Владимир Горлинский: «Больше всего меня интересует получение слушателями нового опыта»

Лаборатория впечатлений Школы дизайна НИУ ВШЭ ежегодно проводит масштабные события на стыке театра, музыки и перформанса. В этом году таким мероприятием стал концерт «Из мира сказок», который состоится завтра, 12 июля, в Электротеатре Станиславский. О концепции проекта, процессе его подготовки, важности коллабораций между различными образовательными направлениями Школы, а также... о сказках — мы поговорили с Владимиром Горлинским, одним из кураторов грядущего концерта и преподавателем Школы дизайна.

Фото: Гоша Бергал
Фото: Гоша Бергал

Преподаватель арт-практики на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Композитор, куратор, импровизатор. Лауреат премии «Русская музыка 2.1». Член музыкального жюри премии «Золотая маска».

В вашем био указано: «композитор, импровизатор и автор пространственных композиций». Как эти три направления деятельности проявляются в вашем творчестве?

Уже более 20 лет моя основная деятельность — композиторство и создание сложных произведений, в которых я экспериментирую со стилистическими и контекстными пересечениями в музыке. Больше всего меня интересует получение слушателями нового опыта. Для меня важно ощущение пространства. И создавая то, что называется «пространственными композициями», я проектирую своего рода «трёхмерные» произведения. 

Можете выделить знаковые для вас проекты?

Начну с проекта прошлого года — «Пиродрамы» в Никола-Ленивце. Это было большое действо для 16 ударников на открытом пространстве. Расположение участников концерта было выстроено специальным образом, как геометрическая композиция. Зритель в этой композиции мог перемещаться, и в зависимости от его положения менялся звук. Особую роль играл огонь, который тоже был геометрически расположен и постепенно сходился. На концерте присутствовало более 5000 человек — и была удивительная по энергетике атмосфера!

Хочу отметить ещё оперу «Человеческий голос» Пуленка, к которой я написал пролог и эпилог, выстраивая это как разговор с другим композитором-классиком. 

Третий проект — это работа с группой СБПЧ («Самое Большое Простое Число») для «Выкса-фестиваля». Это отдельная история. Надо было вслушаться в материал и полностью его переизобрести. 

Коллаборация Владимира Горлинского с группой СПБЧ и ансамблем N’Caged

Расскажите про вашу работу в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Вы ведь куратор проектов и преподаватель?

Кураторство — это ещё одно направление моей деятельности. Например, я работал с фондом Дианы Вишнёвой «Контекст» в качестве куратора музыкальных программ.

Сейчас я курирую одну из программ в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Здесь мне важно выстроить единую платформу, в рамках которой ты не только творишь, но и открываешь эту возможность другим, обретая баланс совместного творчества. 

Как я начал преподавать в Школе? Я работал с художницей Анастасией Нефёдовой в Электротеатре, и она пригласила меня прочитать курс в Школе дизайна. Я отнёсся к этому очень ответственно и волновался, словно отправлялся рассказывать о музыке на другую планету. Но студенты оказались слышащими людьми. Мы стали обмениваться плейлистами и обнаружилось, что есть много вещей, в которых наши интересы пересекаются. Я рад, что в Школе поддерживаются не только образовательные, но и художественные связи уже после окончания университета. Таких примеров много. Сейчас я веду занятия на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», и это совершенно новое направление. 

Коллаборация Владимира Горлинского с группой СБПЧ и ансамблем N’Caged. Фото: «Выкса-фестиваль». Источник: выкса.рф

А ещё вы — музыкальный руководитель Лаборатории впечатлений в Школе дизайна. Что это такое?

Да, я выступаю не только как преподаватель, но и как музыкальный и выпускающий куратор проекта Лаборатории впечатлений «Из сказок мира». Это целостный арт-проект, и в нём важен принцип DIY — do it yourself. Проект продюсируется и воплощается студентами «от и до». При поддержке преподавателей, конечно.

Владимир Горлинский. «Терракотовый» для большого симфонического оркестра

Расскажите подробнее про этот проект. Из чего он состоит?

«Из сказок мира» — это музыкальное действие. Всё, что будет происходить, будет связано с музыкой на разных уровнях. Проект объединяет разные сказки разных народов мира как эссенцию мудрости и устного творчества. Мы работаем с этим наследием художественными средствами: берём фрагменты, архетипы и через них пытаемся понять устройство мироздания. 

В концерте участвуют студенты Школы дизайна, обучающиеся по разным направлениям: сценографы и художники по костюмам с «Ивент-дизайна. Театра. Перформанса» и авторы, занимающиеся звуком, с «Саунд-арта и саунд-дизайна». Важный элемент проекта — диалог между двумя этими направлениями. Ребята объединились в команды и вместе придумывали «сказочные» музыкальные инструменты, которые работают со странными, иногда пугающими, иногда волшебными, иногда вообще бытовыми звуками. 

В процессе работы к нам присоединились магистры, которые занимаются перформативными практиками. А поскольку мы делаем единое концертное представление, нам обязательно была нужна помощь студентов, занимающихся перформансом.

