На изнанке карт: «Картографирование путешествий» Бушры Халили

На изнанке карт: «Картографирование путешествий» Бушры Халили

В преддверии выхода номера «Логоса», посвященного исследованиям картографии, мы публикуем фрагмент из предисловия его редакторов-составителей Константина Иванова, Александра Писарева и Станислава Гавриленко. Ключевые мотивы и интуиции выпуска проявляются в проекте марокканско-французской художницы Бушры Халили, сталкивающей нейтральное геометрическое пространство карты и опасные реалии перемещений беженцев.

Ведущий мотив этого номера — удивление перед сложностью и многогранностью карты — как научного продукта, технического артефакта, эстетического феномена, художественного объекта, семиотического комплекса, политического инструмента и части повседневности. Но, возможно, даже в большей степени — удивление перед многообразием способов работы карты в реальности и над реальностью.

В представленных в номере исследованиях изучается неоднозначный вклад карт в то, как мы понимаем и производим территорию, природу, социальные общности, мир, конфликт и собственное настоящее как поле возможностей и ограничений. Карты — не зеркала и не репрезентации, объективно отражающие мир из трансцендентной позиции god trick: будучи частью нашего опосредованного технонаукой мира, они активны и структурируют его.

Номер, посвященный исследованиям картографии, продолжает линию номеров «Логоса», посвященных истории науки (2020), исследованиям науки и техники (2018), акторно-сетевой теории и новым онтологиям (2017):

Все эти идеи — результат переноса в исследование картографии идей и инструментов акторно-сетевой теории, исследований науки и техники, критической теории и гуманитарной географии. Это часть обширного междисциплинарного поля, подходы которого исследуют наш мир и наше настоящее как продукт сетей технонаучных практик, человеческих и нечеловеческих акторов. Это настоящее не тождественно образам, услужливо подбрасываемым здравым смыслом и западной культурой, оно по большому счету нам неизвестно, и без обращения к исследованиям науки и техники и новым онтологиям его сложность и перипетии останутся за кадром.

***

Перед нами на экране статичный кадр, в кадре — карта средиземноморского региона и рука, которая маркером наносит на эту карту ломаную линию. Мы слышим голос, но не видим лица, не знаем имени говорящего. Всего в видеоинсталляции восемь таких записей, звучат английский, итальянский, арабский языки, голоса дублируются субтитрами на английском. Эти записи сделаны в рамках художественного проекта марокканско-французской художницы Бушры Халили «Проект „Картографирование путешествий“» (2008-2011).

Комментарий Бушры Халили к «Проекту „Картографирование путешествий“»

Руки и голоса принадлежат беженцам из Северной Африки и Палестины, которые были вынуждены покинуть родные места и нелегально, скрытно пересекать границы. Ломаные линии — траектории их опасных и полных тягот путешествий в Европу. Нанося эти линии на карту, они рассказывают о своих перемещениях. В некоторых случаях этот путь занял не один год, прерывался из-за арестов, заключения в тюрьме или бюрократической волокиты. Их истории пронизаны страхом и риском, в них — неведение, предательства, кражи, болезни, блуждания, депортации.

Этот художественный проект — своего рода контркартография. Традиционно карта понимается как объективная репрезентация территории. Однако здесь этот режим ее работы — миметический — ставится под вопрос [См. перевод статьи Валери Новембер, Эдуардо Камахо-Хюбнера и Бруно Латура «Вступая на территорию риска: пространство в эпоху цифровой навигации» в этом номере «Логоса»]. Участники проекта своими действиями переподшивают поверхность карты к иной реальности — не нейтральной, евклидовой и объективной, а проживаемой, телесной и реляционной, не к пространству границ, а к местам их нарушения и пространствам мобильности. Карта — уже не репрезентация, а нечто, работающее иначе. Ее геометрия соединяется с геометрией страдания и прекарной жизни мигрантов, принявшей форму ломаной линии, которая нанесена маркером на карту.


