Коре Клинт

Вместо радикально новых форм и конструкций, поиском которых занимались его современники из других европейских стран, Клинт предложил переработку существующего наследия мебельного искусства — естественное эволюционное развитие путем последовательных улучшений.

Материал журнала «Проектор»
Текст: Павел Ульянов

Церковь Грундтвига в Копенгагене. Архитекторы: Педер Йенсен-Клинт, Коре Клинт. 1921–1940 годы. Фото предоставлено: Dansk Møbelkunst Gallery — www.dmk.dk
Церковь Грундтвига в Копенгагене. Архитекторы: Педер Йенсен-Клинт, Коре Клинт. 1921–1940 годы. Фото предоставлено: Dansk Møbelkunst Gallery — www.dmk.dk

Коре Клинт родился 15 декабря 1888 года в Копенгагене в семье художника, дизайнера и архитектора Педера Вильгельма Йенсена-Клинта, принадлежавшего движению Skonvirke («искусная работа»). Одной из отличительных черт этой ветви модерна являлось исключительное качество исполнения изделий.

Отец хотел, чтобы Коре пошел по его стопам, поэтому с шестилетнего возраста мальчик начал обучаться в технической школе Копенгагена, одновременно посещая курсы в художественной школе и школе мебельного мастера Йенса Моллера-Йенсена.

Позже Коре Клинт осваивает профессию каменщика, начинает практиковаться в мастерской у своего отца и архитектора Карла Петерсена. В 1914 году Петерсен получает заказ на оформление музея в Фоборге и доверяет молодому специалисту разработку стульев для этого проекта.

Коре Клинт создает своего рода гибрид греческого античного кресла Klismos и английского бочкообразного кресла эпохи неоклассицизма. Конструкция была упрощена, упразднен декор, улучшена эргономика — в результате получился легкий, практичный и в то же время элегантный стул, сохранивший черты благородной классики. «Удовлетворяет запросам современности, однако сразу видно, что он из хорошей семьи», — говорил Клинт об этом стуле, получившем название Faaborg chair.

Faaborg chair. Создано для художественного музея Фоборга в 1914 году. Серийно производится компанией Rud. Rasmussen с 1931 года.
Faaborg chair. Создано для художественного музея Фоборга в 1914 году. Серийно производится компанией Rud. Rasmussen с 1931 года.

Сам того не ожидая, Коре Клинт дает импульс развитию новой эры мебельного дизайна Дании. Вместо радикально новых форм и конструкций, поиском которых занимались его современники из других европейских стран, Клинт предложил переработку существующего наследия мебельного искусства — естественное эволюционное развитие путем последовательных улучшений.

В начале XX века Дания не была страной развитой промышленной индустрии: новые технологии и материалы не перечеркивали ценность ремесленных традиций; наоборот, веками накопленный опыт становился базой для создания нового продукта, являвшегося плодом совместного труда дизайнера и ремесленника.

Стулья «Фоборг» производились небольшими сериями в нескольких ремесленных мастерских, мощность которых не позволяла обслуживать потребности крупных общественных зданий.

С 1917 года Коре Клинт становится самостоятельным дизайнером и работает для фабрик Fritz Hansen и Rudolf Rasmussen — пионеров в сфере применения деревообрабатывающих машин в мебельном производстве Дании.

Коре Клинт не был сторонником машинного производства, считая, что оно вредит качеству изделий и противоречит традициям мебельной культуры, но при этом полагал, что применение машин оправдано, если помогает экономить усилия мастера и снижает стоимость продукта.

Проектный подход Коре Клинта оказался прочным связующим звеном между ремесленной традицией и индустриальным производством и обеспечил естественный переход от ремесла к дизайну.

Система пропорций Коре Клинта. 1916 год. Рисунок из коллекции архитектурного архива Библиотеки национального искусства Дании
Система пропорций Коре Клинта. 1916 год. Рисунок из коллекции архитектурного архива Библиотеки национального искусства Дании

В 1923 году под влиянием идей машинного производства, исходящих от немецкого Баухауса, Коре Клинт основывает факультет мебельного дизайна при Королевской академии изящных искусств Копенгагена. В отличие от своих германских коллег, Клинт считал, что каждый предмет мебели должен быть произведением искусства, формировать окружающее пространство, а не только исполнять свою функциональную задачу.

Клинт стремится создавать неустаревающие, вечные изделия, которые обеспечивают исключительный комфорт, имеют логичную конструкцию и мастерски выполнены в материале высокого качества.

В 1924 году, став профессором и главой факультета, Клинт смог свободно транслировать свой подход следующему поколению дизайнеров. Совместно со своими учениками Клинт проводит анализ функционального использования мебели и предметов домашнего обихода, исследует их пропорции в отношении к человеческому телу. Исследования Клинта на двадцать лет опередили работу Ле Корбюзье в этом направлении и легли в основу стандартизации, став первым шагом к индустриальному производству мебели.

Системы хранения и корпусная мебель, созданные Клинтом в 1920–1930-е годы, отличаются идеальными пропорциями и наличием универсальных модулей, способных трансформироваться под различные требования.

В 1926 году Коре Клинт берется за переоборудование госпиталя в центре Копенгагена в Музей декоративного искусства. Для лекционного зала музея Клинт создает стул, который своим видом напоминает английский стул Томаса Чиппендейла XVIII века, при этом лишен декоративных элементов и выгодно отличается от своего предшественника лаконичностью силуэта, меньшим весом и улучшенной эргономикой.

