По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Аспирантская школа по искусству и дизайну выпустила зин в рамках Лаборатории исследований практик ремонта одежды Mendit Research Lab. 4 февраля прошла презентация зина и mending-dating в арт-пространстве ODMO. Исследовательницы лаборатории рассказали о зине, процессе работы над ним, летней резиденции в ГЭС-2 и дальнейших планах.
Mendit Research Lab, основанная в августе 2021 года, — это сообщество исследовательниц одежных практик, моды и осознанного потребления. Участников коллектива объединяет увлечение мендингом (от английского to mend — «чинить», «зашивать») — преобразованием одежды с помощью всевозможного ремонта: залатывания, штопки и др., а также кастомайзинга.
Аспиранток Лаборатории Mendit Research Lab интересуют технологии починки одежды и медленной моды, основанной на осознанном потреблении. Лаборатория является исследовательской и ориентируется на формат Practice as Research, поэтому совмещает привычные академические форматы, практику и экспедиции.
В июне 2022 Лаборатория Аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ на месяц стала резидентом Дома культуры ГЭС-2 с программой «Практики ремонта одежды в ГЭС-2: культурное осмысление с сообществом Mendit Research Lab». В рамках Лаборатории проходили воркшопы по созданию текстильного комикса, штопке и вышивке, mending dating, сессия с арт-терапевтом, встреча с основательницей Музея дыр и заплат, лекции и круглые столы.
В основе встреч и мастер-классов — сотворчество и соисследование: участницы лаборатории, приглашенные спикеры и гости латали, болтали и работали с текстилем. Результаты этих встреч нашли отражение в зине Mendit Lab — туда вошли тексты исследовательниц, истории и работы гостей, собранные во время резиденции, иллюстрированный словарь мендинга, который может пригодиться новичкам в мире мендинга. Кроме того, в 64-м выпуске журнала «Теория моды» вышли «Дневники ремонта», написанные исследовательницами Mendit Research Lab об их личном опыте починки. А здесь можно почитать интервью участниц лаборатории о поиске метода и объекта исследования.
Уже на протяжении полугода Лаборатория проводит регулярные открытые воркшопы в Ателье ГЭС-2, где можно научиться не только латать дыры и маскировать несовершенства, но и подчеркивать изъяны любимой вещи. Успеть присоединиться к Клубу мендинга можно 16 и 30 марта 2023 года (тогда же можно заполучить экземпляр печатной версии первого выпуска зина).
Людмила Алябьева, основатель и руководитель Mendit Research Lab, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»: «С самого начала Лаборатория стремилась совмещать привычные академические форматы (статьи, конференции) и собственно практику (совместные посиделки за починкой одежды), ориентируясь на формат Practice as Research. Наша Лаборатория стала пространством соисследования и сотворчества, ведь ничто так не объединяет, как заштопанная совместными усилиями дыра. Зин — это одна из наших площадок и инструмент коммуникации с сообществом наряду с регулярными воркшопами, где участницы Лаборатории встречаются друг с другом и с теми, кому интересна проблематика ремонта во всей ее экзистенциальной глубине и практической ценности».
