Выставка студентов Лаборатории плаката в кинотеатре Пионер

Выставка студентов Лаборатории плаката в кинотеатре «Пионер»

С 5 по 9 июня в кинотеатре Пионер можно увидеть киноплакаты, созданные студентами Лаборатории плаката НИУ ВШЭ под кураторством дизайнера и преподавателя Школы дизайна Юрия Гулитова специально для фестиваля «Наконец-то в кино», посвященного классическим фильмам в жанре нуар.

Фильмы программы ранее не выходили в российский прокат, и у зрителей есть прекрасная возможность увидеть их на большом экране, а благодаря работам студентов Лаборатории плаката — погрузиться в атмосферу нуара еще до просмотра картин.

Арт-директор Пионера и куратор Школы дизайна Ольга Ковалева поделилась концепцией выставки в фойе кинотеатра:

«Как выглядит современный киноплакат? Огромное лицо главного актера в софитах и большие буквы под ним. Обязательно, чтобы не перекрывали лицо или часть тела. Примерно с такими плакатами мы встречаемся в залах кинотеатра. Чтобы мы быстро могли узнать любимого персонажа, определить жанр, даже не читая названия. Приятно, что раньше можно было по стилю букв плаката определить страну, из которой приехал фильм. Французы больше любили рисованные буквы, а американцы уходили в небольшой объем.

Студенческая выставка киноплаката — это замечательный эксперимент, показывающий, как по-разному можно представить киноплакат. Есть примеры, где фрагменты из фильма и вовсе не используются, но мы понимаем, о чем нам будут рассказывать. Плакат работает не как изложение главных аспектов фильма, а как подготовка зрителя к просмотру».

Студенты выбрали фильмы из программы и на основе их визуальной и смысловой составляющей через плакаты попытались донести свои мысли и виденье картин.

Фестиваль откроется культовым американским нуаром «Мальтийский сокол», где частный детектив в исполнении Хамфри Богарта распутывает темные тайны. Анастасия Бобкова стала одним из авторов, создавшим плакаты к картине.

«Во время просмотра я делала много скриншотов и композиционных зарисовок, потому что фильм оказался очень насыщен непривычными графическими образами: то, как в кадре располагается текст, как выставлен свет, как один кадр сменяется на другой — это все послужило материалом для создания постера. Он буквально состоит из мелких частичек фильма. Имена актеров взяты из титров, фон — кадрированные фрагменты фильма. В дополнении ко всей истории я добавила игры со светом, прозрачностью и наплывами. На мой взгляд, мне удалось собрать личное впечатление от фильма в одной картинке», — Анастасия Бобкова.​​​​​​​

«Леди из Шанхая», 1947. Дарья Пядушкина
«Леди из Шанхая», 1947. Дарья Пядушкина
«Третий человек», 1949. Дарья Уланова
«Третий человек», 1949. Дарья Уланова
«Мальтийский сокол», 1941. Анастасия Бобкова
«Мальтийский сокол», 1941. Анастасия Бобкова
«Мальтийский сокол», 1941. Роман Олейник
«Мальтийский сокол», 1941. Роман Олейник
«Ворон», 1943. Роман Олейник
«Ворон», 1943. Роман Олейник

Дарья Пядушкина сделала плакат к фильму «Леди из Шанхая» — классическому детективу с Ритой Хейворт в главной роли. Дарья взяла кадр с кульминационной сценой из фильма, в которой главная героиня раскрывает свои истинные мотивы и без промедления стреляет. В разбитых пулями осколках студентка поместила название фильма, искривленные буквы которого отсылают к визуальным приемам нуара, взятым у немецкого экспрессионизма — искаженные углы съемки и длинные силуэты теней, передающие беспокойство героев:

«Я считаю этот фильм эталоном жанра нуар, с его циничным главным героем и таинственной femme fatale. Меня впечатлил визуальный язык кинокартины, его я постаралась передать в своем плакате. Участие в выставке кажется мне прекрасной возможностью поработать с любимой темой. Я с детства интересуюсь историей кино, и потому сделать плакат для этого кинофестиваля — большая удача», — Дарья Пядушкина.

