Дизайнер и архитектор Арне Якобсен

Арне Якобсен относился к числу модернистов, создающих не просто архитектуру, а тотальную среду обитания, которая требовала нового предметного наполнения для каждого проекта. Якобсен стремился к созданию гезамткунстверков, считая себя архитектором, а не дизайнером.

Материал журнала «Проектор»
Текст: Павел Ульянов
Иллюстрации: из архива автора

Заправочная станция. Комплекс Bellavista на пляже Бельвю. 1936 год
Заправочная станция. Комплекс Bellavista на пляже Бельвю. 1936 год

Арне Якобсен родился в Копенгагене 11 февраля 1902 года. Его отец Йохан был торговцем швейной фурнитурой, а мать Паулина работала кассиром в банке и увлекалась живописью. В детстве Арне мечтал стать художником и даже разрисовывал белой краской обои в доме. В школе он проявил талант рисовальщика, способного очень точно выражать в рисунке собственный замысел, но отец все же убедил его заняться архитектурой.

Арне поступает в Технический колледж Копенгагена, осваивает профессию каменщика, успевает попрактиковаться в Германии и посетить США матросом на торговом судне. В 1924 году Якобсен поступает в Школу архитектуры при Королевской академии изящных искусств Копенгагена, где обучается у Кая Фискера и Кая Готтлоба — ведущих датских архитекторов того времени.

Кай Фискер замечает великолепного акварелиста и графика Якобсена и привлекает его к работе над строительством павильона Дании для выставки декоративного искусства 1925 года в Париже. Арне получает возможность посетить Францию и Италию и представить в экспозиции павильона плетеное кресло собственной конструкции, которое было удостоено серебряной медали.

Проект ресторана в Шарлоттенлунде. 1933 год. Акварель из коллекции архитектурного архива библиотеки национального искусства Дании
Проект ресторана в Шарлоттенлунде. 1933 год. Акварель из коллекции архитектурного архива библиотеки национального искусства Дании

В Париже Якобсен знакомится с революционным павильоном L'Esprit Nouveau, созданным Ле Корбюзье. Идеи модернизма вдохновляют Арне Якобсена, он отходит от неоклассицизма, господствующего на севере Европы, и следит за развитием рациональной архитектуры — проектами Вальтера Гропиуса и Миса ван дер Роэ.

В 1927 году Якобсен заканчивает свое обучение в Школе архитектуры и начинает работать в офисе Ассоциации городских архитекторов, занимаясь благоустройством городского парка и строительством двух частных домов — своих первых архитектурных проектов.

В 1929 году совместно с другом детства и сокурсником Флеммингом Лассеном Якобсен выигрывает конкурс Ассоциации академических архитекторов на строительство павильона «Дом будущего», представляющего концепт жилища нового стиля жизни. Этот проект стал первым знакомством широкой общественности Дании с архитектурой модернизма. Павильон имел необычную спиральную форму с вертолетной площадкой на крыше, окна опускались вниз наподобие автомобильных, труба-конвейер доставляла в дом пищевые полуфабрикаты и почту. Интерьер представлял собой рациональный гезамткунстверк, для которого были разработаны мебель из гнутых стальных труб в эстетике немецкого функционализма, специальное цветовое решение, освещение и текстиль. Реакция публики и профессионального сообщества была различной, но восторженные отзывы взяли верх. Этот проект принес Арне Якобсену славу архитектора-новатора.

Стул для ресторана комплекса Bellavista на пляже Бельвю. Производство компании Fritz Hansen. 1934 год
Стул для ресторана комплекса Bellavista на пляже Бельвю. Производство компании Fritz Hansen. 1934 год

Успех Арне принес не только славу, но и несколько заказов на строительство частных домов в новом функциональном стиле, что в 1929 году подтолкнуло его к открытию собственной студии. Архитектор строит свой собственный дом и разрабатывает для него мебель.

В 1932 году Якобсен приступает к первому крупному проекту — строительству пансионата Bellavista на пляже Бельвю в северном пригороде Копенгагена. Комплекс включал в себя четырехэтажный блок апартаментов, выполненный в интернациональном стиле, здание театра с рестораном, напоминающее американские кинотеатры в эстетике стримлайна, манеж для конной выездки, имеющий общие черты с архитектурой русского рационализма конца 1920-х годов, и заправочную станцию, предвосхитившую появление органической архитектуры. От строительства планируемой башни стометровой высоты с вращающимся рестораном пришлось отказаться из-за протестов консервативной общественности. На самом пляже по проекту Якобсена были созданы кабинки для переодевания, киоски и вышки спасателей. Весь комплекс представлял целую жилую среду для нового образа жизни. Строительство было завершено в 1937 году.

Манеж для конных упражнений. Комплекс Bellavista на пляже Бельвю. 1936 год
Манеж для конных упражнений. Комплекс Bellavista на пляже Бельвю. 1936 год

Новой архитектуре требовались новые предметы интерьера. Можно сказать, что с этого проекта Якобсен начинает работать как индустриальный дизайнер и сотрудничать с фабриками, способными выпускать предметы по его проектам значительными тиражами.

