Небоскреб «Бурдж-Халифа»

Изображение: сайт https://www.descubretumundo.net/
Изображение: сайт https://www.descubretumundo.net/

Небоскреб «Бурдж-Халифа», торжественно открытый в январе 2010 года — самое высокое сооружение на планете. Его высота составляет 828 метров, и другие постройки он опережает с большим отрывом. До него самым высоким небоскребом был тайваньский «Тайбэй 101» — его башня в Дубае обогнала сразу на 320 метров. Самая высокая техническая постройка — варшавская радиомачта — была на 138 метров выше тайваньского здания, но и ее «Бурдж-Халифа» превзошла на 182 метра. Однако сложности при строительстве здания заключались не только в его высоте, но и в неблагоприятных природных условиях. Строителям пришлось бороться с рыхлым грунтом, высокой температурой и сильными ветрами. К этому добавим проблемы с финансированием — в ходе работ закончились деньги, и пришлось брать кредит. Были и конфликты с рабочими — в прессе мелькали сообщения об их недовольстве из-за плохих условий труда. В общем, стройка была делом далеко не легким, хотя современные технологии, как сейчас понятно, теоретически позволяют строить здания высотой более километра.

Одно из них начало было возводиться уже в 2013 году в другой нефтяной столице — саудовской Джидде, на берегу Красного моря. Однако стройка была прервана после того, как ее организаторы оказались в тюрьме по обвинениям в коррупции. Кстати, руководил ей тот же человек, что спроектировал «Бурдж-Халифа» — американский архитектор Эдриан Смит.

Смит, родившийся в 1944 году в Чикаго и получивший образование в Техасе, к началу строительства «Бурдж-Халифа» обладал солиднейшим портфолио, включавшим и ряд небоскребов: 309-метровую «Башню Жемчужной реки» в Гуанчжоу, 420-метровую «Башню Цзинь-Мао» в Шанхае, 423-метровую «Башню Трампа» в Чикаго. Кроме того, в те же сроки, что и «Бурдж-Халифа», под его руководством велось строительство высотного здания «Цзыфэн» в Нанкине высотой 450 метров. Любопытный факт — жена Смита боится высоты и предпочитает не подходить к окнам, если ей приходится бывать в помещениях выше пятого этажа.

Эдриан Смит. Изображение: сайт http://www.archcollege.com/
Эдриан Смит. Изображение: сайт http://www.archcollege.com/

А с чего все началось? С желания руководства эмирата Дубай диверсифицировать экономику и развивать туризм. Сказано — сделано. Сперва шейх Мохаммед бен Рашид Аль-Мактум обнаружил, что в Дубае слишком короткая береговая линия, и негде ставить отели — тогда он приказал создавать искусственные острова и архипелаги. Кроме того, решено было строить роскошный даунтаун с фонтанами, отелями, бутиками, ресторанами и спа-салонами. Для того, чтобы его было видно издалека, шейх распорядился о строительстве самой высокой башни. Высота башни изначально не оговаривалась — решено было лишь, что здание должно быть самым высоким в мире. А если конкуренты начнут обгонять, должна быть возможность высоту увеличить.

Сравнение высочайших зданий мира. Изображение: сайт https://www.pinterest.ru/
Сравнение высочайших зданий мира. Изображение: сайт https://www.pinterest.ru/

В 2003 году был проведен конкурс на лучший проект, который выиграл Смит. В 2004 компания Emaar Properties начала строительство. Проблема рыхлого грунта была решена при помощи 200 висячих свай длиной 45 м и диаметром 1,5 м. С ветровой нагрузкой боролись при помощи ассиметричности и выбранной схемы «здания-трубы», разработанной еще в 1960-х годах Фазлуром Ханом. В данном случае железобетонная конструкция из главной «трубы» укреплялась «трубами»-контрфорсами. Отсюда — Y-образный план здания, напоминающий трехлучевую звезду «Мерседеса». Правда, создатели проекта в качестве источника вдохновения называют не ее , а пустынное растение гименокаллис или паучью розу. Похоже ли здание на нее — судите сами. Но формой здания борьба с ветром не ограничилась. Новации осуществлялись на уровне деталей, например, профилей оконных переплетов и фактуры фасада. Последняя действует подобно шероховатостям кожи акулы, позволяющим ей преодолевать сопротивление воды.