Дарья Уланова создала плакат к детективному нуару «Третий человек», в котором главный герой решает провести собственное расследование убийства своего приятеля. Ключевым элементом в работе Дарьи стали скриншоты: «Я соединяла свои ощущения от фильма и самые характерные визуальные приёмы, которые в нем используются. В фильме „Третий человек“ есть сквозная тема круглой „рамки“ — герои либо сами оказываются в каком-то обрамлении, либо вся сцена нам представляется через „окошко“».

Роман Олейник создал плакаты сразу к двум картинам. Для фильма «Мальтиский сокол» за основу был взят символичный кадр из фильма, в котором героиню Мари Астор взяли под стражу, и на лицо девушки падает тень, похожая на лапу хищной птицы. На плакате для фильма «Ворон» (Франция, 1942) изображена сцена разговора главного героя с директором психиатрической лечебницы.

«Работать с плакатами к кинофильмам оказалось, как ни странно, довольно сложно. Существует большой соблазн просто изобразить на листе ключевую деталь или персонажей, а затем добавить туда название и имена актеров. Но такое мы видели уже много раз и это довольно скучно. Хочется, чтобы плакат только намекал на что-то ключевое, чтобы передавал образ фильма в целом. И чтобы добиться этого, необходимо внимательно и с чувством просматривать произведение, к которому готовишь холст», Роман Олейник.

Также студенты создали плакаты к остальным фильмам программы фестиваля: «Набережная Орфевр», «Дело Румянцева». Всего на выставку была отобрана 21 работа Лаборатории плаката.

По мнению куратора проекта Юрия Гулитова этот совместный проект — своего рода эксперимент в области плаката, и сотрудничество с «Пионером» — огромный опыт для студентов.

«Это возможность прочувствовать направление, понять, как можно отразить кинообразы в плакате. Также важная задача — посмотреть и переосмыслить стилистику ретро-фильмов, так как в кино середины прошлого века была более ярко видна мысль режиссера, а элементы самого фильма играли важные роли. Стилистика у работ похожая, но у каждой есть элемент своего авторского выражения, и на выставке можно будет увидеть и рассмотреть каждое из этих выражений поближе. Важно понимать, что кино — это история во времени, а плакат — это факт, вынесенный из этой истории. Если плакат передает на уровне ощущений то, что было в кино, и можно, не смотря фильм, это почувствовать, то работа удалась. Плакаты, созданные студентами, — это их реакции на кино, ответ на эти картины. Стоит отметить, что это также самоценные работы, которые вполне могли бы украсить интерьер или остаться в пространстве Пионера», — рассказывает Юрий.

Выставка плакатов студентов пройдет с 5 по 9 июня в фойе кинотеатра Пионер по адресу: Кутузовский проспект, 21. Купить билеты на фестиваль «Наконец-то в кино» можно на официальном сайте Пионера.

Все участники выставки: Анна Барашкова, Анастасия Бобкова, Анна Бялая, Евгения Кишмария, Василина Коваленко, Анна Колышева, Алина Коненкова, Ксения Ларина, Артём Латышев, Анастасия Ливаднова, Мария Некучаева, Роман Олейник, Карина Оганян, Дарья Пядушкина, Георгий Сапожков, Полина Серебрякова, Дарья Уланова, Фёдор Щепин, Елизавета Штурнева.

Читайте также

Ровный набор. Интенсив Анны Наумовой

Как достичь высот в искусстве типографики? Улучшить свои технологии коммуникации? Концептуально оформить мероприятие? На эти и многие другие вопросы ответит графический дизайнер Анна Наумова — в рамках интенсива из трёх встреч, которые пройдут в Москве 21–23 июня.

Шестой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

Шестой сезон объявляем открытым! До 21 января 2024 года отправляйте свои работы в номинации: «Айдентика», «Предметный дизайн», «Иллюстрация и комикс», «Игровая графика» и «Саунд».

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Образовательный проект, который работает в Школе дизайна с 2018 учебного года, где студенты бакалавриата и магистратуры могут работать с плакатным форматом. Обучение построено на проектном подходе — студенты взаимодействуют с ведущими московскими культурными институциями и делают не оторванные от жизни афиши, а плакаты для реальных проектов. Куратор Лаборатории плаката — графический дизайнер, плакатист Юрий Гулитов.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.