Концепт-арт и метавселенные. Краткая история

Концепт-арт к проекту «Земля4020», Алла Дементьева
Концепт-арт к проекту «Земля4020», Алла Дементьева

Концепт-арт — одно из самых увлекательных направлений, причем как для художника, автора, так и для зрителей. В его рамках можно создавать бесконечные альтернативы миров и вселенных, визуализировать самые фантастические истории и события. О краткой истории концепт-арта от Жюля Верна до современных виртуальных вселенных, меняющих облик будущего, рассказывает куратор направления «Концепт-арт и метавселенные» Илья Лепёшкин.

Сегодня, концепт-арт развился в одного из самых сильных игроков, причем не только в индустрии развлечений, и именно он сегодня формирует сознание и желания людей и общества в целом. Он окружает нас со всех сторон и в его рамках мы можем наблюдать огромное количество концептуальных работ и проектов, будь то кино или компьютерные игры, где разворачиваются самые разные сюжеты, где пользователь может зачастую даже принимать непосредственное активное участие и тем самым иногда даже отрываться от реальности и уходить в виртуальный мир с головой. Там нет ограничений, возможно все, а самые смелые передовые (или даже нереальные) технологии доступны по одному клику компьютерной мыши.

Прародителями современных фантастических концептов, которые мы наблюдаем в кино или компьютерных играх, можно считать первые иллюстрации к мифам, сказаниям и различному фольклору. Человечество всегда мечтало о чем-то нереальном и удивительном. И художники единственные, кто были способны это реализовать.

Ахиллес и Пентесилея, Эксекий, около 540-30 гг. до н.э

Иллюстрации Альфонса де Невиля к книге «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, 1871 год

Обложка комикса DC, 1941

С развитием промышленности, когда появился такой литературный жанр как научная фантастика, в создании произведений всегда принимали участие писатели-фантасты вместе с художниками-иллюстраторами, задача которых была визуализировать все те фантастические миры и технологии, что описывали авторы. Художественная интерпретация миров была лучшим инструментом в то время, чтобы погрузить читателя в фантастический мир произведения.

Начиная с 20х-30х годов XX века концепт-арт стал выходить за границы литературы и простой иллюстрации и начал развиваться самостоятельно. К 1950-м годам на широкий рынок вышли комиксы — визуальные новеллы, где образы были основным инструментом сторителлинга.

Главным же видом искусства, который стал основой для массового развития концепт-арта, был кинематограф. Его развитие к 60-70м годам ХХ века позволило снимать то, что было невозможно до этого — художники и дизайнеры создавали целые города, миры и вселенные. Тогда и появилась должность концепт-художника в сфере индустрии развлечений.

Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Концепт-арт к фильму «Бегущий по лезвию», Сид Мид, 1981
Работа из серии «US Steel», Сид Мид
Работа из серии «US Steel», Сид Мид

Одним из таких выдающихся иллюстраторов и концепт-дизайнеров XX века являлся Сид Мид, принявший участие в создании огромного числа фильмов («Бегущий по лезвию», «Трон»). Его самобытный стиль до сих пор узнаваем и почитается многими профессионалами в этой отрасли.

В конце 1970-х годов произошел резкий скачок и в компьютерных технологиях. Мир грез стал реальностью — виртуальной реальностью, ведь в компьютере стало возможно создавать любые объекты и миры. Сегодня, игры, выпускающиеся ежегодно в огромных количествах, просто не могут существовать без той работы, которая возложена на художников и конечно же дизайнеров. Как и в кино, на их плечах лежит ответственность за целые миры, разработку и проектирование цивилизаций, их жизни и каждого элемента, каждого кадра, который демонстрируется либо с мониторов, либо с экранов кинотеатров. Концепт-художники разрабатывают визуальный образ и «дизайн» всех объектов создаваемого мира (персонажи, локации, предметы, техника) с учетом законов и стиля данного мира и предполагаемого сценария.

Концепт-арт из игры Mass Effect 3

Концепт-арт из игры Mass Effect Andromeda

Сегодня же мы стоим на пороге новой реальности — создаются инструменты, когда новая вселенная или новый мир могут существовать за рамками кино, анимации или компьютерной игры. Они становятся самобытными пространствами, куда может погрузиться каждый и провести там время вместе с друзьями или другими пользователями.

Эти миры разнообразны, за один вечер можно побывать в огромном количестве вселенных, практически не прикладывая усилий. И каждый из этих открытых миров будет обладать своим визуальным стилем, нарративом и давать разные эмоции. Это поистине шаг в бесконечную мультивселенную, которая в ближайшее время будет расти и «серфить» в интернете мы будем уже не по веб-сайтам, а по мета-мирам, «телепортируясь» из одной локации в другую, сохраняя при этом свою идентичность пользователя в глобальном цифровом мире.

