«Будем соседями! Корин». Аудиопрогулка по Хамовникам от студентов Школы дизайна

«Будем соседями! Корин» Аудиопрогулка по Хамовникам от студентов направления «Современное искусство»

20 мая в 18:00 в Книжной гостиной Западного крыла Новой Третьяковки состоится презентация аудиопрогулки «Будем соседями! Корин». Проект создан в сотрудничестве с музеем Павла Корина — малым музеем Третьяковской галереи. Аудиопрогулка исследует район Хамовники и наследие живописца Павла Дмитриевича Корина. Создатели и участники аудиопрогулки — студенты направления «Современное искусство» и Sound Art & Sound Studies в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Аудиопрогулка «Будем соседями! Корин» посвящена Хамовникам, дому-музею живописца Павла Дмитриевича Корина и быту района с 1930-х до 2020-х.

Прогулка начинается от дома-музея Павла Корина на Малой Пироговской, 16 стр. 5. Точками маршрута стали не только «парадные» места района, но и «малые подробности», на которых заостряют внимание в интервью-воспоминаниях старожилы. Прогулку дополняют интервью с исследователями Корина, позволяющие в сочетании с остальным материалом посмотреть на художника и его наследие через призму времени. Также в аудиогид вплетены художественные звуковые произведения саунд-артистов, которые осмысляют жизнь Павла Корина.

«Будем соседями! Корин» Аудиопрогулка по Хамовникам от студентов направления «Современное искусство»

Павел Дмитриевич Корин (1892–1967) — отечественный художник-живописец, коллекционер икон, реставратор и педагог. Родился в Палехе в семье потомственного крестьянина-иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912–1919). Автор таких известных произведений, как триптих «Александр Невский» (1942), «Портрет А. М. Горького» (1934), пейзаж «Моя Родина» (1928, 1947). Также Корин работал над оформлением станций московского метрополитена: он создал мозаики Комсомольской, Смоленской, Павелецкой, витражи Новослободской. Замысел грандиозной картины «Реквием. Русь уходящая» (550 × 940 см) проходит «красной нитью» через все его творчество: на протяжении сорока лет он создавал этюды и эскизы к ней, но к самому полотну, для размещения которого он и получил дом-мастерскую на Малой Пироговской, так и не прикоснулся. Согласно завещанию супругов Кориных дом-мастерская художника был превращен в музей и вошел в структуру Третьяковской галереи. В настоящий момент он находится на реставрации.

Мастерская дома Корина
Мастерская дома Корина

Аудиопрогулка создана как полотно из исторических фактов, воспоминаний и созданных на их основе произведений саунд-художников.​​​​​​​ Прогулка позволит взглянуть на историю и современность района Хамовники. Участники пройдут через монастырь, ткацкую слободу, усадьбы, советские «хрущевки», фабрики и заводы и современные офисы высокотехнологичных компаний, занявшие их помещения. Отличительная особенность аудиопрогулки — присутствие в ней не только «парадных» туристических объектов, но и фрагментов повседневности, переданных через воспоминания старожилов Хамовников, а также произведений саунд-артистов. Звуковые художественные работы позволят зрителю замедлить свой шаг, сделать паузу, погрузиться в созерцание и вслушивание. Маршрут представит образ Хамовников в XX веке, какими их мог видеть Павел Корин, который жил на Малой Пироговской с 1934 по 1967 год, и современное состояние района. А заканчиваем нашу прогулку у станции метро Фрунзенская, где отправляемся на станции Комсомольская-кольцевая, Новослободская, Павелецкая и Смоленская, чтобы самим осмотреть оформление авторства Павла Корина, который с 1949 года создал серию мозаик.

Создание мозаик станции Комсомольская-кольцевая

Работа с местными жителями

Для создания аудиогида были проведена серия встреч с местными жителями. На них обсуждалось прошлое и настоящее района, участники показывали фотографии и делились личными воспоминаниями о детстве и юности, о жизни в 50-х—60-х. В аудиопрогулку вошли фрагменты воспоминаний Елены Кучер, Сергея Ушакова и Галины Федотовой.

