По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В мае в Школе дизайна прошел мастер-класс художника Ивана Горшкова. В течение четырех дней — с 27 по 30 мая — участники вместе с Иваном попробовали на время отказаться от личного художественного бэкграунда, амбиций и погрузиться в новый опыт. По итогам мастер-класса состоялся вернисаж работ участников.
На первом занятии Иван Горшков рассказал о художественном методе. Участники обсудили проблемы и страхи молодого художника и способы борьбы с ними. Группа общалась на тему стратегий «найти и улучшить» и «генератор счастливых случайностей», на базе которых и должна была построиться вся работа. С 28 по 30 мая участники занимались созданием работ. Авторский прием, который предлагает художник — освобождение, которое позволяет попробовать новые художественные практики.
Современный российский художник, скульптор, живописец, график, соучредитель Воронежского центра современного искусства. В своих работах использует техники: тотальная инсталляция, живопись, глитч-арт, коллаж, паблик-арт, скульптура.
На мастер-классе мы практиковали определенные художественные стратегии, чтобы расширить палитру приемов. Лет 7 назад я придумал формат тотального мастер-класса, на котором делюсь своими приемами и наработками и предлагаю попробовать себя в каком-то новом амплуа, практикуя новые художественные стратегии. Во многом это стратегия многократного переделывания, которая освобождает от страха белого листа и позволяет художнику отправиться в путешествие «счастливых случайностей». Найти и улучшить — стратегия переделывания, когда ты отказываешься от сковывающих страхов и позволяешь себе делать все, что тебе интересно, держа в уме то, что ты все равно это переделаешь. Пообещай себе, что ты все равно переделаешь всё, что бы ни сделал, и тогда ты не будешь бояться совершать смелые шаги.
Мы чередовали экстаз творчества и сухую аналитику того, что получается. Конечно, каждый художник должен понимать то, что он делает. По-моему глубокому убеждению, хорошо то искусство, в котором есть решение художника, его воля. Все, как правило, считают, что случайная линия — это слабая линия. Случайность — это прекрасно, но горе тому, кто не знает, как распорядиться этой случайностью.
На этой выставке нет индивидуальных работ. Все они коллективные. Все делали всё. Я видел свою роль как педагога в том, чтобы анализировать и подсказывать, как разобраться во всех этих случайностях, как отделить удачные случайности от неудачных. Как модерировать этот поток, когда как из рога изобилия на тебя валятся разные обстоятельства.
Пообещай себе, что все равно переделаешь всё, что бы ни сделал, и тогда ты не будешь бояться совершать смелые шаги.
Во всех работах мы пытались оставлять удачные места, переделывать неудачные. Все работы вызывают двойственное впечатление: с одной стороны, в деталях они выглядят несовершенно, невиртуозно. Многие художники скажут, что драматургия произведения строится на противоречиях. С другой стороны, интересен такой каламбурный подход, когда произведение проявляет амбивалентную сущность, когда оно имеет глубину и сложность, как и человеческая природа. Когда оно сладкое и гадкое, хочется и колется, убогое и великое.
Какие эффекты мы можем наблюдать в работах и почему? За счет огромного количества слоев (за время мастер-класс мы совершили около 20 подходов к каждой из работ), большого количества материалов — от красочных подтёков до прилипшей кошачьей шерсти, от графических линий до приклеенной на скотч занавески — это изобилие создает мглу, которая рождает ощущение миража. Взгляд не может сфокусироваться на приеме, и его разрывает в разные стороны. Ты все время видишь боковым зрением отвлекающие и раздражающие вещи, ты не можешь спокойно смотреть на какой-то один элемент, потому что остальные элементы кричат тебе, требуя посмотреть на них.
Я поймал себя на мысли, что сквозь пелену редимейдов живопись выглядит лучше, потому что мозг как будто просто не может спокойно смотреть и достраивает картину, делает ее такой, какой бы ты хотел ее видеть. Мне показалось, что таким образом можно увидеть самую лучшую живопись в мире, потому что она воображаемая. Отчасти этот эффект миража и невозможности сфокусироваться присутствует и в работах, созданных на мастер-классе. При беглом взгляде на произведение оно кажется сложным, при детальном рассмотрении ты не можешь понять, в чем его сложность. Где-то возникает иллюзия глубины, дотошного нарратива, которого там нет. Это кажется мне ценным. В искусстве многие ищут чудо, когда какими-то простыми средствами создается сложный и интересный эффект и непонятно, как это работает. Такой эффект есть в этих работах.
