Дария Женихова: «Продюсер — это просто такой образ мышления»

В рамках новой бакалаврской программы НИУ ВШЭ «Управление в креативных индустриях» стартует профиль «Ивент-дизайн и экономика впечатлений». Его задача — готовить профессиональных продюсеров — людей, которые умеют создавать эффективные проекты, управлять ими и наполнять их оригинальным содержанием.

О том, как стать успешным продюсером, мы поговорили с куратором нового профиля Дарией Жениховой. В качестве руководителя компании «Культура потребления» она спродюсировала десятки социокультурных и образовательных программ, концепций музеев и креативных кластеров, мультимедийных выставок и городских фестивалей. А нам рассказала, почему настоящий продюсер должен уметь не спать, но обязательно ставить в свой to-do list обед и не злоупотреблять «сакральной рыбой».

Куратор профиля «Ивент-дизайн и экономика впечатлений» Школы дизайна НИУ ВШЭ, продюсер, режиссёр, эксперт в области социокультурных стратегий. Руководитель компании «Культура потребления».

Дария, как вы стали продюсером? Может быть, вы мечтали об этой профессии ещё в детстве и упорно шли к своей цели? Или всё произошло само собой?

Мне 43 года, так что в моём детстве профессии «продюсер» просто не было. Хотя все кадры уже существовали — они управляли процессами в тогда ещё «творческих», а не «креативных» индустриях, например, в кино. И выполняли те же функции, просто назывались по-другому. Но вот такой прекрасной прерогативы, как сейчас — учиться сразу на управленца в сфере креативной экономики — её просто не было.

Поэтому моё образование началось с журналистики, это был журфак МГУ. И это было не случайно, так как на телевидение я впервые пришла в 12 лет и делала самую первую детскую программу — «Там-Там Новости». Потом было молодёжное ТВ, первые ток-шоу, первые выборные технологии. После я перешла на ТВ-6 — единственный музыкальный канал в то время. А потом всем составом канала мы радостно ушли запускать в России MTV, когда Борис Зосимов купил лицензию. Так что первое образование было для меня очень естественным. Второе образование — Высшие режиссёрские курсы, режиссура кино и ТВ — тоже было для меня органичным, так как почти все мои родные — представители самых разных кинопрофессий. Ну а третьим образованием стало годовое обучение в лос-анджелесском институте UCLA на направление «Новые медиа».

Я вообще исполнитель классической схемы, когда в течение жизни ты большими секторами несколько раз меняешь своё профессиональное назначение. Из телевидения для меня был очень логичным выход в сферу оформления медиа-событий, broadcast-дизайн. Я учредила свою компанию, забрала часть сотрудников с MTV, и мы начали заниматься оформлением концертов, шоу, спектаклей, запуском первых мультимедийных проектов. Дальше очень логично я вошла в музейную среду, так как медиа и мультимедиа — необходимый язык современного музейного дела. Соответственно, развился очень большой пласт деятельности: музейные концепции, планирование территорий и так далее. А в последние годы я устойчиво работаю как программный директор, и моя компания является программной дирекцией очень многих событий — от Российской креативной недели до вышкинского Telling Stories. Это всё — единая смысловая надстройка. И если меня спросить, кто я, я уверенно отвечу: междисциплинарный продюсер.

При всём разнообразии моей деятельности, задача у меня как у продюсера всегда одна и та же — рассказать историю и через историю что-то сделать.

Дария Женихова

Но всё-таки запуск MTV и открытие какого-нибудь большого серьёзного музея — казалось бы, нет вещей, более далёких друг от друга...

А я всегда одновременно всем занималась. В детстве у меня были выставки как у художника и одновременно я работала на телевидении, или я училась в Школе юного журналиста и параллельно занималась политологией, то есть у меня всегда была такая междисциплинарность. Сейчас я много работаю и как редактор — над текстами для музеев, и как режиссёр, и как арт-директор на своих проектах, связанных с медиа, дизайном. Дело в том, что при всём разнообразии моей деятельности, задача у меня как у продюсера всегда одна и та же — рассказать историю и через историю что-то сделать. Везде должен быть сначала смысл, а уже потом формат. Для продюсера, как мне кажется, гораздо проще, чем для людей многих других профессий, адаптироваться внутри разных компетенций и направлений, потому что процесс всегда один и тот же — от раскладывания идеи до её реализации, через срез аудитории, выбор наиболее точного формата, подбор команды, составление бюджета и так далее. Что бы ты ни делал, если ты продюсер — для тебя это примерно одно и то же. Продюсер — это просто такой образ мышления.

Есть ли какой-то проект, на который вы бы хотели замахнуться, но понимаете — это слишком сложно?