Ирина Балакшина, культуролог, исследовательница моды, гаптики и кураторских практик, выпускница Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ: «Процесс работы над зином был очень личным, потому что для начала нам нужно было погрузиться в свои воспоминания и отрефлексировать весь тот опыт, который мы пережили за год лаборатории. Каждая из нас выбрала тему, связанную с нашими мероприятиями в ГЭС-2, которая оказала на неё большее влияние. У меня таких тем было несколько, но я решила писать про мендинг-дейтинг именно потому, что это была моя идея попробовать внедрить такой формат. И, к счастью, она оказалась удачной. Впервые мы попробовали провести такой ивент в рамках резиденции лаборатории в ГЭС-2 в июне. Мы не знали, чего ожидать, но сразу было понятно, что это не стандартный тип знакомств и участвовать у нас будут преимущественно женщины. На этих встречах мы поняли, как важно людям высказываться и рассказывать о себе, поэтому зачастую мы с коллегами были просто слушателями их историй. Общее впечатление, которое у меня сложилось после общения со всеми людьми за дейтингом, — это то, что опыта и мастерства в починке у людей практически нет, но тем не менее всем приходится это делать. И все делают совершенно по-разному: кто-то откладывает это в долгий ящик, потому что не знает, как приступиться и как сделать красиво, кому-то проще отдать это мастеру, а кто-то старается делать своими силами, даже будучи в них неуверенным. Для кого-то это просто акт заботы или важен сам факт действия, и иногда это оказывается важнее, чем просто ювелирно поставленная заплатка. Я очень рада, что нам удалось сделать такую лабораторию, где мы не только учим людей каким-то базовым вещам, стежкам, заплаткам, штопке трикотажа, но и сами учимся вместе с ними. Многие из нас приходили в лабораторию, не имея никаких специальных навыков, а теперь, спустя год, они у нас есть».
Елена Ермаковишна, искусствовед, дизайнер, продюсер культурных событий, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ: «Презентация первого зина нашей лаборатории произошла в красивом пространстве „ОДМО“, которое, на мой взгляд, является отличным примером мендинга пространства. Это место, в котором бережно отнеслись к историческим элементам с минимумом вмешательств: мы можем увидеть и исторический паркет, и притронутся к открытой кирпичной кладке, и прикоснуться к шершавым чугунным колонам. Эта локация идеально подошла для нашей встречи, еще по двум моментам: это историческое здание, в котором с 1885 года располагалась редакция журнала „Русский вестник“, затем газета „Русские ведомости“, и затем офис Саввы Морозова; а еще сегодня это пространство фешн-кластер „Объединение Дизайнеров Модной Одежды“. Так символично и красиво по смыслам объединились мода и мендинг-истории (а еще и пространства). Кроме того, что мы нашли идеальную площадку, мы пригласили близких по ценностям людей, что является залогом отличного вечера. Так и произошло: мы рассказали, чем занимается наша лаборатория уже полтора года, презентовали журнал и провели любимый мендинг-дейтинг. Это формат, который был придуман нами как объединяющая практика: за латанием каждый участник поочередно знакомится со всем сообществом встречи. За интересной беседой и починкой время бежит всегда очень быстро и задорно, поэтому спустя полтора часа, мы еще долго не могли расстаться и вели беседы, фотографировались, наслаждались обществом другу друга и обменивались контактами. Презентуя наш зин, мы предложили нашим гостям обменять журнал на любую сумму на благотворительность и за вечер мы собрали хорошую сумму, которую мы и отправили в тот же вечер в фонд „Ночлежка“. Счастливы, что наше дело приносит удовольствием не только нам, но и нашему сообществу, близкому нам по духу».
Галина Игнатенко, исследовательница вышивки и текстильного искусства, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ: «Наш зин создан по материалам встреч нашей лаборатории в ГЭС-2. В течении июня 2022 года мы провели 11 разных мероприятий и вместе с посетителями исследовали культуру ремонта и починки. Мы знакомились друг с другом, вышивали семейные воспоминания, „штопали“ душевные дыры с терапевтом и слушали лекции зарубежных коллег. Мы очень гордимся форматами этих встреч и той атмосферой, которая на них была и нам было важно сохранить воспоминания о них. На протяжении всего июня у нас копились фото со встреч, рождались идеи исследований и даже мемы. Кроме того, в процессе совместного латания и штопки, у нас собирались многочисленные истории о починке, а также текстильные материалы, которые потом стали частью нашего панно, которое также можно увидеть на страницах зина».