Каждая такая линия — свидетельство произвольности, сделанности, но одновременно реалистичности и силы границ, главных антагонистов этих людей. Каждая линия и звучащая за ней история — сопротивление национализмам, идеологиям, надзору, регионализму, системам безопасности и слежения.

Сравните это с совмещением двух «геометрий» у Жоржа Перека:

«В мае 1961 года, неподалеку от руин Сбейтлы, в Тунисе, где-то в районе Кассерина, я увидел алжирскую границу: простая изгородь из колючей проволоки. В нескольких сотнях метрах виднелась разрушенная ферма, уже на территории Алжира. „Линия Мориса“, которая оставалась еще действующей, проходила, как мне сказали, прямо за ней. Границы — это линии. Миллионы людей погибли из-за того, чтобы были границы. Тысячи людей погибли, потому что не смогли их пересечь: выжить тогда означало просто переправиться через реку, обойти холмик, пройти лесок».

(Перек Ж. Просто пространства. Дневник пользователя. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012. С. 110)

В контексте картографии проект Халили интересен тем, что работает за счет выстраивания ряда контрастов, подсвечивающих и проблематизирующих некоторые укорененные в западном здравом смысле аспекты карт, создавая тем самым ряд напряжений. Во-первых, напряжение между будничностью и легкостью, с которой маркер пересекает границы на карте, и тяготами путешествия беженцев, сочетающего в себе прорыв, просачивание, прятание, бюрократические мытарства, голод и лишения. Эта эмоциональная бездна контрастирует с нейтральностью, объективностью и рутинностью поверхности карты, рваный ритм жизни мигрантов и уязвимость их тел — с регулярностью и идеальностью сетки меридианов и широт.

Bouchra Halili. The Mapping Journey Project. Video Installation (2008-2011). New Museum, New York, 2014
Bouchra Halili. The Mapping Journey Project. Video Installation (2008-2011). New Museum, New York, 2014

Во-вторых, напряжение между масштабами. Карта в масштабе, представленном в видео Халили, адресована не столько индивидам для ориентации на местности или обживания, сколько нечеловекоразмерным акторам вроде государств и корпораций для учреждения и разрушения территорий, социальных и политических общностей, для организации и поддержания глобальной торговой и военной логистики. Если эта карта что-то и репрезентирует, то это не объективно и универсально существующая территория, одна для всех, а территория, коррелятивная самой карте и практикам этих больших акторов. «Слишком человеческая» линия пути мигрантов с ее реалиями вступает в противоречие с этим масштабом, которому соответствуют совсем иная точка зрения, иной взгляд и иные реалии. Реальность этого пути подвешивает репрезентационную функцию карты и актуализирует ее как вещь, поверхность, сопротивляющуюся бесшовному переходу к глубине репрезентации и подчиненную практической деятельности того или иного актора.

В-третьих, напряжение между картой как одним из центральных инструментов западной колонизации, основой воздушных замков геополитического воображения, занятого военно-политическим перекраиванием границ и конструированием территорий (этот аспект картографии является одним из предметов рассмотрения в статье Станислава Гавриленко «Мир на поверхности: „Послы“ и земной глобус Ганса Гольбейна Младшего», публикуемой в этом номере «Логоса»), и уязвимой субалтерной позицией мигрантов как продуктов и жертв колониальной системы. Жест нанесения линии оказывается символическим переприсвоением карты.

Художественный проект Халили ставит вопрос о природе карт и сценариях их создания и использования разными акторами, о том, что значит картографировать и как соотносятся карта и территория. Самюэл ван Хогстратен в трактате о рисовании писал: «Как прекрасна хорошая карта, где мы видим мир словно из другого мира благодаря искусству рисования». Проект Халили подводит нас к мысли, что плоскость карты всегда будет сопротивляться стремлению «проткнуть» ее, чтобы соединить мир по эту сторону карты и территорию там-во-вне, обозреваемую будто с высоты птичьего полета: с идеей здравого смысла, что карта репрезентирует территорию, что-то не так. Это если и не заблуждение, то по меньшей мере не вся правда. Кризис репрезентации стал одним из основных стимулов критического переосмысления того, как карты существуют и как работают в наших практиках.

Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010
Allan Sekula, Noel Burch. The Forgotten Space. 2010


Идея критики в критических исследованиях картографии предполагает отказ рассматривать карту только как нейтральное представление (репрезентацию) пространственных фактов, отказ от «...конвенционального понимания карты как масштабированной репрезентации измеримых географических фактов, локализованных в абсолютном евклидовом пространстве» [Cosgrove D. Geography and Vision: Seeing, Imagining and Representing the World. L.; N.Y.: I. B. Tauris, 2008. Р. 2.]

«...современная культура внедряет идеализированную концепцию картирования, которая затемняет бесчисленные способы, которыми люди производят и потребляют карты, а также обеспечивают их циркуляцию, будь то в прошлом или в настоящем».

Edney M. H. Cartography: The Ideal and its History. Chicago; L.: University of Chicago Press, 2019. P. 1.

Более того, Брайан Харли, один из основателей критических исследований картографии, отмечает, что «согласно господствующему взгляду на современную (modern) западную картографию, берущую свое начало в эпохе Ренессанса, это техническая дисциплина, располагающаяся на траектории прогресса. Претендующие на производство правильной реляционной модели местности (terrain), карты рассматриваются как воплощение репрезентационного модернизма, укорененного в проекте Просвещения и предлагающего изгнать субъективность из образа. Тем самым картографы обеспечили свою дисциплину стандартной научной моделью, в рамках которой утверждается, что отражение природы может быть получено при помощи геометрии и измерений». [Выдержки из ответов Харли от 25 ноября 1991 года на вопросы анкеты для авторов Издательства Университета Джона Хопкинса. Цит. по переводу статьи Дэниса Вуда и Джона Фелса «Природы карт: картографические конструкции природного мира», публикуемому в настоящем номере «Логоса»].

Ян Вермеер. «Искусство живописи», 1666/1668
Ян Вермеер. «Искусство живописи», 1666/1668

Критическому исследованию подвергаются, во-первых, представления современного западного здравого смысла и официальной научной идеологии, прежде всего самих профессиональных картографов, о карте как нейтральной и объективной репрезентации. Во-вторых, способы, контексты и последствия производства и использования карты в социально-политических практиках от колонизации, войн и перекраивания социальных общностей до управления территориями, нациестроительства и прокладки маршрута.

Стандартные определения карты (даваемые картографами) — это упрощения. Тогда критика картографии — это исследовательская работа, стремящаяся различить то, что не различает в карте и практиках картографирования профессиональный взгляд картографа и/или расхожие представления о карте и картографии. Карта всегда есть что-то еще, что-то большее как в плане репрезентации, так и с точки зрения модальностей существования. Критическое отношение к карте предполагает исследовательскую работу с этим избытком.

Ганс Гольбейн Младший. «Послы». 1533
Ганс Гольбейн Младший. «Послы». 1533


Карта рассматривается не как часть или не только как часть идеализированной системы карта-территория, учреждаемой миметическим отношением между элементами и очищенной от всех якобы внешних реалий (общества, политики, культуры, историчности), которые остаются на ее изнанке. Карта как актор в многомерном социальном, политическом, культурном и историческом пространстве может по-разному действовать и быть по-разному задействована в человеческих практиках. Словом, критика во вполне материалистическом духе стремится понять, что же такое карта как часть действительности, в которой есть злоупотребления властью, социальная несправедливость, войны, беженцы, подтасовки на выборах, объективация целых социальных общностей, но также маршруты, путешествия, среды обитания и экологические проблемы.

