Выставка студентов направления «Фотография» ​​​​​​​прошла в Pennlab Gallery

Фото: Ксения Бабушкина
Фото: Ксения Бабушкина

В Pennlab Gallery прошла выставка «Едва похожи», где были представлены работы одиннадцати студентов направления «Фотография» Школы Дизайна НИУ ВШЭ. Молодым авторам было предложено подумать о том, что объединяет современных людей.

Стартовой точкой размышлений стал разговор об одной из самых известных выставок в истории фотографии — «Род человеческий» (The Family of Man) под кураторством Эдварда Стайхена. Открытая в 1955 году, эта выставка ставила своей задачей показать универсальный характер человеческого опыта и роль фотографии в его документации. На фоне исторических событий первой половины XX века гуманистическое сообщение: «все люди — единая семья», было чрезвычайно уместно, необходимо.

В современном мире мы склонны разделять людей на малые группы, замечать скорее разность, нежели общность. Спустя более чем полвека студенты Школы дизайна размышляют на тему: существуют ли сейчас признаки, черты по которым можно объединить человечество в единую семью?

Хунчжи Чэнь «Hello my Loneliness»
Хунчжи Чэнь «Hello my Loneliness»

Проект «Hello my Loneliness» Хунчжи Чэнь посвящен теме одиночества. По мнению Хунчжи, одиночество — это чувство знакомое каждому человеку. «Я снимала поведение главного героя в то время, когда горела свеча. Свечи символизируют время. И так же как свеча борется с тьмой, люди борются с одиночеством. Зрители, которые видят фотографии, могут вспомнить о своих собственных одиноких моментах», — рассказывает студентка.

Мария Барабанщикова «Помню тебя»
Мария Барабанщикова «Помню тебя»

Для работы Марии Барабанщиковой «Помню тебя» очень важно соавторство с героями: Мария снимает людей, потерявших своих близких, переживающих глубокую боль утраты, берет подробное интервью у героев и вместе с ними формулирует чувства и придает им финальное физическое воплощение, воздействуя на изображения.

Екатерина Аксенова «Завеса страха»
Екатерина Аксенова «Завеса страха»

«Завеса страха» Екатерины Аксеновой — это проект о жертвах сексуального насилия. Екатерина снимает своих героинь на разных этапах переживания травмы: кто-то уже готов говорить вслух о том, что произошло, кто-то — еще нет и возможно, никогда не решится. Аллегорией отношения общества к этой проблемы для Кати становится «завеса» — лист бумаги, который используется при съемке и либо выделяет героиню, либо скрывает.

Алина Сергеева «Traumatic»
Алина Сергеева «Traumatic»

Traumatic Алины Сергеевой — проект о травматичном опыте: и физическом, и психологическом, с которым на сегодняшний день сталкивался практически каждый человек. Основным в съемке стало желание создать безопасное и свободное пространство для самих героев, где они смогли бы прожить свои истории.

Серия «Чужой среди своих» Виктории Левиной поднимает проблему, общую для огромного количества людей в современной России: проблему отвергнутости, «бездомности». Герои Вики долгие годы живут, учатся, работают в России, но в силу большого количества бюрократических препон не могут получить российское гражданство, а вместе с ним и необходимую медицинскую, правовую и другую государственную помощь. Виктория снимает паспортные фотографии и делает в фоторедакторе долгожданные «паспорта» своим героям.

Анна Никольская «Люди длинного дома».
Анна Никольская «Люди длинного дома».

Анна Никольская снимает портреты героев в их квартирах, крупный план не дает зрителю отвлекаться на окружающую обстановку и фиксирует внимание только на состоянии героя, отражающемся на лице. Анна использует определение «вечерняя меланхолия», описывая состояние героев проекта «Люди длинного дома».

Злата Спицына
Злата Спицына
Анна Завозяева
Анна Завозяева

Злата Спицына через фотографию исследует тему страха: автор размышляет над тем, станет ли чувство страха слабее, если не испугаться говорить о нем вслух. Злата предлагает своим героям представить то, чего они боятся в виде цветов и нанести краску на лицо и тело.

В серии «Поиск отражения» Анна Завозяева снимает подростков, которые экспериментируют со своей внешностью, рассуждая на тему поиска идентичности современным молодым человеком. «Мне кажется, что характерная черта современности — невероятное количество информации и образов для подражания», — считает автор. Так возникает образ водоворота информации, окружающей героев, и так рождается технический прием, использованный в проекте, — съемка через гибкое зеркало, искажающее реальность и самих героев.

Надежда Куприянова визуализирует сновидения своих героев в проекте Behind the eyes. Сознание современного человека перерабатывает огромное количество поступающих извне символов в сюрреалистичные, абсурдные образы. Надя пытается передать атмосферу и интуитивное восприятие сна.

Полина Треногина
Полина Треногина

Работа Полины Треногиной — исследование того, как изображенные на фотографии эмоции влияют на зрителя. Полина рассуждала на тему счастья. Для автора оно складывается из цепочки ощущений радости. «Я попросила своих героев расслабиться и подумать о чём-то, что радует, греет их сердце и заставляет улыбнуться. То, что мы думаем, мы начинаем чувствовать, то, что мы чувствуем — мы излучаем, а что излучаем — получаем обратно» — комментирует автор.

Маргарита Умнова «Любовь никогда не перестает»
Маргарита Умнова «Любовь никогда не перестает»

Проект Маргариты Умновой «Любовь никогда не перестает» завершает выставочный проект «Едва похожи». Выставка «Род человеческий» была высоко оценена обществом и художественным сообществом, но также получила ряд критических отзывов, в том числе отклик Ролана Барта «Великая семья людей» носил весьма критический характер за идеалистический подход к изображению человека. В 2013 году была опубликована статья теоретика фотографии и куратора Ариэллы Азулай, вступавшая в дискуссию с текстом Барта. Ариэлла Азулай предлагает относиться к «Роду человеческому» как к визуальному аналогу Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года. Этот же взгляд разделяет Рита Умнова в своей работе. Главная мысль автора — любовь — это поистине объединяющее всех людей чувство. Рита обращается к исследованию романтической любви, снимая максимально разнообразные пары: гомо- и гетеросексуальные, разновозрастные, межнациональные, межрасовые, утверждая, что право на любовь — неотъемлемое право человека.

Студенты-участники выставки: Екатерина Аксенова, Мария Барабанщикова, Анна Завозяева, Надежда Куприянова, Виктория Левина, Анна Никольская, Алина Сергеева, Злата Спицына, Полина Треногина, Маргарита Умнова, Хунчжи Чэнь

Куратор: Ксения Плотникова

Читайте также

Цикл образовательных встреч Школы дизайна х Галереи-мастерской ГРАУНД Солянка

Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка и направление «Фотография» Школы дизайна НИУ ВШЭ начинают цикл открытых встреч, посвященных молодым авторам, работающим с фотокнигой. Первые встречи пройдут 21 марта и 10 апреля.

Фотография: новая магистратура в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Совсем скоро официально начнется приемная кампания. Школа дизайна приготовила для абитуриентов приятный сюрприз — в 2024 году подать документы можно будет на новый магистерский профиль «Фотография».

Профиль магистратуры

Фотография

Фотография — форма визуальной коммуникации, которая, оставаясь технически доступной широкому кругу людей, требует мощного теоретического бэкграунда и постоянной практики. Специалисты в этой области определяют облик современной культуры, медиа, моды, рекламы. Студенты профиля «Фотография» получают уникальные для российского вуза знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией. Школа дизайна предлагает обучение фотографии по двум образовательным траекториям — фэшн-фотография и арт-фотография.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.