Нет, такого не бывает. Мало того, мой личный опыт и опыт моего окружения показывает, что если ты продюсер и абсолютно не знаешь какую-то тему, ты всё равно понимаешь, как дойти до нужного результата с помощью других людей. Как собрать команду, которая восполнит недостающие компетенции и экспертизу, какие риски нужно предусмотреть и т.д. Я не люблю называть людей «заказчиками», все, с кем я работаю, для меня всё-таки партнёры и соратники. И вот эти мои партнёры и соратники не раз меня швыряли в какие-то очень странные для меня задачи: это была не моя сфера, не моя компетенция, но уровень пройденного доверия был настолько велик, что люди говорили: «Пожалуйста, сделай это». И я шла учиться и добирала компетенции прямо в процессе осуществления проекта. Так что, на самом деле, я готова замахнуться на что угодно. Кстати, есть одна сфера, в которой я мало успела поработать и мечтаю побольше — это оперный театр.

Дария Женихова: «Продюсер — это просто такой образ мышления»

Если погуглить, чем вы занимались последние несколько лет, то вывалится огромное количество больших проектов, каждый из которых для кого-то вполне мог стать делом жизни. Как вы всё успеваете?

Открою секрет: продюсер должен уметь не спать! А если серьёзно, то это скорее мой недостаток, чем моё достоинство. Для меня нет вообще деления на профессию и какую-то остальную жизнь. Если я иду на выставку — я её «разбираю», если я иду в кино, то я тоже его «разбираю». В принципе, я никогда не пойду туда, где для меня не полезно. Для меня работа и есть всё мое существование. Все мои друзья — это мои соратники, все мои любимые люди и даже моя семья занимаются тем же, что и я. И очень часто близкие ругают меня за то, что мне всё интересно! А мне всегда мало, и я никогда не скажу «нет» какому-то вызову, сложному проекту. Мне наоборот супер-интересно, если проект с вызовом, и я обязательно за него возьмусь!

У нас есть такая штука — все в компании ведут to-do. Помимо to-do проектов, где ты пишешь графики и кто за что отвечает, есть ежедневные to-do, к которым мы все приучены, и сотрудники говорят, что они уже даже родителей подсадили на это — их мамы и папы в to-do планируют поездки на дачу. И вот я сама иногда ужасаюсь, когда смотрю своё to-do! Я понимаю, что у меня с 9 утра и до 12 ночи просто — тыдыдыдыды! — мелкие-мелкие задачи из 100 проектов и между ними глобальные задачи тоже из 100 проектов. Ну вот никак по-другому! Я всю жизнь учусь делегировать и отпускать — но у меня не получается. Я в каждом проекте очень глубоко сижу. Я его знаю весь, мало того — очень часто бывает, когда мои сотрудники, которые руководят каким-то проектом, что-то не могут вспомнить, а я за секунду это вспоминаю и вообще помню всё из каждого чата. Так устроен мозг уже просто. Имена людей могу забыть, а процесс — нет.

Моя проблема в том, что я получаю от своей работы кайф. На первом месте должен быть рынок и деньги — но у меня не так. Мне должно быть классно. Если мне не классно, я, скорее всего, не буду этим заниматься.

Дария Женихова

Для вас важно, чтобы проект, которым вы занимаетесь, был вам симпатичен, интересен, как зрителю, слушателю, читателю?

Только так и может быть. Он должен быть мне созвучен. Мы вообще очень этим гордимся в команде — что можем выбирать, чем заниматься. И если чем-то занимаемся, то очень это любим, очень в это верим и так далее.

В любом процессе может быть что-то не очень приятное, всегда. Обстоятельства, недопонимания, какая-то чисто человеческая несовместимость. Но невероятно здорово, когда каждый вечер, после довольно утомительной работы, долгих встреч с партнерами, каких-то планёрок, зумов, люди в моей команде говорят друг другу: «Я так счастлив, что я с вами, я так вас люблю, вы просто лучшие!».

А разве не является важной компетенцией продюсера умение с холодным сердцем браться за всё, что угодно, за любой проект и делать его? Ну, например, продюсировать выставку художника, творчество которого тебе не нравится?

Мне кажется, что нет, что это вообще невозможно — не по любви. Наверное, я была бы богаче, если бы больше делала не по любви. Но я так не умею, и у меня в окружении таких людей просто нет. Все, кого я знаю в профессии, работают очень искренне и вовлеченно. Моя проблема в том, что я получаю от своей работы кайф. На первом месте должен быть рынок и деньги — но у меня не так. Мне должно быть классно. Если мне не классно, я, скорее всего, не буду этим заниматься.