Крупные бренды уже сейчас создают свои площадки в виртуальном мире — места присутствия, пронизанные их философией и стилистикой, формирующей brand identity их компании на новом уровне. С помощью концепт-художников засчет виртуальных и иммерсивных технологий они могут погрузить пользователей в ту уникальную среду, которую в реальности почти невозможно воссоздать, и подарить им максимум тех эмоций, которые по задумке компании должны транслировать ценности бренда и тем самым создать еще более прочную связь со своими поклонниками и потребителями.

Виртуальный мир BMW Joytopia

В то же время многие концепт-художники теперь создают свои миры, свои истории, открытые для общего зрителя. И это уже не просто «портфолио» на агрегаторах типа Artstation — у вас может быть свой авторский мир, наполненный вашими идеями, вашими работами. Да он по сути и есть ваш замысел от начала до конца, причем с возможностью постоянной трансформации и развития, эволюции. Все, что вы хотите может быть реализовано там практически без ограничений. Если вы обладаете соответствующими компетенциями и инструментами, вы сможете полностью реализовать ваш творческий потенциал и стать автором своего собственного мира. А этим инструментам сможет научиться каждый на направлении «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Однако в завершении хочется упомянуть еще об одной важной особенности концептуального искусства — оно позволяет взглянуть в будущее, за горизонт событий. И с определенной долей вероятности визуализировать то, что нас может ожидать впереди. По сути, это идеальный способ прогнозирования будущего. Даже те первые иллюстрации научно-фантастических книг в той или иной степени осуществились и сегодня вокруг нас мы можем видеть тот мир, о котором несколько веков назад художники и писатели могли только мечтать.

Иллюстрация для Das Neue Universum, Клауса Бюргле, 1959
Иллюстрация для Das Neue Universum, Клауса Бюргле, 1959
Иллюстрация Клауса Бюргле, 1962
Иллюстрация Клауса Бюргле, 1962
«Ракеты в сборочном ангаре», Клаус Бюргле, 1949
«Ракеты в сборочном ангаре», Клаус Бюргле, 1949
Водный город, иллюстрации Кена Фагга, 1950-60-е
Водный город, иллюстрации Кена Фагга, 1950-60-е

В середине XX века концептуальные художники и дизайнеры в специализированных журналах изображали свое видение XXI века. Ретро-футуризм, как сейчас называется это направление, заложил важные основы подобного визионерского применения концептуального искусства. Концептуальные разработки на протяжении всей истории действительно позволяют формировать тот образ будущего, к которому мы хотели бы прийти, формировать тренды и демонстрировать новые возможности, которые открывают перед нами новые технологии.

И поэтому как родственную концепт-арту мы выделяем методологию концепт-дизайна. Засчет сегодняшних технологий эти образы будущего могут быть воссозданы в виртуальном пространстве и формировать параллельную реальность, отражающую возможные пути развития нашего мира и цивилизации.

Книга с концепт-артом к фильму «Элизиум — рай не на Земле», 2013

В основе методологии концепт-дизайна лежит объединение трех сфер: дизайна, искусства и науки. Поэтому мы дали ей название ConceptDARTS, где «DARTS» является аббревиатурой, обозначающей Design-ART-Science (дизайн-искусство-наука). Объединение данных сфер является фундаментальным отличием концепт-дизайна от остальных направлений дизайна и искусства и определяет его потенциал. Концепт-дизайн позволяет создавать целый спектр вариантов и альтернатив, которые могут описать то будущее, к которому мы придем при условии реализации тех или иных концепций.

Таким образом, концептуальный дизайн может занимать опережающую, предвосхищающую позицию в формировании образа будущего, показывать новые технологии в разрезе их применимости и наглядно демонстрировать процесс трансформации сегодняшнего мира, а также доносить этот образ до людей, чтобы совместно и осознанно идти к реализации того или иного будущего. Но уже сегодня мы можем создать и увидеть будущее в бесконечном множестве цифровых метавселенных.

Как говорится, «лучший способ предсказать будущее — это создать его»!

name

Илья Лепешкин

Руководитель направления «Концепт-арт и концепт-дизайн», профилей бакалавриата «Концепт-арт и цифровое искусство» и магистратуры «Концепт-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Концептуальный и транспортный дизайнер, основатель лаборатории концепт-дизайна ConceptDARTS. Руководитель совместных проектов с индустриальными партнёрами Renault, LADA, КамАЗ, а также образовательных интенсивов по транспортному и концептуальному дизайну.

Подробнее

Читайте также

Опен-колл фестиваля цифрового искусства «Час цифры»

Школа дизайна НИУ ВШЭ выступила партнером конкурса, организованного Агентством инноваций Москвы, которое готовит фестиваль цифрового искусства «Час цифры». Его итогом станет показ работ медиахудожников на диджитал-экранах Москвы и других городов страны — и это станет первым подобным мероприятием в России. В рамках конкурса можно принять участие в двух номинациях.

Преподаватели и студенты Школы дизайна создают будущее

В Национальном центре «Россия» прошел Международный научно-фантастический симпозиум «Создавая будущее», который был посвящен трендам и людям, формирующим мир завтрашнего дня. В работе Симпозиума приняли участие преподаватели и студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.