Фотограф Владимир Грюнталь

Советская фотокнига 1920–1930-х годов многим обязана художникам и фотографам формалистам, как их называли в то время. Многие из них входили в группу «Октябрь», в том числе Грюнталь.

Материал журнала «Проектор»
Текст: Михаил Карасик
Иллюстрации: из архива автора

А. Безыменский. Трагедийная ночь. Иллюстрация. Фотомонтаж В. Грюнталя. 1935
А. Безыменский. Трагедийная ночь. Иллюстрация. Фотомонтаж В. Грюнталя. 1935

Среди фотографов, чьи снимки воспроизведены в альбомах «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» (1934) и «Индустрия социализма» (1935), оформленных Эль Лисицким, — Альперт, Дебабов, Зельма, Кармен, Кулешов, Лангман, Петров, Петрусов, Прехнер, Скурихин, Черкизов, Чемко, Шайхет, Шулькин и др., значится и имя Владимира Теобальдовича Грюнталя.

Он также выполнил титульный лист, шмуцтитулы и фотонаплывы для другого шедевра книжного дизайна — легендарного издания Александра Родченко и Варвары Степановой «Первая Конная» (1937). Список коллективных работ может быть продолжен, но у Владимира Грюнталя были и полностью авторские книги.

Советская фотокнига 1920–1930-х годов многим обязана художникам и фотографам формалистам, как их называли в то время. Многие из них входили в группу «Октябрь», в том числе Грюнталь. В своей практике они применяли фотомонтажные приемы, ракурсность, острую композицию, однако в силу известных обстоятельств в эти годы не вышло ни одного издания, которое без оговорок можно отнести к фотоавангарду. Исключение составляет фотокнига для детей «Что это такое?» В. Грюнталя и Г. Яблоновского. Появление этого альбома фотозагадок в 1932 году расценивалось как формалистическая вылазка, которая была осуждена в профессиональной прессе1. Рассматривая картинки в книжке, критики формального искусства, наверное, восклицали: «Что это такое?» А это самая формальная советская книга двадцатых-тридцатых годов, притом для детей. «Большинство же загадок задано не из цели способствовать ребенку в познании вещей и явлений и воспринимаются как фокусы тонких знатоков фотоискусства <...> Десятилетний читатель — не энциклопедист <...> Ищете ракурсов, будите любознательность — но зачем же вещи ломать»2, — читаем в журнале «Пролетарское фото» за 1932 год. По факту книга скорее принадлежала прошедшему десятилетию и с небольшим запозданием подводила итоги советского фотоавангарда, а не намечала перспективы ближайшего будущего, которое в том же году было предрешено постановлением об организации творческих союзов. Жанр фотозагадок был не нов, но стало загадкой, как книга смогла «проскочить» в момент очередной административно-идеологической реформы. Видимо, это удалось сделать, спрятавшись «за», а точнее — «в» детской книге. Общественность отреагировала на формализм, и, нужно сказать, не случайно. В альбоме Грюнталя и Яблоновского отразились основные тенденции эксперимента в фотоискусстве — ракурсная съемка, абстрактная фотография, острая композиция, ритм повторяющихся предметов, поиск новых фактур и материалов, отказ от литературного нарратива и непременных политических установок.

А. Безыменский. Трагедийная ночь. Разворот. Фотомонтаж В. Грюнталя. 1935
А. Безыменский. Трагедийная ночь. Разворот. Фотомонтаж В. Грюнталя. 1935

Вспомним письмо Родченко в редакцию «Советского фото», написанное в апреле 1927 года: «О собственности на точки (...с собственной точки зрения) может думать только безграмотный человек. <...> Как же двигаться культуре, если не обменом и усвоением опытов и достижений?»3 — и не будем упрекать фотохудожников альбома в цитатности и, напротив, во влиянии на коллег. Для нас важнее сами сюжетные параллели и провокации к новому видению. Рассмотрим некоторые из них по периодике того времени: загадка с нитками «21 + 13 =» — близкий сюжет «Нитки» есть у берлинского фотографа Умбо: он воспроизведен на вклейке журнала «Новый ЛЕФ» (1928, № 10); загадка с чайником «37 + 19 =» — близкий сюжет находим у А. Родченко: фото на вклейке «Нового ЛЕФа» (1928, № 12); загадка с обложками книг, похожими на доски «68 : 4 =» — снова близкий сюжет у Родченко: серия фотографий досок (1931). Фото задумавшегося над задачкой умножения «2 × 2 =» отсылает нас уже к более поздней, чем сам альбом, известной фотографии Е. Лангмана «Завтрак» (1934), как и сюжет «18 × 5 =» в конце десятилетия найдет развитие в серии фотографий семян А. Хлебникова. У Хлебникова есть фотонатюрморт «Диетические яйца» (1939) — за аналогичный сюжет «54 : 9 =», снятый сверху, Грюнталю и Яблоновскому досталось в той же статье С. Морозова. Добавим книгу «Живопись или фотография» Л. Мохоли-Надя 1929 года, явно оказавшую влияние на советских фотографов, и публикацию его фотографий в «Советском фото» — формальные сравнения и упреки в подражании им Родченко вызвали инвективы лидера советской фотографии в статье «Крупная безграмотность или мелкая гадость?»4.