Встреча с жителями района Хамовники (Фото пресс службы проекта Московское долголетие)
Встреча с жителями района Хамовники (Фото пресс службы проекта Московское долголетие)
Встреча с жителями района Хамовники (Фото пресс службы проекта Московское долголетие)
Встреча с жителями района Хамовники (Фото пресс службы проекта Московское долголетие)
Встреча с жителями района Хамовники (Фото пресс службы проекта Московское долголетие)
Встреча с жителями района Хамовники (Фото пресс службы проекта Московское долголетие)
Вид на Большую Пироговскую. Фотография Галины Федотовой
Вид на Большую Пироговскую. Фотография Галины Федотовой
Лебеди на Новодевичьем пруду. Фотография Галины Федотовой
Лебеди на Новодевичьем пруду. Фотография Галины Федотовой
Пятилетний Сергей Ушаков у машины
Пятилетний Сергей Ушаков у машины
Во дворе дома Плющиха, 58. Фотография Елены Кучер
Во дворе дома Плющиха, 58. Фотография Елены Кучер
Во дворе дома Плющиха, 58. Фотография Елены Кучер
Во дворе дома Плющиха, 58. Фотография Елены Кучер
Зимушка" на сцене ДК «Каучук». Фотография Елены Кучер
Зимушка" на сцене ДК «Каучук». Фотография Елены Кучер

О художественных исследованиях

Творческий коллектив выбрал три стратегии. Полевые записи Ильи Капитонова позволяют понять феномены звукового эха, составить альтернативную звуковую среду. Дарья Орышак в триптихе «Подготовка», «Пустота» и «Апокалипсис» исследует жизнь Павла Корина, через неосуществлённое полотно, работу всей его жизни — «Русь уходящую». Приложение «Scavenger hunt» Азора Пасечника приобщает зрителя к жизни двора в форме интерактивной звуковой прогулки. Три авторских проекта объединяются в стремлении исследовать городскую среду и местных жителей.

Павел Корин в мастерской
Реквием. Русь уходящая

Этюды к «Реквием. Русь уходящая» в мастерской

Подробнее о произведениях

Полевые записи. Илья Капитонов

Полевые записи вдохновлены идеей Франсуа Рабле о замерзших звуках, материализующихся в отрыве от происходящих событий. Звуковые следствия хранятся в памяти местности значительно дольше, чем принято считать. Работа с акустической средой исследует феномены звукового эха и отражения, явление которых способствует формированию альтернативной временной сетки. Звук, осуществлённый однажды, не исчезает, а становится частью места. Музыкальные инструменты, голоса, хаотичная перекличка городской жизнедеятельности сливаются в единый поток звуковой массы, витающей над местом. В качестве музыкального сопровождения использовались шумовые перкуссионные инструменты, дающие богатые обертоновые структуры. В открытых городских пространствах они насыщают воздух высокими тянущимися звуками. Колокольный трезвон во время праздничной службы максимизирует эффект поглощения среды отзвуками за счёт своей массы. Голоса людей отражают песенную традицию культуры, мотивы глубоко укоренённые в преемственности религиозной и светской жизни. Взаимодействие со звуковыми объектами внутри дома Корина, которые можно охарактеризовать хаотичностью и грубостью, раскрывают нынешнее состояние заброшенного пространства. Здесь отражения носят аллегорический характер изоляции, существования в себе. Прослушивание записей возвращает к моменту звукотворения, которое остаётся и по сей день, остаётся только вслушаться.

Дарья Орышак (Da-O)

«Подготовка», «Пустота» и «Апокалипсис» — реакция на ключевые темы жизни Корина, их осмысление в звуковой и музыкальной формах. В центре сюжета находится неосуществлённое полотно «Русь уходящая» — его подготовке художник посвятил более 40 лет, однако сегодня коллекции Третьяковской галереи принадлежит пустой холст гигантских размеров — Корин к нему не притронулся. Электроакустический эксперимент «Подготовка» отсылает к общему месту инструментальной музыки — настройке и процессу концентрации исполнителя и слушателя. Трек «Пустота» обращается к внутреннему вакууму цифрового звука. «Апокалипсис» — композиция для трех женских голосов — исследует приём глиссандо как акт движения и ускользания, звучит одновременно мистически и абсурдно, поскольку пропетые строчки составляют переставленные местами слоги слова «апокалипсис».

