Концепт-арт и метавселенные. Краткая история

Концепт-арт к проекту «Земля4020», Алла Дементьева
Концепт-арт к проекту «Земля4020», Алла Дементьева

Концепт-арт — одно из самых увлекательных направлений, причем как для художника, автора, так и для зрителей. В его рамках можно создавать бесконечные альтернативы миров и вселенных, визуализировать самые фантастические истории и события. О краткой истории концепт-арта от Жюля Верна до современных виртуальных вселенных, меняющих облик будущего, рассказывает куратор направления «Концепт-арт и метавселенные» Илья Лепёшкин.

Сегодня, концепт-арт развился в одного из самых сильных игроков, причем не только в индустрии развлечений, и именно он сегодня формирует сознание и желания людей и общества в целом. Он окружает нас со всех сторон и в его рамках мы можем наблюдать огромное количество концептуальных работ и проектов, будь то кино или компьютерные игры, где разворачиваются самые разные сюжеты, где пользователь может зачастую даже принимать непосредственное активное участие и тем самым иногда даже отрываться от реальности и уходить в виртуальный мир с головой. Там нет ограничений, возможно все, а самые смелые передовые (или даже нереальные) технологии доступны по одному клику компьютерной мыши.

Прародителями современных фантастических концептов, которые мы наблюдаем в кино или компьютерных играх, можно считать первые иллюстрации к мифам, сказаниям и различному фольклору. Человечество всегда мечтало о чем-то нереальном и удивительном. И художники единственные, кто были способны это реализовать.

Ахиллес и Пентесилея, Эксекий, около 540-30 гг. до н.э

Иллюстрации Альфонса де Невиля к книге «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, 1871 год

Обложка комикса DC, 1941

С развитием промышленности, когда появился такой литературный жанр как научная фантастика, в создании произведений всегда принимали участие писатели-фантасты вместе с художниками-иллюстраторами, задача которых была визуализировать все те фантастические миры и технологии, что описывали авторы. Художественная интерпретация миров была лучшим инструментом в то время, чтобы погрузить читателя в фантастический мир произведения.

Начиная с 20х-30х годов XX века концепт-арт стал выходить за границы литературы и простой иллюстрации и начал развиваться самостоятельно. К 1950-м годам на широкий рынок вышли комиксы — визуальные новеллы, где образы были основным инструментом сторителлинга.

Главным же видом искусства, который стал основой для массового развития концепт-арта, был кинематограф. Его развитие к 60-70м годам ХХ века позволило снимать то, что было невозможно до этого — художники и дизайнеры создавали целые города, миры и вселенные. Тогда и появилась должность концепт-художника в сфере индустрии развлечений.

Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Работа из серии «US Steel», Сид Мид
Работа из серии «US Steel», Сид Мид

Одним из таких выдающихся иллюстраторов и концепт-дизайнеров XX века являлся Сид Мид, принявший участие в создании огромного числа фильмов («Бегущий по лезвию», «Трон»). Его самобытный стиль до сих пор узнаваем и почитается многими профессионалами в этой отрасли.

В конце 1970-х годов произошел резкий скачок и в компьютерных технологиях. Мир грез стал реальностью — виртуальной реальностью, ведь в компьютере стало возможно создавать любые объекты и миры. Сегодня, игры, выпускающиеся ежегодно в огромных количествах, просто не могут существовать без той работы, которая возложена на художников и конечно же дизайнеров. Как и в кино, на их плечах лежит ответственность за целые миры, разработку и проектирование цивилизаций, их жизни и каждого элемента, каждого кадра, который демонстрируется либо с мониторов, либо с экранов кинотеатров. Концепт-художники разрабатывают визуальный образ и «дизайн» всех объектов создаваемого мира (персонажи, локации, предметы, техника) с учетом законов и стиля данного мира и предполагаемого сценария.

Концепт-арт из игры Mass Effect 3

Концепт-арт из игры Mass Effect Andromeda

Сегодня же мы стоим на пороге новой реальности — создаются инструменты, когда новая вселенная или новый мир могут существовать за рамками кино, анимации или компьютерной игры. Они становятся самобытными пространствами, куда может погрузиться каждый и провести там время вместе с друзьями или другими пользователями.

Эти миры разнообразны, за один вечер можно побывать в огромном количестве вселенных, практически не прикладывая усилий. И каждый из этих открытых миров будет обладать своим визуальным стилем, нарративом и давать разные эмоции. Это поистине шаг в бесконечную мультивселенную, которая в ближайшее время будет расти и «серфить» в интернете мы будем уже не по веб-сайтам, а по мета-мирам, «телепортируясь» из одной локации в другую, сохраняя при этом свою идентичность пользователя в глобальном цифровом мире.