А. Безыменский. Трагедийная ночь. Форзац. Фотомонтаж В. Грюнталя. 1935
А. Безыменский. Трагедийная ночь. Форзац. Фотомонтаж В. Грюнталя. 1935

В ином ключе сделана другая работа Владимира Грюнталя — фотоиллюстрации к поэме А. Безыменского «Трагедийная ночь» (1935)5 в оформлении художника Е. Перникова. В статье В. Борисова «Фото в детской книге» («Советское фото» № 2, 1936) оно упоминается как удачный пример фотокниги: «Во многих случаях фотография благодаря своей наглядности и конкретности понятнее юному читателю, чем рисунок». Иллюстрации в книге похожи и на кадры игрового фильма, и на плакаты. Все фотоиллюстрации — это монтажи, напечатаны с нескольких негативов. На них воспроизведены фрагменты поэмы, что выглядит странно, так как рядом на полосе идет тот же текст. Прием введения текста в изображение был популярен в середине тридцатых и использовался в подборках фотовыставок (альбомов, которые печатались с негативов на фотобумаге). Иллюстрации к «Трагедийной ночи» могут существовать как самостоятельные листы такой фотовыставки. Один из первых сюжетов «Жив ли берег твой, вода?» своей многоплановостью напоминает декорации подводного царства к опере «Садко». Кажется, что зритель смотрит через несколько фильтров, происходит оптическое, но не графическое соединение фрагментов. Монтажи сделаны по принципу «выплывающих» кадров. Каждый сюжет состоит из нескольких «склеенных» фотографий. Все в книге отражается, как в зеркалах. Сама поэма и есть результат идеологической оптики. Стоит немного подвинуть кольцо окуляра — и появится новая картинка: на первом плане Днепрогэс, на втором — Манхэттен.

В середине тридцатых Владимир Грюнталь продолжит работу в детской книге, но это будет уже не формальная, почти абстрактная фотография, а фотоинсценировка. По такому принципу сделана фотокнига о первом советском коннике «Семен Михайлович Буденный, Маршал Советского Союза» Игоря Всеволожского (1937). Буденному в советском эпосе кремлевский хозяин определил роль былинного героя. Из станичного мальчишки-заводилы он превратится в богатыря, защитника социалистического отечества, который перенесет все бури, переживет всех героев Гражданской войны (основательно «прореженных» Сталиным). Первую поэму о нем сложат уже в 1923 году — книга Н. Асеева «Буденный». В театрах о его жизни ставятся пьесы, ему посвящают повести, рассказы, стихи. Очерк Всеволожского начинается с фотографии: «Артистка Театра юных зрителей в Ленинграде Казаринова изображает молодого Буденного в пьесе „Детство маршала“». Все остальные фотографии делались с натуры, в них Семен Буденный играл уже себя сам: вот он «На занятиях по летному делу», «Буденный — слушатель военной академии — на учебном самолете», в саду «На белорусских маневрах в 1936 году. Семен Михайлович разговаривает со школьником Витей Шабуневичем», «Играет на гармони», «Буденный на охоте», «Буденный на маневрах...» инструктирует бойца, лежащего под кустом, как нужно прицеливаться, отдает честь на параде и просто позирует перед камерой в новой маршальской шинели.

Постепенно фотоинсценировка превратится в книгу-фильм. В разделе «Хроника» журнала «Советское фото» (№ 5–6, 1937) читаем: «В прошлом году фоторепортер В. Грюнталь и детская писательница Лидия Родэ начали новую интересную работу — создание для школьников фотографических фильмов, состоящих из серии динамических, веселых по теме фотографий. Недавно по заданию „Фотохудожника“ Союзфото В. Грюнталь изготовил две детские фотоподборки по 29 кадров каждая. Для фото были использованы обычные игрушки. Самое трудное заключалось в том, чтобы удачно подобрать выразительный „типаж“. Чем забавнее сюжет, тем лучше. Снимки должны вызывать в маленьких зрителях смех». Игрушки использовались как персонажи еще одной книги: «Иллюстрации к детской книжке о полярниках В. Грюнталя — пример применения фотографии для съемки сюжетных сцен, созданных с применением простейших средств: белой и черной бумаги»6. По сути, они представляли собой натюрморты из фигурок, составленных на столе. Фотоиллюстрации сделаны по принципу анимационного фильма.7 Книга о полярниках датирована 1940 годом.