Стулья для ресторана, напоминающие традиционные китайские стулья и демонстрирующие влияние идей Кааре Клинта, произвела компания Fritz Hansen, известная своим опытом в гибке древесины паром. Кресла для зрительного зала театра выполнены из гнутой фанеры и выдают интерес Арне к абстрактным формам. Это наиболее заметно в силуэте спинок барных стульев, напоминающих очертания стула модели 3107, созданного Якобсеном двадцатью годами позже.

Стул для Зала бракосочетаний здания городской администрации города Sollerod. Создан совместно с Флеммингом Лассеном, 1941 год
Стул для Зала бракосочетаний здания городской администрации города Sollerod. Создан совместно с Флеммингом Лассеном, 1941 год

В Бельвю начинается сотрудничество с компанией Louis Poulsen, производившей светильники по эскизам архитектора для многих его последующих проектов.

Отшлифовав свой стиль в пригородах, Якобсен берется за проект пристройки к фабричному зданию фармацевтической компании Novo на западе Копенгагена. Здание получает скругленный угол и цокольный этаж, оштукатуренный составом из крошки черного мрамора. Аналогичный прием будет применен в Stelling’s house, возведенном в историческом центе Копенгагена, несмотря на протесты общественности. В новом здании цоколь занял два этажа с магазином для художников и отделением банка, для которого Якобсен разработал мягкие кресла органической формы, предшествовавшие его послевоенным мебельным проектам.

Примерами архитектуры зрелого периода можно назвать здания городской администрации, заложенные Якобсеном в Орхусе совместно с архитектором Эриком Моллером в 1937 году, и в Соллероде в соавторстве с Флеммингом Лассеном в 1939 году. Оба проекта демонстрируют отход архитектора от принципов интернационального стиля в сторону более индивидуального, органического подхода, выраженного в использовании природных материалов в отделке. Фасады были облицованы натуральным мрамором, а интерьеры содержали множество настенных деревянных панелей. Мебель была выполнена из дорогих сортов дерева в искусной ремесленной традиции, более соответствующей принципам Кааре Клинта.

The Ant chair («Муравей»), модель FH3100. Создано для столовой фармацевтической компании Novo. Производство компании Fritz Hansen. 1951 год
The Ant chair («Муравей»), модель FH3100. Создано для столовой фармацевтической компании Novo. Производство компании Fritz Hansen. 1951 год

Для работы над интерьерами в Орхусе был приглашен молодой Ханс Вегнер, вскоре получивший славу выдающегося мебельного дизайнера. Этот проект можно считать первым значительным опытом Вегнера в создании серийной мебели. В Соллероде проявился талант Флемминга Лассена как мебельного дизайнера. Оба проекта были завершены в 1942 году.

Фашистская оккупация Дании привела к эмиграции Якобсена в Швецию, где в отсутствие архитектурных проектов он совместно со своей женой Йонной, художницей по тканям, стал разрабатывать декор для обоев и текстильной промышленности. В этой работе проявилась ранняя любовь Якобсена к ботанике и органическим формам, абстракции и формальным обобщениям.

Стул Grand-Prix, модель FH4130. Удостоен Гран-при на Триеннале 1957 года в Милане. Производство компании Fritz Hansen
Стул Grand-Prix, модель FH4130. Удостоен Гран-при на Триеннале 1957 года в Милане. Производство компании Fritz Hansen

Начало активности в послевоенный период связано с участием во множестве архитектурных конкурсов и возведением в 1946 году серии двухквартирных домиков в Сохольме — пригороде Копенгагена. Один из этих домов архитектор занял сам. В 1949 году начинается строительство школы Мункегард, в плане представляющей решетку, где каждый класс имел собственный открытый дворик. Окна в крыше и масштабное остекление обеспечивали хорошее естественное освещение классов. Влияние, оказанное стеклянной архитектурой Миса ван дер Роэ, наиболее заметно в облике заложенного в 1949 году выставочного центра компании Messey-Harris и здания администрации города Рёдовре, имеющих сплошные остекления фасадов.

Набор столовых приборов AJ. Создан для ресторана отеля SAS Radisson в Копенгагене. 1957 год. Производство компании Georg Jensen. Использовался при съемках художественного фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея» в 1968 году
Набор столовых приборов AJ. Создан для ресторана отеля SAS Radisson в Копенгагене. 1957 год. Производство компании Georg Jensen. Использовался при съемках художественного фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея» в 1968 году

Очередное сотрудничество с фармацевтической компанией Novo в 1951 году стало причиной появления легкого штабелируемого стула The Ant, предназначенного для фабричной столовой. Вдохновленный работами Чарльза и Рэй Имз, стул из гнутого фанерного элемента, объединившего спинку с сиденьем анатомического профиля, и трехногой базы из стальных трубок стал бестселлером. Компания Fritz Hansen не уловила потенциала антропоморфной энергетики скромного стула и отказалась начать производство до предоплаты первых двухсот изделий. Рыночный успех стула The Ant привел к созданию целой серии стульев с фанерными сиденьями шести различных форм, которые к настоящему моменту произведены миллионными тиражами и являются наиболее востребованными и узнаваемыми датскими стульями во всем мире.