Крупные бренды уже сейчас создают свои площадки в виртуальном мире — места присутствия, пронизанные их философией и стилистикой, формирующей brand identity их компании на новом уровне. С помощью концепт-художников засчет виртуальных и иммерсивных технологий они могут погрузить пользователей в ту уникальную среду, которую в реальности почти невозможно воссоздать, и подарить им максимум тех эмоций, которые по задумке компании должны транслировать ценности бренда и тем самым создать еще более прочную связь со своими поклонниками и потребителями.

Виртуальный мир BMW Joytopia

В то же время многие концепт-художники теперь создают свои миры, свои истории, открытые для общего зрителя. И это уже не просто «портфолио» на агрегаторах типа Artstation — у вас может быть свой авторский мир, наполненный вашими идеями, вашими работами. Да он по сути и есть ваш замысел от начала до конца, причем с возможностью постоянной трансформации и развития, эволюции. Все, что вы хотите может быть реализовано там практически без ограничений. Если вы обладаете соответствующими компетенциями и инструментами, вы сможете полностью реализовать ваш творческий потенциал и стать автором своего собственного мира. А этим инструментам сможет научиться каждый на направлении «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Однако в завершении хочется упомянуть еще об одной важной особенности концептуального искусства — оно позволяет взглянуть в будущее, за горизонт событий. И с определенной долей вероятности визуализировать то, что нас может ожидать впереди. По сути, это идеальный способ прогнозирования будущего. Даже те первые иллюстрации научно-фантастических книг в той или иной степени осуществились и сегодня вокруг нас мы можем видеть тот мир, о котором несколько веков назад художники и писатели могли только мечтать.

Иллюстрация для Das Neue Universum, Клауса Бюргле, 1959
Иллюстрация для Das Neue Universum, Клауса Бюргле, 1959
Иллюстрация Клауса Бюргле, 1962
Иллюстрация Клауса Бюргле, 1962
«Ракеты в сборочном ангаре», Клаус Бюргле, 1949
«Ракеты в сборочном ангаре», Клаус Бюргле, 1949
Водный город, иллюстрации Кена Фагга, 1950-60-е
Водный город, иллюстрации Кена Фагга, 1950-60-е

В середине XX века концептуальные художники и дизайнеры в специализированных журналах изображали свое видение XXI века. Ретро-футуризм, как сейчас называется это направление, заложил важные основы подобного визионерского применения концептуального искусства. Концептуальные разработки на протяжении всей истории действительно позволяют формировать тот образ будущего, к которому мы хотели бы прийти, формировать тренды и демонстрировать новые возможности, которые открывают перед нами новые технологии.

И поэтому как родственную концепт-арту мы выделяем методологию концепт-дизайна. Засчет сегодняшних технологий эти образы будущего могут быть воссозданы в виртуальном пространстве и формировать параллельную реальность, отражающую возможные пути развития нашего мира и цивилизации.

Книга с концепт-артом к фильму «Элизиум — рай не на Земле», 2013

В основе методологии концепт-дизайна лежит объединение трех сфер: дизайна, искусства и науки. Поэтому мы дали ей название ConceptDARTS, где «DARTS» является аббревиатурой, обозначающей Design-ART-Science (дизайн-искусство-наука). Объединение данных сфер является фундаментальным отличием концепт-дизайна от остальных направлений дизайна и искусства и определяет его потенциал. Концепт-дизайн позволяет создавать целый спектр вариантов и альтернатив, которые могут описать то будущее, к которому мы придем при условии реализации тех или иных концепций.

Таким образом, концептуальный дизайн может занимать опережающую, предвосхищающую позицию в формировании образа будущего, показывать новые технологии в разрезе их применимости и наглядно демонстрировать процесс трансформации сегодняшнего мира, а также доносить этот образ до людей, чтобы совместно и осознанно идти к реализации того или иного будущего. Но уже сегодня мы можем создать и увидеть будущее в бесконечном множестве цифровых метавселенных.

Как говорится, «лучший способ предсказать будущее — это создать его»!

name

Илья Лепешкин

Руководитель профилей магистратуры «Концепт-арт и цифровое искусство» и «Концепт-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Концептуальный и транспортный дизайнер, основатель лаборатории концепт-дизайна ConceptDARTS. Руководитель совместных проектов с индустриальными партнерами Renault, LADA, КамАЗ и др., а также образовательных интенсивов по транспортному и концептуальному дизайну на различных площадках.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.