Дария Женихова: «Продюсер — это просто такой образ мышления»

Можете назвать самый амбициозный проект, который вам удалось воплотить в жизнь?

Амбициозный — сложное слово. Были сложносоставные проекты, которые заставляли нас расти над собой. Например, пару лет назад мы делали очень сложный междисциплинарный проект с гениальным питерским режиссером Андреем Могучим, руководителем БДТ. Это была выставка-спектакль про историю превращения четырёх самых главных питерских усадеб в музеи. То есть достаточно драматичная история, связанная с революцией. Тотальная инсталляция с оперным произведением заняла весь питерский Манеж. Внутри инсталляции звучала музыка композитора-авангардиста Владимира Ранева, совмещённая с произведением современной художницы Веры Мартынов, которая делала всю экспозицию и декорации. Там были настоящие вагоны, золотые занавесы, свисающие с небес, тема блокады внутри. Голосом проекта стала Алиса Бруновна Фрейндлих. И вот при создании этого проекта перед нами встало сразу несколько профессиональных вызовов. Как переварить эту столетнюю драматическую историю и воплотить её, используя современный язык — одновременно в формате театра и музея? Как собрать нужные предметы из разных музеев — при том, что никто не отменял ни музейное хранение, ни музейное страхование? Наконец, как найти деньги, если из бюджета мы вышли уже на второй месяц этого проекта?

И тут мы подходим к очень важному моменту. По моему мнению, главная задача продюсера — найти тех, в кого ты профессионально влюбляешься и ради кого ты собственно и становишься продюсером и готов на любые действия. Для меня Могучий определенно стал таким человеком. Даже если я иногда в чём-то сомневалась, поскольку его решения требовали от меня экстра-сил, экстра-денег и экстра-нервов, то в конечном счёте, когда я смотрела на то, что он сделал, я думала: «Ну ты же гений! И ты прав на 100%! И в следующий раз, о чём бы ты меня ни попросил — я это добуду и сделаю обязательно, потому что вижу, зачем это нужно».

А однажды мы делали мультимедийную выставку под запуск вокзала в Иваново. За 40 минут до визита губернатора в экспозицию пришел очень пожилой человек, очень внимательно всё там рассматривал. Потом подозвал меня и, после того, как я ответила на его вопросы, сказал: «Спасибо, вы вернули мне достоинство. Я был директором этого вокзала очень много лет». Вот ради таких моментов я работаю.

И ещё вспомнилось — если мы говорим про амбициозные проекты. Когда-то давно мы вместе с будущим комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой привезли огромную программу современного искусства в маленький городок Первоуральск Свердловской области. В этом городе очень много заводов, и вся жизнь человека построена вокруг производства. Цикл жизни человека там — поход на завод, работа и уход с завода. Там даже кинотеатра нет. И были моменты, когда рабочие, которым мы показывали произведения больших современных художников, у нас спрашивали: «А это обязательно? Я не могу из-под палки, пожалуйста, отпустите меня! Зачем мне это всё нужно?». А потом ты видишь, как буквально у тебя на глазах люди начинают в это втягиваться. Для них эта сфера была закрыта, и вдруг они начинают расцветать... Прошло несколько лет, на одной из биеннале мы опять встречаемся с Алисой Прудниковой, она подводит меня к одной из работ (которая, к слову, висела рядом с работой Йоко Оно), и спрашивает: «Посмотри, пожалуйста, что думаешь?». Я говорю: «Ну, очень неплохо». «А ты знаешь, кто это? Это же наш рабочий с ПТЗ, с завода в Первоуральске». И у меня просто брызнули слёзы, потому что вот так, через годы, видеть, как отзывается твоё действие. А оно обязательно отзывается. Не обязательно в каждом, но тут же не количество важно. Только искусство обладает такой силой.

Вы можете назвать главные качества успешного продюсера?

Сложно ответить на этот вопрос. Скажем, рядом со мной находятся люди, у которых дислексия и при этом они являются успешными продюсерами. Тут важны, скорее, не человеческие, а профессиональные качества — например, уметь из огромного потока информации вычленить самое нужное, и сделать это очень быстро. Скорость решений и процессов — суперважно для продюсера. А ещё эта профессия похожа на профессию дирижёра. Когда тебе нужно держать коллективы разного размера на своей энергии и своём видении.

Междисциплинарность — это главное изменение, достижение и цель современной индустрии впечатлений. Причём запрос на связку очень сильный со всех сторон, просто нужны продюсеры, которые могут соединять эти миры.

Дария Женихова

Дария Женихова: «Продюсер — это просто такой образ мышления»

Индустрия впечатлений сильно поменялась за последние 5-10 лет? Если да, то в чём?

