По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Всего на один вечер, 21 мая, закрытое на реставрацию пространство дома-мастерской скульптора А.С. Голубкиной станет местом встречи художников и зрителей. Групповой студенческий сайт-специфический проект «Пробуждение» приглашает посетителей к разговору об Анне Голубкиной и судьбе посвященного ей музея. «Пробуждение» включает в себя три проекта: «Приближение», «Будет сад» и «Присутствие».
Событие музейной ночи — результат совместной работы коллектива Музея Анны Голубкиной, группы студентов направления «Современное искусство» Школы Дизайна НИУ ВШЭ и их наставниц Дарьи Пыркиной и Александры Старусевой-Першеевой.
Студенты профиля «Художник и куратор» (специализация «Куратор-исследователь») разработали сайт-специфический проект в музее-мастерской скульптора А.С. Голубкиной. Это мемориальное место входит в состав Малых музеев Третьяковской Галереи, и там с 1910 по 1927 жила и работала сама Анна Голубкина. Перед участниками группы стояла задача выбрать какой-то из аспектов истории дома-музея или самой фигуры Голубкиной в качестве отправной точки, и придумать методы работы с современным искусством в музейной среде. Кто-то взялся за аскетичную сторону скульптора, кто-то — за пластику скульптур, кто-то рефлексировал на тему музея и институциональной критики.
Майкл Арутюнян, студент III курса профиля «Художник и куратор», куратор проекта: «Я с первых же дней после посещения площадки понял, что темой будет музей как место памяти, мастерская художника, как место силы и гения, а также переосмысление концепции „при-ближения“ философа и теоретика Мартина Хайдеггера. Мы с художницами работаем с эфемерным присутствием Анны Семеновны в пространстве ее мастерской, „храма“ и помещения, где рождалось искусство. Мастерская как живой организм и любимый друг художника.
Коллаборация с музеем специфична — пространство закрыто на реставрацию с 2017 года, в доме проводились археологические изыскания, а сейчас вовсю кипит дело. В этом и магия непосредственной работы в „промежуточном“ пространстве с замедлившимся течением времени. Мы с художницами ощутили самобытную энергию и особую атмосферу, будто Голубкина покинула мастерскую на несколько минут и вот-вот вернется. Поэтому в проекте каждый из нас — своеобразный медиум, который через язык искусства и на основе исследования писем и физического места стремится передать ощущение приближения как к месту, так и к самой художнице — передать ощущение воссоединения Анны Голубкиной с мастерской, к которой она выражала глубокий пиетет.
Вместе с группой кураторов, художников, перформеров, с нашими кураторками — Дарьей Пыркиной и Александрой Старусевой-Першеевой, сотрудниками музея мы хотим создать особое поле встречи и диалога искусства, Голубкиной и зрителей, поразмышлять о судьбе обновляющегося музея и стать участниками возрождения истории места. Короткого в Ночь Музеев — но очень важного.
Это событие будет интересно всем — каждый получит незабываемый опыт в прикосновении к закрытому музею и узнает, как современный творческий кластер может тонко и деликатно работать с культурным наследием, памятью, сообществом, историей и временем».
Творческий коллектив представит серию проектов, вдохновленных различными аспектами жизни и творчества Анны Голубкиной. Размышления современных художников и кураторов воплотятся в графике, материальных и звуковых инсталляциях, скульптуре, виртуальном боте, перформансе, художественных акциях.
Групповая сайт-специфическая экспозиция «Приближение» под кураторством Майкла Арутюняна посвящена изучению неуловимого присутствия скульптора Анны Голубкиной в ее мастерской, художественный гений которой наполняет это пространство памяти. Несмотря на то, что музей временно закрыт на реставрацию, в этом месте силы с его особой аурой и замедлившимся течением времени все еще продолжается общение зрителей и Анны Семеновны.
Художницы-участницы проекта создают высказывания на основе исследования архивов и чувственного изучения сегодняшней «мастерской-в-ожидании». Графика, сайт-специфические инсталляции, объекты, звуковые работы вплетаются в ткань пространства дома-мастерской, подчеркивают и раскрывают его магию. Конструируется почти эфемерный образ Анны Семеновны, которую можно услышать, почувствовать, понять, к которой возможно «приблизиться».
Координаторка и медиаторка: Маргарита Тимощенко
Куратор: Майкл Арутюнян
«Будет сад» — многоэтапный проект союзниц Юли Евстратовой и Лизы Мовчан, в основе которого коммуникация «союзников» (участников) в процессе совместных мероприятий: знакомства, субботника, дня удобрений, торжественного высаживания растений, этапа цветения. Выбранная форма взаимодействия, союзничество, обладает гибкостью, необходимой для горизонтального взаимодействия, к которому стремится коллективная художественно-садоводческая инициатива. Союзники — это и люди, и растения, и другие нечеловеческие агенты. Объединяющими факторами являются искусство и садоводство. «Будет сад» вдохновлен жизнью и работами Анны Голубкиной. Любимым материалом скульптора была глина, и на примере именно этого материала связь садоводства и искусства наиболее очевидна. Глина — это земля, труд и природное начало. Возделывание почвы близко к формированию скульптур из глины. Юля и Лиза организуют ситуацию встречи институции, людей (посетителей, художников, местных жителей) и растений. Результат — не только расцветающий сад, но также сеть взаимоотношений всех союзников.
