По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Уже несколько десятилетий видеоклипы являются одним из самых важных каналов визуальной коммуникации для музыкальной индустрии. Однако что можно и нужно считать прототипом музыкальных видео? И причем тут продавцы нотами, потерявшаяся девочка, полицейский и мелодраматичная история любви? О прототипах музыкальных клипов рассказывает Владимир Басков.
Перенесемся в XIX век. Время, когда в ведущих мировых государствах происходила промышленная революция, переход от ручного труда к машинному. Возникали новые города, а в уже существовавших резко увеличивалось количество промышленных предприятий, что привело к колоссальным социальным переменам и изменениям в обществе. Мелкие производители не могли тягаться с промышленным производством, часто разорялись и становились наемными рабочими. Кроме того города наполнили крестьяне, чье материальное благополучие тоже сильно ухудшилось на фоне развития технологий.
Этим «новым городским» требовались свои развлечения, только попроще и доступнее тех, которые интересовали высшее общество. И именно поэтому тогда происходит расцвет водевилей и оперетт, которые по своему формату и подходу были понятнее новой целевой группе, в отличие от оперы с ее сложными вокальными партиями и необычными сюжетами.
Обложка нот «Don't Wear Your Heart on Your Sleeve», 1901
Обложка нот «Games We Used to Play», 1895
Обложка нот «Eli Green's Cake Walk», 1896
Возросший запрос городского общества привел к появлению и становлению музыкальной индустрии, но, разумеется, совершенно не в том виде, в каком мы ее привыкли воспринимать сейчас. Для новой публики нужен был и соответствующий контент: более понятные песни и иные музыкальные мотивы. Для удовлетворения этого спроса появляется большое количество музыкальных издателей, которые, первоначально, издают ноты с песнями и мелодиями из популярных оперетт и водевилей, а затем начинают сочинять и издавать совершенно новые песни в надежде, что они тоже станут хитом и помогут продать ноты с этими произведениями.
В 1984 году Джозеф Штерн, коммивояжер и пианист-самоучка, решает открыть собственное музыкальное издательство вместе со своим коллегой-коммивояжером Эдвардом Марксом. В качестве первой работы они вместе придумывают песню «The Little Lost Child»: Штерн сочиняет мелодию для пианино и вокала, Маркс отвечает за текст куплета и припева. Песня повествовала о потерявшейся маленькой девочке, которую обнаружил полицейский и отправился на поиски ее матери. Но оказалось, что этой женщиной была его бывшая возлюбленная, которая убежала от него с младенцем на руках после ссоры. В общем, сюжет песни отлично ложился в канву популярных среди «новых городских жителей» хитов. Осталась лишь вторая немаловажная часть — действительно превратить свое первое творение в хит и получить отличные продажи.
И тут важно помнить, что оба новоявленных издателя первоначально работали коммивояжерами, то есть на постоянной основе продавали продукцию покупателям, перемещаясь от дома к дому, и сталкивались с самой разной публикой и различной реакцией на предложение что-то купить. Такой вот протомаркетинг, основанный на долгом опыте продаж. На помощь авторам также пришел Джордж Томас, который еще в 1892 году, будучи главным электриком в театре Brooklyn's Amphion придумал для постановки пьесы The Old Homestead, новое технологическое решение. Во время исполнения песни «Where Is My Wandering Boy Tonight?» он проецировал на сцену с помощью стереоптикона (усовершенствованная версия волшебного фонаря) изображение, которое помогало амплифицировать нарратив. Однако в случае с «The Little Lost Child» Джордж Томас предложил создать серию изображений, соответствующих тексту песни, на которых также были бы добавлены слова. Например, там использовались фотографии, которые были сняты в настоящем полицейском участке. А слова на иллюстративном материале не только помогали быстрее запомнить текст песни, но и давали зрителям возможность подпевать. Чем не протокараоке?
Впрочем, не стоит забывать, что такая технология как «волшебный фонарь», существовала и активно использовалась с XVII века. По сути, это проектор, состоящий из корпуса с отверстием для объектива и источником света. Изображения, нанесенные на пластины проецируются на поверхность через оптическую систему, часто с линзами и объективами и отверстием в лицевой части. По мере развития показ картинок периодически стал сопровождаться и музыкой (часто никак не связанной с транслируемыми изображениями), а иногда даже и неким подобием спецэффектов — например, добавлением дыма. В некоторых случаях он помогал иллюстрировать церковные псалмы и молитвы.
Это была специально написанная новая песня.
Это были специально созданные новые изображения под эту песню.
Это было сознательное решение по соединению музыкального и иллюстративного ряда.
Это был сознательный ход для продвижения нот с новой песнью с целью увеличения продаж.
Это был новый подход к промоутированию музыкального произведения.
И, что самое важное, это была совершенно новая концепция.
Итоговое представление состояло из двух частей: певцы исполняли песню, а на сцену транслировались специально подготовленные иллюстрации, связанные с сюжетом песни. И если первый показ сопровождался техническими сложностями, то в дальнейшем процесс был отработан. Стоит отметить, что соединение музыки и специально созданного иллюстративного сопровождения произвело в 1894 году настоящий фурор, и это за год до появления кинематографа. И если сейчас для нас музыкальное видео — это повседневная, даже в чем-то будничная история, то тогда это было явлением по-настоящему революционным.
Новое развлечение имело невероятный успех: Штерн и Маркс стали ездить с этим представлением по разным городам и в итоге продали более двух миллионов копий этой песни. Более того, такой подход стал быстро тиражировать и другие издатели в нот, в результате чего он даже получил отдельный термин «иллюстрированные песни». Эта новая форма контента и рекламы активно использовалась потом и в кинотеатрах и демонстрировалась там в момент смены катушек с пленками вплоть до 1937 года, когда технология окончательно устарела и стала неактуальной.
Владимир Басков
Преподаватель курса «Визуальная культура в музыкальной индустрии» (части I и II) в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Исследователь визуальных коммуникаций в музыке, музыкальный журналист, бывший редактор Billboard Russia. Сокуратор блока Mind программы «ГЭС-2 Саундсистем 2». Диджей, основатель и редактор музыкального квиза «Перемотка», коллекционер виниловых пластинок.
В 1980-е годы в Западном Берлине, ставшем негласной европейской столицей андеграундной культуры за счёт активизации различных молодёжных движений, зарождается объединение «Гениальные диЛЛетанты», сегодня известное, прежде всего, благодаря знаковым индастриал-группам Einstürzende Neubauten и Die Tӧdliche Doris. Широкая публика привыкла воспринимать их как гигантов немецкого постпанка и авторов дисгармонично гармоничных немузыкальных песен. Однако их визуальные опыты, не менее весомые и примечательные, достойны отдельного внимания. Об одержимости «диЛЛетантов» искусством рассказывает Ольга Сыч.
Слово «рейв» обыкновенно связывают с эпохой 90-х годов и собирательно называют им весь феномен новой танцевальной культуры и электронной музыки, что вполне оправдано. Но, тем не менее, рождение рейва как новой танцевальной культуры случилось вовсе не в 90-х, а в последние годы предшествующего десятилетия. Андрей Бухарин называет 10 ключевых записей рубежа 80-90- и рассказывает как свободные массовые радения на природе под эйфорические ритмы эйсид-хауса (то есть рейвы в узком смысле этого слова) позволили поименовать летние сезоны 1988-89 годов в Британии «вторым летом любви» — по аналогии с калифорнийским «летом любви» хиппи 1967-го.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.