Несколько дней назад руководитель Роскультцентра Марина Абрамова спросила меня, в какую индустриальную гильдию я хотела бы вступить, и прислала список. И я поняла, что не могу выбрать! Искусство? Да, я в искусстве. Урбанистика? Я и этим занимаюсь. Дизайн? Конечно, куда без него. Пришлось записаться в три индустрии. В индустриях изменилось ровно это. Связка между ними. Над этой связкой все, кто принадлежит к индустриям, активно работают.

Простой пример: есть определенный процент того, сколько сюжетов пришло в кино и сериалы из литературы в мировом масштабе — каждый четвёртый сюжет. А в России этого пока нет. Нет связки между кино, издательствами и авторами. А это же капитализация двух индустрий! Или, например, сегодня уже никого не удивить соединением музея и театра, они нашли друг друга года четыре назад, эти сферы теперь связаны и взаимно обогащают друг друга.

А вот гейм-дизайн не вхож ни в театр, где он может взять драматургов, ни в современную музыку, где он может взять саунд-артистов, ни в современный дизайн, где он может взять иллюстраторов. От этого он закрытый и менее интересный. Представители гейм-индустрии сидят внутри своей компетенции. У них другие райтеры, это не драматурги, не кинодраматурги, они вообще никак не пересекаются. И эту ситуацию, конечно, надо менять. В целом, междисциплинарность — это главное изменение, достижение и цель современной индустрии впечатлений. Причём запрос на связку очень сильный со всех сторон, просто нужны продюсеры, которые могут соединять эти миры.

Расскажите о своей команде. Кто эти люди, откуда они берутся?

В моей команде одни девочки, но это получилось не специально. Костяк команды — это продюсеры разных компетенций: исполнительный, линейный, контент-продюсер. А по образованию, в основном, у нас культурологи, искусствоведы, философы, юристы. Из юристов огонь какие продюсеры выходят! Самый взрослый член команды — моего возраста, и со мной она уже много-много лет, а самый молодой — это 19-летний человек. Все из разных городов — Нижний, Пермь, Санкт-Петербург и так далее. Когда нужно найти нового человека — это всегда суперсложно. И кого бы ты ни нашел, с каким угодно послужным списком, скорее всего, ты будешь этого человека переучивать и настраивать под процессы, как они устроены у тебя. Потому что «успех-качество» — это одинаковая настройка всех процессов внутри команды. Всё, что придумывается — это всегда пинг-понг. Нет такого, что один придумал что-то одно, другой — вообще другое. Это всегда какая-то общность. Это и есть «настройка».

А можете описать рабочий день — свой и своей команды?

А он у нас примерно одинаковый, просто начинается в разное время. Мой рабочий день начинается в 9:30-9:40. Первые 30 минут я проверяю все чаты, распределяю приоритеты, заполняю to-do. Кстати, вот вам совет — ставьте в to-do обед! Дальше я вычитываю что-то, что требует особой остроты ума — содержательные, концептуальные тексты, где от меня нужна структурная правка. Потом я уделяю время вопросам, которые мне задали по всем проектам — клиентским и внутрикомандным. После этого я назначаю все звонки. А мои сотрудники делают то же самое, только с 11 утра.

А давайте я вам лучше вот что расскажу про нашу работу. В течение года мы в компании собираем всякие смешные фразочки из рабочих разговоров с хештегом #настикеры, а потом делаем из них стикерпаки. Например, «С нами, кроме нас, никто не разговаривает» или «Обсценная лексика перед мероприятием допустима».

И вообще, так как у меня в команде очень много культурологов и искусствоведов, у нас такой очень специфичный профессиональный юмор. Как-то мы писали большую концепцию северной территории и выверяли буквально каждое слово. Но, тем не менее, уже в готовой презентации мы увидели, что у нас есть предложение со словами «сакральная рыба». Мы начали вспоминать, что имели в виду, но так и не вспомнили. С тех пор любую излишнюю заумную фигню мы называем «сакральной рыбой».

Профиль «Ивент-дизайн и экономика впечатлений»

Наши студенты изучают все аспекты создания мероприятий — контентные, художественные, юридические, логистические, управленческие, маркетинговые, финансовые — и получают все необходимые навыки для продюсирования ивента под ключ: от презентации оригинальной концепции до эффектного открытия. Эта подготовка позволяет стать эксклюзивным профессионалом — не только понимающим, как на эмоциональном уровне сделать запоминающееся и стильное мероприятие, но и досконально изучившим инженерию внутренних и бизнес-процессов. Такой специалист будет востребован как в глобальных агентствах, так и в качестве индивидуального практика.

Образовательная программа «Управление в креативных индустриях»

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая бакалаврская программа Школы дизайна НИУ ВШЭ спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.