Scavenger hunt. Анзор Пасечник (zabytnik)

Scavenger hunt про тайную жизнь двора в форме интерактивной звуковой прогулки. Слушатель приходит во дворы у ботанического сада Травникова, скачивает приложение дополненной реальности и начинает бродить по изменчивым и объёмным звуковым средам. Программа отслеживает:

  • время суток
  • расположение и ориентацию
  • длительность присутствия
  • случайность

На земле жгут листья. Дети пережидают дождь под козырьком подъезда, и ты можешь дождаться солнца с ними. Временами на мусорке звучит что-то из того, что там выбрасывали: скулит собака или гудят системные блоки. Кони ржут за подъездными дверями под цыганские песни. Если войдёшь в домик на детской площадке, то выйдешь из него в лес. В заброшенном саду, за высоким забором, ангелы проводят службу в сумерках. За разговором на кухне мужчина вспоминает, как из леса выходили кукольные мишки, подкрадывались ближе и вползали в дом через окно. Если присесть на лавочку, можно услышать, как под землей сокращается и расслабляется сердце всего мира. Иногда кто-то шаркает рядом ботинками, и если ты пойдешь за шагами, то придёшь на берег озера. С ветвей деревьев на аллее свисают колокольчики и цепи, и ты случайно задеваешь их. Каждый час из наружной шахты лифта звучит оглушительный бой механических часов.

Творческая команда проекта

  • Анастасия Шабашова. Автор проекта, куратор, студентка III курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ профиля «Куратор-исследователь». Сосредоточена на работе с сообществами, методах работы искусства за пределами «привычной» зоны демонтрации. Специфика интересов партизанское, уличное искусство, сайт-специфичность, паблик-арт, события, построенные на горизонтальном сотрудничестве и диалоге, 5/ партиципация.
  • Илья Капитонов. Исследователь психоакустики, студент магистратуры Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Sound Art & Sound Studies». Окончил бакалавриат в НИУ ВШЭ, История искусств. Диплом посвящён колоколонесущим конструкциям в византийском стиле XIX–XX вв. Архитектуроведение до сих пор остаётся предметом внимания. Исследования и творчество связаны с психоакустическим восприятием звука в пространстве, современными способами звукоизвлечения, спекулятивными практиками художественной деятельности, акустической спецификой социальных пространств.
  • Дарья Орышак (Da-O). Культуролог и саунд-артист, студентка магистратуры Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Sound Art & Sound Studies». Окончила бакалавриат в НИУ ВШЭ, Культурология. Дипломная работа была посвящена эстетическим парадигмам экспериментальной электронной музыки Ижевска 1980х—1990х. Увлечена экспериментальным искусством, сюжетами, связанными со звуком. Творческая практика основана на работе с голосом и электронными аранжировками, экспериментах с сонграйтингом.
  • Анзор Пасечник (zabytnik). Междисциплинарный художник, сосредоточенный на работе с машинирией непосредственных переживаний, студент магистратуры Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Sound Art & Sound Studies». Окончил бакалавриат в НИУ ВШЭ, Геймдизайн и VR. Изучает скрытые режимы зрения и проявляет их в подходящих формах, таких как видеоигры, музыка, саунд-арт, письмо и перформанс. Среди интересов: натурфилософия, экология и пермакультура, незапечатленные саундскейпы и непроработанные травмы, работа с интимностью и памятью, чувство сакральности и потусторонности, феноменология ходьбы, интернет субкультуры.

Все участники проекта

Старожилы Хамовников: Елена Кучер, Сергей Ушаков, Галина Федотова

Учебные кураторы: Дарья Пыркина, Александра Старусева-Першеева

Учебные кураторы Sound Art & Sound Studies: Глеб Глонти, Ольга Зубова

Заведующая Музеем Павла Корина: Юлия Кудрявцева

Заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по развитию новых музейных пространств: Татьяна Гафар

Диктор: Елена Вайнгартен

Звукорежиссер: Алина Васильева

Платформа izi.TRAVEL: Оксана Турская

Благодарим за помощь Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, проект Мэра «Московское долголетие» и лично заместителя руководителя Департамента В.Э.Филиппова и заместителя директора ГКУ «Ресурсный центр развития социальных коммуникаций» А.Б.Семенышеву.

Читайте также

Журнал ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design

Школа дизайна НИУ ВШЭ представляет новый издательский проект — Журнал ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design — междисциплинарный научный журнал по искусству и дизайну, который будет выходить в формате журнала Открытого Доступа (Open Access).

Конкурс «Достояние»

Международный студенческий конкурс на лучшую концепцию приспособления к современному использованию объекта культурного наследия.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.