fritz Hansen, известная своим опытом в гибке древесины паром. Кресла для зрительного зала театра выполнены из гнутой фанеры и выдают интерес Арне к абстрактным формам. Это наиболее заметно в силуэте спинок барных стульев, напоминающих очертания стула модели 3107, созданного Якобсеном двадцатью годами позже.
В Бельвю начинается сотрудничество с компанией Louis Poulsen, производившей светильники по эскизам архитектора для многих его последующих проектов.
Отшлифовав свой стиль в пригородах, Якобсен берется за проект пристройки к фабричному зданию фармацевтической компании Novo на западе Копенгагена. Здание получает скругленный угол и цокольный этаж, оштукатуренный составом из крошки черного мрамора. Аналогичный прием будет применен в Stelling’s house, возведенном в историческом центе Копенгагена, несмотря на протесты общественности. В новом здании цоколь занял два этажа с магазином для художников и отделением банка, для которого Якобсен разработал мягкие кресла органической формы, предшествовавшие его послевоенным мебельным проектам.
Примерами архитектуры зрелого периода можно назвать здания городской администрации, заложенные Якобсеном в Орхусе совместно с архитектором Эриком Моллером в 1937 году, и в Соллероде в соавторстве с Флеммингом Лассеном в 1939 году. Оба проекта демонстрируют отход архитектора от принципов интернационального стиля в сторону более индивидуального, органического подхода, выраженного в использовании природных материалов в отделке. Фасады были облицованы натуральным мрамором, а интерьеры содержали множество настенных деревянных панелей. Мебель была выполнена из дорогих сортов дерева в искусной ремесленной традиции, более соответствующей принципам Кааре Клинта.
Для работы над интерьерами в Орхусе был приглашен молодой Ханс Вегнер, вскоре получивший славу выдающегося мебельного дизайнера. Этот проект можно считать первым значительным опытом Вегнера в создании серийной мебели. В Соллероде проявился талант Флемминга Лассена как мебельного дизайнера. Оба проекта были завершены в 1942 году.
Фашистская оккупация Дании привела к эмиграции Якобсена в Швецию, где в отсутствие архитектурных проектов он совместно со своей женой Йонной, художницей по тканям, стал разрабатывать декор для обоев и текстильной промышленности. В этой работе проявилась ранняя любовь Якобсена к ботанике и органическим формам, абстракции и формальным обобщениям.
Начало активности в послевоенный период связано с участием во множестве архитектурных конкурсов и возведением в 1946 году серии двухквартирных домиков в Сохольме — пригороде Копенгагена. Один из этих домов архитектор занял сам. В 1949 году начинается строительство школы Мункегард, в плане представляющей решетку, где каждый класс имел собственный открытый дворик. Окна в крыше и масштабное остекление обеспечивали хорошее естественное освещение классов. Влияние, оказанное стеклянной архитектурой Миса ван дер Роэ, наиболее заметно в облике заложенного в 1949 году выставочного центра компании Messey-Harris и здания администрации города Рёдовре, имеющих сплошные остекления фасадов.
Очередное сотрудничество с фармацевтической компанией Novo в 1951 году стало причиной появления легкого штабелируемого стула The Ant, предназначенного для фабричной столовой. Вдохновленный работами Чарльза и Рэй Имз, стул из гнутого фанерного элемента, объединившего спинку с сиденьем анатомического профиля, и трехногой базы из стальных трубок стал бестселлером. Компания Fritz Hansen не уловила потенциала антропоморфной энергетики скромного стула и отказалась начать производство до предоплаты первых двухсот изделий. Рыночный успех стула The Ant привел к созданию целой серии стульев с фанерными сиденьями шести различных форм, которые к настоящему моменту произведены миллионными тиражами и являются наиболее востребованными и узнаваемыми датскими стульями во всем мире.
Архитектура американских небоскребов оказала влияние на облик 22-этажного отеля SAS Radisson, построенного Якобсеном в Копенгагене в 1958–1961 годах. Для него архитектор разработал проект тотального дизайна от мебели и светильников до столовых приборов и текстиля. Этот проект стал одним из первых примеров дизайн-отеля.
Послевоенный интерес к органическим формам принес успех новой мебели, созданной на основе раковин из полистирола и напоминающей современные абстрактные скульптуры. Для кресел Egg, Swan, Drop и Pot, появившихся в 1958 году, форма была определяющим фактором: к процессу улучшения гипсовых моделей был привлечен профессиональный скульптор. Понятие комфорта было выведено на новый психологический уровень: кресло Egg, созданное для лобби отеля, своим объемом создавало ощущение изоляции и защищенности от окружения, а группа из нескольких кресел формировала приватное пространство.
Международная слава отеля привлекла заказы из Германии, Англии, Финляндии: архитектор строит здание колледжа Святой Катерины в Оксфорде, комплекс городской администрации в Майнце. Эти строения монументальны и эмоционально насыщены.
Фасады Национального банка Дании, заложенного в 1961 году, находятся в определенной инверсии. Две стены представляют плоский массив, облицованный норвежским мрамором и прорезанный узкими полосами остекления. Противоположные стены, наоборот, полностью стеклянные и разделены штрихами несущих колонн. Здание производит впечатление суровой неприступной крепости и напоминает брутальные строения Луиса Кана. Однако его интерьеры очень человечны: они хорошо освещены, стены облицованы панелями из грушевого дерева, мебель имеет мягкие природные очертания, комфортна для тела и успокоительна для глаз.
Якобсен работал как художник или скульптор, соотнося полученный результат с чувством собственного вкуса. Основываясь на пропорциях и традициях культуры, он стремился экспериментировать с передовыми архитектурными идеями, делая их еще практичнее, проще и выразительнее.
Арне Якобсен относился к числу модернистов, создающих не просто архитектуру, а тотальную среду обитания, которая требовала нового предметного наполнения для каждого проекта. Якобсен стремился к созданию гезамткунстверков, считая себя архитектором, а не дизайнером. При этом за свою жизнь он создал более 300 предметов индустриального дизайна.
Жизнь мастера неожиданно оборвалась в 1971 году.
Уже 11 октября в Яндекс Музее Санкт-Петербурга откроется выставка студенческих работ «Новая жизнь привычных вещей». С 3 июля по 30 сентября она проходила в московском филиале Музея. Экспозицию, как и прежде, составят проекты студентов Школы дизайна, прошедшие в шорт-лист одноимённого конкурса.
Студент первого курса магистратуры «Предметный и промышленный дизайн» Максим Татаринцев занял I место в конкурсе бренда Avdeev Crystal. Он разработал проект хрустальной люстры для гостиной комнаты.
Направление
Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.