Александра Тен студентка направления «Современное искусство», участница мастер-класса: «Меня привлекла сама форма того, чем мы планировали заниматься на мастер-классе. Это чистое искусство, где нет концепции, а есть полное погружение в процесс. Обычно я не рисую, но мне показалось, что тут случится что-то, после чего меня перестанет напрягать живопись. Эти три дня были просто сумасшедшими. Мы постоянно делали что-то друг за другом, Ваня говорил интересные вещи и давал задания, мы анализировали каждый наш шаг. Это было очень подвижно.
Работа могла выглядеть как сумбур и хаос, но в какой-то момент все начало группироваться, потому что сработал момент перформативного действия и коллективизации. На третий день мастер-класса произошел чудесный поворот, когда все начали советоваться друг с другом, пытаться уравновесить всю форму. Казалось бы, что когда ты рисуешь, а человек подходит к твоему рисунку и рисует что-то против твоей воли, зарисовывает твои пятна, — это должно быть обидно. Но на самом деле, это форма раскрытия себя, своего потенциала. Мне кажется, что во всех работах есть определенная структура и мысли. Мастер-класс помог понять мне, что такое хорошая абстракция, как с ней работать, и как смотреть не через призму концептуальности, а прежде всего — через форму. Если обозначить мастер класс в двух словах — это абсолютный панк».
Полина Штанько, студентка профиля «Художник и куратор», участница мастер-класса: «Мне понравилось, что была возможность попробовать разные материалы и техники работы на холсте. Тут была полная свобода — можно было пробовать все сразу. Это еще и потрясающая возможность узнать, как работает редимейд на холсте».
Сеничева Анна, Титова Екатерина, Гридчина Алина, Штанько Полина, Демина Светлана, Ким Аня, Тен Александра, Клочкова Ирина, Овчинникова Александра, Гаврилова Наташа, Австрейх Оля, Андреева Галина, Аксенова Дарья, Кашенцева Александра.
Мастер-класс проводился ART Вышкой — подразделением, объединяющим образовательные профили бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ в области современного искусства, а также выставочные и арт-проекты, в которых участвуют студенты и преподаватели Школы.
В подразделение ART Вышки входят профили бакалавриата: «Дизайн и современное искусство», «Художник и куратор», «Меда-арт», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Экранные искусства»; и магистратуры: «Современная живопись», «Фотография», «Печатная графика», «Видеоарт», «Sound Art & Sound Studies», «Театр и перформанс», «Art & Science», «Керамика и текстиль».
Мастер-класс проводился ART Вышкой — подразделением, объединяющим образовательные профили бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ в области современного искусства, а также выставочные и арт-проекты, в которых участвуют студенты и преподаватели Школы.
В подразделение ART Вышки входят профили бакалавриата: «Дизайн и современное искусство», «Художник и куратор», «Меда-арт», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Экранные искусства»; и магистратуры: «Современная живопись», «Фотография», «Печатная графика», «Видеоарт», «Sound Art & Sound Studies», «Театр и перформанс», «Art & Science», «Керамика и текстиль».
На сайте независимого издания об искусстве artandyou.ru вышло интервью с кураторами выставки Diploma Дарьей Пыркиной и Дианой Мачулиной, в котором они рассказали про художественное образование и пути молодых художников в современном мире.
Интернет открыл для нас возможности, качественно изменившие жизнь каждого. Среди них — дистанционный доступ к образованию столичных и мировых университетов. Онлайн-кампус Школы дизайна НИУ ВШЭ уже несколько лет позволяет студентам со всей планеты обучаться, будто бы присутствуя в аудиториях очно. Мы поговорили о преимуществах такого образования, достижениях студентов и способах организации ими сообщества, преодолевающего расстояния, с Ярославом Субботиным — руководителем онлайн-кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.