«Ямиф». Совместный проект Школы дизайна ВШЭ и Электротеатра Станиславский

«Ямиф». Совместный проект Школы дизайна ВШЭ и Электротеатра Станиславский

В ночь театров команда профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» представила перформативную прогулку по публичным пространствам Электротеатра Станиславский. На пути своего следования зритель знакомился с микро-перформансами фантастических существ, их мифами, бытием и трансформациями, созданными студентами-художниками в соавторстве с молодыми хореографами-исполнителями и композиторами.

Перформансы сочинялись в рамках экспериментальной танц-лаборатории «Ямиф» — своеобразного бесконечного творческого конвейера новых художественных дуэтов и форматов, инициированного художником и руководителем направления «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Анастасией Нефёдовой и хореографом Ольгой Цветковой, в основании которого находится бесконечная тема мифа и сказочных существ, а язык их осмысления плетётся каждый раз заново.

Проект под кураторством Анастасии Нефёдовой начался с создания дневника мифологического существа, в котором студентки разработали визуальную легенду о его рождении, бытовании, повадках, характере, способе общения с миром, умирании и воскрешении в будущем.

Дневники и эскизы

Олеся Ващенко, студентка: «В рамках проекта мы с командой исследовали противоречия внутри человеческой натуры и болезненность постоянного стремления соответствовать ограничивающим ярлыкам. Сирена как персонаж находится в бесконечном поиске: своего имени, своего места, своей сущности. Рамки, роли и ожидания, а также существование внутри, вне и между ними стало основным направлением нашей работы и проблематикой существа, отраженной в перформансе».

На основе найденной в дневниках графики были созданы эскизы костюмов этих персонажей. На занятиях по технологиям театрального костюма под кураторством дизайнеров и художников-технологов Эммы Васильевой, Ольги Александровой и Елены Даниловой студентки составляли описи и технические рисунки, моделировали и создавали выкройки сложных форм, выбирали материалы и изготавливали причудливые тканевые фактуры.

Немногим позже к процессу «выращивания» перформанса подключились хореографы: танц-художники, перформеры, постановщики, откликнувшиеся на опен-колл, и вместе с Ольгой Цветковой начали наделять выбранных персонажей уникальным пластическим переживанием образа. В этот же момент к сформировавшимся тандемам художниц и хореографов присоединились композиторы — финалисты чемпионата ArtMasters — и гримеры с куратором Ксенией Горчевой, чтобы полноценно сопроводить мифологических существ собственной музыкальной средой и завершить образы гримом.

В проекте участвует более ста человек, организацию и логистику процессов предпродакшена осуществили Дарья Пятенкова и студентки второго курса Екатерина Избрехт и Марьям Хасанбаева.

Команду саунддизайнеров возглавили композитор Владимир Горлинский вместе с молодыми саунд-артистами Андреем Юденичем и Арсением Смирновым.

Екатерина Избрехт, студентка: «Мое исследование было посвящено изучению внутренних границ и состоянию самоограничения. Было интересно смотреть, как долго может выходить поток эмоций из человека, в чем заключается спокойствие, зачем нужно себя останавливать. Конечно было ужасно трудно создавать костюм, который должен был выжить в экстремальных условиях, за небольшой срок, но это невероятный, уникальный опыт, и я очень рада, что такой проект есть в моем студенческом опыте».

Студентки направления «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» прошли сложносочинённый жизнетворческий путь, узнали все сопутствующие театральному производству процессы и научились создавать реальные мультидисциплинарные проекты как художники, режиссеры, продюсеры и арт-менеджеры.

Арина Васильева, студентка: «Для меня опыт этого проекта стал испытанием себя самой на способность быстро справляться со сложными задачами и при этом хорошо себя чувствовать. Следовать за внутренними импульсами и доверять себе и другим. В достаточно комфортных условиях я научилась важным для жизни и работы вещам и чувствую, что выросла».

Целью и смыслом проекта «Ямиф» является сотрудничество и сотворчество художников, хореографов и композиторов, узнавание самого себя и Другого, создание уникального художественного акта из своего собственного существования и личных переживаний. Лаборатория продолжает своё развитие и на глобальном уровне большого арт-движения, и в рамках сложившихся художественных команд, где участники обретают соавторов для своих будущих проектов.

Премьера

Анастасия Нефедова, куратор проекта: «Я очень рада этому проекту и счастлива команде всех соавторов — приключение удалось. Он задуман как жизнетворческое исследование и лаборатория, в которой на каждом этапе можно наблюдать, анализировать и создавать новые смыслы. В своей творческой структуре он бесконечен, в него могут входить/выходить новые участники и он, как дерево, растет и цветет дальше, а то, что засохло, отмирает естественным путем.

У студентов возникает прекрасная возможность изучать самих себя как творцов, в со-творчестве и со-авторстве, работе в мини-команде с хореографом, перформером и композитором. Узнать, что такое зрительское восприятие, механика производства, работа в реальной сайт-специфик локации. Что такое дедлайн, монтаж, демонтаж, магия премьеры и энергия постпремьерного состояния. Для всех участников это качественный скачок в становлении и понимании себя как автора, художника и уникального «мифологического существа».

Инициаторы проекта:

  • Куратор танц-художник: Ольга Цветкова, хореограф, перформер, куратор, резидент Dansateliers (Роттердам, 2016–2017), стипендиат программы DANCEWEB scholarship (Вена, 2017), куратор направления «Современный танец» в V-A-C foundation с 2018 года.
  • ​​Куратор художник по костюмам: Анастасия Нефедова, руководитель направления «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, художник театра и кино, художник по костюмам, главный художник Электротеатра Станиславский, дважды лауреат премии «Золотая маска».

Совместный проект Школы дизайна ВШЭ и Электротеатра Станиславский при поддержке Национального открытого Чемпионата творческих компетенций ArtMasters.

Читайте также

Четвёртый сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ запускает весенний сезон с новым набором номинаций. В него вошли: «Веб-комикс», «Видеоарт», «Ивент-дизайн», «Переосмысление промыслов» и «Шрифт».

Как прошел шестой фестиваль Telling Stories

27 и 28 мая прошел фестиваль Telling Stories, организованный факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Он был посвящен инновациям и объединил профессионалов из сферы новых медиа, цифровой индустрии, кино, маркетинга и коммуникаций, искусства, дизайна и моды.

Направление обучения

Ивент-дизайн. Театр. Перформанс

Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.

Направление «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.