По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Лаборатория впечатлений Школы дизайна НИУ ВШЭ ежегодно проводит масштабные события на стыке театра, музыки и перформанса. В этом году таким мероприятием стал концерт «Из мира сказок», который состоится завтра, 12 июля, в Электротеатре Станиславский. О концепции проекта, процессе его подготовки, важности коллабораций между различными образовательными направлениями Школы, а также... о сказках — мы поговорили с Владимиром Горлинским, одним из кураторов грядущего концерта и преподавателем Школы дизайна.
Преподаватель арт-практики на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Композитор, куратор, импровизатор. Лауреат премии «Русская музыка 2.1». Член музыкального жюри премии «Золотая маска».
Уже более 20 лет моя основная деятельность — композиторство и создание сложных произведений, в которых я экспериментирую со стилистическими и контекстными пересечениями в музыке. Больше всего меня интересует получение слушателями нового опыта. Для меня важно ощущение пространства. И создавая то, что называется «пространственными композициями», я проектирую своего рода «трёхмерные» произведения.
Начну с проекта прошлого года — «Пиродрамы» в Никола-Ленивце. Это было большое действо для 16 ударников на открытом пространстве. Расположение участников концерта было выстроено специальным образом, как геометрическая композиция. Зритель в этой композиции мог перемещаться, и в зависимости от его положения менялся звук. Особую роль играл огонь, который тоже был геометрически расположен и постепенно сходился. На концерте присутствовало более 5000 человек — и была удивительная по энергетике атмосфера!
Хочу отметить ещё оперу «Человеческий голос» Пуленка, к которой я написал пролог и эпилог, выстраивая это как разговор с другим композитором-классиком.
Третий проект — это работа с группой СБПЧ («Самое Большое Простое Число») для «Выкса-фестиваля». Это отдельная история. Надо было вслушаться в материал и полностью его переизобрести.
Кураторство — это ещё одно направление моей деятельности. Например, я работал с фондом Дианы Вишнёвой «Контекст» в качестве куратора музыкальных программ.
Сейчас я курирую одну из программ в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Здесь мне важно выстроить единую платформу, в рамках которой ты не только творишь, но и открываешь эту возможность другим, обретая баланс совместного творчества.
Как я начал преподавать в Школе? Я работал с художницей Анастасией Нефёдовой в Электротеатре, и она пригласила меня прочитать курс в Школе дизайна. Я отнёсся к этому очень ответственно и волновался, словно отправлялся рассказывать о музыке на другую планету. Но студенты оказались слышащими людьми. Мы стали обмениваться плейлистами и обнаружилось, что есть много вещей, в которых наши интересы пересекаются. Я рад, что в Школе поддерживаются не только образовательные, но и художественные связи уже после окончания университета. Таких примеров много. Сейчас я веду занятия на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», и это совершенно новое направление.
Коллаборация Владимира Горлинского с группой СБПЧ и ансамблем N’Caged. Фото: «Выкса-фестиваль». Источник: выкса.рф
Да, я выступаю не только как преподаватель, но и как музыкальный и выпускающий куратор проекта Лаборатории впечатлений «Из сказок мира». Это целостный арт-проект, и в нём важен принцип DIY — do it yourself. Проект продюсируется и воплощается студентами «от и до». При поддержке преподавателей, конечно.
«Из сказок мира» — это музыкальное действие. Всё, что будет происходить, будет связано с музыкой на разных уровнях. Проект объединяет разные сказки разных народов мира как эссенцию мудрости и устного творчества. Мы работаем с этим наследием художественными средствами: берём фрагменты, архетипы и через них пытаемся понять устройство мироздания.
В концерте участвуют студенты Школы дизайна, обучающиеся по разным направлениям: сценографы и художники по костюмам с «Ивент-дизайна. Театра. Перформанса» и авторы, занимающиеся звуком, с «Саунд-арта и саунд-дизайна». Важный элемент проекта — диалог между двумя этими направлениями. Ребята объединились в команды и вместе придумывали «сказочные» музыкальные инструменты, которые работают со странными, иногда пугающими, иногда волшебными, иногда вообще бытовыми звуками.