Propeller chair. 1930 год. Произведено компанией Rud. Rasmussen. Серийное производство начато в конце ХХ века
Propeller chair. 1930 год. Произведено компанией Rud. Rasmussen. Серийное производство начато в конце ХХ века

Упрощенная форма способствовала большей выразительности материалов: стул изготовлен из кубинского красного дерева насыщенного цвета, спинка и сиденье обиты красной козлиной кожей из Нигерии, выделанной с применением натурального красителя и со временем обретающей более благородный вид. Изделие получило название The Red Chair. Сочетание современных идей и традиционных материалов становится отличительной особенностью датской школы на ближайшие тридцать лет.

В 1927 году увидел свет Propeller chair, Х-образная конструкция ног которого напоминает пропеллер и создана из единой цилиндрической штанги, разрезанной вдоль по спиральной траектории. Такое решение позволило сделать изящную конструкцию складной, а производство — безотходным. Трудности технического воплощения этой идеи отложили серийное производство на долгие шестьдесят лет.

Идею кресла-трансформера Клинт продолжает в проекте Safari Chair 1933 года, созданном под впечатлением от походных армейских кресел. Конструкция не имеет крепежа: все элементы вставляются друг в друга и фиксируются кожаными ремнями.

Слава Коре Клинта становится настолько велика, что ему поручают строительство павильона Дании на Международной выставке 1929 года в Барселоне. Работа Клинта, как и павильон Миса ван дер Роэ, удостоена Гран-при.

Red chair. 1927 год. Создано для Музея декоративно-прикладного искусства Копенгагена (в настоящее время — Музей дизайна). Производится компанией Rud. Rasmussen
Red chair. 1927 год. Создано для Музея декоративно-прикладного искусства Копенгагена (в настоящее время — Музей дизайна). Производится компанией Rud. Rasmussen

В 1930 году умирает отец Коре — Педер Йенсен-Клинт. Венец его архитектурной деятельности, церковь Грундтвига в Копенгагене, остается недостроенной. Коре Клинт берется завершить начатое отцом строительство, которое займет долгие десять лет. Сегодня Грундтвигскиркен — самая большая евангелистская лютеранская церковь в Скандинавии, шедевр архитектурного экспрессионизма и национальный символ.

Коре Клинт также начинает строительство спроектированной его отцом Вифлеемской церкви в Копенгагене. Для нее в 1936 году Коре разрабатывает простой и надежный стул, получивший название The Church Chair.

На протяжении всей жизни Коре Клинт успешно продолжал академическую деятельность на факультете дизайна мебели, став учителем и наставником многих выдающихся датских дизайнеров.

Он строил преподавательскую работу в виде практикума, где ученики применяли базовые принципы оптимизации к разнообразным задачам, получая решения, выражающие индивидуальный характер автора.

Коре Клинт продолжал преподавать вплоть до своей смерти в 1954 году. Место главы факультета мебельного дизайна занял Оле Ваншер, опередивший других претендентов — Финна Юля и Бёрге Могенсена — как дизайнер, более других увлеченный традициями мебельного искусства и поиском архетипов для современной переработки.

Safari chair. 1933 год. Разборное кресло. Производится компанией Rud. Rasmussen
Safari chair. 1933 год. Разборное кресло. Производится компанией Rud. Rasmussen

В 1940-е годы большинство датских дизайнеров мебели начали испытывать влияние идей Клинта, даже если они не являлись непосредственными учениками мастера. В работах Финна Юля и Пола Кьерхольма чувствуется стремление подчеркнуть свойства материала и раскрыть его природную красоту. Арне Якобсен, посещая лекции Клинта еще в середине двадцатых годов ХХ века, перенял стремление мастера к стандартизации и исключительную требовательность к качеству исполнения, хотя и отказался от использования геометрических форм и переработки исторических прототипов.

Наиболее последовательными преемниками подхода Клинта стали Могенс Кох — создатель универсальных мебельных модульных систем, Оле Ваншер — автор исследований по истории мебели и выдающийся дизайнер, Бёрге Могенсен, впервые применивший идеи Клинта в массовом производстве мебели. И даже Ханс Вегнер, стремившийся создать собственное направление в дизайне, унаследовал интерес Клинта к народной мебели, перерабатывая наследие мебельных традиций Китая.

Оставаясь представителем движения Skonvirke («Искусная работа»), Клинт демонстрировал на своем примере, что дизайнер должен оставаться художником. Его подход оказался определяющим для развития датской мебельной школы, сохранившей очарование художественного ремесла и индивидуальность артистического вкуса. Коре Клинт способствовал естественному переходу от модерна к модернизму, от ремесла к дизайну.

Church chair. 1936 год. Создано для церкви Bethlemenskirken. Производится компанией Fritz Hansen
Church chair. 1936 год. Создано для церкви Bethlemenskirken. Производится компанией Fritz Hansen

Читайте также

Студент Школы дизайна стал победителем конкурса от Avdeev Crystal

Студент первого курса магистратуры «Предметный и промышленный дизайн» Максим Татаринцев занял I место в конкурсе бренда Avdeev Crystal. Он разработал проект хрустальной люстры для гостиной комнаты.

HSE CREATIVE OPEN. Итоги шестого сезона

Объявляем победителей шестого сезона HSE CREATIVE OPEN! Награждение прошло 29 февраля в 18:00 в HSE ART GALLERY. Номинации: «Предметный дизайн», «Игровая графика», «Саунд», «Айдентика», «Иллюстрация и комикс». В рамках награждения директор галереи Васса Пыркова провела экскурсию по выставке «Мажоры. Миноры. Послезвучие», а победитель номинации «Саунд» представил свой саунд-перформанс.

Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.