Это очень хороший пример создания реального арт-проекта в процессе обучения!

Вы были одним из инициаторов выбора темы для проекта. Чем он был обусловлен?

Мир — это не только реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно, он содержит и странную эссенцию чуда. Благодаря сказкам мы постигали эти законы в детстве, а во взрослом возрасте сохраняем свою привязанность к чудесам. Поэтому сказки — очень многослойная тема. С ней и легко, и сложно одновременно: каждому в детстве читали разные сказки. Встреча с этими сюжетами во взрослом состоянии может стать абсолютно бессознательным моментом — можно сказать, встречей с детством. 

Владимир Горлинский. После (Post). Все фото: Аня Тодич. Источник: v-a-c.org

Но команда проекта ведь не ограничивается только студентами и вами с Анастасией? На сайте Электротеатра указан внушительный список авторов, которые были включены в процесс работы.

Инициаторами проекта стали я и Анастасия Нефёдова. Она отвечала за проект с визуальной стороны, а я — с музыкальной. Мы придумали саму эту систему соединения двух разных профилей. За перформативную часть отвечали Ирина Иванникова и Александра Налётова.

Но проект действительно очень масштабный, в нём очень много ипостасей. Чтобы из этого сделать единое высказывание, конечно, недостаточно композитора, перформера и художника — нужен режиссёр. Им стал Антон Митнёв. Он создал «метасказку» из всех текстов и сюжетов, которые выбрали студенты. То есть, по сути, написал новый текст, который объединяет всё: историю постепенного взросления, преодоления (как это часто бывает в сказках) и познания бессмертия. 

С технической стороны проект также непрост. Нам очень сильно помог Григорий Шмидко, выступивший в роли его технолога. Он подключился к созданию музыкальных инструментов и вместе со студентами и мастерскими Артёма Керпека «Сценический Портал» занялся их физической разработкой. Студенты получили уникальный опыт работы с металлом и деревом. В Школе дизайна ничего подобного ещё не происходило. 

Владимир Горлинский. После (Post)

Почему местом проведения концерта стал именно Электротеатр? Какую роль он сыграл в проекте?

Электротеатр для нас с Анастасией Нефёдовой — это не только пространство, куда мы пришли предложить проект, но место, где мы как художники сделали огромное количество спектаклей. Антон Митнёв тоже работает с Электротеатром как актёр и режиссёр. Креативный продюсер проекта, Света Сулаева, сделала здесь свою выпускную работу — лекцию-перформанс «История свободного танца». А, например, Григорий Шмидко и его студенты участвовали в проект «МИР РИМ». Иными словами, Электротеатр — место нашего становления.
 
Думаю, что у нас всех есть связь с Электротеатром. Для меня важно, что она может возникнуть и у студентов, для которых «Из мира сказок» станет первым или одним из первых больших проектов. У Электротеатра для этого есть все художественные ресурсы. Например, с нами поделились не только пространством, оборудованием, но и костюмами. Технический директор театра Алексей Наумов и художник по свету Леонид Широков помогали воплотить все наши желания и идеи.

Кажется, что большая ценность этого проекта заключается в том, что студенты разных направлений знакомятся и начинают лучше понимать все тонкости производственного процесса. Ведь, возможно, некоторым из них предстоит работать вместе и после Школы дизайна.

Да, именно. Есть отдельные кафедры — отдельные миры. И совершенно необязательно, что они друг с другом общаются. Но совместные арт-проекты помогают ставить общие задачи, знакомиться с другими медиумами работы. То есть надо посмотреть, что делает твой коллега, каким инструментарием он пользуется для этого, и понять, как работать сообща. Поэтому практика подобного междисциплинарного проекта очень важна: и с точки зрения образовательного процесса, и как модель реальной жизни.

Концерт «Из сказок мира» пройдёт 12 июля в Электротеатре Станиславский
Начало: в 21:00 
Адрес: Москва, ул. Тверская, 23с1
Вход свободный по бесплатной регистрации

Читайте также

Школа дизайна на фестивале «Лайткод» в Саратове

15 сентября в Саратове завершился второй фестиваль «Лайткод», одним из создателей которого в прошлом году стала преподавательница Школы дизайна Кира Федотова. Наши студенты и преподаватели приняли в нём участие, представив инсталляции и выступив с лекциями.

«Дизайн события — это больше, чем разработка логотипа». Эмма Васильева об ивент-дизайне

В конце марта в Санкт-Петербурге прошёл ключевой для ивент-индустрии форум об организации и продвижении событий — SOLD OUT 2024. Одним из спикеров форума стала Эмма Васильева — куратор профиля Школы дизайна НИУ ВШЭ «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс». Мы решили узнать у Эммы, как прошёл форум и насколько, по её мнению, конкурентоспособны студенты Школы дизайна.

Профиль бакалавриата

Ивент. Театр. Перформанс

Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.

Профиль «Ивент. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.