В. Грюнталь, Г. Яблоновский. Что это такое? Развороты. 1932
В. Грюнталь, Г. Яблоновский. Что это такое? Развороты. 1932

В том же году выходит еще одна детская книжка «Летом» с текстом Л. Воронковой. Остались позади эксперименты с фактурой, ракурсом, а поиски новых форм ведутся в иной плоскости — книга с фотоиллюстрациями становится фильмом на бумаге. «Летом» — это фильм о детском отдыхе в колхозе, о ребячьих друзьях — домашних питомцах, о родной природе. Нетрудно представить тот же самый текст с рисунками художников тридцатых — традиционный вариант иллюстрации в книжках для малышей, поэтому оформление кажется необычным. Эту идеологическую, срежиссированную «постановку» для печати рассматриваешь со щемящим чувством страха перед надвигающейся катастрофой, ведь и реальным детям — маленьким артистам, и воображаемым читателям предстоит пережить следующее лето 1941 года. В этой тонкой тетрадке отразился весь путь, пройденный детской фотокнигой в тридцатые годы, как прошел его и сам художник Владимир Грюнталь — фотоочерк, фотозарисовка, фотокартина, фотокнига.

Сегодня имя Грюнталя больше известно собирателям и исследователям советской фотографии предвоенного времени, чем самим фотографам, а тем более художникам книги. В редакционной заметке издательства «Книга», выпустившего в 1966 году его книгу «Фотоиллюстрация, светопись, трансформация, фотомонтаж», приводятся немногочисленные сведения из яркой творческой биографии журналиста, фотографа, издательского работника. Воспроизведу несколько фрагментов из этой когда-то известной в профессиональной среде книги: «... Он начинал работать в крупнейшей русской кинематографической фирме Ханжонкова, был помощником извест-ного режиссера А.Ф. Бауера. Потом пришла революция, и двадцатилетний парень уходит на фронт. Воюет на Украине, потом выполняет разные поручения Наркомпрода и Наркомвнешторга на Черноморском побережье. Кажется, самым диковинным из них была должность гражданского коменданта Одесского порта в 1920 году. Как полгода справлялся с ней недоучившийся московский студент — неизвестно. <...> Грюнталь был одним из наших первых гонщиков и участвовал чуть ли не во всех соревнованиях. Его карьера автомобилиста прервалась лишь в 1924 году, когда он сильно разбился. <...> Поэтому новой профессией стала журналистика, особенно фотожурналистика».

В. Грюнталь, Г. Яблоновский. Что это такое? Обложка. 1932
В. Грюнталь, Г. Яблоновский. Что это такое? Обложка. 1932

Примечания

1 См.: С. Морозов «Что это такое?»: О детской фотокниге В. Грюнталя и Г. Яблоновского (в порядке обсуждения) // Пролетарское фото. 1932. № 10. С. 18.

2 Там же.

3 Письмо А. Родченко было опубликовано в 1928 году в статье «Крупная безграмотность или мелкая гадость?» // Новый ЛЕФ. 1928. № 6. С. 42–44.

4 Там же.

5 Первое издание поэмы Александра Безыменского о строительстве Днепрогэс вышло в 1931 году. Строительство одного из главных объектов плана ГОЭЛРО началось в 1927 году, а первый агрегат был запущен весной 1932-го. Поэма об укрощении Днепра, о строителях, о врагах (старом профессоре-вредителе) и друзьях, об американских специалистах (в Днепрострое участвовали не только западные фирмы, но даже иностранные экскаваторщики, а все турбины Днепрогэс изготовила американская компания). Книга оформлена С. Телингатером и состоит из шести фотографий, напоминающих кадры документального фильма или короткий фотоочерк.

6 С.А. Морозов, Советская художественная фотография. М., 1958.

7 Первые опыты соединения фотоиллюстрации и анимации проходили значительно раньше — в 1926 году Родченко сделал несколько фотоиллюстраций к книге Сергея Третьякова «Самозвери», которая, к сожалению, не была издана. Сами иллюстрации опубликованы в журнале «Новый ЛЕФ» в 1927 году, а реконструкция книги была сделана в 1980-м: A. Rodčenko, S. Tret’jakov, Samozveri. Selbst gemachte Tiere, Verlag der Buchhandlung Walter König, Köln.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.