В процессе работы к нам присоединились магистры, которые занимаются перформативными практиками. А поскольку мы делаем единое концертное представление, нам обязательно была нужна помощь студентов, занимающихся перформансом.
Это очень хороший пример создания реального арт-проекта в процессе обучения!
Мир — это не только реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно, он содержит и странную эссенцию чуда. Благодаря сказкам мы постигали эти законы в детстве, а во взрослом возрасте сохраняем свою привязанность к чудесам. Поэтому сказки — очень многослойная тема. С ней и легко, и сложно одновременно: каждому в детстве читали разные сказки. Встреча с этими сюжетами во взрослом состоянии может стать абсолютно бессознательным моментом — можно сказать, встречей с детством.
Владимир Горлинский. После (Post). Все фото: Аня Тодич. Источник: v-a-c.org
Инициаторами проекта стали я и Анастасия Нефёдова. Она отвечала за проект с визуальной стороны, а я — с музыкальной. Мы придумали саму эту систему соединения двух разных профилей. За перформативную часть отвечали Ирина Иванникова и Александра Налётова.
Но проект действительно очень масштабный, в нём очень много ипостасей. Чтобы из этого сделать единое высказывание, конечно, недостаточно композитора, перформера и художника — нужен режиссёр. Им стал Антон Митнёв. Он создал «метасказку» из всех текстов и сюжетов, которые выбрали студенты. То есть, по сути, написал новый текст, который объединяет всё: историю постепенного взросления, преодоления (как это часто бывает в сказках) и познания бессмертия.
С технической стороны проект также непрост. Нам очень сильно помог Григорий Шмидко, выступивший в роли его технолога. Он подключился к созданию музыкальных инструментов и вместе со студентами и мастерскими Артёма Керпека «Сценический Портал» занялся их физической разработкой. Студенты получили уникальный опыт работы с металлом и деревом. В Школе дизайна ничего подобного ещё не происходило.
Электротеатр для нас с Анастасией Нефёдовой — это не только пространство, куда мы пришли предложить проект, но место, где мы как художники сделали огромное количество спектаклей. Антон Митнёв тоже работает с Электротеатром как актёр и режиссёр. Креативный продюсер проекта, Света Сулаева, сделала здесь свою выпускную работу — лекцию-перформанс «История свободного танца». А, например, Григорий Шмидко и его студенты участвовали в проект «МИР РИМ». Иными словами, Электротеатр — место нашего становления.
Думаю, что у нас всех есть связь с Электротеатром. Для меня важно, что она может возникнуть и у студентов, для которых «Из мира сказок» станет первым или одним из первых больших проектов. У Электротеатра для этого есть все художественные ресурсы. Например, с нами поделились не только пространством, оборудованием, но и костюмами. Технический директор театра Алексей Наумов и художник по свету Леонид Широков помогали воплотить все наши желания и идеи.
Да, именно. Есть отдельные кафедры — отдельные миры. И совершенно необязательно, что они друг с другом общаются. Но совместные арт-проекты помогают ставить общие задачи, знакомиться с другими медиумами работы. То есть надо посмотреть, что делает твой коллега, каким инструментарием он пользуется для этого, и понять, как работать сообща. Поэтому практика подобного междисциплинарного проекта очень важна: и с точки зрения образовательного процесса, и как модель реальной жизни.
С 7 по 10 ноября в Московском дворце пионеров на Воробьёвых горах в рамках Большого фестиваля мультфильмов пройдет «Фабрика мультфильмов». Четыре мастерские проведут выпускники направления «Анимация и иллюстрация», а студенты II курса профиля «Ивент. Театр. Перформанс» приняли участие в оформлении пространств фестиваля.
Школа дизайна НИУ ВШЭ больше не может ждать и приглашает отметить Новый год уже 18 декабря. Мы предлагаем вам принять участие в квестах по мотивам культового сериала «Друзья». Узнать от профи в сфере ивентов о том, как самому сделать качественное событие, а ещё потанцевать и отдохнуть под ритмы, созданные нашими студентами-диджеями. И, конечно, найти новых друзей!
Профиль бакалавриата
Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.
Профиль «Ивент. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.
Профиль бакалавриата
Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.