Поэтому, как только мы попытаемся заглянуть по ту сторону карты, окажемся на ее изнанке, то столкнемся с радикальной сложностью и разнородностью задействованных в создании и функционировании карты сетей социотехнических практик и акторов. Мэтью Эдни говорит, что «карта — это представление пространственной сложности», но и сама карта не менее сложна, будучи странным гибридом интеллигибельного и эмпирического, теоретического и наглядного, воображаемого и реального, видимого и читаемого, научного и политического, актуального и виртуального, репрезентативного и перформативного. Критика подходит к карте в ее незнакомости и чуждости, заворожена ею. Это удивление, восхищение вызвано тем, что не умещается в привычные представления здравого смысла и официальной научной идеологии.

То есть критический жест по отношению к картографии — это в действительности позитивный акт утверждения радикальной сложности (если хотите, комплексности) картографического объекта, рассматриваемого и с точки зрения встроенных в него репрезентационных механизмов, и с точки зрения множественных модальностей его существования (в конце концов, карта мира и кадастровый план — это очень разные объекты), в том числе его функций (например, в эпоху Ренессанса карты мира были и инструментами духовных стоических упражнений) и производимых им эффектов.

Карта мира Фра Мауро и Андреа Бьянко. 1459
Карта мира Фра Мауро и Андреа Бьянко. 1459
Карта мира Герарда Меркатора (первая карта, построенная в проекции Меркатора). 1569
Карта мира Герарда Меркатора (первая карта, построенная в проекции Меркатора). 1569
Карта мира Яна Блау. 1664
Карта мира Яна Блау. 1664
Лист из «Хорографической чертежной книги Сибири» Семена Ремезова (первый сохранившийся русский атлас). 1697-1711
Лист из «Хорографической чертежной книги Сибири» Семена Ремезова (первый сохранившийся русский атлас). 1697-1711
Карта мира в проекции Димаксион Бакминстера Фуллера (Dymaxion Airocean World). 1954
Карта мира в проекции Димаксион Бакминстера Фуллера (Dymaxion Airocean World). 1954
Электоральная картограмма США, пропорциональная численности населения округов. 2012
Электоральная картограмма США, пропорциональная численности населения округов. 2012

***

Вернемся к проекту Бушры Халили. Он выявляет спор между двумя модусами высказывания и одновременно прагматики карт: маршрутом и границей, путешествием и разграничением (подробнее о маршруте и границе как двух главных синтагмах карты см. статью Константина Иванова «Неочевидность достоверности: наброски к семиологии картографических изображений» в этом номере «Логоса»). Как и любой образ, карта не пассивна: она окликает нас, подталкивает к чему-то. Практики и реалии, сцепленные с этими двумя видами призыва, кардинально различны, как разнонаправленны и векторы критического осмысления картографии в зависимости от того, ведомы ли они прагматикой путешествия или прагматикой переучреждения и удержания границ.

Карта маршрута — своего рода аппарат открытости и проницаемости мира, его познания. Публикуемые в этом номере «Логоса» представители пострепрезентационного поворота в исследованиях картографии — Китчин и Додж, Камахо-Хюбнер, Новембер и Латур — делают акцент на этой активности карты как онтологического аппарата. Она организует навигацию, серию ориентиров.

Напротив, карта границы — это одновременно инструмент и фундамент нечеловекоразмерных акторов вроде государств и военных блоков, стимулятор распаленного геополитического воображения, нациестроительства, присвоения и пересборки общностей. Однако это не два разных типа карты, а аспекты любой карты, которые могут быть использованы как во благо, так и во вред. И путешествие, и разграничение — одни из тех человеческих практик, на основе которых конструируется территория и, шире, жизненный мир. Каким он будет — зависит в том числе от того, какой оклик карты мы готовы и хотим услышать, какие миры, социальные общности и практики мы хотим или способны создавать и поддерживать.

На изнанке карт: «Картографирование путешествий» Бушры Халили

Источник: Иванов К., Писарев А., Гавриленко С. На изнанке карт: критические исследования картографии // Логос. 2023. № 1. С. 1-32.

name

Александр Писарев

Исследователь, переводчик, научный сотрудник Института философии РАН, член редколлегии журнала Логос, редактор журнала «Городские исследования и практики».

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.