По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
29 мая Аспирантская школа по искусству и дизайну провела лекцию и мастер-класс, посвященные работе с личной и семейной памятью.
Лекцию прочитала Татьяна Миронова, выпускница Аспирантской школы, кандидат искусствоведения: «На лекции мы рассмотрели, как художники обращаются к документам, фотографиям и дневникам, чтобы актуализировать прошлое и посмотреть на него с разных сторон. Кроме того, на лекции были показаны работы современных художниц, которые используют вышивку как инструмент работы с личной памятью».
Ведущая мастер-класса — Марина Сазоненко, выпускница Аспирантской школы: «Мастер-класс посвящен работе с собственными историями. Обращаясь к семейным архивам, участники пробуют с помощью вышивки изобразить свои семейные и детские воспоминания. Мы подготовили для участников вопросы, которые помогли в работе с собственными историями. В итоге встречи мы обсудили получившиеся работы и истории из прошлого, важными для каждого из нас».
Тема памяти для современных художников не нова, особенно актуальна она стала в послевоенное время. В 1960-е годы, в момент зарождения современного искусства, у художников возникает интерес к повседневности, к документам прошлого и простой жизни, к вещам и предметам, которые хранят личную память (дневники, письма).
Татьяна Миронова на лекции приводит примеры художников, работающих с темой личной и семейной памяти. Зачастую художники показывают, как можно за историей одной семьи увидеть и историю общества в целом.
Литовский художник Деймантас Наркявичус работает с историей постсоветского и идеей утопии. Его проект Disappearance of the tribe состоит из архивных фотографий и звука, причем звук был записан там, где были сделаны фотографии. В основе проекта His story заложена история его отца, который стал жертвой карательной психотерапии. На фотографии он рассказывает эту историю своей жене в вагоне купе так, будто рассказывает ее случайному попутчику. Этот момент дистанцирования от своей семьи и своей истории — важный элемент в практике художника.
«Маленькая память — это шутки вашей бабушки, а большая память — это то, что зафиксировано в книгах», — так Татьяна Миронова цитирует художника Кристиана Болтански. Конфликт большой и маленькой памяти всегда появляется у художников и позволяет выстраивать собственную линию работы.
В работе художницы Эстер Шалев-Герц интересно наблюдать за тем, как люди рассказывают свои истории. Художница попросила работников музея выбрать наиболее ценные предметы в коллекции, а беженцев — наиболее ценные предметы, которые они привезли с собой из дома. Вся работа построена на пересечении историй разных людей о ценности и памятности вещей (древние музейные предметы с кропотливой технологией создания и памятные вещи, фотографии, дипломы).
Наталья Зинцова рассуждает о том, как работать с детскими воспоминаниями, а Дима Филиппов занимается исследованием пространств.
Выставка вещей № 2 Лизы Спиваковской и Михаила Колчина сделана на базе старой квартиры семьи художницы. Выставка балансировала на грани театрального и выставочного опыта (игрушки, архивные материалы, альбомы). Для того, чтобы работать с предметами памяти как с медиумом, необходимо отстраниться от истории своей семьи и создать публичное пространство для зрителей, которые не были частью жизни художника.
На встрече ведущие постарались объединить теорию и практику и посмотреть, как можно создать музей личных историй, разбирая личные фотографии.
Марина Сазоненко приводила примеры художников, которые работают с темой памяти с помощью вышивки или текстиля.
Марина Сазоненко: «История семьи нередко формируется вокруг истории отцов, дедов и прадедов. В этой ситуации оставались и до сих пор остаются в тени женские истории, семейные традиции, которые передаются по большей части от матери к дочери, от бабушки к внучке. Отрыв от родных мест в первые десятилетия после революции привело к вынужденному отказу от традиций, культуры, религиозных верований и семейных историй. Я начала работать над вышивками по фотографии, поскольку не имела своего архива фотографий предков и мне пришла в голову идея создать его с помощью вышивки. Вышивка давала мне возможность обнаружить интересные детали, погрузиться в историю семьи и найти истоки собственной идентичности. Лица на вышивках я оставляла не тронутыми, тем самым давая возможность зрителю смотреть на мой архив».
Всех участников просили принести с собой семейную фотографию, бумажную или цифровую, чтобы на ее основе работать над вышивкой.
В ноябре в Школе дизайна стартует интенсивная программа повышения квалификации «Создание ювелирного бренда», куратором и преподавателями которой выступят представители индустрии. Мы спросили их о перспективах ювелирного бизнеса и тенденциях ювелирного дизайна в России и мире, а также о том, как грамотно создать собственный бренд.
Школа дизайна НИУ ВШЭ совместно с Институтом развития индустрии моды Beinopen запускает проект «Управление модой». Он включает в себя три программы дополнительного образования, созданные при участии профессионалов из Befree, Lamoda, Poison Drop, YULIAWAVE и других компаний-партнёров: «Фэшн-индустрия. Продакт-менеджмент», «Швейное производство. Школа руководителя» и «Создание ювелирного бренда». Мы поговорили об этом, а также о планах по трансформации российской моды как индустрии, с основателем Института Beinopen Алексеем Баженовым.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.