По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В Pennlab Gallery прошла выставка «Едва похожи», где были представлены работы одиннадцати студентов направления «Фотография» Школы Дизайна НИУ ВШЭ. Молодым авторам было предложено подумать о том, что объединяет современных людей.
Стартовой точкой размышлений стал разговор об одной из самых известных выставок в истории фотографии — «Род человеческий» (The Family of Man) под кураторством Эдварда Стайхена. Открытая в 1955 году, эта выставка ставила своей задачей показать универсальный характер человеческого опыта и роль фотографии в его документации. На фоне исторических событий первой половины XX века гуманистическое сообщение: «все люди — единая семья», было чрезвычайно уместно, необходимо.
В современном мире мы склонны разделять людей на малые группы, замечать скорее разность, нежели общность. Спустя более чем полвека студенты Школы дизайна размышляют на тему: существуют ли сейчас признаки, черты по которым можно объединить человечество в единую семью?
Проект «Hello my Loneliness» Хунчжи Чэнь посвящен теме одиночества. По мнению Хунчжи, одиночество — это чувство знакомое каждому человеку. «Я снимала поведение главного героя в то время, когда горела свеча. Свечи символизируют время. И так же как свеча борется с тьмой, люди борются с одиночеством. Зрители, которые видят фотографии, могут вспомнить о своих собственных одиноких моментах», — рассказывает студентка.
Для работы Марии Барабанщиковой «Помню тебя» очень важно соавторство с героями: Мария снимает людей, потерявших своих близких, переживающих глубокую боль утраты, берет подробное интервью у героев и вместе с ними формулирует чувства и придает им финальное физическое воплощение, воздействуя на изображения.
«Завеса страха» Екатерины Аксеновой — это проект о жертвах сексуального насилия. Екатерина снимает своих героинь на разных этапах переживания травмы: кто-то уже готов говорить вслух о том, что произошло, кто-то — еще нет и возможно, никогда не решится. Аллегорией отношения общества к этой проблемы для Кати становится «завеса» — лист бумаги, который используется при съемке и либо выделяет героиню, либо скрывает.
Traumatic Алины Сергеевой — проект о травматичном опыте: и физическом, и психологическом, с которым на сегодняшний день сталкивался практически каждый человек. Основным в съемке стало желание создать безопасное и свободное пространство для самих героев, где они смогли бы прожить свои истории.
Серия «Чужой среди своих» Виктории Левиной поднимает проблему, общую для огромного количества людей в современной России: проблему отвергнутости, «бездомности». Герои Вики долгие годы живут, учатся, работают в России, но в силу большого количества бюрократических препон не могут получить российское гражданство, а вместе с ним и необходимую медицинскую, правовую и другую государственную помощь. Виктория снимает паспортные фотографии и делает в фоторедакторе долгожданные «паспорта» своим героям.
Анна Никольская снимает портреты героев в их квартирах, крупный план не дает зрителю отвлекаться на окружающую обстановку и фиксирует внимание только на состоянии героя, отражающемся на лице. Анна использует определение «вечерняя меланхолия», описывая состояние героев проекта «Люди длинного дома».
Злата Спицына через фотографию исследует тему страха: автор размышляет над тем, станет ли чувство страха слабее, если не испугаться говорить о нем вслух. Злата предлагает своим героям представить то, чего они боятся в виде цветов и нанести краску на лицо и тело.
В серии «Поиск отражения» Анна Завозяева снимает подростков, которые экспериментируют со своей внешностью, рассуждая на тему поиска идентичности современным молодым человеком. «Мне кажется, что характерная черта современности — невероятное количество информации и образов для подражания», — считает автор. Так возникает образ водоворота информации, окружающей героев, и так рождается технический прием, использованный в проекте, — съемка через гибкое зеркало, искажающее реальность и самих героев.
Надежда Куприянова визуализирует сновидения своих героев в проекте Behind the eyes. Сознание современного человека перерабатывает огромное количество поступающих извне символов в сюрреалистичные, абсурдные образы. Надя пытается передать атмосферу и интуитивное восприятие сна.
Работа Полины Треногиной — исследование того, как изображенные на фотографии эмоции влияют на зрителя. Полина рассуждала на тему счастья. Для автора оно складывается из цепочки ощущений радости. «Я попросила своих героев расслабиться и подумать о чём-то, что радует, греет их сердце и заставляет улыбнуться. То, что мы думаем, мы начинаем чувствовать, то, что мы чувствуем — мы излучаем, а что излучаем — получаем обратно» — комментирует автор.
Проект Маргариты Умновой «Любовь никогда не перестает» завершает выставочный проект «Едва похожи». Выставка «Род человеческий» была высоко оценена обществом и художественным сообществом, но также получила ряд критических отзывов, в том числе отклик Ролана Барта «Великая семья людей» носил весьма критический характер за идеалистический подход к изображению человека. В 2013 году была опубликована статья теоретика фотографии и куратора Ариэллы Азулай, вступавшая в дискуссию с текстом Барта. Ариэлла Азулай предлагает относиться к «Роду человеческому» как к визуальному аналогу Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года. Этот же взгляд разделяет Рита Умнова в своей работе. Главная мысль автора — любовь — это поистине объединяющее всех людей чувство. Рита обращается к исследованию романтической любви, снимая максимально разнообразные пары: гомо- и гетеросексуальные, разновозрастные, межнациональные, межрасовые, утверждая, что право на любовь — неотъемлемое право человека.
Студенты-участники выставки: Екатерина Аксенова, Мария Барабанщикова, Анна Завозяева, Надежда Куприянова, Виктория Левина, Анна Никольская, Алина Сергеева, Злата Спицына, Полина Треногина, Маргарита Умнова, Хунчжи Чэнь
Куратор: Ксения Плотникова
Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка и направление «Фотография» Школы дизайна НИУ ВШЭ начинают цикл открытых встреч, посвященных молодым авторам, работающим с фотокнигой. Первые встречи пройдут 21 марта и 10 апреля.
Совсем скоро официально начнется приемная кампания. Школа дизайна приготовила для абитуриентов приятный сюрприз — в 2024 году подать документы можно будет на новый магистерский профиль «Фотография».
Профиль магистратуры
Фотография — форма визуальной коммуникации, которая, оставаясь технически доступной широкому кругу людей, требует мощного теоретического бэкграунда и постоянной практики. Специалисты в этой области определяют облик современной культуры, медиа, моды, рекламы. Студенты профиля «Фотография» получают уникальные для российского вуза знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией. Школа дизайна предлагает обучение фотографии по двум образовательным траекториям — фэшн-фотография и арт-фотография.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.