Hymenocallis caroliniana или паучья лилия, чья форма вдохновила архитектора. Изображение: сайт http://public-domain-images.blogspot.com/
Hymenocallis caroliniana или паучья лилия, чья форма вдохновила архитектора. Изображение: сайт http://public-domain-images.blogspot.com/

Уже в процессе строительства выяснилось, что высота здания не ограничивается техническими показателями — можно было построить и выше. Но как распродать все помещения, общая площадь которых в итоге составила 557,5 тысяч квадратных метров? Поэтому остановились на 163 этажах, увенчав их 180-метровым шпилем. Денежный вопрос привел и к переименованию башни. Сперва она называлась просто «Бурдж-Дубай», то есть «дубайская башня». Но деньги кончались и пришлось одолжить несколько миллиардов у президента ОАЭ и эмира соседнего Абу-Даби шейха Халифы бен Зайеда эль-Нахайана. В его честь и переименовали небоскреб, а не в честь абстрактного халифа, как полагают некоторые.

Жара мешала при строительстве и создает проблемы при эксплуатации. Специально для «Бурдж-Халифа» был разработан бетон особой марки, который мог выдерживать температуру свыше 50 градусов. При этом все равно бетонную смесь укладывали только ночью, а в раствор добавляли лед — иначе жара не позволила бы материалу набрать необходимую прочность при застывании. С бетоном связана и передовая технология, позволившая обеспечить высокие темпы строительства. Стальной каркас межэтажных перекрытий собирался на земле, затем поднимался на нужную высоту, помещался в специальную форму и уже там заливался бетоном. Когда бетон застывал, форма с помощью гидравлических приспособлений поднималась, а бетонный блок оставался на месте. При этом закачка смеси осуществлялась на рекордную высоту более 600 метров.

Изображение: сайт https://dissolve.com
Изображение: сайт https://dissolve.com

В уже построенном здании с жарой борются при помощи стекол специальной конструкции. Они представляют собой «бутерброд» — сверху металлическое покрытие, отражающее ультрафиолет, снизу — серебряный слой, который борется с инфракрасными лучами.

Водоснабжение огромного здания в пустыне — тоже проблема. Частично ее решили за счета сбора дождевой воды (хотя дожди в Дубае крайне редки) и водяного конденсата. Собранная вода по трубам стекает в резервуар и используется для хозяйственных нужд и полива растений. Воздух в здании не только очищается и охлаждается, но и ароматизируется, причем аромат создан специально для «Бурдж-Халифа».

Небоскреб установил ряд технических и высотных достижений, таких как самая высокая смотровая площадка (148-й этаж, 555 метров над землей), самый высотный ресторан под названием At.mosphere (на 122 этаже на высоте 442 м), наибольшее число этажей — 163. Были также заявки о самых скоростных лифтах, но, по некоторым сведениям их скорость составляет 10 м/c вместо заявленных 18. Зато лифтовая шахта — самая высокая в мире, это точно.

Фото: сайт https://zen.yandex.ru
Фото: сайт https://zen.yandex.ru

В целом, профессионалы высоко оценили проект, отметив удачно выбранную стилистику, лишенную национальных мотивов. Его образ называют «универсальным и свежим, передающим энергию устремленности вверх». Посмотрим, как оценят работу конкурентов. Ведь замороженная на неясное время стройка в Джидде — не единственная, угрожающая рекордам здания. В том же Дубае близко к завершению строительство обзорной башни «Дубай-Крик Тауэр» по проекту Сантьяго Калатравы с заявленной высотой «не менее 828 метров». Работы над ней были прерваны в 2020 году из-за эпидемии COVID и теперь будут завершены не ранее 2022 года.

Тем временем Эдриан Смит, несмотря на солидный 76-летний возраст, востребован до сих пор — в данный момент по его проекту идет строительство «Ахмат Тауэр» в Грозном.

Читайте также

Школа дизайна на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030»

Комитет по туризму города Москвы и Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашают посетить урбанистическую фотовыставку и мастер-классы знаменитых фотографов в рамках форума-фестиваля​​​​​​​ «Территория будущего. Москва 2030».

Екатерина Ожегова: «Мы должны жить в городе, не убивая то, что живёт рядом с нами»

Ландшафтный дизайн — это искусство на стыке архитектуры, урбанистики, ботаники, истории и даже философии. В чём его отличие от ландшафтной архитектуры? Какими должны быть ландшафты, чтобы человек жил в гармонии с окружающим его миром? Как меняется профессия ландшафтного дизайнера в XXI веке? Об этом и многом другом мы поговорили с Екатериной Ожеговой, куратором нового магистерского профиля Школы дизайна НИУ ВШЭ «Ландшафтный дизайн».

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.