Елизавета Иванова, лингвист, переводчик, исследователь одежных практик: «Мендинг, на мой взгляд, отвечает многим запросам общества. Как утилитарным, так и духовным. Можно рассмотреть мендинг с точки зрения стремления сохранить то, что уже есть. И тогда он перекликается с sustainability трендом, разумным потреблением и экологической повесткой в целом. Больше сохраняем, меньше потребляем и меньше производим нового. С другой стороны, починка вещей отвечает стремлению человека противостоять распаду, залечить, залатать, наладить. Это может быть связано и со страхом старения, беспокойством по поводу целостности тела и сохранности здоровья. В практически любой социальной ситуации тело человека — тело в одежде, и воспринимается именно в комплексе. Поэтому починка одежды может иметь связь с заботой о теле. Кроме того, ремонт дарит нам ощущение, что мы контролируем ситуацию. Это важно, чтобы не чувствовать себя беспомощным заложником обстоятельств, когда у нас нет возможности изменить какие-либо события, повлиять на них. Я не могу изменить мир, но я могу позаботиться о маленьком его кусочке, который примыкает ко мне. Ну и конечно не стоит забывать о том, что ремонт вещи — это проявление заботы. Заботы о вещи, о частичке материального мира, в который вложен труд десятков, а то и сотен других людей. А также мендинг — это забота о том, для кого ремонтируется вещь. Мендинг — многослойный феномен, в нем столько смыслов, что каждый найдет что-то ценное для себя».
Елизавета Кузнецова, исследовательница моды: «В первую очередь, в зине очень много работ, которые выполнили наши гости во время мастер-классов. Читатели найдут для себя новые форматы рукоделия, которые можно повторить самостоятельно или в кругу единомышленников на наших регулярных встречах в Ателье ГЭС-2. А еще целый разворот посвящен нашей гордости — панно из „заменденных“ предметов, в котором мы зафиксировали результаты прошедшего месяца. Ну и, разумеется, в зине собраны наши тексты. Мы делимся размышлениями о прошедших мастер-классах, анализируем свои эмоции и чувства, фиксируем воспоминания. Тексты очень разные: одни личные и откровенные, другие написаны с позиции наблюдателя. По этим небольшим заметкам можно проследить наши успехи, неудачи и надежды».
Практики ремонта одежды: культурное осмысление с Mendit Research Lab. Лекция Елены Наумовой и воркшоп по заплатке, 15 июня 2022. Дом культуры «ГЭС-2», Москва. Фото: Аня Тодич.
Наталья Гончарова, психолог, исследователь, столяр: «Мендинг — это, конечно, в основном про вещи, то есть буквально — починка, ремонт, латание, вышивка, штопка и так далее. Но любой супер-предметный мендинг, любая сама обычная прохудившаяся варежка — это про людей, о людях, для людей. В первую очередь, мендинг оформил необходимость задуматься о том, что требуется починить, сохранить в жизни каждого участника, что мы вместе и каждый из нас по отдельности считает важным сегодня. Например, какие техники можно использовать для того, чтобы пятно на футболке перестало быть просто пятном. А также — какой терапевтический эффект может давать „исправления пятна“, и как это работает. Как аккуратно починить трикотажное изделие так, чтобы действительно продлить ваши с ним отношения, чтобы его можно было надевать и носить. Какие навыки — практические, теоретические — у нас для этого есть. Что мы умеем, что бы нам хотелось узнать и освоить. Что из навыков и практик ремонта известно буквально каждому, и почему эта практика сохраняется, а что предстоит освоить. Безусловно, значительную часть ответов на эти вопросы, а с ними — и новые вопросы — приходят вместе с практикой, на наших встречах, куда гости все чаще стали приносить свои изделия для починки, делиться историями, идеями. Таким образом начала появляться новая ткань исследования, вернее — новый слой, не вместо старого, а рядом. Кроме морального удовлетворения и просто счастья это дает возможность сравнивать ткани — что было, что стало, что изменилось, почему так, что привело к этом. Это и есть суть исследовательской работы — разбираться в причинах, видеть следствия, формировать результат».
