По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Исследовательская лаборатория Craft & Design Research Lab появилась в конце 2022 года на базе Аспирантской школы по искусству и дизайну, и ее первым проектом стало исследование архива Научно-исследовательского института художественной промышленности совместно со Всероссийским музеем декоративного искусства и Школой Дизайна НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Мы попросили участниц лаборатории подробнее рассказать о проекте, архиве и предстоящих задачах.
Светлана Сальникова, руководитель Craft & Design Research Lab, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, дизайнер одежды, исследовательница локальных культурных кодов, лектор: «НИИХП — это научно-исследовательский институт художественной промышленности. Он был образован в 1932 году и на протяжении 60 лет изучал художественные традиции декоративного искусства, став методическим центром сохранения и развития промыслов на территории СССР. Музей выиграл грант на исследование архивных документов НИИХП, включающее оцифровку и создание онлайн-платформы изо-материалов, исследование архива, создание образовательного курса для ремесленников и дизайнеров, а также проведение практической лаборатории и публикацию печатного каталога. Мы подключаемся к работе на этапе научного исследования архива и разработки образовательного курса. Глобальная цель проекта — создание объектной и методологической базы, которую смогут использовать современные дизайнеры, ремесленники и художники».
Вероника Никифорова, искусствовед, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, основатель онлайн-проекта «(Не)критично» и автор одноименного подкаста: «Наша лаборатория будет нацелена на исследование архива НИИХП, искусства народных художественных промыслов и их взаимодействия с современными художественными практиками. Цель проекта — предложить возможные пути обращения к народному творчеству, методы и принципы работы с народным искусством».
Светлана Сальникова: «НИИХП не только проводил этнографические экспедиции по изучению декоративного искусства, но и занимался разработкой методологий исследований, поиском способов сохранения традиций народного искусства, изучением и развитием ремесленных технологий, переносом ручной работы в промышленное русло, разработкой актуального продукта на основе народного искусства, поэтому в архиве сохранились как экспедиционные материалы, так и художественные образцы и технические эскизы, зарисовки орнаментов и стилевых особенностей, образцы выполненные в материале (от вышивки до резьбы по кости), технологические образцы, отчеты художественных советов, научные статьи и диссертации. Отдельный интерес представляют сборники научных трудов — 35 выпусков, темы в которых охватывают как общие вопросы развития народного искусства так и подробное описание результатов исследований».
Вероника Никифорова: «Сейчас география нашего проекта связана с исследованием наследия и архива НИИХП, который хранится в Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Вообще, Научно-исследовательский институт художественной промышленности исследовал многие регионы и советские республики. Опираясь на свои темы, пока мне трудно сказать о каком-то конкретном регионе исследования, но, полагаю, в дальнейшем этот момент прояснится».
Светлана Сальникова: «Поскольку тема моего основного диссертационного исследования связана с культурными кодами Европейского Севера России, то в этом проекте я также сосредоточилась на промыслах Архангельской области».
Нина Вересова, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, исследовательница текстиля, мультидисциплинарная художница, дизайнер одежды: «Тема моего исследования очень обширна и абстрактна, в будущем я надеюсь сузить ее, но совершенно точно не хочу ограничивать себя географией. Интересно изучить особенности разных регионов и сопоставить различия и общие места. Особенно трансформацию и эволюцию канона и правил визуального языка».
Вероника Никифорова: «В рамках исследования, на основе научных материалов НИИХП, я планирую изучить концепции преемственности, вопросы о связи устной и визуальной традиции, диалектику традиции и индивидуального в творческом процессе. Не менее интересна мне тема условности и выразительности в народной скульптуре и керамике, и проблема соотношения формы и функции. НИИХП также известен своей экспедиционной деятельностью, и я надеюсь успеть изучить экспедиции как способ сохранения и возрождения художественных промыслов».
Розмари Турман, аналитик трендов, исследовательница визуальной культуры, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ: «В рамках совместного исследования лаборатории с Всероссийским музеем декоративного искусства мне интересно погрузиться в процесс подготовки и методологию проведения экспедиций, в том числе поподробней узнать о том, как коллеги работали с орнаментами: какой язык описания они создали, как анализировали увиденные визуальные материалы и фиксировали их уникальное содержание и региональные особенности. Мое собственное исследование связано с визуальными образами и паттернами, то есть визуальными повторами разного толка и уровня».
Светлана Сальникова: «Меня интересует тема культурных кодов и их связь с искусством и повседневными практиками, прежде всего вестиментарными, на материале Европейского Севера России. Народное искусство — это визуальное отражение культурных кодов региона в определенный период. Понимание кодов народного искусства создает возможности для развития традиции в современном мире с его технологическими и культурными особенности. Поэтому в проекте по изучению архива НИИХП я сосредоточилась на методах исследования промыслов Архангельской области и выявления визуальных и технологических особенностей ремесла, отражающих специфику территории».
Нина Вересова: «Архив хранит невероятное множество уникальных визуальных материалов, в том числе схем и скетчей для разработки текстильных образцов. В моем исследовании я рассматриваю процесс создания текстильного произведения как самостоятельный результат. Именно поэтому мне важно посмотреть на процесс изнутри. Я изучаю процесс и концентрируюсь на ошибках и несовершенствах, которые в этом процессе неизбежны. В соответствии с общим правилом создания произведений художественных промыслов ошибки не приветствуются. Но именно в них я вижу особую ценность и индивидуальность каждого мастера. Отступление от канона, даже самое незначительное приводит к неизбежному поиску нового и развитию».
Вероника Никифорова: «Предварительно, перед посещением архива мы отправляем список планируемых к исследованию материалов куратору проекта Наталье Стрижовой. Архив НИИХП включает в себя тысячи наименований, соответственно, хранителю архива требуется некоторое время, чтобы собрать материалы. Когда мы приходим в музей, заказанные материалы уже ждут нашего исследовательского интереса».
Вероника Никифорова: «О больших открытиях пока говорить рано, но меня впечатлил неоспоримый исследовательский потенциал архива НИИХП, я узнала для себя много новых имен советских исследователей, таких как Татьяна Разина, Сергей Темерин, Василий Воронов и другие. Полагаю, одной из важных задач лаборатории можно назвать реактуализацию исследовательского наследия НИИХП, в том числе и возвращение этих имен в исследовательский дискурс».
Розмари Турман: «Можно сказать, что пока мы все активно работаем над изучением материалов и сохраним интригу! Однако, у архива невероятный потенциал как в академическом пространстве, так и в практическом. Экспедиции исследователей НИИХП проходили в самых отдаленных уголках СССР и собранный визуальный и текстовый контент о наследии художественных промыслов абсолютно точно нуждается в актуализации и рассказе о них большей аудитории. Многие материалы могут быть использованы и в современном контексте».
Кроме страницы лаборатории на сайте Школы Дизайна дополнительно о проекте можно узнавать в социальных сетях Всероссийского музея декоративного искусства — Dzen, Telegram и vk.
Предлагаем посмотреть запись секции «Промыслы в контексте развития территориальной идентичности и привлекательности» на конференции «Теории и Практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты», где был представлен проект по исследованию архива НИИХП и обсуждались вопросы стратегии развития регионов и связи промыслов, образования, культурных институций и бизнеса.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.