оршер. Создан для номеров отеля SAS Radisson в Копенгагене. 1957 год. Производство компании Louis Poulsen
оршер. Создан для номеров отеля SAS Radisson в Копенгагене. 1957 год. Производство компании Louis Poulsen

Архитектура американских небоскребов оказала влияние на облик 22-этажного отеля SAS Radisson, построенного Якобсеном в Копенгагене в 1958–1961 годах. Для него архитектор разработал проект тотального дизайна от мебели и светильников до столовых приборов и текстиля. Этот проект стал одним из первых примеров дизайн-отеля.

Послевоенный интерес к органическим формам принес успех новой мебели, созданной на основе раковин из полистирола и напоминающей современные абстрактные скульптуры. Для кресел Egg, Swan, Drop и Pot, появившихся в 1958 году, форма была определяющим фактором: к процессу улучшения гипсовых моделей был привлечен профессиональный скульптор. Понятие комфорта было выведено на новый психологический уровень: кресло Egg, созданное для лобби отеля, своим объемом создавало ощущение изоляции и защищенности от окружения, а группа из нескольких кресел формировала приватное пространство.

Egg-chair («Яйцо»). Создано для лобби отеля SAS Radisson в Копенгагене. Объединенная форма сиденья и спинки из полимерной раковины. Производство Fritz Hansen. 1958 год
Egg-chair («Яйцо»). Создано для лобби отеля SAS Radisson в Копенгагене. Объединенная форма сиденья и спинки из полимерной раковины. Производство Fritz Hansen. 1958 год

Международная слава отеля привлекла заказы из Германии, Англии, Финляндии: архитектор строит здание колледжа Святой Катерины в Оксфорде, комплекс городской администрации в Майнце. Эти строения монументальны и эмоционально насыщены.

Фасады Национального банка Дании, заложенного в 1961 году, находятся в определенной инверсии. Две стены представляют плоский массив, облицованный норвежским мрамором и прорезанный узкими полосами остекления. Противоположные стены, наоборот, полностью стеклянные и разделены штрихами несущих колонн. Здание производит впечатление суровой неприступной крепости и напоминает брутальные строения Луиса Кана. Однако его интерьеры очень человечны: они хорошо освещены, стены облицованы панелями из грушевого дерева, мебель имеет мягкие природные очертания, комфортна для тела и успокоительна для глаз.

Oxford-chair. Создано для колледжа Святой Катерины в Оксфорде. Первый выпуск, имеющий ноги из гнутой древесины. Производство компании Fritz Hansen. 1962 год
Oxford-chair. Создано для колледжа Святой Катерины в Оксфорде. Первый выпуск, имеющий ноги из гнутой древесины. Производство компании Fritz Hansen. 1962 год

Якобсен работал как художник или скульптор, соотнося полученный результат с чувством собственного вкуса. Основываясь на пропорциях и традициях культуры, он стремился экспериментировать с передовыми архитектурными идеями, делая их еще практичнее, проще и выразительнее.

Арне Якобсен относился к числу модернистов, создающих не просто архитектуру, а тотальную среду обитания, которая требовала нового предметного наполнения для каждого проекта. Якобсен стремился к созданию гезамткунстверков, считая себя архитектором, а не дизайнером. При этом за свою жизнь он создал более 300 предметов индустриального дизайна.

Жизнь мастера неожиданно оборвалась в 1971 году.

OX-chair. Кресло «Бык». Производство компании Fritz Hansen. Лимитированная серия 300 экземпляров. 1966 год
OX-chair. Кресло «Бык». Производство компании Fritz Hansen. Лимитированная серия 300 экземпляров. 1966 год

Читайте также

Яндекс Музей х Школа дизайна НИУ ВШЭ: выставка «Новая жизнь привычных вещей» открывается в Санкт-Петербурге

Уже 11 октября в Яндекс Музее Санкт-Петербурга откроется выставка студенческих работ «Новая жизнь привычных вещей». С 3 июля по 30 сентября она проходила в московском филиале Музея. Экспозицию, как и прежде, составят проекты студентов Школы дизайна, прошедшие в шорт-лист одноимённого конкурса. 

Студент Школы дизайна стал победителем конкурса от Avdeev Crystal

Студент первого курса магистратуры «Предметный и промышленный дизайн» Максим Татаринцев занял I место в конкурсе бренда Avdeev Crystal. Он разработал проект хрустальной люстры для гостиной комнаты.

Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.