Практики ремонта одежды: культурное осмысление с Mendit Research Lab. Mending-dating 19 июня 2022. Дом культуры «ГЭС-2», Москва. Фото: Аня Тодич
Нина Вересова, исследовательница текстиля, мультидисциплинарная художница, дизайнер одежды, преподавательница Британской высшей школы дизайна, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ: «Выпуск зина здорово подытожил всю нашу деятельность, получилось буквально собрать все вместе и восхититься результатом. Мы писали тексты о мастер-классах, которые нам больше всего откликнулись лично. В текстах много любви и заботы, как и во всех наших практиках. В процессе работы стало очевидно, что психологические аспекты мендинга стали самыми мощными. Мендинг эмоционален и очень про переживания и память. Было весело придумывать шуточные регалии для участников лаборатории, собирать мемы, которые рождались в процессе штопки, пересматривать и выбирать самые классные фотографии. А их у нас скопилось великое множество! Каждый зин прошит вручную, так что и по форме, и по содержанию в нем много любви и заботы. Когда зин был готов, моя первая мысль была о том, что пора уже собирать новый! В нумерации выпусков мы оставили три цифры, так что планов громадье».
Практики ремонта одежды: культурное осмысление с Mendit Research Lab. 27 июня 2022. Дом культуры «ГЭС-2», Москва. Фото: Аня Тодич
Дарья Горбацевич, культуролог, исследовательница балетного театра и танца, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ: «В манифесте нашей лаборатории вы увидите четкое заявление, что «мендинг — это про сопротивление распаду». Эту фразу стоит воспринимать как буквально, так и метафорически. Наши зины — это единодушное сопротивление практикам умолчания, которое ведет к распаду памяти, это воспевание репрезентативности и видимости, это фиксирование культурных изменений, это исследование стратегий означивания, это усилие сохранения. Каждый наш зин будет культурным продуктом, созидаемым этим единоголосием. Следующий выпуск станет очередным громким визуальным свидетельством и архивом деятельности Mendit Research Lab — на этот раз в пространстве Еврейского музея и центра толерантности. C августа по октябрь 2022 года, в рамках публичной программы выставки «Чувство дома», мы нащупывали и «латали» это самое ощущение к пространству, предметам, запахам и звукам, которые формируют то, что именуется «домом». В основе наших мастер-классов — сотворчество как в процессе рукоделия, так и в процессе осмысления его результатов, часто промежуточных, но всегда глубоко образных. Именно благодаря этой образности, как существенной части практики починки, следующий зин будет сказочно-эпическим и богатым на иллюстрации, которые не оставят равнодушным: вышитые послания Дому на прохудившейся текстильной утвари, парные латания с заботой о «домашних», текстильные коллажи-проекты обиталищ существ, с которыми мы делим пространство повседневности, — животных, птиц, насекомых. Кроме того, в ходе лекций и мастер-классов на ткани была запечатлена рефлексия участников на такие чувствительные темы как проблема сохранения локальной памяти и потеря дома, а починенные предметы домашней одежды и вышивки по ассоциациям с собственным домом стали свидетельствами текущего времени и осмысления таких неоднозначных понятий и явлений нашей жизни как «дыра» и «пятно». Так как Mendit Research Lab придерживается формата practice as research, весь визуальный материал и второго, и последующих зинов будет непременно сопровождаться насыщенным описанием: нашими исследовательскими заметками и нашими голосами. Ну и, конечно, не обойдется без «интермедий»: поездки в поля, ретроспективы, мендинг-рецепты и многое другое «от сердца к сердцу», «от рук в руки»".
Исследователи проекта «Архив российской моды» Людмила Алябьева и Светлана Сальникова примут участие в фестивале текстов об искусстве «Вазари», который будет проходить в Нижнем Новгороде с 20 по 22 сентября.
Школа дизайна Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ представляет первый выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. Это исследовательский проект, площадка для дискуссий по актуальным проблемам искусства и дизайна, а также место репрезентации креативных дизайнерских практик. Создатели журнала поделились с нами своими мыслями о работе над ним.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.