В Ночь Музеев союзники встречаются в саду для высаживания рассады из личного списка А.С. Голубкиной. Вместе с этим, художницы-союзницы проекта представят художественные работы. Катя Власова развернет инсталляцию из домашних растений, чьи хозяева были вынуждены оставить их. Сад музея в этом случае становится убежищем и местом для организации новой общности. Растительный вестник Анастасии Кайнеанунг также примет участие в инициативе. В Ночь музеев будет представлен выпуск нового сезона вестника, в котором примут участие растения из музейного сада.
Союзническая инициатива «Комитет включенного наблюдения» под кураторством Вассы Пырковой в рамках акции «Сохрани сад музея Анны Голубкиной» раздаст всем желающим выкопанные в день удобрений многолетние растения. Растениям угрожает опасность в процессе реставрации музея, и художественная акция «Комитета» — возможность их сохранить.
Также Комитет представит программу мастер-классов, организованных молодыми художниками: можно будет слепить украшения из глины для горшков с растениями, сделать коллажи из музейных афиш. В получившихся коллажах-конвертиках участники смогут забрать семена растений из списка Анны Семеновны, чтобы вырастить их самостоятельно.
Союзни_цы:
Растительный вестник: Анастасия Кайнеанунг
Комитет включённого наблюдения: Васса Пыркова, Полина Артемьева, Мария Захарова и другие.
Telegram инициативы: @therewillbeagarden
Эльвира Фазлетдинова представит проект «Присутствие» — результат исследовательской лаборатории перформанса на базе музея Голубкиной. Проект обращается к фигуре Анны Голубкиной со стороны ее наследия — скульптуры. Пластика Анны Семеновны была уникальным образцом искусства на рубеже веков, она не только собрала и воплотила в себе объемное проявление формы, но главным образом работала с духовным переживанием и внутренним миром своих героев. Отталкиваясь от скульптуры, «Присутствие» перекладывает ее форму и внутреннее содержание на опыт человеческого тела за счет перформативного действия. Работая со скульптурой Анны Голубкиной, современный перформанс переосмысляет наследие скульптора в новой форме.
В ночь музеев будет представлена видеодокументация перформанса, происходившего непосредственно в мастерской художницы, где воплощается «переходное» состояние, с которым работает проект — от материальной вещи, существующей вне времени, к живому, действующему телу, проживающему опыт взаимодействия.
Эльвира Фазлетдинова: «С помощью перформативных практик происходит переосмысление памяти о фигуре скульпторки и ее работе. В ходе работы, мы изучали мы проводили встречи: поход в запасники музея, где встретились со скрытой на данный момент зрителя скульптуры Анны Семеновны, посещали музей и знакомились с местом, где скульпторка жила и работала — сам дом-музей, который сейчас также закрыт и находится на реконструкции. А также проводили встречи-обсуждения связи живого, подвижного тела и скульптуры Анны Семеновны. Работали со скрытыми слоями и „оживляли“ их. Не маловажным в проекте является участие режиссерки (Гузель Ахметшина) и операторов (Павел Голяев и Алексей Горлачев), которые присутствовали с процессе на всех этапах созданиях проекта, для полного погружения и ощущения контекста. В итоге у нас получилось полиэкранная видеодокументация перформативных действий, каждое из которых разворачиваться в разных частях строящегося, реконструируемого, руинированного пространства, тем самым охватывая все точки дома-мастерской».
Перформеры и перформерки:
Режиссерка-постановщица: Гузель Ахметшина
Операторы: Павел Голяев, Алексей Горлачев
Кураторка: Эльвира Фазлетдинова
Хдожницы: Александра Алименко и Анна Мочкина, Лена Власова, Дарья Головкова, Даяна Мангутова, Алина Рыбальченко, Кристина Ситникова.
Координатор и медиатор: Маргарита Тимощенко.
Куратор: Майкл Арутюнян
Акция «Комитета включенного наблюдения» по передаче многолетних растений из сада музея в заботливые руки всех желающих в рамках инициативы «Будет сад».
Партиципаторная художественно-садоводческая акция по высаживанию растений инициативы «Будет сад». Кураторы Юля Евстратова и Лиза Мовчан.
Презентация инсталляции «Ясли» (Автор: Катя Власова), показ проекта «Растительный Вестник в саду» (Автор: Анастасия Кайнеанунг) в рамках инициативы «Будет сад».
Документация перформанса в мастерской Анны Голубкиной. Куратор: Эльвира Фазлетдинова.
Творческие мастер-классы от участников «Комитета включенного наблюдения» Марии Захаровой и Полины Артемьевой по лепке из глины и коллажу. Мероприятие проходит в рамках проекта «Будет сад».
Участники: художники и кураторы проекта «Пробуждение», Елена Ильина — заведующая Музеем Анны Глубиной.
Модератор: Александра Старусева-Першеева — зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусстоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник.
Diploma — это ежегодная групповая выставка дипломных проектов выпускников направления «Современное искусство». В этом году среди участников выпускники бакалавриата и магистратуры профилей: «Дизайн и современное искусство», «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Современная фотография», «Практики современного искусства» и «Современная живопись».
В пространстве арт-хаба «Тупик» до 6 июля можно увидеть персональную выставку Полины Шилкините — выпускницы магистратуры Школы дизайна «Современная живопись».
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.