Дискуссия «Типографика в городской среде. Культурный код Санкт-Петербурга»

В Питерской Вышке состоялась дискуссия «Типографика в городской среде. Культурный код Санкт-Петербурга» с участием вице-губернатора В.Н.Княгинина, представителей Фонда поддержки инноваций и молодёжных инициатив, кураторов и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Обсуждение в НИУ ВШЭ стало первым из цикла дискуссий, посвященных современному дизайну в Петербурге. В дальнейшем события пройдут в других вузах Петербурга — Академии им.Штиглица, Политехе, СПбГУПТД.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Николаевич Княгинин в приветственном слове отметил огромный объём изменений в сфере дизайна в Петербурге в последние годы: «Современный Петербург не должен уступать в уникальности городского культурного кода унаследованному нами имперскому Петербургу. Если мы зафиксируем оригинальность петербургского дизайна как некую рефлексивную подтвержденную исследованиями действительность, это позволит нам нарастить число заказчиков и выйти на новые уровни. В Петербурге есть всё для осмысления этой уникальности, а всё уникальное притягивает тех, кто решает важные задачи в сфере дизайна».

«Городская среда исторического центра Петербурга в целом остаётся неизменной в архитектурной её части, но элементы навигации, витрины, вывески, текст и леттеринг в городской среде помогают ощутить дыхание времени. Эти элементы дизайна меняются достаточно динамично и меняют облик города, делая его нашим современником», — обратил внимание Митя Харшак, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и модератор дискуссии.

Историк архитектуры и академический руководитель магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Ксения Малич упомянула, что самые первые визуальные знаковые системы в коммуникации через букву возникли в архитектуре ещё в достаточно древний период. Со-основатель шрифтовой студии TypeType Иван Гладких рассказал о навигационных шрифтах в разных городах мира. Иван также отметил, что поле для использования шрифтов в петербургской городской среде очень обширно: это навигация в метро, адресная навигация, муниципальные таблички и массовые городские мероприятия. В рамках партнерства со Школой дизайна НИУ ВШЭ студия TypeType принимает участие в формировании программы, приглашает студентов на практику и берёт выпускников на работу.

В Школе дизайна НИУ ВШЭ существует собственная шрифтовая лаборатория HSE Fonts, которая разрабатывает акцидентные шрифты, сотрудничает с дизайн-студиями, брендинговыми агентствами, редакциями СМИ и корпоративными изданиями, а также вариатив «Шрифт», где студенты знакомятся со шрифтовым дизайном, а по итогу создают собственные шрифты. За три года студентами создано несколько шрифтов, которые уже стали популярными в разных городах России и часто используются в афишах, материалах культурных институций, видеоклипах и т.д.

Руководитель направления «Шрифт» и куратор НИУ ВШЭ Артём Рулёв показал проекты студентов Школы дизайна и предположил, что сегодняшний зритель проще считывает суть не только в содержании текста, но и в его форме: «Частой задачей типографа является либо усиление сути написанного через форму шрифта и композиции, либо внедрение дополнительных смыслов и контекстов», — заключил спикер.

«Петербург как пространство, которое создаёт контекст, ярко взаимодействует с новыми интервенциями в свою среду. Это удивительное место для экспериментов. Город часто сам привносит новые смыслы, которые автором возможно и не закладывались изначально. Это — одна из причин, почему так интересно заниматься дизайном и педагогикой в дизайне, ведь это даёт возможность почувствовать себя частью непрерывного культурного процесса», — поделился главный куратор направления «Среда и интерьер», художник, архитектор и член союза архитекторов Андрей Пунин.

Зрители проявили большой интерес к дискуссии, задавая вопросы о появлении современных актуальных вывесок и сохранении архитектурного наследия, о взаимодействии дизайнеров с городом и профильными ведомствами в части более детальной проработки дизайн-кодов Санкт-Петербурга.

По итогам дискуссии эксперты выразили надежду, что диалог дизайнеров и города начинается в позитивном ключе, и высказали пожелание вынести проектные предложения на обсуждение профильных комитетов. Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ в Петербурге Митя Харшак пообещал включить соответствующие теме ТЗ в учебные модули в следующем учебном году.

Читайте также

Новый кураторский проект Мити Харшака: выставка и свежий номер журнала о дизайне PROJECTOR

20 декабря состоялись открытие выставки и презентация, приуроченная к выпуску 40-го юбилейного и второго англоязычного номера журнала Мити Харшака PROJECTOR, посвященного на этот раз феномену израильского графического дизайна.

Проект студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ в лонг-листе премии Design now

Студенты Санкт-Петербургской Школы дизайна НИУ ВШЭ — Николай Крылов, Анастасия Мартынова, Анастасия Филипенко, Анастасия Мороз, Екатерина Мокляк и Дана Проникова создали выставку «Панельки» и попали с ней в лонг-лист премии «Design now».

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.